Как известно, в начале июля во Дворце Республики состоялось награждение лауреатов ежегодного конкурса "Человек Дела" — топ-менеджеров и собственников наиболее динамично развивающихся отечественных и иностранных предприятий, работающих на белорусском рынке. Конкурс проводится редакцией журнала "Дело (Восток+Запад)" в 10-й раз и по праву считается одним из самых престижных в предпринимательской среде.

В этом году за право стать "Человеком Дела-2005" в каждой из 12 номинаций конкурировали 5-6 кандидатур — ведущие белорусские топ-менеджеры и владельцы бизнеса. Выбрать лучших среди достойных было нелегко. Окончательное решение по рекомендациям предпринимательских союзов принимал общественный редсовет журнала, который возглавляет Петр Никитенко, академик, доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики Национальной Академии наук.

"Человек Дела" — это конкурс не компаний, а предпринимателей, поэтому при обсуждении кандидатур акцент делался именно на масштаб личности. Конечно, учитывались и экономические показатели возглавляемых номинантами предприятий. Но не количественные, а качественные характеристики: динамика развития предприятия, инновации, повышение конкурентоспособности продукции. Такой подход к оценке предпринимательской и общественной роли "Людей Дела" позволил объективно подойти к определению "лучших из многих". Победителями конкурса в этом году стали как руководители крупных предприятий государственного масштаба и значения, так и представители среднего и малого бизнеса. Среди них — 3 женщины.

Лауреатам конкурса "Человек Дела-2005" были вручены дипломы и памятные призы работы белорусского скульптора Сергея Гумилевского. В церемонии приняли участие ведущие отечественные и зарубежные предприниматели, представители дипломатического корпуса, общественные и политические деятели Беларуси.

Кто же они — Люди Дела?

Лауреаты конкурса "Человек Дела-2005":

1. "За повышение престижа марки "Сделано в Беларуси" — генеральный директор ОАО "Коммунарка" Нина Атаманова.
2. "За активное привлечение и эффективное использование зарубежных инвестиций" — генеральный директор СООО "Мобильные ТелеСистемы" Андрей Румянцев.
3. "За весомый вклад в развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь" — генеральный директор СП "Санта Импэкс Брест" Александр Мошенский.
4. "За существенный вклад в развитие финансового рынка страны" — Председатель Правления ЗАО "Славнефтебанк" Владимир Иванов.
5. "За поддержку в трудное время белорусских коллег-предпринимателей" — генеральный менеджер компании Equant в России, странах СНГ и Балтии, генеральный директор ООО "Эквант" Татьяна Прохорова.
6. "За успешное применение новых технологий и методов управления" — учредитель СП "Завод стеклопакетов и архитектурного стекла" ООО (торговая марка "GLASSBEL") Дмитрий Соболевский.
7. "За активное содействие развитию аграрного сектора Беларуси" — директор "1-й Минской птицефабрики" Геннадий Демидчик.
8. "За высокое качество бизнес-услуг" — генеральный директор ООО "Запагромаш" Анатолий Федюкович.
9. "За самую оригинальную бизнес-идею, которую воплотил отечественный предприниматель" — директор ОДО "Аграрно-промышленный дом" Татьяна Беляева.
10. "За безукоризненное поведение в непростых рыночных ситуациях" — генеральный директор ООО "Миндавг" Александр Труханович.
11. "За стабильную и эффективную работу на белорусском рынке" — директор СООО "Sandy Securiti Systems" Владимир Мамчиц.
12. "За поддержание высокого стандарта зарубежной марки на отечественном рынке" — директор ООО "Налан" (официальный дистрибьютор Merloni TermoSanitari Spa в Республике Беларусь) Валерий Бойко.


Лауреаты конкурса "Человек Дела-2005":

- в номинации "За повышение престижа марки "Сделано в Беларуси" — генеральный директор ОАО "Коммунарка" Нина Атаманова.
В 17 лет она поступила в Московский технологический институт пищевой промышленности и стала осваивать мастерство кондитера. За два десятка лет прошла путь от технолога кондитерской фабрики до генерального директора.
Возглавляемое ею минское ОАО "Коммунарка" сегодня поставляет свою продукцию во многие страны ближнего и дальнего зарубежья. Это одно из ведущих предприятий Республики Беларусь, которое сохранило традиции настоящего шоколада. В 2004 году фабрика почти вдвое увеличила экспорт в страны дальнего зарубежья. Особой популярностью у западного потребителя пользуются шоколад и шоколадные конфеты. Таким успехом "Коммунарка" обязана, прежде всего, качеству продукции и грамотной маркетинговой политике. Здесь постоянно совершенствуют производство, "раскручивают" новые брэнды. В конце 2003 года, например, запустили в эксплуатацию новую технологическую линию "One-Short" по производству шоколада и шоколадных конфет с разнообразными начинками, которые продвигаются под торговой маркой "Сладкий танец". Для создания новых рецептур американским инвестором на фабрику был приглашен консультант — технолог компании Nestle с многолетним опытом работы.


- в номинации "За активное привлечение и эффективное использование зарубежных инвестиций" — генеральный директор СООО "Мобильные ТелеСистемы" Андрей Румянцев.
В 1976 году Андрей Румянцев закончил Ленинградский институт авиационного приборостроения по специальности "производство и конструирование радиоаппаратуры". Потом работал в военно-промышленном комплексе. С сентября 1994 года он — генеральный директор российского ЗАО "РадиоТел", а в 2000 году возглавил ОАО "ТелекомХХI" в северо-западном округе России. В мае 2004 года Андрей Румянцев был назначен на должность генерального директора СООО "Мобильные ТелеСистемы".
Уже более двух лет МТС лидирует среди отечественных операторов мобильной связи на рынке новых подключений, а сеть МТС в Беларуси превысила 1,5 миллиона абонентов. Это рекордные темпы развития не только для национального, но и для европейского рынка.
Столь масштабных успехов удалось достичь за счет эффективного использования инвестиций. В том числе, и иностранных. Общий вклад СООО "МТС" в белорусскую экономику составил более $203 млн. За период 2002-2004 годов компания привлекла в виде кредитов, займов и взносов в учредительный фонд около $101 млн. Успехи сети стимулировали и иностранных партнеров компании. Если в 2002 году, они вложили в белорусскую мобильную связь $32 млн, то в 2003-м — $35 млн, а в 2004-м — $31 млн.

- в номинации "За весомый вклад в развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь" — генеральный директор СП "Санта Импэкс Брест" Александр Мошенский.
Александру Мошенскому удалось создать в городе над Бугом одно из самых передовых в Европе предприятий по переработке морепродуктов. Теперь селедочку "Матиас" и "Морячок" отлично знают в Беларуси, России, Украине, Израиле, США… А некоторые деликатесы — скажем, из икры мойвы, выпускаются только в Исландии, Японии и в Беларуси.
Кстати, Исландия — главный сырьевой партнер компании. Эта страна поставляет в Беларусь чуть ли не половину своего улова сельди и других даров моря. Сотрудничество с Беларусью стало настолько важным для экономики этой небольшой островной республики, что исландские предприниматели вышли в свое правительство с инициативой — назначить Александра Мошенского почетным консулом Исландии в Беларуси. Факт, кстати, беспрецедентный. Посольство Исландии в Москве обслуживает все страны СНГ, и белорусское консульство станет первым в регионе. Уже подготовлены соответствующие документы и соглашения между Министерствами иностранных дел двух стран, остались лишь протокольные формальности.
Высокотехнологичное европейское оборудование, великолепная рыба из Норвегии и Исландии, — вот формула успеха "Санты". Примером может служить создание совершенно новой для СНГ продукции — икры мойвы в соусе. Торговая марка "Икра № 1" создавалась более 2 лет. В итоге получился не имеющий аналогов в мире продукт. На основе икры мойвы созданы не менее уникальные продукты: "Икрима", "Икрима сырная" — оригинальное сочетание настоящей икры мойвы в соусе и нежного сырного крема "Тарама". Недавно в Бресте начали производить и красную икру. Сырье для этого поставляют с Аляски.

- в номинации "За существенный вклад в развитие финансового рынка страны" — Председатель Правления ЗАО "Славнефтебанк" Владимир Иванов.
Его первая профессия — инженер-строитель. И работал он на далеком Севере. Владимир Иванов круто поменял свою жизнь в начале 90-х. Вернулся в Беларусь и создал "Славнефтебанк", который за несколько лет стал одним из ведущих финансовых учреждений в республике.
Уже из названия "Славнефтебанка" становится понятной его отраслевая ориентация: все акционеры банка — предприятия нефтяной отрасли. Однако нефтяная отрасль — это около 30% валового внутреннего продукта и почти 40% экспортной выручки Беларуси. Настолько капиталоемкий сегмент рынка не под силу обслужить ни одному белорусскому банку. Поэтому ЗАО "Славнефтебанк" — банк универсальный. И по финансовым операциям, и по клиентуре здесь не замыкаются на нефтяной специфике.
Если конец 1990-х был для ЗАО "Славнефтебанк" временем становления, то в последние годы он активно развивается, осваивая новые сегменты рынка. В прошлом году банк вышел на 7-е место в стране по объему собственного капитала. Сейчас его основная стратегия — привлечение в Беларусь крупных инвесторов. В ближайшее время банк планирует почти вдвое увеличить собственный капитал и освоить некоторые новые проекты. В частности, кредитовать жилищное строительство, приобретение недвижимости, покупку автомобилей.

- в номинации "За поддержку в трудное время белорусских коллег-предпринимателей" — генеральный менеджер компании Equant в России, странах СНГ и Балтии, генеральный директор ООО "Эквант" Татьяна Прохорова.
Компания Equant сегодня работает в 220 странах мира и осуществляет локальную поддержку клиентов в 165 странах на более чем 30 языках. Этот гигант предлагает своим клиентам уникальный перечень телекоммуникационных услуг, продуктов и решений, от высококачественной телефонии до систем международных банковских расчетов и построения международных корпоративных сетей передачи голоса, видео и данных.
Свыше 100 организаций-партнеров Equant, число которых постоянно растет, осуществляют предоставление услуг и поддержку клиентов. Благодаря такому сотрудничеству сетевой доступ к услугам компании возможен из более чем 300 больших и малых городов России, стран СНГ и Балтии. Уже более 12 лет официальным партнером Equant в Беларуси является ЗАО "ГлобалВанБел". ООО "Эквант" оказывает всестороннюю поддержку и содействие своему белорусскому партнеру в расширении номенклатуры услуг, привлечении потенциальных клиентов, на постоянной основе проводит сертификационное обучение, стимулирует повышение качества предоставляемых услуг, увеличение дохода и охват рынка.
Благодаря усилиям "Эквант", белорусские предприятия, министерства и ведомства, представительства зарубежных корпораций в Республике Беларусь получили возможность использования передовых телекоммуникационных технологий от признанного лидера в области связи.

- в номинации "За успешное применение новых технологий и методов управления" — учредитель СП "Завод стеклопакетов и архитектурного стекла" ООО (торговая марка "GLASSBEL") Дмитрий Соболевский.
Доктор технических наук, профессор БНТУ, недавно отметивший 12-летие своей карьеры в бизнесе, Дмитрий Соболевский в нашей стране считается едва ли не главным борцом со стереотипами в современной архитектуре. Он уверен, что прозрачность фасадов в ближайшем будущем будет определять тенденции и диктовать моду белорусского градостроительства. И уже сегодня создал одно из самых успешных в Беларуси предприятий по производству стеклопакетов.
Продукция СП "Завод стеклопакетов и архитектурного стекла" позволяет воплотить в жизнь самые смелые архитектурные задумки: цельностеклянные витрины, фиксированные и трансформирующиеся стены, душевые кабины, качающиеся, вращающиеся и автоматические двери, и даже стеклянные полы, элементы перекрытий и ступени. На данный момент технологическое оснащение завода обеспечивает изготовление более 1,6 тыс стеклопакетов в день. Использование высокотехнологичного оборудования дает заводу ряд преимуществ по сравнению с аналогами: низкую материалоемкость (ниже на 15%), энергоемкость (ниже на 25-30%) и как следствие, низкую себестоимость продукции. Использование высоких технологий позволяет снизить размер поставок в Беларусь аналогичной продукции импортного производства на 5-10%. Уже сегодня более 52% продукции завода поставляется на экспорт. А прочные позиции предприятия на российском рынке отмечены в рейтинге "100 лучших российских товаров".

- в номинации "За активное содействие развитию аграрного сектора Беларуси" — директор "1-й Минской птицефабрики" Геннадий Демидчик.
Геннадий Демидчик прошел все ступени профессиональной карьеры. Как говорится, он профессионал до мозга кости. Начинал трудовую деятельность в 15 лет слесарем-
ремонтником на Минском автозаводе. Параллельно учился в вечерней школе, после чего поступил в Белорусскую сельскохозяйственную академию. Вся его дальнейшая жизнь была связана с птицеводством: работал бригадиром, главным зоотехником птицефабрики им. Крупской, а с 1989 года и по настоящее время — директор "1-й Минской птицефабрики". В 2000 году ему было присвоено звание заслуженного работника сельского хозяйства. А накануне конкурса "Человек Дела-2005" он отметил 55-летний юбилей.
Экспорт куриных яиц — непростой бизнес. Особенно на европейском рынке. Товар это скоропортящийся, а иностранные потребители готовы покупать только оригинальные продукты, которых не производят "свои" фермеры. Такие, например, как йодоселеносодержащие яйца "Знатные". Сегодня "1-я Минская птицефабрика" производит почти каждое седьмое яйцо в Беларуси, экспортируя свою продукцию в Россию, Чехию и даже… Мавританию. На $4,4 млн. ежегодно. В 1996 году к фабрике присоединили убыточный совхоз "Большевик", а в 2000-м — опытное хозяйство им. Фрунзе и отделение "Пионер" птицефабрики "Дубовляны". Теперь общая земельная площадь хозяйства — 5032 гектара, из них 4523 га — сельхозугодья. Так птицефабрика превратились в многоотраслевое хозяйство. Почти половина потребляемого здесь зерна — собственного производства. Всего же предприятие выпускает 95 наименований продукции: молоко, сметану, майонез, сыры "Сулугуни" и "Аленка", брынзу, мясные и куриные полуфабрикаты. И, конечно же, куриные яйца: белые, цветные, йодоселеносодержащие, перепелиные.

- в номинации "За высокое качество бизнес-услуг" — генеральный директор ООО "Запагромаш" Анатолий Федюкович.
В 2000 году небольшое предприятие "Запагромаш" приступило к производству новой модификации измельчителей-смесителей-раздатчиков кормов для крупного рогатого скота ИСРК-12 "Хозяин", который специалисты сегодня называют "спасителем отечественного животноводства". За 4 года работы на белорусский рынок было поставлено более 350 кормораздатчиков. По оценкам Минсельхозпрода, сегодня "Запагромаш" контролирует около 60% этого сегмента белорусского рынка. Несмотря на то, что бизнес компании развивается вполне успешно, на достигнутом руководство ООО "Запагромаш" не останавливается. Ведь только в Беларуси производством мяса и молока занимаются более 2 тыс сельхозорганизаций, а в Российской Федерации их намного больше. Это огромный и пока ненасыщенный рынок.
Для руководителей хозяйств "Хозяин" стал настоящей находкой. Там, где используются "запагромашевские" кормораздатчики, надои и привес животных возрастают на 15-30%. Экономический эффект от использования "Хозяина" при содержании молочного стада в 500 голов составляет около $20 тыс в год, а окупаемость агрегата в большинстве случаев составляет менее года.

- в номинации "За самую оригинальную бизнес-идею, которую воплотил отечественный предприниматель" — директор ОДО "Аграрно-промышленный дом" ("АПД") Татьяна Беляева.
Татьяна Беляева — выпускница Института народного хозяйства, проработавшая не один год бухгалтером, в 1995 году решилась оставить престижную должность в солидной компании и открыть свое дело. Компания "АПД", которая начиналась с небольшой секции в одном из столичных магазинов, буквально за несколько лет развилась в мощную структуру. Широкий ассортимент семян овощей и цветов — популярных культур и новейших селекционных разработок — заинтересовал белорусских огородников. В 2001 году "АПД" организовало собственное производство семян.
Сегодня ассортиментный ряд семян овощей, цветов и луковичных культур, продаваемых под торговой маркой "АПД" уже составляет около 1,3 тыс наименований, что немало даже по международным меркам. А число зарубежных поставщиков сырья превысило полтора десятка. Продукцию "АПД" сегодня можно встретить не только в Беларуси, но и далеко за рубежом, а ежегодные обороты компании приблизились к 2 млрд. белорусских рублей.
Доля экспорта в объемах производства составляет 18%, а география поставок очень обширна: пакетики с семенами от "АПД" продаются по всей России, вплоть до Владивостока. В 2002 году фирма стала одним из членов Ассоциации Независимых Российских Семенных Компаний (АНРСК), в которой насчитывается более 20 организаций, работающих в сфере садово-огородного бизнеса.

- в номинации "За безукоризненное поведение в непростых рыночных ситуациях" — генеральный директор ООО "Миндавг" Александр Труханович.
Компания "Миндавг" — самый крупный в республике пассажирский автоперевозчик и вчерашний кандидат в банкроты — выходит из кризиса и переходит на качественно новый уровень бизнеса. Возврат лизингодателю около года назад 200 микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter поставил предприятие в тяжелейшие условия. Однако в начале 2005 года фирма начала закупать под кредит "Технобанка" комфортабельные и вместительные украинские автобусы "Богдан". Установив умеренную плату за проезд, "Миндавг" снова обретает популярность и наращивает объемы перевозок. В настоящий момент в Минске работает 48 "Богданов", но к концу 2005 года их число значительно возрастет. "Миндавг" с честью вышел из трудной ситуации, доказав, что для грамотной команды его менеджеров, неразрешимых проблем не бывает.

- в номинации "За стабильную и эффективную работу на белорусском рынке" — директор СООО "Санди Секьюрити Системс" Владимир Мамчиц.
Свой бизнес Владимир Мамчиц создал собственными руками от начала до конца. И за 15 лет его компания СООО "Санди Секьюрити Системс" стала одним из ведущих игроков на белорусском рынке безопасности. Владимир Мамчиц закончил факультет автоматизации Белорусского института механизации сельского хозяйства. Потом занимался монтированием и проектированием систем противопожарной сигнализации сельских построек. А свой первый самостоятельный проект охранного комплекса реализовал в 1989 году для НИИ Горхимпром на базе общественной организации воинов-афганцев Советского района Минска.
Сейчас в списке клиентов СООО "Санди Секьюрити Системс" тысячи предприятий, учебных заведений, общественных зданий. На белорусском рынке СООО "Санди Секьюрити Системс" — одна из немногих компаний, которая предлагает комплексные решения систем безопасности, как говорится, от "А" до "Я". Причем, она способна выполнить работы за крайне сжатые сроки. Так, в Раубичах в 1999-м году было необходимо обеспечить охранными системами спортивный комплекс за два месяца. Все работы контролировались на правительственном уровне, каждые 4 часа проводились планерки у руководства спортивного комплекса. Благодаря надежности и мобильности, команда сотрудников СООО "Санди Секьюрити Системс" справилась с этой задачей. И сегодня компания выигрывает 60-70% тендеров, в которых принимает участие.

- в номинации "За поддержание высокого стандарта зарубежной марки на отечественном рынке" — директор ООО "Налан" (официальный дистрибьютор Merloni TermoSanitari Spa в Республике Беларусь) Валерий Бойко.
Рынок водонагревательных приборов сегодня находится на подъеме. При этом львиная доля продаж осуществляется под брэндом Ariston производства известного итальянского концерна Merloni TermoSanitari. Эксклюзивным дистрибьютором этого предприятия в Беларуси выступает компания ООО "Налан". Это небольшое предприятие со штатом 12 человек в течение последних нескольких лет показывает рост продаж свыше 50% ежегодно, а по итогам 2004 года и вовсе увеличило объемы вдвое, продав более 16 тыс водонагревателей. "Налан" разработал сеть продаж, которая базируется на партнерах в регионах Беларуси. Сегодня водонагреватели Ariston продают более 300 партнеров "Налана", около 80% из них — индивидуальные предприниматели. Водонагревательные устройства Ariston продаются сегодня более чем в 500 торговых точках, которые расположены во всех без исключения районах республики.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-70%
-36%
-20%
-15%
-10%
-10%
-45%
-25%
-10%