178 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  2. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  3. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»
  4. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  5. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  6. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  7. Беларусь лишили права проведения этапа Кубка мира по биатлону
  8. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  9. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  10. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  11. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  12. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  13. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  14. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  15. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  16. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  17. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  18. «За попытку скрыться». Задержали работника «Белоруснефти», который записал видео против насилия
  19. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  20. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  21. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  22. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  23. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  24. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  25. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  26. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  27. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  28. Замначальника Генштаба рассказал о возможной отработке нанесения авиаударов НАТО по Беларуси и России
  29. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  30. В «Песочнице» засадили овощами новые грядки, теперь полить и прополоть лучок может любой минчанин


Лето, какое бы оно ни было, - время пивоваров. Белорусские пивовары в этом смысле не исключение. Годовые показатели наших заводов по объемам производства и реализации, по размеру ожидаемой прибыли и прочая определяются тем, как они сработают в летние месяцы. Нынешний пивной сезон имеет и несколько важных отличий. Его итоги, если можно так сказать, во многом определят будущее лицо пивной индустрии страны.

Планов громадье

Развитие белорусского пивного рынка в последние два года в значительной мере обуславливается государственной Программой развития пивоваренной отрасли Республики Беларусь на 2003-2005 гг. Этот документ направлен на увеличение производственных мощностей, объемов выпуска и реализации белорусскими заводами пива. Также он предусматривает повышение конкурентоспособности белорусского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

2005 год, если говорить о госпрограмме, является определяющим. Именно на него, непосредственно к началу очередного пивного сезона, в соответствии с программой и бизнес-планами ее участников были запланированы запуски обновленных цехов и предприятий. Вслед за крупнейшим предприятием отрасли заводом «Криница», который в декабре 2003 года ввел в эксплуатацию новые мощности, в первой половине 2005 года частично завершили реконструкцию «Речицапиво», «Оливария», «Лидское пиво» и  «Молодечнопиво». С начала июня начал выпуск пива новый игрок пивного рынка витебский «Двинский бровар». И перед началом сезона-2005 совокупная производственная мощность белорусской пивной отрасли приблизилась к 45 млн дал в год. Ожидается, что к концу года за счет реализации дополнительных проектов на  «Речицапиве», «Оливарии» и  «Брестском пиве» мощности увеличатся до 50 млн дал пенного напитка в год.

Разбалансированный рынок

Анализируя результаты выполнения программы, в первую очередь следует отметить нарастающий дисбаланс между введенными мощностями и реальными объемами производства, а также несоответствие объемов выпуска объемам потребления.

Если мощности производителей уже составляют около 45 млн дал пива в год, то задача на 2005 год - выпуск не более 37-38 млн дал. В основном, за исключением «Криницы», он обеспечивается за счет дозагрузки прежних мощностей. Новые мощности, введенные в 2005 году за счет крупных кредитов, создаются в расчете на прогнозируемое увеличение емкости отечественного рынка.

Второй дисбаланс связан с потреблением пива. В прошлом году, по официальным оценкам концерна «Белгоспищепром», емкость пивного рынка составила 30,5 млн дал. На этот год прогнозировался рост до 35 млн дал - в среднем по 35,5 литра на душу населения. Однако большинство экспертов, беря данные по объемам потребления пива в регионах, скептически относятся к этим цифрам. В лучшем случае, по их мнению, прирост может составить 1-1,5 млн дал. В своих расчетах независимые специалисты руководствуются тем, что в ряде регионов среднедушевое потребление пива не превышает 10 литров. В частности, даже по официальным данным, еще в 2003 году в Минской области, одной из самых густонаселенных, употребили в среднем всего по 5,2 литра, а в Могилевской и того меньше - по 2,3 литра пива в год. Следует учитывать также, что последние 1,5-2 года темпы роста розничной цены на пиво заметно превышали темпы роста цены на ликероводочную продукцию, не говоря уже о ценах на дешевые плодовые вина, которые фактически остались на прежнем уровне.

Нужно также принимать во внимание, что приведенный баланс ожидаемого в 2005 году производства и потребления не учитывает импорта. По данным Белгоспищепрома, в прошлом году по официальным, но главным образом, по неофициальным каналам было ввезено свыше 8,3 млн дал пива. Эти данные явно завышены, чтобы обосновать необходимость крупных денежных вливаний в пивную отрасль и ввести разного рода ограничения в отношении более конкурентоспособного по цене и качеству импортного пива. Тем не менее предполагаемые объемы импорта в этом году (по разным оценкам, они могут составить 3-4 млн дал пива) внесут еще большее напряжение на рынке.

Поэтому явный дисбаланс между наращиваемыми объемами производства (надо выполнять прогнозные показатели и оправдывать серьезные денежные вливания в отрасль) и объемами потребления неизбежно вызовет ужесточение конкурентной борьбы между белорусскими пивоварами и новое обострение вопроса с импортом.

Хорошо тому живется…

В наиболее выгодном положении находится лидер местного рынка ОАО «Криница», поставленное перед началом пивного сезона в самые лучшие условия.

Во-первых, завод фактически содержится на балансе «Приорбанка», крупнейшего частного банка Беларуси, осуществляющего с 2003 года 5-летнее доверительное управление заводом. Помимо инвестирования в модернизацию банк взял на себя разработку и проведение рекламных кампаний, международную сертификацию технологических процессов, создание новой сбытовой сети. На сегодня банк инвестировал в  «Криницу» уже около 30 млн долларов.

Во-вторых, «Криница» раньше других завершила этап реконструкции, опробовав в 2004 году новое оборудование. В итоге «Криница» (с некоторыми оговорками то же можно сказать и о  «Брестском пиве») оказалась единственным предприятием, которое по итогам I квартала 2005 года обеспечило прирост объемов. Он составил рекордные 173% (2,5 млн дал) к аналогичному периоду прошлого года. «Криница», в частности, воспользовавшись статусом лидера отрасли, еще в прошлом году провела подготовительные испытания оборудования для нанесения введенных с марта текущего года контрольных знаков на пиво. Многие предприятия не успели сделать это вовремя, что повлияло на их предсезонную подготовку.

В-третьих, удачное для «Криницы» начало этого года было обеспечено проблемами, возникшими у ее, возможно, главного конкурента ЗАО «Белорусская пивоваренная компания» (БПК). БПК была создана в 2003-2004 гг. при участии Международной финансовой корпорации и американской фирмы Detroit Investments. В ноябре 2004 года часть пакета Detroit Investments была выкуплена российской «Альфа-Эко», входящей в структуру «Альфа-Групп». При поддержке своих учредителей БПК к началу нынешнего сезона намеревалась заявить о себе как о крупном национальном пивном производителе. Однако в ноябре прошлого года компании запретили ввоз оборудования в качестве вклада в уставный фонд. Взамен было предложено оформить его как технологическое оборудование, что вызвало необходимость переоформления всех документов, включая инвестиционное соглашение. Так что учредители БПК решили пока ограничиться продвижением временного брэнда «Бобров» в рамках существующих мощностей.

Отметим, что только БПК и  «Двинский бровар» в своих проектах модернизации предусматривают прямые инвестиции. Модернизация «Криницы» и остальных заводов производится за счет кредитов. С одной стороны, закрепление за предприятиями крупных госбанков гарантирует источник ресурсов. С другой - эта схема финансирования чревата ростом и без того значительных долговых обязательств. Тем более что в пивную отрасль из-за ее сезонной специфики вкладываются короткие деньги. В значительной степени это привлеченные извне средства, которые поступают в Беларусь из-за высокого странового риска под высокие проценты. То есть это еще и весьма дорогие деньги. Финансовое положение пивзаводов продолжает ухудшаться и из-за отвлечения больших ресурсов на авансирование производителей пивоваренного ячменя, на предоплату контрольных знаков, из-за роста неплатежей торговли.

Только в текущем году «Криница» должна выплатить по обязательствам 31,8 млн долларов. Это - серьезная сумма для компании. Но у остальных производителей ситуация еще сложнее, поскольку для частного «Приорбанка» участие в управлении тремя пивзаводами, по сути, является пропуском в интересующие его отрасли - на нефтяной рынок, в газо - и нефтетранспортировку, нефтепереработку и химический комплекс, металлургию. Чтобы сохранить этот пропуск, «Приорбанк» не может допустить банкротства «Криницы». А вот у госбанков, взявшихся за обслуживание других пивзаводов, нет таких дополнительных «обязательств» перед предприятиями. И многие руководители акционерных пивоваренных компаний опасаются, что, если не оправдаются надежды на увеличение емкости рынка и соответствующий рост продаж, в связи с ухудшением финансово-экономического положения заводов государство может поставить вопрос об их национализации.

За спиной лидера

Продолжающееся ухудшение финансового положения пока все-таки волнует директорский корпус меньше, чем развернутая экспансия «Криницы» на региональные рынки.

Одной из реакций на активность «Криницы» можно назвать проснувшийся у региональных заводов интерес к выпуску пива в премиум-сегменте. В раскрутку этих брэндов сейчас вливаются значительные по белорусским меркам деньги. В 2005 году несколько предприятий запустили в производство продукты, заявленные как премиум-пиво. Это - «Лидское пиво» (брэнд «Три короля»), «Речицапиво» («Левенбир»), «Оливария» («Дата 1864»), «Молодечнопиво» («Тамплиер»). И хотя доля премиум-пива на мировом рынке колеблется обычно в пределах 2-3%, реализация белорусских марок дала на первых порах неплохие результаты. Например, в Лиде доля «Трех королей» в общем объеме реализации за первые месяцы 2005 года составила 13%. Специалисты, правда, объясняют этот успех рекламными деньгами, вброшенными на первоначальную раскрутку брэнда. К тому же запуск премиум-брэндов готовился в прошлом году, когда в белорусской торговле действовала ограничительная 15%-ная наценка на аналогичные российские брэнды. С начала 2005 года наценка снизилась до 5%, но такая же наценка существует и на белорусское пиво, и эксперты уверены, что белорусские премиум-брэнды вряд ли смогут по качеству и раскрученности составить конкуренцию зарубежным.

Второе направление, которое пытаются сейчас освоить белорусские производители, - выпуск лицензионного пива. Первым в этом деле стал «Двинский бровар», выводящий на рынок пиво «Урштайн». Переговоры о выпуске одной из германских марок ведет и  «Лидское пиво». Однако опять же нужно сделать оговорки. Торговая марка «Урштайн» мало известна широкому потребителю, и вряд ли витебчане могут рассчитывать на значительные объемы ее продаж на белорусском рынке. Куда больше шансов на успех имела БПК, которая в 2004 году рассматривала в том числе вариант производства в Бобруйске пива «ПИТ».

Факторы роста и факторы риска

Привести в соответствие баланс производства и потребления пива на белорусском рынке и тем самым снизить внутреннюю конкуренцию могло бы увеличение экспорта. Экспортный потенциал отрасли на 2005 год в госпрограмме оценен в 3 млн дал. Увеличению экспортных поставок могло бы помочь введение в торговле с Россией принципа страны назначения при уплате НДС и акцизов - производители и поставщики наконец-то освободились бы от проблемы «двойного НДС». Однако существенного увеличения экспорта в этом году ожидать не следует. Главным образом по той причине, что местный рынок сейчас более рентабельный, а экспорт связан с дополнительными расходами на транспортировку, рекламное продвижение и т. д.

На развитие белорусского пивного рынка в текущем году может оказать влияние еще один фактор. «БДГ» уже сообщала, что в конце апреля Министерство здравоохранения РБ выступило с инициативой ввести запрет на распитие пива в общественных местах. Но самое главное - белорусский Минздрав настаивает на внесении поправок в действующее законодательство, чтобы по примеру России приравнять пиво к алкогольным напиткам. Представители заводов все еще скептически оценивают такую возможность. Но не следует забывать о декларируемом сближении отечественного законодательства с российским. А также о том, что в Могилеве, одном из самых мало пьющих пиво городов Беларуси, в начале 2005 года депутаты местного Совета запретили его потребление в общественных местах. А на прошлой неделе стало известно, что могилевских депутатов уже на общенациональном уровне поддержало руководство МВД…

Вадим СЕХОВИЧ
-30%
-5%
-40%
-20%
-50%
-30%
-10%
-50%
-20%
-10%
-10%