/

В мае президенту должны представить окончательный вариант нового декрета о развитии предпринимательства и упрощении развития бизнеса. До этого все заинтересованные могут вносить в него свои предложения. Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин при этом признается, что «все обсуждают вчерашний день». Несмотря на это, он говорит, что принятие документа — это последний шанс оздоровить экономику.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

На базе конфедерации бизнесмены, эксперты и чиновники обсудили дополнения и изменения в нынешний текст декрета.

— Если мы сделаем этот документ рабочим, то я обещаю, что в страну пойдет приток инвестиций. Не сделаем — упустим последний шанс. Потому что репутация страны в мире не очень хорошая, — говорит Владимир Карягин.

В пакете с декретом идут еще изменения в некоторые президентские указы и кодексы. Их главная суть — уменьшить количество проверок и снизить ответственность бизнеса за незначительные нарушения.

В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли говорят, что наказание не всегда соразмерно преступлению.

— Мы ратовали за то, чтобы отменить нижний предел административной ответственности за продажу товаров с истекшим сроком годности. Сейчас минимальный штраф — это 30 базовых величин. Такое наказание магазин может получить даже за два просроченных сырка. Мы считаем, что это неправильно, — озвучила инициативу МАРТа начальник управления организации торговли и услуг Виолетта Брезовская.

Но либеральное предложение министерства пока не приняли.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Сегодня ведомство направило президенту проект указа об упрощении ведения бизнеса в малых городах и на селе. Если документ будет подписан, он позволит открыть магазин или кафе за одну базовую в год. И никаких других налогов.

— Кто-то может сказать, что это сумасшедший вариант. Но мы считаем, что на данном этапе указ поможет возродить эти сферы деятельности в небольших населенных пунктах и позволит предпринимателям встать на ноги, — говорит Виолетта Брезовская.

Открыть бизнес станет проще, а работать — вряд ли дешевле

По новому декрету, открыть практически любой бизнес станет легче: вводится уведомительный принцип. Простыми словами, вы пишете письмо в исполком, что собираетесь начать свое дело, и уже на следующий день можете начинать работать.

Бизнес ждет и сокращения видов деятельности, на которые нужно получать лицензию. Среди прочего, они предлагают отменить специально разрешение хотя бы на работу адвокатов, посредников в сделках с недвижимостью и психологов.

Но эти либеральные частности не меняют системного подхода к ведению бизнеса, уверен руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Главная мысль экономиста заключается в том, что развитие предпринимательства в Беларуси при существующей налоговой нагрузке невозможно. А в новом декрете об этом практически ничего нет. Вводится только мораторий на повышение ставок и введение новых сборов и пошлин до 2020 года.

— Идет подмена понятий. Потому что все, что нужно увеличить, можно увеличить в 2017 году. Сейчас происходит повышение экологического налога, обсуждается рост отчислений в ФСЗН для помощи безработным, и налог на недвижимость и землю сегодня серьезно бьет по производителям, — объясняет Ярослав Романчук.

Бизнесмены говорят, что с каждого рубля отдают государству 52−54 копейки налогов. Это много. И часто именно отчисления в бюджет делают белорусскую продукцию неконкурентоспособной. И мораторий ситуацию не спасет — нужно думать, как в целом облегчить нагрузку.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Ярослав Романчук настаивает на проведении серьезного аудита нынешней налоговой системы. Некоторые госорганы с этим категорически не согласны. В Минфине, например, считают, что решение проблем бизнеса приведет к дефициту бюджета. Получается замкнутый круг и новая необходимость брать в долг у иностранных кредиторов. В том числе и на модернизацию предприятий. Внутренние ресурсы на развитие вымывают все те же налоги.

— У нас в этом году закончилась льгота по налогу на прибыль. И те деньги, которые собирались вложить в развитие бизнеса, пришлось заплатить в бюджет, — рассказывает историю из жизни директор гомельского мусороперерабатывающего завода «Линия сноса» Юрий Сулим. — В другой ситуации нам облисполком оказывает помощь в районе миллиарда рублей. И нам тут же повышают коэффициент по земельному налогу, который все это забирает. Это утопия полнейшая.

Фото: narodnarada.info
Фото: narodnarada.info

Вместо налогов — платные государственные услуги

В новом тексте декрета эксперты нашли пункт, которым государство подстраховало себя от возможных налоговых потерь. Исполнительная власть получает право продавать свои услуги через посредников. И это притом что коммерциализация государственной деятельности недопустима.

— Получится так: ты обращаешься в исполком, а тебе говорят пойти куда-то и заплатить за какую-то услугу. Это еще один дополнительный косвенный налог, — считает Ярослав Романчук. — Если госорганам позволят зарабатывать деньги через коммерческие структуры, то нас ждет новая и очень неприятная реальность: нужно будет покупать услуги чиновников.

Рабочая группа по разработке декрета при Администрации президента на одном из совещаний согласилась убрать спорный пункт. Но в итоге его лишь подробнее расписали, не изменив суть. Все согласились с тем, что его не должно быть. Но его только дополнили. Суть не изменилась.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Мораторий на проверки может убить бизнес

Проблемы в упрощенных правилах ведения бизнеса видит и сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

— Дай Бог, чтобы не было хуже от этого документа, — опасается он.

И главная проблема в том, что все законодательные инициативы перерастают в крайности. А хорошо — это когда посередине.

— Возьмем контрольно-надзорную деятельность. Практически все министерства ввели мораторий на проверки. Но пройдет полгода-год, бизнес перестанет выполнять какие-то нормы, часто просто бюрократические, а потом к нему придут контролеры и вернут свои штрафы с лихвой. И некоторые в этом открыто признаются, — описывает возможный сценарий развития событий Виктор Маргелов. — Во всех изменениях важен принцип разумности. Отмена не всегда решает проблемы.

— У ряда контролирующих органов в виде плана стоит количество протоколов или штрафов. Но чтобы сделать статистику, достаточно просто выехать к метро, где бабки торгуют. И пять бабок — уже пять протоколов. При этом акулы крупного черного бизнеса за этим туманом административных протоколов уходят от ответственности, — говорит директор Ассоциации компаний информационных технологий Дмитрий Ананьев.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Приватизация. Проблема, которую видят не все

Провести успешные реформы, когда в стране 80% предприятий находится в руках государства, невозможно, считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

— Мы боимся говорить о приватизации. Но некоторые госструктуры не видят здесь проблем, — отмечает экономист.

Он говорит, что приватизация в Беларуси есть только в теории. Довести даже мелкую сделку до конца обычно невозможно. У многих предпринимателей есть серьезные барьеры даже при выкупе арендованного помещения. Выделение земли для расширения производства — еще большая проблема.

— Это критически важный вопрос. Доступ к земле и недвижимости предполагается только в рамках арендных отношений. Но они так или иначе предполагают использование административных рычагов и ограничивает возможности бизнеса. А если какие-то активы и предлагаются, то на таких условиях, что они становятся никому не нужны, — объясняет Ярослав Романчук.

Бизнес в целом поддерживает новый декрет и либерализацию предпринимательской деятельности. Но в нынешней редакции документ лишь утверждает «сохранение старой модели, а не создание новой», говорят эксперты. До конца весны у них есть время донести эту мысль до чиновников. Иначе надежда на то, что поможет белорусской экономике, снова откладывается.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-24%
-10%
-50%
-18%
-50%
-21%
-50%
-30%