опубликовано: 
обновлено: 

Милиция приходила с обысками в два минских офиса телеканала «Белсат», которые находятся у Академии наук и на улице Октябрьской. Об этом сообщил TUT.BY представитель телеканала в Беларуси Алексей Минченок. Минское ГУВД сообщает, что проводится проверка по факту «незаконного использования товарного знака BELSAT». Это дело телеканал проиграл в Верховном суде Беларуси в 2014 году.

Коллаж: belsat.eu
Коллаж: belsat.eu

Обыски начались примерно в 9.40 утра. Помещения, в которых проходят обыски, — это снятая квартира и офис. Сначала технику вывезли из офиса на Академии наук, затем — на ул. Октябрьской. Из второго офиса на сером микроавтобусе увезли и оператора «Белсата» Александра Любенчука. Он успел сообщить коллегам, что его везут в Первомайский РОВД. По данным его коллеги Алеся Залевского, Любенчук был одним из немногих журналистов «Белсата», который работал в Беларуси с аккредитацией, судя по всему — как оператор Польского телевидения.

По сообщению милиции, в начале марта 2017 года в Первомайское РУВД Минска поступило заявление от правообладателя товарного знака BELSAT, который зарегистрирован гражданином Беларуси в 2001 году, «о систематическом нарушении его исключительных прав на объект интеллектуальной собственности».

— В результате проведенных проверочных мероприятий сотрудниками милиции установлен круг лиц, использующих указанный товарный знак в нарушение ст. 9.21 КоАП Республики Беларусь (Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности). Для проведения необходимых процессуальных действий по местам их пребывания проведено изъятие аудио- и видеотехники, компьютерного оборудования.

МИД Польши сообщил TUT.BY, что польский посол Конрад Павлик связался с белорусским МИД, чтобы получить разъяснения по этой ситуации. Посольство также в постоянном контакте с представителями телеканала в Беларуси

Руководитель отдела информационных программ «Белсата» Алексей Диковицкий связывает обыски с активным освещением на телеканале последних акций протеста:

— Гэта раззлавала ўлады, бо мы яшчэ маем такі рычаг і магчымасць вывесці «карцінку» на экран, а не толькі паказаць у інтэрнэце. Цяпер улады намагаюцца абмежаваць інфармацыю пра пратэсты. Першыя сімптомы гэтага мы бачылі яшчэ ў першай палове сакавіка, калі пачалі затрымліваць нашых журналістаў. «Белсат» гатовы да гэткіх дзеянняў. Навіны на нашым тэлеканале будуць выходзіць нягледзячы ні на што.

Дело, о котором идет речь, началось в ноябре 2013 года. Предприниматель Андрей Беляков, владелец ЧТУП «БЕЛСАТплюс», пожаловался в Верховный суд на нарушение своих прав компанией Telewizja Polska, которая является владельцем телеканала «Белсат». Беляков был недоволен тем, что люди путают товарный знак его предприятия с телеканалом. На вопрос судьи, в чем это выражается, Беляков заявил: «Люди ассоциируют нас с телеканалом, приходят как к корреспондентам со своими бедами, предложениями. Это нас отвлекает от работы».

Сам Беляков в интервью «Еврорадио» говорил, что это Telewizja Polska первой подала против него иск еще в 2012 году и проиграла. Поэтому, добавил предприниматель, он был вынужден «разбираться с проблемой» и пошел в Верховный суд в 2013 году.

В январе 2014 года Беляков проиграл дело в коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного суда. Однако в июне этого же года вышестоящая инстанция — президиум Верховного суда изменила решение. В сентябре белорусский Верховный суд обязал Польское телевидение прекратить использование товарного знака «Белсат» на территории Беларуси. С тех пор новостей об этом деле не было.

Телеканал «Белсат» существует с 2007 года, формально — как подразделение Польского телевидения и не имеет регистрации в Беларуси. Стабильно не получают аккредитации и журналисты этого телеканала. Один из них, Александр Борозенко, сейчас отбывает 15 суток ареста по статье о мелком хулиганстве. Телеканал вещает через спутник и в интернете.