Как унифицировать наименования товара, который поставщик в накладных каждый раз называет по-новому, как прекратить деятельность ИП, принять на работу директора, который является и учредителем компании, — на эти и другие вопросы в ходе очередного выпуска проекта «Закон по полкам» ответил Владимир Несмашный.

Юрист, основатель группы бизнес-консультантов Alliance Group ответил на вопросы представителей малого и среднего бизнесов. Представляем полную видеоверсию эфира.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

 

Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь, это бесплатно!

Следующий выпуск проекта выйдут в понедельник, 13 марта, в 15.00. Прямая трансляция также будет доступна на портале, а также на странице TUT.BY в социальной сети Facebook, где в комментариях можно оставить вопросы, если вы не успели отправить их на air@tutby.com.

* * *

Публикуем также текстовую версию вопросов, не вошедших в предыдущий эфир.

Вопрос от Ольги Пантелей: В ответ на вопрос, может ли жена-ремесленник продавать своему мужу-ИП свои изделия для дальнейшей продажи в интернет-магазине, вы предложили нам вариант с договором комиссии.

Но изучив информацию о правилах комиссионной торговли, было найдено следующее:
1. Согласно пункту 3 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением Совета министров Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 744, определено, что принятые на комиссию товары продаются в специализированных магазинах и павильонах с торговым залом, а также в специализированных секциях (отделах) магазинов и павильонов с торговым залом, т.е. только в торговых объектах.

2. Согласно пункту 2 Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31, интернет-магазин — это сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара. Таким образом, интернет-магазин не является торговым объектом (магазином, павильоном).
Из этих двух пунктов, получается, можно сделать следующий вывод: через интернет-магазин комиссионная торговля осуществляться не может. А также по этой теме были найдены в интернете официальные ответы налоговой и Минэкономики (прилагаю).

Из вышеизложенного возникает вопрос: как может муж-ИП (единый налог) правильно оприходовать себе работы жены-ремесленницы для дальнейшей продажи через интернет-магазин, если, как выяснилось, комиссионная торговля (договор комиссии) невозможна?

Ответ: В прошлый раз говорилось о комиссии как варианте, раз она не подходит — сделайте договор купли-продажи и акт приема-передачи к нему.
Можно критиковать такой способ, но договор могут признать недействительным только его стороны, поэтому все будет нормально. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Вопрос от Юрия: Насколько точно вводимое в 1С название оприходуемого товара, предназначенного для перепродажи, должно соответствовать приходному документу? Допустимо ли оприходование товара с наименованием, не меняющим сути товара?
Мы торгуем очень широким ассортиментом канцелярских товаров. Один и тот же товар может приходить от разных поставщиков (а иногда даже и от одного поставщика) с разными названиями: то «скотч», то «лента липкая», то «клеящаяся лента»; то «точилка», то «устройство для затачивания карандашей»; то «бумага Ксерокс» — по-русски, то «бумага XEROX» по-английски; то «пленка для ламинирования», то «пленка кармашковая для ламинации», то «пленка карм.».

Меняется порядок слов, добавляются артикулы, которые, возможно, присваивает товару поставщик, и на товаре артикул не указан. Если оприходовать все как в приходной — ни один менеджер не будет в состоянии подобрать необходимый ему товар. Он просто не найдет его в списке номенклатуры. Отдельная проблема у складских работников. Им приходится суммировать различные позиции, чтобы пересчитать товар, который лежит в одной коробке и ничем не отличается. Как найти выход из такой ситуации?

Ответ: Формально вы можете продавать только тот товар, покупка которого подтверждается приходными документами, то есть наименование товара должно сохраняться.
Однако никто не мешает изменить наименование товара в целях систематизации учета отпускаемого товара и его корреляции с прейскурантом и иными документами.
Единственное, полагаю, что нужно оформить это документально, чтобы было видно, как изменено наименование товара.
Это может быть приказ об упорядочении использования наименований товаров, где опишете по группам, как должен приходоваться приобретаемый товар для облегчения поиска его по базе.

Вопрос от Юрия: ИП оказывает услуги по управлению организации, учредителем которой является его супруга. По данному виду деятельности ИП находится на общей системе налогообложения. Под какое налогообложение подпадет доход, полученный от продажи товара от ИП в адрес этой организации?

Ответ: Вы путаетесь в терминах. ИП применяет общую систему налогообложения, но по доходам, получаемым от юридического лица, где учредителем является супруга, платит подоходный налог. Причем п. 3.19. ст. 286 НК пишет о доходах вообще, следовательно, подразумевается доход по любым операциям, в том числе связанным с реализацией товаров.

Вопрос от Виктора Сергеевича: Имеет ли право частное предприятие брать в безвозмездную аренду экскаватор у физлица (физлицо не является ни учредителем, ни работником предприятия) с последующим оказанием услуг на этом экскаваторе другим юрлицам?

Ответ: Да, можно. Но все же терминологически и по смыслу вас поправлю: аренда — всегда за деньги, а если бесплатно — это договор ссуды, он же безвозмездного пользования. Ошибка в названии и сути договора может обойтись дорого.

Вопрос: Покупали товар (точнее, направлял водителей), товар отпускается в тоннах. За один заезд забирали по несколько тонн, выписали значительную партию товара до 40 тонн. Продавец выписывал «тн» вместо «ттн».
Является ли это грубым нарушением (и кто будет виноват при проверке?) и если является, можно ли как-то выйти из этой ситуации без потерь?

Ответ: Нарушение довольно грубое, при налоговой проверке может быть поставлен вопрос как у вас, так и у грузоотправителя, выписавшего неверную накладную. Он осуществил отпуск по неправильной накладной, вы приняли товар по неправильной накладной. Раньше был штраф за неверное заполнение накладной — 10% от суммы, его давно отменили. Но сейчас могут квалифицировать по п. 4 ст. 12.17. КоАП как перевозку без накладной, так как должна была быть ТТН, а у вас ее не было. Можете составить с продавцом правильную накладную, но обязательно указать на ней «дубликат» и проставить все необходимые отметки и подписи.

Вопрос: Заключил договор купли-продажи. Взял товар у контрагента, хотел рассчитаться, а мне говорят, что у них все счета арестованы. Попросили купить им товары. Я купил нужные им товары на свою фирму, а затем им передал. Как погасить задолженность перед ранее взятыми товарами. Как по закону это оформить по документам? Ждать, пока у них счета разблокируют, у меня нет времени. Могу ли я товар продать контрагенту по той цене, по которой купил сам?

Ответ: Все просто. Купили товар на свою организацию и продаете им, отпускаете по накладной. После этого у вас будут встречные задолженности и права требования, по которым вы делаете зачет, после которого на сумму зачета долг списывается.
Отпустить товар можете по цене приобретения, выше или ниже — по своему усмотрению и договоренности.

Вопросы:
1. Снова об оформлении в личный доход наличных, полученных по квитанциям о приеме наличных денежных средств.
ИП (электромонтажные работы, единый налог, расчетного счета нет, клиентам выдаются квитанции).
В начале деятельности налоговый инспектор лично вписала в книгу учета валовой выручки первую квитанцию о получении наличных денежных средств — как пример.
Т.е. в книге регистрируются квитанции, а не приходно-кассовые ордера.
Надо ли как-то оформлять переход денег из карманной кассы в личный доход и как? Приходно-кассовых ордеров нет, кассовой книги нет.
И налоговый инспектор, и отдел консультаций устно утверждают, что переход денег в личный доход не оформляется.
ИП подал заявление о прекращении деятельности, и проверять это будет ревизионный отдел. Что можно или нужно сделать, чтобы у ревизионного отдела мнение вдруг не разошлось с мнением предыдущих консультантов?
Согласно п. 31.12 Совмин № 924/16 06.07.2011, при услугах вне постоянного места осуществления деятельности можно без КСА. В п. 32, что в вышеописанном случае надо каждый факт принятия налички оформлять документом с определенной степенью защиты, информация о котором включена в электронный банк данных бланков. Квитанциями или приходно-кассовыми ордерами — не уточняется. Есть требование по оформлению приходно-кассовыми в конце смены для других случаев, когда тоже можно без КСА, но не для услуг вне постоянного места осуществления.
А если не было приходно-кассовых, то как писать расходно-кассовые в личный доход? И кассовой книги нет.

Ответ: Постановление правления Национального банка Республики Беларусь
29.03.2011 № 107
ИНСТРУКЦИЯ о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь
ч. 2 п. 50
Необходимость ведения кассовой книги подразделениями, юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством и ведущим учет в книге учета доходов и расходов, индивидуальным предпринимателем определяется самостоятельно в письменной форме руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем.
Если вы не ведете кассовую книгу, то вам не нужны расходные и приходные ордера, полученную выручку отражаете на основании квитанций, как вам сказали, а все полученные деньги после уплаты налога есть ваш доход от деятельности, который отдельным документом оформлять не надо.
Все у вас в порядке.

Вопрос от Дмитрия: Как происходит проверка при прекращении деятельности ИП и какие общие рекомендации — как вести себя на ней в часто встречающихся при этом ситуациях?
Ответ: Вам позвонят, скажут принести документы учета. Принесете книгу учета, квитанции, документы по уплате налога, договоры с заказчиками, если есть, акты.
Проверка будет происходить в налоговой, сверят, за все ли месяцы деятельности уплачен единый налог, проверят правильность ведения учета. При отсутствии нарушений составляют справку, если какие-то найдут — акт проверки. Если найдут что-то на небольшой штраф, практика показывает что дешевле обойдется согласиться.

Вопрос от Юрия Козаченко:
Можно ли индивидуальному предпринимателю работать на электрооборудовании с пневмозажимом (то есть с применением сжатого воздуха) российского производства, если на это оборудование у завода-изготовителя есть только одна декларация о соответствии № 010/2011, то есть ни 004/2011, ни 020/2011, ни какой-либо другой нет. Существует ли ответственность за использование такого оборудования, какая и кто является контролирующим органом.

Ответ: Такие вещи, как сертификаты, декларации и т.п., нужны при реализации, а не использовании.

Вопрос от Юрия Козаченко: Какие разрешения и у кого ИП должен взять для работы на электрооборудовании в снимаемом помещении?

Ответ: Надо смотреть, что за помещение (целевое назначение) и что за оборудование. По общему правилу разрешений не нужно, если только этого не требует сам вид оборудования или работы, которые на нем производятся.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, кто должен, согласно законодательству, подписывать трудовой контракт с директором частного торгового унитарного предприятия, если директор, которого принимают на работу, и является единственным учредителем данного предприятия? (И также приказ о приеме на работу.)

Ответ: На подписание трудового договора можно кого-то уполномочить, но на самом деле учредитель вправе принять просто решение о непосредственном возложении на себя обязанностей руководителя, об этом указано в п. 4 ст. 113 ГК. В этом случае учредитель принимает решение, а потому уже издает приказ о вступлении в должность.

Вопрос от Геннадия: ООО с ОСН занимается оптовой торговлей. Управляющий ИП (не учредитель) заключил договор аренды автомобиля (своего личного) с экипажем, т.е. ИП дает автомобиль в аренду организации с водителем, где водитель сам ИП. Правильным будет такой договор аренды?

Ответ: Полагаю, достаточно просто договора аренды, незачем смешивать вас как управляющего с экипажем ТС.

Вопрос от Геннадия: Надо ли ИП заполнять путевые листы, если в договоре аренды указано, что все затраты на содержание, ГСМ, ремонт (капитальный и текущий) и техобслуживание осуществляет ИП?

Ответ: Нет, не нужно. ИП оплачивает все расходы за счет личного дохода при УСН либо относит на затраты при уплате подоходного налога.

Вопрос от Геннадия: Организация зарегистрировала в торговом реестре склад как объект оптовой торговли. На площадке deal.by используем страничку. На ней есть товар, цены, контакты и др. информация, т.е. все, что относится к интернет-торговле. Является это интернет-торговлей (интернет-магазином) или рекламной площадкой?

Ответ: Рекламная площадка, если там нельзя осуществить выбор и заказ товара, в противном случае — интернет-магазин.

Вопрос: Планируем подключить розничную торговлю через ИП-управляющего. Можем мы ИП-управляющего задействовать для розничной торговли как ИП по договору комиссии или лучше другой вариант?

Ответ: Способы могут быть разные, определить конкретно более выгодный или удобный нельзя, не зная системы налогообложения ИП и какими товарами будет вестись торговля.

Вопрос: Правильно будет на нашей страничке на deal.by разместить объявление, что розничная торговля осуществляется через ИП-управляющего, и телефон?

Ответ: На сайте должна быть информация о продавце товаров, и сайт должен принадлежать ему.

Вопрос: ИП-управляющий устроен в эту организацию для уплаты ФСЗН как специалист по продажам товара на 0,25 ставки. Будут ли считаться экономически обоснованными затраты — услуги управляющего ИП при условии работы в этом ООО специалистом по продажам товара? Должностные обязанности управляющего и специалиста по продажам абсолютно разные или есть тонкие моменты этого вопроса?

Ответ: Если ИП фактически не работает специалистом по продажам, а в ходе проверки это легко установить, то вас можно обвинить в уклонении от уплаты налогов, так как вы создали фиктивное трудоустройство для уменьшения выплат в ФСЗН и относите на затраты при исчислении налога на прибыль зарплату, за которую ничего не делаете.

Вопрос: Мы — оптовые поставщики товара, поставляем товар на условии предоставления премии за достижение определенного объема закупок. Условия предоставления оговорены в дополнительном соглашении к договору поставки. Также в данном дополнительном соглашении оговорено, что сумма премии зачитывается в счет будущих поставок. Возможно ли производить взаимозачет в данном случае, согласно статье 381 Гражданского кодекса Республики Беларусь, т.е. отвечают ли эти задолженности (с одной стороны, за товар, а с другой — за премию) условиям однородности и встречности?

Ответ: Обязательства разные, выражены в деньгах, являются встречными — вроде как ничто не противоречит принципам зачета, однако не совсем понятно, как при этом вы учитываете «премию» в счет будущих поставок товара — теряется сама суть премии. Проще сделать финансовую скидку. Вообще сложно дать точный ответ, так как нужно видеть конкретно условия договора и порядок начисления «премии».

Вопрос от Александра Соловчука: Я зарегистрирован как ИП. Но в данный момент никакой деятельности не веду. Работал как физлицо по договору возмездного оказания услуг. Три месяца. В ФСЗН за этот период на ИП насчитали платежи. Говорят, что он не считается, что нужно платить как ИП. Так ли это?

Ответ: Да, это так. Для получения льготы по ФСЗН за этот период вы должны были работать по трудовому договору.

Вопрос: Правомерно ли требование работников ФСЗН предоставлять им трудовые договоры, заключенные ИП с наемными работниками (кроме первой постановки на учет в качестве плательщика) при каждом приеме и увольнении или достаточно представлять отчеты ПУ-2, ПУ-3 и т.д.

Ответ: Да, ИП предоставляют в ФСЗН трудовые договоры, поскольку ИП платит взносы и за себя, и за работников.

-30%
-10%
-10%
-10%
-10%
-20%
-50%
-20%
-40%
-15%
0066856