Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Белорусский бизнес настаивает на взаимозачете утилизационного сбора при отчуждении транспортных средств в пользу субъектов хозяйствования других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом говорится в заявлении Бизнес-союза предпринимателей  и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского (БСПН).

Фото: s13.ru
Фото: s13.ru

Несмотря на заявленный в ЕАЭС принцип свободного перемещения товаров, ввезенных и растаможенных на территории союза, перевозчики Беларуси столкнулись с необходимостью повторно уплачивать утилизационный сбор при покупке в России бывшей в употреблении импортной техники. Аналогичный платеж приходится совершать и российским контрагентам, в пользу которых белорусские компании отчуждают свои транспортные средства.

В ЕАЭС активно идет создание дочерних предприятий, в том числе белорусскими транспортными компаниями. Процесс подразумевает перемещение основных средств, однако необходимость повторной уплаты утилизационного сбора никак не вписывается в понятие свободного перемещения товаров. Например, если белорусский учредитель пожелает передать транспортное средство компании, открытой им в России, то при постановке машины на учет ему придется повторно уплатить сбор. Требование действует, даже если транспортное средство передается в аренду. С аналогичной проблемой столкнулись и российские инвесторы, открывающие в Беларуси дочерние транспортные компании, говорится в сообщении БСПН.

В бизнес-союзе считают, что для бизнеса стран ЕАЭС это серьезная проблема, особенно если учесть, что размер утильсбора велик и может быть сопоставим со стоимостью самого транспортного средства. Как следствие, движение основных средств между компаниями (по крайней мере активной их части) зачастую оказывается заблокированным.

По данным БСПН, с трудностями столкнулись не только аффилированные структуры, но и большое количество субъектов хозяйствования, приобретающих или продающих бывшую в употреблении технику. Ее рынок в Беларуси весьма узок, особенно по грузотранспортным и специализированным машинам, так что многие сделки проходят в формате экспорта/импорта. Повторная уплата утилизационного сбора делает продажу техники в другие государства ЕАЭС экономически нецелесообразной. Данные обстоятельства вызывают обеспокоенность у БСПН и его членов.

Инициатива о внесении изменений в национальные законодательства государств — членов ЕАЭС обсуждена 11 ноября на заседании Межведомственного совета по внешнеторговой политике при Совмине. Согласно протокольной записи заседания, Минпрому поручено подготовить проекты изменений в указ № 64 и постановление Совмина № 172, которые регулируют уплату сбора в Беларуси. Минтранс, Минфин и ассоциация «БАМАП» получили задание подготовить проект обращения Совмина к правительству РФ с предложением внести изменения в российское профильное законодательство.

По планам, до конца года детализированные законодательные инициативы будут рассмотрены на очередном заседании Межведомственного совета по внешнеторговой политике, после чего их вынесут на утверждение правительств двух стран.

Напомним, что утилизационный сбор на импортные транспортные средства введен Россией в 2012 году как компенсационная мера на фоне снижения ввозных таможенных пошлин при вступлении в ВТО. Первоначально он не уплачивался при регистрации техники, ввозимой с территории других стран Таможенного союза, если та получила статус товара ТС. Однако с 1 января 2014 года данное исключение было упразднено федеральным законом от 21 октября 2013 г. № 278-ФЗ.

В настоящее время суммы сбора и порядок его уплаты регулируются постановлением правительства России от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В Беларуси аналогичный сбор определен указом от 4 февраля 2014 г. № 64 и принятым в его развитие постановлением Совмина от 27 февраля 2014 г. № 172.

В Беларуси и России установлен почти идентичный размер утилизационного сбора в долларовом выражении в отношении основных видов транспортных средств, используемых в международных автомобильных перевозках. Отличается лишь порядок уплаты. От данного платежа в двух странах освобождены только транспортные средства, производимые на территории Евразийского экономического союза. 

,