фотоПрезидент России Владимир Путин провел сегодня переговоры в Сочи с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Первая в текущем году встреча лидеров двух стран проходит в резиденции российского президента "Бочаров ручей". Стороны обсудили несколько заранее запланированных вопросов, одним из которых стал переход с 1 января 2006 г на использование российского рубля в качестве единой валюты России и Беларуси.

"По предложению белорусской стороны, переход на использование единой валюты был перенесен на один год, с 1 января 2005 года на 1 января 2006 года", — напомнил представитель администрации президента РФ. По данным некоторых СМИ, белорусы вынуждены были отложить переход на единую валюту исключительно из политических соображений. Это нанесло бы ущерб их суверенитету, поскольку контроль за эмиссией денег был бы возложен на Центробанк России. Москва потребовала ясности и определения сроков окончательного решения вопроса, и, похоже, Белоруссия пошла на уступки, согласившись рассмотреть условия перехода на единую валюту с 2006 г. "Мы готовы конструктивно работать над этим вопросом", — заявил недавно премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский.

Даже при условии достижения компромисса между сторонами, реализация столь масштабного проекта — дело долгое. Минфин сейчас формирует проект бюджета будущего года, и, если в течение месяца не учесть расходы на введение единой валюты, все придется отложить еще на год. Впрочем, как неоднократно заявляли представители правительства РФ, в Москве готовы ускорить работу по реализации Плана согласованных действий правительств и Центробанков России и Беларуси по введению российского рубля в качестве единой валюты. Впрочем, многие эксперты не видят необходимости ускорения движения в этом направлении. "Пока в России параллельной валютой является доллар США, создание рублевой зоны не вполне логично", заявил ПРАЙМ-ТАСС руководитель центра стран СНГ и Балтии Института международных экономических и политических исследований РАН Леонид Вардонский. По его мнению, в этой мере нет особого экономического смысла кроме поглощения Россией белорусской экономики. Белорусы это понимают, поэтому не особенно стремятся к объединению валют.

Несмотря на это, в настоящее время в торгово-экономические отношения двух стран переживают подъем, активно развивается сотрудничество в других сферах. Беларусь является одним из крупнейших торговых партнеров России. По мнению госсекретаря Союзного государства Павла Бородина, товарооборот между нашими странами возрастет в 2005 г до 17 млрд долл против 15,4 млрд долл в 2004 г. Непонятно, зачем при столь благоприятной динамике внешней торговли нужно вводить единую валюту, замечает Л.Вардонский.

Однако валюта — это лишь часть того, что объединяет союзное государство. Перспективы этого союза на данный момент туманны. Пока А.Лукашенко не готов пересматривать основные направления политики, а, значит, компромисс может быть достигнут лишь путем торга. Минувшей осенью белорусский лидер уже выставил В.Путину "реальную цену российско-белорусского союза" — 2,1 млрд долл. Не исключено, что эти условия не окончательны, однако нужен ли России такой союз — вопрос спорный. Вместе с тем, говоря о перспективах союза России и Беларуси, Л.Вардонский отмечает, что объединения на постсоветском пространстве связаны между собой, и все они пока законсервированы. Оснований для рывка вперед на данный момент нет, считает эксперт. Многое зависит от общеполитических предпосылок, в частности, от того, какой будет дальнейшая судьба ЕЭП. В настоящее время будущее этого образования под вопросом. Еще один фактор, влияющий на динамику развития постсоветских объединений — грядущее вступление России в ВТО, которое требует определенности в отношениях с ближайшими соседями. Если во всех этих связанных между собой проектах произойдут перемены к лучшему — союз России и Беларуси также обретет реальные очертания.

Еще один важный вопрос, который вынесен на повестку дня переговоров В.Путина и А.Лукашенко — необходимость реформирования СНГ. По мнению многих наблюдателей, эта организация, созданная после распада Советского Союза, уже успела доказать свою нежизнеспособность и неэффективность и нуждается в коренном реформировании, если не в роспуске. Россию, все эти годы выступавшую за консолидацию государств бывшего СССР в рамках СНГ, обвиняли в имперских амбициях и попытке вернуть былое влияние на прежде подконтрольные республики. Но в последнее время РФ начала демонстрировать возможность "смены курса" в этом вопросе. Недавно В.Путин уже озадачил аналитиков заявлением, что главной целью СНГ был максимально безболезненный "развод" после распада СССР, и эту задачу содружество успешно решило.

Л.Вардонский напомнил, что еще раньше о "разводящей" сути СНГ говорил первый президент Украины Леонид Кравчук, однако российские официальные власти делают такое заявление впервые. Не исключено, что Россия пересмотрела свою точку зрения на будущее Содружества, чтобы предотвратить его самопроизвольный распад в пучине "бархатных революций", обрушившихся в последние годы на постсоветские республики. Продолжение данного сценария чревато срывом любых планов по мирной реинтеграции постсоветского пространства. Однажды Кремль уже опоздал с реформированием СССР, и плоды болезненного раскола до сих пор пожинают бывшие "пятнадцать сестер". Повторение подобной ошибки было бы катастрофично для всех, и, возможно Москва на этот раз предпочла начать реформы "сверху", чем дожидаться их "снизу".

Возможно, по итогам сегодняшних переговоров российское видение будущего СНГ обретет некие реальные контуры. Открывая встречу с А.Лукашенко, В.Путин напомнил о предстоящем саммите СНГ. "Обсудим вопрос о реформировании СНГ, — предложил в этой связи В.Путин. — Коллеги высказывают разные точки зрения и предложения". Вместе с тем, по его убеждению, сохранить СНГ необходимо. Он обозначил возможные параметры будущего объединения на базе экономической интеграции в рамках ЕЭП и ЕвразЭС. Об экономической основе нового содружества говорят многие политологи, подчеркивая, что это единственная возможность сохранить объединение.

Кроме того, есть еще одна причина, заставляющая А.Лукашенко обращаться к России и, возможно, идти на уступки по Союзу и оказывать помощь в деле реформы СНГ. Это боязнь оказаться следующим кандидатом в свергнутые "бархатным способом" правители. С одной стороны, видимых оснований для таких перемен в стране пока нет, население поддерживает действующего президента, который, в свою очередь, жестко давит на оппозицию. С другой — поток критики в адрес белорусского лидера со стороны Запада достиг такого предела, что становится понятно: любую инициативу снизу по свержению "диктаторского режима" заграница воспримет "на ура". А.Лукашенко неоднократно заявлял, что никакая революция в Беларуси невозможна, разве что путем выборов. Однако наблюдатели полагают, что он рассчитывает на помощь России, дабы удержать власть. России же выгодно остановить поток таких революций, поскольку это поднимет престиж нашей страны в глазах международного сообщества и сохранит нам хотя бы этого союзника в становящемся "враждебном" окружении. Конечно, времени и ресурсов для развертывания "компании по спасению Лукашенко" у России маловато, но в случае поддержки белорусского лидера на выборах 2006 г шанс удержать его у власти у нас есть.

Однако вряд ли даже с участием А.Лукашенко вопрос обновления Содружества будет решен столь быстро. Лидеры стран СНГ 8 мая текущего года соберутся на неформальный саммит в Москве, где вопрос о реформах, несомненно, будет поднят. Однако, по мнению Л.Вардонского, и это будет мероприятие скорее праздничное, нежели расставляющее точки над i. Официальные заявления и реальные предложения по реформированию Содружества, как ожидается, прозвучат лишь на августовском саммите в Казани. Глава МИД РФ Сергей Лавров в конце марта проинформировал президента о том, что к августовскому саммиту будет представлен пакет конкретных предложений по реформированию СНГ. По мнению С.Лаврова, при реформе СНГ "необходимо отсечение вещей, которые не востребованы". "Это отдельные структуры и документы. Мы сосредоточены на том, что идет от жизни. Сфер взаимодействия, которые востребованы, достаточно", — отметил он.

Обретут ли эти заявления реальные очертания? По мнению Л.Вардонского, без появления новых идей для сотрудничества, интересных всем участникам Содружества, изменений и реформ быть не может. Пока же Москва не озвучила ни одной такой идеи, и ситуация на постсоветском пространстве обсуждается лишь с точки зрения внешних воздействий в виде "цветных революций". Между тем, совершенно очевидно, что здесь нам придется выдерживать жесткую конкуренцию с Западом, стремящимся распространить сферы своего влияния как можно ближе к России, выдавив нас с интересующих его территорий.

У него есть все основания рассчитывать на победу. США и ЕС предлагают странам бывшего СССР реальные ценности, такие как демократия, права человека и т. д. Разумеется, это абстрактные слова, но Россия не предлагает соседям ничего даже на таком уровне. А ведь это могли быть гораздо более конкретные инициативы — например, борьба с бедностью на постсоветском пространстве или создание новых коммуникационных сетей, полагает эксперт. Вывод из всего этого напрашивается однозначный — как уже было сказано выше, если реформы не придут "сверху", то Москва дождется их "снизу". Нужность СНГ или какого-либо подобного объединения не вызывает сомнений, главное, чтобы эта структура работала на благо всех ее членов. Если этого не произойдет, Москва рискует полностью утратить рычаги влияния на соседей и, в случае смены власти в этих странах, столкнуться с враждебным и непредсказуемым режимом. Очередное нежизнеспособное объединение не сможет предотвратить возможных катастрофических сценариев, и даже не отодвинет их во времени. Выход один — поиск новых взаимовыгодных основ для сотрудничества, удовлетворяющих новым требованиям времени.
-20%
-15%
-90%
-25%
-50%
-20%
-35%
-15%
-25%
0071366