Новый указ порождает новые проблемы

Конфликт государства и предпринимателей, возникший после изменения порядка уплаты НДС при ввозе товаров из России, завершился абсолютной победой бюрократии. Появившийся на прошлой неделе президентский указ о поддержке предпринимательства можно смело назвать образцом чиновничьей ловкости: не решив ни одной серьезной проблемы и, более того, расставив для деловых людей множество ловушек, Александр Лукашенко сделал мелких бизнесменов своими политическими должниками.

Сергей БАЛЫКИН, "Белорусский рынок"

Указ № 148 “О неотложных мерах по поддержке предпринимательства”, вопреки названию, оказался документом, способным причинить индивидуальным предпринимателям массу неприятностей. Главная проблема — уплата НДС — осталась. Другие гарантии носят, скорее, декларативный характер, и реализовать их на практике вряд ли удастся.

Новый указ предусматривает уплату ввозного НДС по заявительному принципу. Для этого предприниматели должны подавать в налоговые органы соответствующие декларации, а с 1 июля 2005 года еще и вести учет движения товаров в книгах, зарегистрированных в налоговых органах. Здесь-то предпринимателей и поджидает опасность.

Во-первых, можно провести проверку и установить, что цены на товары занижены, и доначислить НДС предпринимателю. Документов-то у “челнока”, как правило, нет. А если и есть, то “липовые”, и установить это элементарно. Поэтому можно взять некую “каталожную” цену и исходя из нее рассчитать налог. А затем обрушить на реального или мнимого виновника недоплаты предусмотренные тем же указом исключительно суровые санкции.

Во-вторых, необходимость вести учет товара выхолащивает саму идею единого налога, не зависящего от оборота и не требующего учета. Теперь ИП можно будет оштрафовать, например, за невключение товара в книгу учета. И мораторий на штрафы и пени, установленный до 1 июля, положения не спасет — это время пролетит быстро.

Может показаться, что некоторым послаблением стало ограничение максимальных ставок арендной платы на рынках и выставках. Указ устанавливает максимальную ставку арендной платы для минских рынков в 10 EUR, для региональных — еще меньше. Причем прямо указано, что это ограничение распространяется на частные рынки и выставки. По версии властей, подобная мера должна компенсировать предпринимателям потери от уплаты НДС.

Ход, скажем прямо, нестандартный. Решить свои политические проблемы за чужой счет — это надо уметь. Можно долго вспоминать Конституцию и Гражданский кодекс, гарантирующие собственнику свободу распоряжения собственностью, а значит, и право устанавливать арендную ставку, но не будем… В любом случае эта административная мера вряд ли окажется эффективной. Заметим, что в некоторых случаях, по согласованию с органами власти и при наличии обоснования, предельные ставки аренды можно превышать. До каких пределов — нигде не сказано.

К тому же ограничить можно только официальную ставку аренды, неофициальные поборы ограничить невозможно. И если раньше предприниматель имел хоть какие-то гарантии, то теперь он их лишается вовсе. Поэтому пойдут по рыночным рядам гладкостриженые ребята, собирая с торговцев дань. Можно, конечно, не платить. Но администрация рынка в таком случае вполне может выполнить свой гражданский долг и сообщить куда следует, например, о нарушениях строптивца при уплате НДС. Платить же его полностью для предпринимателя равносильно разорению. Вот и вся арифметика…

Рискнем повторить банальность: бороться с высокими ставками аренды можно только экономическими методами, увеличивая предложение арендных площадей. Но торговые центры стоят на земле, отвод земли осуществляет государство, и процесс этот сопряжен с огромными бюрократическими сложностями. Земельного рынка у нас нет и, похоже, не будет, поэтому ждать увеличения числа торговых центров не приходится. Следовательно, и реального снижения ставок аренды торговых площадей ожидать не стоит.

Кроме всего прочего, указ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с суммой арендной платы, между предпринимателями и владельцами рынков. Теперь такие споры должны быть предварительно рассмотрены главой облисполкома (Мингорисполкома).

Правовое положение участников подобных споров, таким образом, ухудшилось, поскольку появилась еще одна бюрократическая инстанция. И совершенно непонятна роль “вертикали” в разрешении этих конфликтов.

Новые органы самоуправления рыночных торговцев — советы, вводимые указом, также вряд ли станут эффективными защитниками прав деловых людей. Указ действительно предусматривает для них определенные гарантии, но гарантии эти администрации рынка могут запросто обойти, и, кроме того, “прикормить” нескольких членов совета совсем не трудно.

Неким подобием реального послабления можно назвать, пожалуй, только предусмотренные указом отсрочки и рассрочки уплаты задолженностей перед фондом соцзащиты. Правда, пока не совсем понятно, каким будет механизм такой отсрочки. Хотя вообще-то предприниматели хотели бы вовсе избавиться от необходимости платить в ФСЗН.

Таким образом, новый указ рассчитан на то, чтобы принести дивиденды только нынешней власти. Предприниматели уже поняли или скоро поймут, что этот документ не решает их проблем, более того, ставит их в еще более невыгодные условия. Попытки протестовать, скорее всего, обернутся суровыми репрессиями, ведь по версии властей все проблемы деловых людей решены изданием указа. И теперь президент свято уверен, что бизнесмены должны отплатить ему лояльностью.
{banner_819}{banner_825}
-25%
-44%
-10%
-20%
-20%
-10%
-50%
-25%
-30%
-20%
-20%