опубликовано: 
обновлено: 
/

В Беларуси в последнее время идет активная кампания по борьбе с лжепредпринимательскими структурами. Способствовать профилактике правонарушений должны были январские поправки в указ № 488 от 23 октября 2012 года «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Но сейчас слышны жалобы добропорядочных субъектов хозяйствования, которых вынуждают доплатить налоги по сделкам с так называемыми «финками» лишь на основании самого факта сделки с ними.

С 2016 года закреплен новый механизм самостоятельного налогообложения субъектами предпринимательской деятельности хозяйственных операций с лжеструктурой по предписанию органа финансовых расследований Комитета госконтроля. По новым правилам, клиентам лжеструктур направляются предписания с предложением добровольно скорректировать свои налоговые обязательства и вернуть в бюджет налоговые платежи, которые были занижены с помощью лжеструктуры. Основанием для выдачи предписания является заключение ДФР, составленное в отношении лжеструктуры, которая не оформляла документы, имеющие юридическую силу. При этом такое предписание должно содержать указание на конкретные первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции, совершенные в период работы с лжеструктурой. Стоит отметить, что органы финрасследований могут собирать доказательства не по отдельным операциям, а по деятельности лжеструктуры в целом.

«В 2013 году мы отгрузили продукцию компании „А“, которую в 2014 году признали лжепредпринимательской структурой. Совсем недавно эту отгрузку „повесили“ на наши внереализационные доходы, и мы обязаны платить налог. Сумма небольшая выходит. Но сам факт вызывает непонимание и удивление», — рассказывает один из крупных белорусских бизнесменов. «В предписании ДФР не указано, в чем именно мы виноваты. Там лишь ссылаются на то, что была сделка с фирмой „А“ и она не имела юридической силы», — добавил он.

«Мы можем оспорить решение ДФР. Но тогда начнется проверка, произойдет блокировка счета, а у нас сейчас высокий сезон, нам невыгодно это. Сумма доплаты небольшая, а потери в сезон большие», — дополняет предприниматель.

Согласно указу № 14 от 19 января 2016 года, компании, добровольно уплатившие налог по сделкам с лжеструктурами, освобождаются от административной ответственности. Это позволяет предприятию «сэкономить» на штрафе, а он составляет до 20 процентов от суммы налогов, подлежащей уплате. Однако как пояснял журналистам начальник отдела Департамента финансовых расследований КГК Рамиль Сапаров, если компания не согласна с предписанием, она может направить соответствующие возражения. В таком случае контролирующие органы вправе будут провести проверку предприятия, доказав фиктивность совершенных с лжеструктурой хозяйственных операций. «Если вина будет доказана, то придется все же нести административную ответственность, а в некоторых случаях и уголовную», — отметил Сапаров. По его словам, на условия работы добросовестных представителей бизнеса этот указ не повлияет.

Как сообщил Александр Черезов, заместитель начальника управления Департамента финансовых расследований КГК по Минской области и Минску, только в июле-августе управлением направлено более 150 сообщений. Получившие их предприниматели добровольно подали уточненные расчеты в налоговые органы и сами уплатили в бюджет более 213 тыс. деноминированных рублей, говорится в сообщении пресс-службы КГК.

Стоит добавить, что по фактам взаимодействия с сомнительными партнерами уже попали в поле зрения столичной финансовой милиции около 700 субъектов хозяйствования. В настоящее время готовятся соответствующие документы в адрес их должностных лиц.

На взгляд бизнеса, ДФР снял с себя груз работы, из-за чего сейчас должны страдать добропорядочные компании. «Как можно наказывать предприятие, если у руководства не было не только умысла, а даже и минимального смысла совершать противоправные действия. Например, если товар покупают по предоплате. А вот у правоохранителей в большинстве случаев есть возможность, если это товарная сделка, найти виновного. Достаточно отследить по накладной, куда ушел товар и кто воспользовался услугами «финки», чтобы его оплатить. Но для этого надо поработать. Проще расписать допсборы на 15 других компаний, которые лишь контактировали с фирмой «А», — говорит предприниматель. «Мы ратуем за то, чтобы была презумпция невиновности. Потому что наказывать компанию лишь из-за нарушений других это неправильно», — резюмирует он.

Поэтому бизнес предлагает внести правки в действующий указ.

В КГК, который был инициатором и разработчиком указа № 14, ссылаются на то, что изучили опыт Италии, Сингапура, Великобритании, ЮАР, США, Казахстана, России и других стран при подготовке проекта указа. Проект был поддержан Советом по развитию предпринимательства в Беларуси, говорится в сообщении КГК. Анализируя практику применения указа № 14, можно делать вывод о том, что внедряемый данным актом механизм самостоятельного исчисления и уплаты налогов по сделкам с «неблагонадежными» контрагентами позволяет серьезно декриминализировать бизнес, а также уменьшить количество плановых и внеплановых проверок, убеждены в КГК.

Можно ли себя обезопасить от контактов с фирмами-однодневками? «Наверное, нет, — считает пострадавший предприниматель. — Сделки между бизнесменами основываются в большинстве своем на доверии. Сложно вот так сразу попросить директора фирмы показать паспорт, действующий контракт или другие документы. Он тут же удивится и скажет: „Раз ты мне не доверяешь, я пошел к другому“. В большинстве случае идет обмен визитками. Но это кусок бумаги».

Что касается действующего реестра лжепредпринимательских структур, то «он не запрещает работать с такими компаниями. Потому что нередко, когда туда попадают порядочные фирмы, которые банально забыли сообщить о смене юридического адреса, например. Он принят в большей степени в качестве профилактической меры. „Финки“ же надо не заносить в реестр, а сразу закрывать».

-30%
-10%
-10%
-50%
-33%
-20%
-51%
-10%
-30%
-10%
0067249