Правительство рассматривает концепцию развития экспорта

Больше продавать, чем покупать, Беларусь сможет только после проведения реструктуризации своих основных производств, модернизации технологий, перехода на инновационное развитие. Двигаясь в этом направлении, наша страна к 2010 г. могла бы выйти на положительное внешнеторговое сальдо, указывается в Концепции Национальной программы развития экспорта, подготовленной МИДом совместно с Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси.

"Одна из причин отрицательного сальдо — производство неконкурентоспособной продукции, сбыт которой искусственно поддерживается за счет льготирования и скрытого субсидирования", — констатируется в документе. При этом, по мнению разработчиков, "неприемлемо дальнейшее механическое наращивание экспорта в рамках структуры производства.., сложившейся: до конца 1990-х гг.". На этой посылке, полагают они, должна основываться разработка программы. Главным направлением в развитии экспорта будет увеличение в его объеме доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции, продукции с высокой добавленной стоимостью, а также опережающий рост экспорта услуг. Предприятиям должно быть экономически интересно больше экспортировать, поэтому в программу необходимо заложить мероприятия, которые опираются на рыночные механизмы функционирования экономики, а их действие следует распространить на все без исключения предприятия независимо от формы собственности. "Подход, заключающийся в установлении: заданий на основе планирования от достигнутого, не позволяет оценить эффективность экспорта", — считают разработчики Концепции.

Документ предлагает перейти от традиционных белорусских мер поддержки экспортеров, представляющих собой разветвленную систему таможенных и налоговых льгот, к инструментам стимулирования экспорта, используемым в мировой практике, — кредитование, страхование и предоставление разного рода финансовых гарантий как предприятиям-экспортерам, так и их зарубежным покупателям. Имея намерение вступать в ВТО, Беларусь вынуждена будет взять на себя обязательство придерживаться принципов справедливой конкуренции, то есть применять только те меры государственной поддержки экспорта, которые напрямую не влияют на издержки производства. Совершенствование законодательства в целом должно идти по пути приближения к мировым стандартам. Если мы хотим, чтобы нашу продукцию покупали за рубежом, нам надо делать и продавать ее понятным и привычным для покупателя образом.

Разработчики прогнозируют рост интереса к Беларуси вследствие расширения ЕС и предлагают воспользоваться этим. По их мнению, стратегические инвесторы из Западной Европы будут стремиться переносить свое производство дальше на Восток. Наша страна, располагающая квалифицированными работниками и среднеразвитой по европейским меркам производственной инфраструктурой, имеет шансы стать местом организации совместных предприятий. Кроме того, белорусский производитель может включиться в международные технологические цепочки ТНК. Все это способно принести в страну прямые инвестиции, современные технологии, открыть вход на закрытые рынки высокотехнологичной и наукоемкой продукции (по разным оценкам, от 1/4 до 1/3 современной международной торговли — это внутрифирменный оборот ТНК. Практика показывает, что национальные производители, не включенные в структуру одной из ТНК, не могут эффективно работать на соответствующих рынках).

Ставка на внутренний капитал при организации высокотехнологичных производств неперспективна, утверждают разработчики. Например, в мировой электронной промышленности крупные корпорации, оборот которых варьируется от 10 до 30млрд. USD, ежегодно направляют на исследования 1,5-2 млрд. USD. "Очевидно, что при объеме ВВП РБ около 24 млрд. USD изыскать средства на техническое перевооружение только внутри республики невозможно", — указывается в Концепции. Факт, что основной объем исследований и разработок в мировой экономике финансируется за счет ТНК, является серьезным аргументом в пользу сотрудничества с этими образованиями для привлечения венчурного капитала.

Кстати, по расчетам разработчиков проекта, для того чтобы нам приблизиться к ведущим мировым производителям по уровню капиталовооруженности труда, только одному белорусскому "Интегралу", например, нужно 3,5-5 млрд. USD (практически пятая часть всего нашего ВВП).

Высокие темпы роста белорусского экспорта в последние годы дают разработчикам основания сделать вывод, что в республике сложились благоприятные для его развития условия. В то же время приводимый в документе анализ структуры экспорта скорее свидетельствует о неустойчивости этого роста и уязвимости экспорта в целом. В основном белорусский экспорт — это товары с низкой степенью переработки и соответственно низкой долей добавленной стоимости, а это значит, что наши товаропроизводители сориентированы на рынки с низким требованием к качеству и низкой платежеспособностью. "Богатые" рынки покупают у нас необработанное сырье (в 2004 г. 90,7% экспорта нефтепродуктов, 97,6% — калийных удобрений и 99,5% — лесоматериалов). Все товары с высокой степенью переработки идут на рынок СНГ (в основном России).

Причем удерживаться там зачастую удается только в ущерб рентабельности. К сожалению, тенденции роста доли высокотехнологичной продукции не наблюдается, констатируется в Концепции. В то же время доля трех сырьевых позиций белорусского экспорта с 16,9% в 1999 г. выросла до 30,6% в 2004 г. В связи с этим разработчики считают стратегически важным выходить на другие рынки. На закономерный в этом случае вопрос: "А с чем?" — создатели документа отвечают перечнем экспортно перспективных отраслей — черная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, строительных материалов, легкая и пищевая, услуги (транспортные, телекоммуникационные и информационные, туристские, образовательные и медицинские). Правда, для открытия содержащегося в них экспортного потенциала всем отраслям нужно техперевооружение с ориентацией на глубокую переработку и "сильный" маркетинг. Таким, как деревообрабатывающая и легкая — разукрупнение, акционирование.

Напомним, что "НЭГ" (см. № 100 за 28 декабря), касаясь темы развития экспорта, писала о том, что Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (БСПН) подготовил свои предложения в готовящуюся программу. Рассмотренные в январе Межведомственной комиссией по развитию экспорта под председательством первого вице-премьера Владимира Семашко, они были одобрены и признаны достойными стать основой будущей программы. Насколько оказалось учтенным мнение предпринимателей?

- Если бы разработчики учли все наши предложения, то мог бы получиться очень хороший документ, но, к сожалению, основное они упустили, считает председатель правления БСПН Георгий Бадей. Мы предлагали сделать ставку на использование местного потенциала и отечественных ресурсов, а не на "большой" импорт. При таком подходе свой вклад в развитие экспорта мог бы внести малый и средний бизнес.

Кроме того, я не согласен с тем, что на данном этапе целесообразно говорить об экспорте капитала. Беларусь сама нуждается в инвестициях, и лишнего капитала у нас нет. Финансирование создания сборочных производств — это не экспорт капитала, как утверждается в документе — это, скорее, создание товаропроводящей сети. Не готова наша страна и к тому, чтобы экспортировать рабочую силу: нет создаваемой в таких случаях системы подготовки востребованных за рубежом специалистов, отсутствуют межгосударственные соглашения, которые позволили бы охватить работающих за рубежом системой социального страхования. Да и не ждут нигде наших людей, все (за редким исключением) рынки закрыты. Не перспективно, на мой взгляд, рассчитывать в данный момент на экспортный потенциал сельского хозяйства — слишком высокие там затраты.

Ну и, наконец, считает Г.Бадей, абсолютно не прописан механизм реализации изложенных в документе целей и задач. От нашего предложения — создавать экспортерам специальный правовой режим по прообразу СЭЗ разработчики отказались. Остается списать некоторую декларативность обсуждаемого документа на жанровые особенности концепции и надеяться на то, что программа наполнит все ее положения конкретным содержанием.

Валентина ВЕШТОРТ
-10%
-10%
-11%
-30%
-15%
-50%
-27%
-5%
0061173