Расходы бюджета Беларуси на 2016 год планируется сократить на 7−8%, причем подходы к сокращению расходов будут весьма жесткие, но выполнимые, заявил журналистам первый заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Тем не менее детальный анализ ситуации говорит о том, что будет существенное давление на финансирование бюджетных организаций, — отметил он.

По итогам первого квартала потребность в корректировке бюджета стала еще более очевидной, в частности, поступления от экспортных пошлин оказались в первом квартале гораздо ниже запланированного — 140 млн долларов, или 12,5% от плана на год.

При этом Минфин планировал 50% внешнего долга в нынешнем году выплатить, 50% — рефинансировать, в первую очередь — за счет внешних заимствований.

— Как задача — это соотношение планируется сохранить. 50% мы погашаем, 50% — обслуживаем. Эта задача Минфина актуальна, и мы в качестве приоритета своей долговой политики такую форму работы с госдолгом определили и будем ей следовать. Тем не менее макроэкономические условия и жизнь более насыщенны, чем те правила, которые мы определили. Возможно, нам придется искать дополнительные источники для рефинансирования своих внешних обязательств. Но в рамках уточнения бюджета мы в качестве основной задачи определили именно изыскание средств в бюджете и формирование профицита в объеме, необходимом, чтобы исполнить 50% обязательств по внешнему долгу. Насколько это возможно — это уже вопрос степени сокращения расходов бюджета.

Он признал, что вопрос сокращения социальных расходов чрезвычайно сложный.

— Не хотелось бы в социальные статьи расходов залезать. Вопрос упирается в возможности сокращения капитальных статей. Там есть достаточно важные для бюджета направления, дорожное строительство, строительство социальных объектов, поддержка предприятий. Это тоже достаточно высокая степень приоритетности, — сказал Ермолович. К примеру, не планируется останавливать финансирование объектов высокой степени готовности.

— Будем пытаться сокращать, будем смотреть, что с нашими вывозными пошлинами на основные сырьевые товары, на нефтепродукты. В зависимости от этого и будем реализовывать бюджетную политику до конца года, — отметил первый заместитель министра финансов.

Он добавил, что есть еще риск «расходов под чертой». «Это возможная необходимость рекапитализации предприятий и банков, исполнения гарантий, что тоже будет давить на бюджет», — сказал Ермолович.

Поэтому Минфин намерен быть весьма активным на рынке заимствований, в том числе  внутренних. Заимствования на внутреннем рынке остаются весьма востребованным инструментом для рефинансирования обязательств. Кроме того, это востребованный у граждан и у юрлиц инструмент вложения средств. В нынешнем году на внутреннем рынке планируют привлечь 450 млн долларов. «Сумма небольшая. По нашим оценкам, спрос на наши бумаги даже выше», — отметил Ермолович.

В прошлом году дефицит бюджета в расширенном определении составил 2% от ВВП, есть планы по его снижению и выходу в среднесрочной перспективе на сбалансированный бюджет.

— Но это уже в большей степени вопрос того, как будут себя проявлять те структурные реформы, которые мы проводим. Сегодня значительные средства идут на то, чтобы обеспечить ресурсами кредитование госпрограмм в области жилищного строительства, значительные средства идут на то, чтобы исполнять государственные муниципальные гарантии. По мере того как мы будем замещать бюджетный канал финансирования кредитования жилищного строительства и финансовое состояние будет исключать возможность исполнения гарантий за них, и будет сокращаться бюджетный дефицит. Если меры заработают, уже в 2017-2018 году мы выйдем на сбалансированный бюджет.

-21%
-45%
-70%
-35%
-50%
-50%
-15%
0061173