В новом выпуске онлайн-консультаций для малого и среднего бизнеса юрист, основатель группы бизнес-консультантов Alliance Group Владимир Несмашный ответил на вопросы о том, должен ли ИП маркировать обувь, ввезенную из-за рубежа; за какую минимальную сумму можно продать родственнику-ИП остатки товара, как уплатить взносы в ФСЗН с компенсации за просрочку выплаты уволенному сотруднику.

В текстовой версии вы найдете ответы на вопросы, которые оставались вне эфира последние две недели.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (111.99 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (19.03 МБ)

 

Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь!

Вопросы для Владимира Несмашного принимаются на электронный адрес air@tutby.com. Следующий выпуск программы выйдет в понедельник, 18 апреля, в 15.00. Специальный выпуск программы, посвященный теме банкротства и субсидиарной ответственности со специальным гостем Михаилом Кирилюком выйдет в эфир в среду, 13 апреля в 10.00.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как в связи с изменениями в налоговом законодательстве в этом году мне как частной организации, ведущей розничную торговлю, где я являюсь учредителем, и применяющей УСН по ставке 5% без НДС, продать свой товар своему же ИП, которое я хочу открыть, чтобы потом ликвидировать предприятие с минимальными затратами. Какие налоги я заплачу в данном случае: 5% или 16%? Будет ли в этом случае считаться получением дохода ИП от моего предприятия с одним учредителем? Если да и мне нужно будет уплатить 16% от дохода, тогда можете ли подсказать менее затратный переход от ЧУПА к ИП?

Ответ: самым дешевым способом будет именно продажа товара предпринимателю от ЧУП, так как в этом случае ЧУП заплатит только 5% от выручки и у ИП будут «входящие» накладные на приобретение. Определенный минус — придется провести деньги по счету, но все равно в любых других случаях налоговые потери будут от 13 до 16%, при этом не всегда у ИП появятся накладные.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, в течение какого момента я могу не платить за тунеядство, если декретный отпуск заканчивается в сентябре. А в Беларусь приехала с мужем и ребёнком на ПМЖ и имею вид на жительство Беларуси. В данный момент не могу искать работу, ребёнок не оформлен в детский сад. Имею медицинское образование, лаборант, и диплом ещё не подтвержден. В течение какого времени после сентября, не найдя работу, я могу не платить налог за тунеядство. Спасибо.

Ответ: в вашей ситуации сбор на финансирование государственных расходов вы будете платить за 2017 год, то есть в 2018-м. Но чтобы не платить в 2018-м, вы должны в следующем году работать более чем полгода.

Вопрос: В последние годы в нашей стране появилось много торговых организаций, занимающихся продажей китайских мини-тракторов. Ситуация такая: технику продают, а с запасными частями проблемы. Даже расходники (подшипники, фильтры прокладки и т .д.) — то, что постоянно должно быть в наличии, приходится заказывать и ждать в лучшем случае месяц, а то и гораздо дольше.

Особенно сложно приходится, когда поломки случаются в разгар сезона. Нужно сажать картофель, а у тебя подшипник «полетел», и по всей Беларуси его нигде нет в продаже. И всё, жди месяц, пока привезут, или сам поезжай в Китай. На мой взгляд, ситуация ненормальная.

Так вот, вопрос: обязаны ли, с точки зрения законодательства, данные торговые организации обеспечивать своих покупателей запасными частями и в течение какого времени они должны предоставлять их? И как быть в тех случаях, когда закончилась гарантия на технику?

Ответ:: по закону организации, продающие такие товары, не обязаны обеспечивать вас запасными частями. Если вы купили мини-трактор как гражданин, для собственных нужд, не связанных с предпринимательством, то закон обязывает продавца или официальный сервисный центр осуществить ремонт в течение 14 дней, но не обязывает иметь или предоставлять для этого запчасти. Если же гарантийный срок на технику истек, то продавец не обязан ни ремонтировать технику, ни заниматься вопросом запчастей.

Вопрос от Светланы Козун: Первый вопрос касается купли-продажи товаров, недвижимости, предоставления услуг невзаимозависимым лицом в свете новой редакции ст. 30−1 НК РБ.

— продажа товаров, числящихся на балансе предприятия А, по цене значительно ниже себестоимости и ниже 20% рыночной стоимости товаров-аналогов в адрес организации Б: а) в состав учредителей которой входят учредители организации А; б) в состав учредителей которой не входят учредители организации А? Будет ли доначислен налог на прибыль по данной сделке до рыночной стоимости товаров? Будет ли восстановлен/доначислен НДС в данном случае? Если да, то на основании чего? Может ли данная сделка быть признана недействительной и быть аннулированной?

Ответ: если сделка не внешнеторговая, то статья 30−1 на нее не распространяется и статья не применяется.

Вопрос от Светланы Козун: Продажа объектов недвижимости, числящихся на балансе предприятия А, по цене значительно ниже себестоимости и ниже 20% рыночной стоимости объектов недвижимости-аналогов в адрес организации Б (возможно ИП), работающей на УСН: а) в состав учредителей которой входят учредители организации, А (либо ИП-учредитель организации А); б) в состав учредителей которой не входят учредители организации, А (либо ИП-неучредитель организации А). Согласно ст.30−1 НК РБ будет доначислен налог на прибыль по данной сделке до рыночной стоимости объекта недвижимости. Что будет с НДС: будет ли восстановлен/доначислен НДС в данном случае? Если да, то на основании чего? Может ли данная сделка быть признана недействительной и быть аннулированной?

Ответ: Статья 30−1 не применяется для иных налогов, кроме налога на прибыль, поэтому даже при корректировке налоговой базы по прибыли иные налоги доначисляться не будут.

Вопрос от Светланы Козун: ИП, работающий на УСН, предоставляет организации услуги по управлению обществом и хранению товаров (учредителем, взаимозависимым лицом не является). Подлежит ли контролю стоимость услуг такого ИП согласно ст. 30−1 НК РБ? Какие еще особенности появились в 2016 г. по таким сделкам?

Ответ: статья 30−1 к данным отношениям не применяется. Полный перечень сделок, по которым возможна корректировка налоговой базы по налогу на прибыль, перечислены в п.п. 1.1.-1.3. ст. 30−1 НК.

Вопрос от Светланы Козун: Может ли организация уничтожить/списать на убыток товар (добавки для животных — витамины и прочее) с истекшим сроком годности? Надо ли иметь на уничтожение такого товара разрешение каких-либо органов? Товар продавать запрещено ввиду истечения срока годности.

Ответ: Списать на убыток — да. Уничтожение должно производиться согласно требованиям ТНПА на данный вид товара. Если установить наличие таковых для вас сложно — советую обратиться в местную санэпидемстанцию с вопросом о надлежащем способе уничтожения или захоронения данного вида товаров.

​Вопрос от Елены: Обязано ли частное предприятие уплачивать взносы за директора частного предприятия, являющегося собственником этого предприятия, в периоды, в которых: 1. директор находился в отпуске без сохранения заработной платы по собственной инициативе или по инициативе нанимателя; 2. все предприятие не осуществляло деятельность. Есть ли случаи, в которых взносы в ФСЗН за директора частного предприятия, являющегося собственником этого предприятия, могут не уплачиваться?

Ответ: Если учредитель назначил себя директором с начислением заработной платы, то взносы в ФСЗН начисляются за тот период, за который начисляется доход, так как объектом начисления в соответствии со статьей 2 закона от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан.

Вопрос от Анны Паращенко: Вот не было сказано ни разу о рекламе, где может рекламировать себя ремесленник. Например, ситуация: личная страничка в соцсетях, там альбом «Вяжу на заказ», а в альбоме фотографии работ (без цен, просто как реклама, как витрина), под ними просто написано, что это, что использовалось и что работа выставлена просто для примера. То есть я извещаю, что я есть такая, что я ремесленник и показываю, чем я занимаюсь, то есть пытаюсь о себе заявить, так сказать, посредством лайков и классов гостей моей странички. Кому интересна моя деятельность, тот может написать и попросить телефон, чтобы созвониться и о чем-то договориться. Или это тоже будет считаться торговлей через интернет, хотя это и не магазин вовсе, а просто фотографии работ, такие же, как и те, кто просто фоткает еду и всякий бред. Но в этом случае я работаю дома, дома вяжу, леплю и вышиваю, но для того чтобы отправить по почте заказ, ведь для выставок тоже дома готовимся, пусть даже и покупатель на торговом месте покупку делает. А тут получается покупатель на расстоянии, и изделие готовится лично и специально для него. Написала много, но, надеюсь, суть вопроса уловили. Или все же ремесленник должен сидеть в подполье, не высовываясь до очередной выставки, не заявляя о себе вообще никак, только на выставках и торговых местах.

Ответ: Если вы свяжете свитер, юбку, платье или что-то подобное — это изготовление одежды, и оно выходит за рамки ремесленной деятельности, становясь предпринимательской. Изготовление декоративных украшений к одежде — ремесленная детальность, изготовление одежды — предпринимательская. И, полагаю, что изготовление на заказ имеет все признаки предпринимательства как такового, то есть деятельности, направленной на систематическое извлечение дохода. Посему вопрос с сайтами, фотографиями и лайками при таком раскладе вообще теряет смысл.

Вопрос от Владимира Томашевского: У моей дочери, индивидуального предпринимателя, работающей по подоходному налогу возник конфликт с районной налоговой инспекцией, которая требовала вернуть НДС в размере 10 000 000 бр. с полученных платежей по акту выполненных работ за рекламные и маркетинговые услуги от двух заказчиков, являющихся юридическими лицами. Сумма платежей составила 50 000 000 бр с НДС. Дочь отказалась, поскольку не является плательщиком НДС, а в случае возврата НДС она недополучала бы оплату за выполненные работы на 10000000 бр. На наш взгляд, конфликт мог бы быть исчерпан следующим образом:

1. Предприниматель получает информацию от заказчиков об оплате НДС ими в бюджет, и если НДС ими оплачен, сообщает налоговой.

2. Предприниматель высылает требование заказчикам доплатить к сумме актов выполненных работ суммы НДС, производит перерасчёт и возвращает в бюджет. Здесь получается двойное налогообложение. В результате развития конфликта налоговая пересчитала и потребовала оплатить уже 19 000 000 бр. Из МНС РБ, которых попросили разъяснить ситуацию, пришёл ответ: разбираться самим на месте.

В дальнейшем районной налоговой был подан иск в суд на 19000000 бр. В дело был включён подложный акт с поддельной подписью моей дочери, который «узаконили» исполнительной надписью у нотариуса, который в налоговых вопросах, вероятно, не является экспертом. Теперь отражаем атаки судебных исполнителей, без решения суда, пытающихся прорваться в квартиру дочери с целью что-нибудь забрать.

Прошу разъяснить, кто же всё-таки прав. И, пожалуйста, если не затруднит, дать ссылки на соответствующие законодательные акты.

Ответ: В вашем вопросе вообще нет никаких сведений, позволяющих хоть как-то диагностировать ситуацию. Не понятно, был ли выделен НДС в актах, составленных ИП, был ли выделен НДС в платежках, которыми оплатили ее работу, каков предмет иска налоговой инспекции, что именно представляет собой сумма в 10 млн, как она превратилась в 19 млн. А вообще, первое, что вам нужно сделать, — для начала найти адвоката, показать ему акт проверки, иск налоговой и все остальные документы, которые у вас есть. Без изучения этих документов невозможно определить, кто прав, кто виноват и вообще что происходит.

Вопрос от Леонида: Прошу Вас оценить следующий гипотетический сценарий. Гражданин Беларуси создал фирму на Сейшельских островах, которая заключила договоры на оказание консультационных услуг в сфере IT другим иностранным предприятиям. Далее гражданин хочет инвестировать заработанные средства в покупку недвижимости в Республике Беларусь. Для этого созданная им сейшельская фирма становится учредителем европейской фирмы, которая в свою очередь учредила белорусское дочернее унитарное предприятие, которое приобрело объект недвижимости для сдачи его в аренду. Каждое из трех предприятий уплачивает налоги в соответствии с законодательством своей юрисдикции. Конечным бенефициаром сейшельской фирмы, европейской, и белорусской является гражданин Беларуси. Могут ли для белорусского гражданина быть какие-либо неприятные последствия, если о факте бенефициарного владения европейской фирмой станет известно белорусским органам?

Ответ: Вообще, по существующим правилам, создание компании за рубежом, подразумевающее вклад в уставный фонд или покупку акций (долей) должно начинаться с получения разрешения Национального банка РБ. Все, теперь государство знает. А оценкой гипотетических ситуаций мы не занимаемся. Помогать людям в беде — наш профессиональный долг, помогать им зарабатывать деньги — наш бизнес.

Вопрос от Олега: ООО заключило импортный внешнеторговый договор с резидентом Италии. По инвойсу № 1 был получен товар без предоплаты. Поставщики согласились подождать с оплатой до реализации товара. В рамках этого же внешнеторгового договора было оплачено в качестве предоплаты по инвойсу № 2 за другой товар примерно такая же сумма. В платежном поручении ссылка на инвойс № 2. Возникает 2 вопроса:

1) В случае если товар, оплаченный по инвойсу № 2, не успеет прийти в течение 60 дней, можем ли мы зачесть предоплату по инвойсу № 2 в счет оплаты по инвойсу 1 для того, чтобы исполнить требования указа 178? Если можем, то какие документы необходимо оформить?

Ответ: Нет. Для зачета нужно 2 встречных однородных требования, которые у вас отсутствуют. До истечения 60 дней обращайтесь за продлением срока проведения внешнеторговой операции, это будет верный путь.

Вопрос от Олега: Для целей определения курса, по которому будет оприходован поступивший товар по инвойсу № 2. Куда должна относиться предоплата по нему: на товар по инвойсу № 1 или по инвойсу № 2, учитывая, что оба инвойса относятся к одному внешнеторговому договору?

Ответ: оплата по инвойсу № 2 — к партии товара по этому инвойсу.

Вопрос от Павла: Я ИП в сфере разработки программного обеспечения, использую УСН без НДС. Получил предложение о сотрудничестве от физического лица — нерезидента Республики Беларусь (Евросоюз). Данное физическое лицо занимается продажей ПО на территории ЕС и США и является плательщиком НДС в ЕС (имеет зарегистрированный VAT Number), зарегистрированного юридического лица у него нет. Могу ли я заключить с ним контракт как с иностранным индивидуальным предпринимателем, чтобы применять УСН, а не уплачивать ЕН, как при работе с физ. лицами?

Основанием считать данное лицо иностранным ИП вижу из п. 1 статьи 9 Директивы ЕС 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года: «Налогооблагаемое лицо» означает любое лицо, независимо ведущее где-либо какую-либо экономическую деятельность, независимо от целей и результатов такой деятельности.

Ответ:: Вы вправе заключить с ним договор как с предпринимателем, тем более что VAT Number, насколько мне известно, присваивается только субъектам предпринимательской деятельности. В передаче от 28 (29) марта 2016 (17-я минута) поднимался вопрос по работе физического лица гражданина РБ с организацией-нерезидентом. В ответе было указано, что при заключении трудового договора возникает обязанность уплаты взносов в ФСЗН. Хотелось бы узнать, на основании какого законодательного акта такая необходимость возникает.

Вопрос от Константина: Физическое лицо, гражданин РБ работает программистом по трудовому договору в компании — резиденте РБ. Компания уплачивает все налоги: подоходный, ФСЗН, Белгосстрах. Тут все понятно.

Этот же гражданин заключил договор на оказание услуг по разработке ПО с компанией из США. Договор не трудовой, а на выполнение определенных задач по запросу. С оплатой путем зачисления на счет, открытый в РБ в долларах США. Возникает ли при этом необходимость у гражданина регистрироваться в ФСЗН и платить взносы? Если да, то на основании каких нормативных актов.

Ответ: законом такой гражданин признается работающим за пределами РБ. Статьей 1 Закона от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII такой гражданин относится к категории граждан, самостоятельно уплачивающих взносы, а частью 2 пункта 8 Положения об уплате взносов, утвержденного указом президента № 40 от 16.01.2009 года, эти же граждане уплачивают обязательные страховые взносы не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Вопрос от Константина: Гражданин РБ организовал в США ООО (LLC), с точки зрения налогообложения компания зарегистрирована как корпорация, т.е. вся выручка принадлежит компании и не является доходом учредителя (пока он не решил доход распределить). Гражданин РБ является единственным учредителем и руководителем (acting manager) на основании учредительных документов. А также хочет оказывать услуги по разработке ПО для своей организации и получать за это деньги на счет в РБ. Как ему оформить это сотрудничество с точки зрения законодательства РБ (в США проблемы нет, просто выплачивать вознаграждение по инвойсу)? Договор сам с собой он составить не может, в США нет других полномочных представителей.

Ответ: полномочный представитель может быть где угодно. Для оказания услуг, получения денег на белорусский счет и валютного контроля все равно понадобится договор.

Вопрос от Александра: Предположим, я занимаюсь после основной работы небольшой подработкой (делаю под заказ изделия из пластмассы, предназначенные для моделистов: компоненты радиоуправляемых моделей — копий самолетов и кораблей, квадрокоптеров). Эта подработка приносит около 500.900 тыс. руб. в месяц. Копейки, конечно, но в наше время приходится считать даже эти копейки. И таких людей, имеющих приработок в пределах одного миллиона рублей, немало. Проблема в том, что даже за такой мизерный приработок можно получить огромные проблемы с налоговой. Поэтому хотелось бы легализовать этот заработок. Но как это сделать? Под ремесленничество этот вид деятельности не подходит (а если бы и удалось каким-то образом «за уши притянуть» его, сразу возникает проблема сбыта: очевидно, что на такую услугу заказчиков немного, нужна активная реклама, конечно же, в интернете. Но интернет для ремесленника закрыт: как пояснили в налоговой, сайт с образцами продукции — пожалуйста, но если там будет предложение заказать изделие, да ещё и телефон или e-mail к нему — административка по полной программе). Оформиться ИП с налогами по упрощёнке? 5% государству — не жалко, но читаем условия деятельности ИП дальше — и видим отчисление 35% от МЗП в ФСЗН. При минималке 2 300 000 эти 35% больше моей прибыли. Та же история с единым налогом на ИП — сумма моего приработка получается меньше уровня жадности нашего государства. Есть ли какие-то «окна» в нашем законодательстве, позволяющие легализовать подобный заработок с адекватными суммами отчислений?

Ответ: Если у вас есть постоянное место работы, к которому и существует ваш приработок, то взносы в ФСЗН как ИП вы не платите. Других вариантов дешево и без проблем — нет.

Вопрос от Германа А.: Разъясните, пожалуйста, разницу в системе налогообложения и ведении документов для ИП, работающего в IT с иностранным заказчиком в УСН с НДС и УСН без НДС.

Ответ: без НДС и с выручкой до 4,1 млрд рублей с начала года вы ведете учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения согласно ст. 291 НК, при выручке свыше 4,1 млрд рублей — согласно Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением МНС от 24 декабря 2014 г. № 42. Если ИП является плательщиком НДС — дополнительно ведется учета сумм НДС по первичным учетным документам, с 1 июля 2016 года — по электронным счет-фактурам в порядке, установленном НК. Плюс — сдается отчет по НДС.

Вопрос от Антона Александровича: Организация (управляющий) заключает соглашение о доверительном управлении со второй организацией (доверителем). По данному соглашению доверитель имеет намерения передать управляющему в числе прочего следующие права: по заключению договоров об охране имущества доверителя, по заключению договоров строительного подряда по ремонту недвижимого имущества доверителя, по оказанию ветеринарных услуг для животных доверителя. За всю свою деятельность управляющий получает вознаграждение в виде фиксированного процента от стоимости всех покупок и услуг, приобретенных для доверителя. Управляющий — небольшая организация, не имеющая никаких лицензий и сертификатов, т.е. не имеющая права самостоятельно оказывать вышеназванные услуги.

Вопрос: имеет ли право управляющий от своего имени заключать договоры строительного подряда, охраны, оказания медицинских (ветеринарных) услуг за счет доверителя и для его пользы? Не будет ли рассматриваться нашими государственными органами управляющий, например, как генеральный подрядчик, охранная организация и т.д.

Ответ: Полагаю, что речь идет не о доверительном управлении, а все же об осуществлении полномочий исполнительного органа организации по ч. 9 ст. 53 Закона о хозяйственных обществах или п. 4 ст. 113 ГК., так как доверительное управление — отдельная категория отношений и в такое управление можно передать только предприятие как имущественный комплекс (ст. 896 ГК). Если я в своих предположениях прав, то договор, требующий лицензии, заключается управляемой организацией, а управляющая — лишь исполняет обязанности по заключению, не порождая для себя прав и обязанностей по заключенной сделке. Никаких проблем нет, если у управляемой организации есть необходимые лицензии и право исполнения заключенного договора.

Вопрос от Татьяны Дмитриевны: Уважаемый Владимир! Большое спасибо за разъяснение моих вопросов о применении УСН в строительстве в 2016 г. В продолжение начатой темы: объем работ, выполненный субподрядчиком, работающим на УСН с НДС, в количестве 200 млн руб., получается, первый раз облагается налогом по УСН по ставке генподрядчика 5% и уплачивается генподрядчиком, а второй раз облагается налогом по УСН по ставке субподрядчика 3% в количестве 6,0 млн (200×3% :100) и уплачивается субподрядчиком. Учитывая, что генподрядчик должен оплатить субподрядчику стоимость выполненных им работ с учетом начисленного налога по УСН (200,0+6,0 = 206 млн руб.), у генподрядчика образовывается убыток в размере 6,0 млн руб. Как обосновать этот убыток? Назрел вопрос о появлении нормативных документов по зачету налога по УСН — каково Ваше мнение?

Ответ: Полагаю, что вопрос не назрел, так как есть общий принцип — каждый платит налоги за себя. Дополнительно могу сказать, что покрытие каждым последующим звеном экономической цепочки налогов предыдущего звена — это более чем нормально. Покупая в магазине кусок колбасы, вы возмещаете магазину уплачиваемый им НДС, налог на прибыль, возмещаете расходы по заработной плате с ее налогами, а также компенсируете все такие же и прочие расходы не только магазина, но и посредника, если он есть, а также производителя.

Вопрос от Юрия Метлицкого: Прослушав Ваш ответ на 6-й минуте передачи от 14-го сентября — растерялся. Вы сказали, что оптовой компании, не имеющей розничных точек продаж, не нужно регистрироваться в торговом реестре. Наша ситуация: оптовая компания, реализуем товар только организациям по безналичному расчёту. На территории с одним адресом находится офис компании в отдельном строении, где производится выписка ТН, и три склада в других неотапливаемых арендуемых помещениях. Причём периодически, в зависимости от возможностей арендодателя, мы меняем склады (меняется их общая площадь и количество).На складах нет персонала. С них производится отгрузка товара покупателю или нашему экспедитору кладовщиком, который имеет рабочее место (стол, компьютер в офисе).

Обрисовали нашу схему управлению торговли в прошлом году, нам чётко ответили, что раз три склада — то это три торговых объекта, и заставили их зарегистрировать. Это полбеды. А теперь, оказывается надо подать сведения по выручке по каждому объекту в отдельности! По честному — невозможно. Ладно, по прошлому году насочиняем: выручку поделим пропорционально площади складов. А дальше как? Исключить два торговых объекта из реестра? И оставить только один? Но не сойдётся общая площадь согласно копиям договоров аренды. Продолжить эту игру в «филькины» цифры. Но будут проверять — спросят, как посчитали. А может, согласно Вашим словам, нам не надо было регистрироваться? Или я что-то неправильно понял? Срок подачи отчёта — до 1-го апреля.

Ответ: Открываем «матчасть» — ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Статья 1, п. 40.: «Торговый объект — капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенные торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли».

Если ваш склад не оснащен торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, он не является торговым объектом. Стол и компьютер для ведения складского учета и выписки товаросопроводительных документов торговым оборудованием не является.

Полагаю, что и при разрешении вопроса о включении вас в реестр, наличие торгового объекта могло быть «диагностировано» неверно. У вас это просто склад.

Вопрос: Я ИП в сфере «деятельность в области фотографии» ещё с тех времён, когда без регистрации такая деятельность была невозможна. Но сейчас и простым физлицам можно осуществлять эту деятельность без регистрации, уплачивая налог. Посему есть мысль закрыть своё ИП и перейти в обычные физлица. Стоит ли это делать? Не планируется ли снова эту деятельность закрепить за юрлицами (ИП), как, например, в сфере «производство кино- и видеофильмов по заказам потребителей»?

Ответ: Не знаю насчет планов, но ИП можно и закрыть. Однако суть работы и суммы налогов от этого не изменяется. И работать с заказчиками — юридическим лицами вы уже нормально не сможете.

Добрый день! Сотрудник организации помимо получения заработной платы получает доход от сдачи в аренду транспортного средства в организацию, в которой он работает. Сотрудник состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и попадает под указ № 13 от 17.01.2012. Сотрудник приобрел по договору купли-продажи жилье согласно Налоговому кодексу, к сотруднику применяется льгота по подоходному налогу в виде имущественного налогового вычета на сумму получаемого дохода в виде ЗП, возможно ли применять льготу по подоходному налогу на сумму получаемого дохода от сдачи в аренду транспортного средства? Заранее спасибо.

Ответ: льгота применяется по подоходному налогу как таковому, а не источнику получения дохода, облагаемого налогом.

Вопрос от Натальи: Мы планируем создание ООО с небольшой численностью работников на начальном этапе (до 4 человек). В целях экономии, чтобы не держать главного бухгалтера в штате, хотим привлечь специализированную организацию или ИП для ведения бухгалтерского учета. Как в таком случае будут решаться вопросы с подписанием документов, на которых необходима подпись главного бухгалтера организации? В частности, для открытия расчетного счета необходимо предоставить в банк образцы подписей директора и гл.бухгалтера.

Ответ: В банке вам вторая подпись не нужна, карточка может быть удостоверена и с подписью одного руководителя. Относительно подписания документов, где должна быть подпись главного бухгалтера — этот вопрос решается в договоре с бухгалтерской компанией. Если она не подписывает ничего, кроме налоговых деклараций, то тогда везде, где требуется подпись одного главбуха, ставится подпись руководителя, если требуется подпись и руководителя, и главного бухгалтера — ставится только подпись руководителя, а вместо подписи главбуха можно внести запись об отсутствии такой должности в штате.

Вопрос от Дианы Мытько: На данный момент я ремесленник, скажите, могу ли я открыть ИП по прокату украшений на авто и в то же время остаться ремесленником, т. к. я изготавливаю свадебные украшения (бокалы, свечи, а также украшения на авто и т.д.) сама? В какой вид деятельности попадает прокат украшений на авто? Какой налог? и нужны ли какие-нибудь документы для передачи от ремесленника к ИП?

Ответ: Да, можете регистрироваться как ИП. Ведите раздельный учет выручки ИП и ремесленника при наличии реализации в каждом из статусов.

Прокат украшений — единый налог, документ для передачи от ремесленника к ИП — решение ИП об оприходовании для предпринимательской деятельности изделия, изготовленного вами как гражданином.

Вопрос от Василия: Я ИП, занимаюсь реализацией товаров ремесленников через розничные сети. Закупаю у ремесленников через акты закупок, поставляю в сети по накладным. Насколько это правильно? Как для ИП, так и для ремесленников. У ИП — УСН, у ремесленников — годовой сбор. Есть ли еще варианты для поставок ремесленных товаров в розничные сети, т.е. с появлением накладной?

Ответ: все правильно. Только я бы делал не акты закупок, а акты приема-передачи приобретенных ТМЦ с договором купли-продажи. Кроме покупки вы можете товар у ремесленников брать на реализацию по догвоору комиссии. Это все основные варианты.

Вопрос от Алексея: Подскажите, пожалуйста, какой документ подтверждает покупку товара предпринимателем у ремесленника и даёт право на дальнейшую продажу данного товара?

Ответ: договор купли-продажи как гражданско-правовая сделка и акт приема-передачи как первичный учетный документ.

Вопрос: Хочу открыть интернет-магазин по продаже и аренде электроинструмента. Скажите, пожалуйста, какую систему налогообложения лучше выбрать?

Ответ: При продаже возможно применение общей системы с уплатой подоходного налога, УСН либо единый налог. При сдаче инструмента в аренду гражданам — единый налог, ИП и юридическим лицам — ОСН или УСН.

Вопрос: 1. Есть сайт, на котором размещена реклама от Google Adsense. Выплаты на карту банковским переводом (в USD по системе SWIFT). Как уплачивать налоги с такого вида дохода? Нужно ли открывать ИП или что-то подобное, ведь есть факт систематического получения дохода? 2. Также на этом сайте есть собственная система по приему платежей (интернет-магазин) для продажи ЦИФРОВОГО товара. Выплаты через систему WebMoney. Как такой доход должен облагаться?

Ответ:

  1. Это предпринимательская деятельность, и вам нужно регистрироваться как минимум ИП. Выручка должна при этом поступать не на карточку, а на банковский счет ИП или открытого юридического лица. Налог — в зависимости от выбранной системы налогообложения, ОСН или УСН.
  2. Выручка от такой продажи должна поступать к вам в том же порядке, что и в предыдущем ответе. Налоги — точно так же.

Вопрос от Александра Маскаева: Я являюсь индивидуальным предпринимателем в сфере IT и оказываю услуги нерезидентам удаленно. В связи с этим есть вопросы по заключению и обслуживанию внешнеэкономических договоров с нерезидентами. 1) Насколько я понимаю, при оказании услуг нерезиденту с ним нужно заключать договор и далее этапы работ подтверждать актами выполненных работ. Есть ли законодательная возможность обмениваться с нерезидентами договорами и актами работ только по электронной почте, без пересылки оригиналов документов? Если да, то как ее правильно проводить? Нужно ли прописывать в связи с этим в договоре какие-нибудь обязательные пункты?

Например: мы составляем договор/акт, заказчик у себя его печатает, подписывает, сканирует, высылает по электронной почте мне, я в свою очередь его печатаю, подписываю и подшиваю в папку. Достаточно ли этого будет для наших проверяющих органов? Примут ли они распечатанную подпись заказчика на договоре/акте без оригинала документа, но с возможным предъявлением электронной копии документа, до этого присланной заказчиком мне?

Ответ: Что касается договора как такового — ГК, ст. 404, пункт 2: Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. В договоре просто указать, что он подписывается путем передачи по электронной почте.

Относительно первичных учетных документов: закон о бухучете и отчетности, ст. 10, определяет состав документа и набор требований, которым он должен соответствовать, в том числе подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, но не определяет способ его подписания. Полагаю, что также возможно подписание путем передачи по электронной почте, если это будет указано в договоре. Также первичный учетный документ может быть составлен в форме электронного документа, подписанного ЭЦП с обеих сторон, по этому поводу вам необходимо будет изучать уже законодательство об электронном документе.

Вопрос от Александра Маскаева: Возможно ли вообще несоставление актов выполненных работ при условии, что я и другая сторона оба согласны на это? Мне приходилось сталкиваться с непониманием зарубежных заказчиков необходимости обмениваться актами выполненных работ. Для них было достаточно посылать им инвойс.

Ответ: Акт необходим для исчисления налогов. А вы сделайте документ по составу как акт сдачи-приемки оказанных услуг и назовите его инвойсом, но — с подписью второй стороны. И будет вам счастье.

Вопрос от Дениса: Я ИП по УСН (5%). Оказываю услуги только нерезиденту. Фактически — удаленная работа на небольшом зарубежном предприятии. У меня вопросы по двум темам: 1. Мой заказчик не имеет публичного договора. Мы заключили контракт, в котором подписи факсимильные. И у заказчика нет желания ежемесячно подписывать акты выполненных работ. Сейчас он просто оплачивает фактически выполненную работу. Банку акты не нужны, но, насколько я знаю, реальные подписи в актах нужны для налоговой инспекции. А их у меня получить нет возможности. Какие у меня варианты оформлять документально поступление дохода для налоговой?

Ответ: Вы можете уплачивать налоги с поступающих сумм, не подписывая акты. Акт формально нужен для определения объема выручки, подлежащей налогообложению при УСН. А если вы заплатите налог без акта — то по сути уплатите его, когда формально еще не были обязаны, то есть при проверке начислить вам ничего нельзя, только если вернуть излишне уплаченный налог. Акты составляйте раз в квартал, подписывайте со своей стороны. Если налоговая спросит, почему нет второй подписи — так и скажите, что составил, подписал, отсканировал, но обратно не высылают. Не наказуемо.

Вопрос от Дениса: Сейчас я веду только книгу учета доходов и оплачиваю 5% с выручки и 5% с курсовой разницы. Плюс ФСЗН. Это все мои налоги. В Вашей передаче в прошлом году слышал, что можно использовать УСН с НДС (3%), и хотел бы узнать, есть ли какие-то отличия в ведении учета от УСН без НДС (5%)? Можно перейти на УСН без НДС на УСН с НДС в течение года? Налог с курсовой разницы от продажи валюты тоже будет оплачиваться 3%? НДС мне платить не надо?

Ответ: Налоговый кодекс, глава 34, УСН. Конкретно по смене 5% на 3%+НДС — часть вторая пункта 4.1. ст. 286 НК. В очередной налоговой декларации, например, сдаваемой в апреле, ставите отметку о переходе на УСН с НДС и применяете данную ставку налога с 1 числа квартала, то есть с 1 апреля. НДС в вашей ситуации к уплате не будет, так как при экспорте применяется ставка НДС 0%, а доход от курсовых разниц НДС не облагается. Ведется отдельно учет НДС со сдачей деклараций ежеквартально, обязательным станет электронное декларирование, учет ведется согласно ИНСТРУКЦИИ о порядке ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально), утверж. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42

Вопрос: Есть два вида деятельности: 1) розничная торговля. 1.3.2. произведениями живописи, графики, скульптуры, предметами народных промыслов и 2) 33. окрашивание, гравирование металлов, нанесение печатных знаков (рисунков на металлы); написание картин, портретов по заказам потребителей. Значит ли это, что если художник пишет на заказ картину или портрет и продает просто свои произведения или, скажем, произведение, от которого отказался другой заказчик, т.е. как уже готовое изделие, то это два вида деятельности и необходимо уплачивать ставки единого налога по каждому виду? Получается, вчера ты мог оказывать услугу по написанию, а сегодня уже розничная торговля, ставки разные.

Ответ: Розничная торговля произведениями живописи, графики, скульптуры — это деятельность, осуществляемая без регистрации ИП. Написание картин, портретов по заказам потребителей — деятельность, требующая регистрации ИП, а если ИП нарисовал картину для заказчика, но по какой-то причине продает ее, то это у него розничная торговля иными непродовольственными товарами.

Ст. 299 НК: п. 7. При реализации в отчетном периоде нескольких видов работ (услуг), кроме указанных в подпунктах 1.38 и 1.41 пункта 1 статьи 296 настоящего Кодекса, единый налог с учетом требований пункта 1 настоящей статьи уплачивается по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога.

Вопрос от Ольги: В прошлой передаче 29 февраля вы говорили, что ремесленник не имеет права торговать через интернет-магазин, для этого ему надо открывать ИП. Такой вопрос: что подразумевается под интернет-магазином? Например: ремесленник размещает фотографию своего изделия в социальной сети (допустим, просто фотография, без указания цены). Понятно, что заинтересовавшийся этим изделием человек может написать ремесленнику в личные сообщения, уточнить все детали, стоимость и в конце концов купить это изделие. Итак, это будет считаться интернет-магазином? Нарушит ли ремесленник закон, если будет выкладывать фотографии своих изделий в социальных сетях?

Ответ: О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь, ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 8 января 2014 г. № 128-З ст. 1 п. 8. Интернет-магазин — информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет (далее — сеть Интернет), позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта. Ремесленник вправе выкладывать фотографии своих работ где угодно, но интернет-магазином это будет считаться, если ресурс, где выложено фото, позволяет осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров.

Вопрос от Александра: Являясь гражданином РБ и резидентом РБ, хочу взять взаймы у гражданина РБ — НЕрезидента РБ, постоянно проживающего в ФР Германия (паспорт РБ серии РР). Заём беспроцентный передаётся на территории РБ в рублях РБ сроком на три года, сумма 500 млн бел. рублей. Действительно ли необходимо регистрировать этот договор, так как он, по указу президента, подпадает под иностранную безвозмездную помощь? Если да, то можете ли предложить какой-либо более простой вариант взять взаймы у этого нерезидента? Может, можно оформить этот заём под минимальный процент (скажем 1% в год), но вернуть только основной долг, так как этот нерезидент в случае получения процентов должен будет уплатить подоходный налог от дохода, полученного в РБ, а ему это сложно и непонятно, и он не хочет с этим связываться, так как проживает в Германии? А может, это проще другим договором оформить? Или просто распиской?

Ответ: Расписка — это и есть упрощенная форма договора займа, но рекомендую сделать все же нормальный договор. Возьмите процентный заем. Возврат займа делайте либо банковским переводом, либо наличными в руки, но с отметкой на договоре «возвращено столько-то». В договоре установите, что выплата процентов производится после возврата всей суммы займа. Если проценты не вернете — дохода нерезидент не получит.

Вопрос от Марины: Создаю (т.е. шью, вяжу) одежду для коллекционных кукол, которые очень хорошо используются в США и других странах того региона. Соответственно, продаю все эти изделия с площадки ebay.com. Хотелось бы платить налог и быть чистой перед налоговой. Но какой процент налога я должна буду платить и какие документы должна буду предъявлять налоговой. И с какой суммы должна буду платить налог. Там сумма, мною полученная, формируется так: цена изделия + цена пересылки. Т.е. продала изделие за 20 долларов + пересылка 5 долларов = 25 долларов (это всё для примера).

К тому, что аукцион ЕБЭЙ берёт за проданную единицу 10% со стоимости товара и 10% со стоимости пересылки. Т.е. уже с меня возьмут 2,5 доллара. ПайПал берёт тоже где-то около 2% от суммы, т.е. ещё 0,5 доллара. Итого всего с меня уже сняли 3 доллара. Т.е. 25 − 3 = 22 доллара. С какой суммы я должна платить налог и в каком объёме. Из этих 22 долларов я 5 долларов потратила на почтовые услуги: 22 − 5 = 17 долларов. Если же я должна буду заплатить 13% от суммы 25 долларов, это будет 3,25 доллара. Итого 17 − 3,25 = 13,75 доллара. Т.е. изначально продав товар за 20 долларов, я получу 13,75? Но в товаре — и стоимость ткани, и стоимость ниток, и стоимость пуговок и цветочков. Представим, что это 10%. Т.е. 20 долларов — 10% = 2 доллара. Это ещё меньше я буду иметь возможность заработать.

13,75 — 2 = 11,75 как-то так? Или я в чём-то неправа? ИП я недавно закрыла, т.к. ходила консультироваться и мне в налоговой консультации сказали, что американцы должны будут рассчитываться со мной белорусскими рублями. Я в шоке. Им легче будет со мной не сотрудничать, т.к. рынок забит самодельными изделиями очень хорошего качества. Кстати, куклы не фарфоровые, а пластиковые. Цена куклы от 500 долларов.

Ответ: Если вы будете платить единый налог, что в вашей ситуации оправданно, то там налог платится авансом и в конкретной сумме. А вот если вы будете платить налог при УСН или подоходный налог — то там сумма налога платится исходя из того, что вам поступило на счет. Налоговая неграмотно вас шокировала белорусскими рублями, но, по сути, правильно дала вам направление — выручка, с которой платятся налоги, должна попадать на ваш счет в белорусском банке, и налоги будут платиться исходя из суммы поступлений на счет после всех потерь по пути.

Вопрос: Я являюсь ремесленником и ИП. В качестве ремесленника произвожу товар. Как корректно и с помощью каких документов отгрузить товар от ремесленника на ИП, когда это одно и то же физлицо.

Ответ: Составляем акт или распоряжение ИП об оприходовании товара, принадлежащего физическому лицу, для осуществления предпринимательской деятельности. Другого пути нормативные документы нам не дают.

Вопрос от Константина Сасса: Как миноритарному акционеру в ЗАО (15%) добиться права на получение информации об обществе? В извещении о проведении общего собрания следующая формулировка ознакомления с документами: «Ознакомление только лично и однократно, в режиме чтения, без изготовления каких-либо копий и/или выписок, в том числе с использованием технических средств, с правом ведения личных записей без переписывания документа с 9.15 до 10.15 каждого рабочего дня с 11 марта по 30 марта» (т.е. с информацией о годовой деятельности общества нужно ознакомиться за час).

Есть ли способы противодействия размыванию акций в ЗАО путем увеличения уставного фонда за счет выпуска дополнительной эмиссии акций за счет средств инвестора? Т.е. акционер мажоритарный может утвердить на общем собрании решение о допэмиссии акций за счет инвестора, которым сам и выступит, и тем самым изменит пропорции участия акционеров. По уставу для принятия такого решения необходимо ¾ голосов.

Есть ли способы понудить общество выкупить у акционера акции, кроме перечисленных в статье 78 закона о хоз. общ.

Ответ: 1. Для получения информации о делах общества рекомендую использовать возможности ст. 64 закона о хозяйственных обществах, сделайте письменный запрос на предоставление информации.

2. Для ответа на этот вопрос недостаточно информации. Нужно видеть устав, а также проверять протоколы собрания акционеров на предмет правильности принятия решений об увеличении уставного фонда путем выпуска акций дополнительной эмиссии.

3. Других способов понудить общество выкупить акции законодательством не предусмотрено.

Вопрос: Я ИП. Занимаюсь дизайном сайтов, мобильных приложений и полиграфии. В основном работаю с нерезидентом по договору, также иногда бывает работа с резидентами. Применяю УСН без НДС. Вопрос 1: Недавно я задумался о возможности создавать какие-нибудь сборки интерфейсов, макетов, шаблонов мобильных приложений или сайтов (только дизайн — не программное обеспечение) (и др.) и продавать их на специализированных сайтах.

Могу ли я заниматься этим как физ. лицо (т.е. параллельно с моей основной работой в качестве ИП) и просто раз в год платить подоходный налог с того, что я на этом заработал? Либо я могу делать это только как ИП? Возможно, тут есть какие-то особенности?

Проблема в том, что я не уверен, есть ли у них возможность заключить договор со мной как с ИП и оплачивать мне мою долю с продаж по договору по безналу. Просто я слышал, что в основном такие зарубежные сервисы оплачивают процент с продаж на банковскую карту либо каким-то другим переводом.

Ответ: Полагаю, что это все же предпринимательская деятельность, требующая наличия ИП. Налог меньше, 5% от того, что вам поступило на банковский счет, но деньги должны прийти именно туда. Договор с вами персонально заключать необязательно — распечатайте для отчетности их публичный договор с сайта и подпишите его с вашей стороны.

Вопрос: Может ли ремесленник продавать свои работы ИП, чтобы тот потом продавал их через свой интернет-сайт физическим лицам.

Ответ: да, может, это прямо предусмотрено законодательством.

Вопрос: Я внимательно посмотрела последние ваши передачи. На многие вопросы я получила конкретные и четкие ответы, кроме вопросов по продаже собственных изделий ремесленника. С одной стороны, Вы сказали, что ремесленник имеет право продавать только в спец. установленных местах или по гражданско-правовым договорам (с ИП и др. юр. лицами) согласно указу № 225, а с другой стороны, продавать посредством интернета, размещая там фотографии своих изделий и получать оплату через разные платежные системы (в т.ч. и из-за рубежа).

Размещение фотографии и информации по возможности заказов и покупки изделий ремесленника в следующих местах: интернет-сайт — витрина; группа в соц. сетях; сайты специализированные по продаже изделий «Hand made» (в т.ч. зарубежные). Является это продажами через интернет-сайт-магазин? Являются ли эти площадки по определению интернет-магазинами, посредством которых ремесленник не имеет права продавать свою продукцию?

Ответ: Это признается реализацией товаров через интернет. И она должна осуществляться как ИП с соответствующей уплатой налогов. Ремесленникам не разрешат продавать через интернет, так как государству это невыгодно.

Вопрос: Я ИП, но работаю в МЧС, надо ли платить ФСЗН.

Ответ: Как ИП — нет. Надеюсь, статус работы в МЧС не запрещает вам быть ИП.

Вопрос от Елены С.: ЧУП в стадии ликвидации. В заявлении о ликвидации указана дата ликвидации 20 марта 2016 г. Но до сих пор налоговой службой не сделана проверка. С Белгосстрахом и ФСЗН полный расчет, проверка и порядок. При обращении в налоговую меня спросили: «Вам срочно?» На мой ответ «нет» сказали: «Ждите, большая загрузка». Я обратилась в исполком с вопросом, что мне делать. Ответ: «Если вы уверены, что у вас нет долгов, подавайте ликвидационный баланс, печать к уничтожению и сдавайте документы в архив. Мы ликвидируем ЧУП». По законодательству я могу продлить срок ликвидации еще на 3 месяца (до 9 мес.) Как мне лучше поступить? Может ли налоговая служба вызвать меня на проверку после исключения ЧУПа из Перечня юрлиц?

Ответ: После ликвидации налоговая уже ничего не сделает. Однако полагаю, что исполком ошибается: для исключения вас из реестра им требуется справка налоговой об отсутствии у вас задолженности перед бюджетом, а она выдается только после проверки.

Вопрос от Олега Долганова: Вопрос касаемо реализации продукции производства Республики Беларусь в Российскую Федерацию. Конкретно о ситуации: организация по УСН (уплата налога 5%, без НДС) собирается реализовывать деревянные двери производства Республики Беларусь физическим лицам — гражданам Российской Федерации (не ИП). Имеется валютный счет в российских рублях.

1. Какими законодательными актами (внутренними и международными) регулируется данная деятельность? 2. Какие правила документооборота в данном случае нужно соблюсти? 3. Как в данном случае регулируется вопрос с НДС между двумя странами?

Ответ: Недостаточно информации. Необходимо знать, как именно будет производиться продажа физическим лицам товаров, на какой территории, какая предполагается форма расчета и т.д.

Вопрос от Екатерины: В организации (ООО на общей системе налогообложения) увольняется главный бухгалтер (это я). Это был рядовой сотрудник, не имеющий никакого отношения к учредительству. Т.е. не учредитель))). С этим человеком (уже бывшим сотрудником) заключается договор на оказание услуг по бухгалтерскому обслуживанию как с индивидуальным предпринимателем.

Возник ряд вопросов: 1. Из штатного расписания должность главного бухгалтера исключена, но осталась должность бухгалтера. Возможно ли отнесение на затраты стоимости бухгалтерского обслуживания индивидуальным предпринимателем (фактически его функции останутся прежними, т.е. функции главного бухгалтера). 2. Как будут подписываться банковские, кассовые документы, доверенности на получение ТМЦ, документы различных комиссий (например, инвентаризационные описи, т.к. главный бухгалтер входит в состав различных комиссий по предприятию), т.е. как будет применяться и должна ли применяться подпись главного бухгалтера в данной ситуации? 3. Что писать руководителю в резолюциях на приказах (ранее руководитель в резолюции отражал поручение к исполнению главному бухгалтеру, фактически так и будет в дальнейшем, все приказы будет исполнять ИП — главный бухгалтер)? 4. Учетная политика (какие особенности, если функции главного бухгалтера выполняет ИП?)

Ответ: 1. Наблюдается ошибка: если учет ведет ИП, то по закону предполагается что больше бухгалтеров в организации нет, так как учет ведется либо бухгалтерией как структурным подразделением, либо ведение учета полностью передается ИП или бухгалтерской организации. В вашей ситуации отнести вознаграждение ИП на затраты можно, но вот оставшегося в штате бухгалтера я бы переименовал в экономиста либо иного специалиста. 2. Участие ИП-бухгалтера во всех указанных мероприятиях возможно, если такая функция будет возложена на него по договору на оказание услуг. 3. Руководитель может писать резолюции так же, как и раньше, но исполнять это будет уже ИП-бухгалтер. 4. Никаких особенностей в учетной политике не вижу, кроме указания на то, что учет ведется внешней бухгалтерией с отнесением на затраты соответствующего вознаграждения.

Вопрос от Татьяны Кунда: Планирую изготавливать на дому подушки и новогодние костюмы для детей. Ткань и фурнитура будет приобретена в РБ по документам (по ТТН, с сертификатами). Подлежит ли готовая продукция сертификации (так как первоначальный материал был уже сертифицирован? Считается ли надомный труд производством?

Ответ: Если вы будете осуществлять изготовление как ИП — нужна сертификация тех изделий, для которых сертификация обязательна. Если как ремесленник — нет, не нужна. Но подушек в перечне изготавливаемого ремесленниками я не нашел, новогодних костюмов — тоже, поэтому полагаю, что деятельность вам нужно осуществлять как ИП.

Термин «надомный труд» вы применяете неверно, так как надомный труд подразумевает исполнение трудовых обязанностей по отношению к вашему нанимателю на дому, то есть когда вы наняты на работу и выполняете ее дома, а не просто работу дома на себя.

Вопрос от Петра: С 01.01.16 г. вступил в силу указ № 534, которым вносятся изменения в «Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», утвержденное указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40. По нему иностранные граждане-ИП теперь исключены из перечня лиц, которыми взносы в ФСЗН уплачиваются в добровольном порядке. Одновременно в силе остался Закон Республики Беларусь от 31.01.1995 N 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», по которому ИП-иностранцы находятся в списке исключений обязательной уплаты взносов. Так всё-таки нужно ли обязательно уплачивать взносы в ФСЗН индивидуальным предпринимателям — иностранным гражданам и в каком размере?

Ответ: В данной ситуации необходимо руководствоваться указом президента как документом, имеющим более высокую юридическую силу. Часть вторая ст. 10 Закона от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Вопрос от Светланы Вязович: Прошу помочь разобраться в определении налогооблагаемой базы по налогу на недвижимость, а то совсем запуталась. ООО ОСН, арендуем у ИП, принадлежащее ему на праве собственности, здание и склад под произв. деятельность. Договор с ИП заключен 01.01.15 г. по 31.12.16 г., там указана балансовая стоимость имущества по состоянию на 01.01.15 г., например 100 млн руб. Согласно п. 2 ст.187 НК РБ, налоговая база налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное и безвозмездное пользование у физических лиц, определяется исходя из стоимости таких капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, указанной в договорах аренды (финансовой аренды (лизинга), иного возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определенной исходя из их оценки:

2.1. по оценочной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по обращениям собственников на 1 января текущего года;

2.2. указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест на 1 января текущего года, выданной оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика;

2.3. произведенной в ином порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Оценка БТИ для нас очень дорога, значит, остается применить указ президента № 187 от 28.03.2008 г., где сказано, что оценка зданий и сооружений для исчисления налога на недвижимость производится:

п. 3.2. налоговыми органами, организациями, взявшими в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц здания и сооружения (в части таких зданий и сооружений), при отсутствии в текущем году оценки зданий и сооружений по их оценочной стоимости, определенной в соответствии с частями первой и второй подпункта 3.1 настоящего пункта, по стоимости, определяемой:

3.2.1. путем индексации стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений.

3.2.2. исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения с учетом коэффициентов переоценки зданий и сооружений, применяемых в порядке, установленном в части третьей настоящего подпункта, и общей площади оцениваемого здания либо сооружения — при отсутствии сведений о стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году.

Стоимость одного квадратного метра здания или сооружения на 1 января 2013 г. определяется в размере базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения.

В дальнейшем с 1 января 2014 г. стоимость одного квадратного метра здания или сооружения на 1 января года, за который производится исчисление налога на недвижимость, определяется путем умножения базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения последовательно на все коэффициенты переоценки зданий и сооружений, установленные Министерством архитектуры и строительства начиная с 1 января 2014 г.

Нам более подходит п. 3.2.2, так как ИП никаких сведений нам не дает и говорит — сами все считайте.

Правильно ли я тогда считаю:

Я беру базовую расчетную стоимость одного квадратного метра типового здания или сооружения, утвержденную по указу № 187, она для нас составляет 2 840 000 руб. Умножаю ее на коэффициент переоценки зданий и сооружений, установленные Министерством архитектуры и строительства на 01.01.14 (он равен 1,0333), затем умножаю на коэффициент на 01.01.15 г. (он равен 1,0817), затем умножаю на коэффициент на 01.01.16 (он равен 1,222). Получаю базовую расчетную стоимость одного квадратного метра на 01.01.16 г. Затем умножаю его на площадь, которую мы арендуем (650 кв. м), и умножаю на 1% (ст. 188 НК РБ), и умножаю коэффициент, утвержденный местным Советом депутатов (2,5).

Правильно ли я все рассчитываю? Обращалась в налоговую (и от имени ООО, и от имени ИП с просьбой помочь, но сказали — читать внимательно законы, а помощи никакой).

Ответ: Исходя из изложенного — правильно. Но могу сказать Вам, что вариант независимого частного оценщика, скорее всего, будет вам куда выгоднее, чем оценка БТИ.

Вопрос от Ирины: Я являюсь автором на фотобанках. Я рисую иллюстрации в графических программах, снимаю фотосюжеты, загружаю на эти ресурсы и с продаж получаю баллы, которые позже вывожу деньгами. Налоговую декларацию, требуемую со стороны фотобанков, я заполнила. Необходимо ли мне уплачивать подоходный налог с продажи моих иллюстраций и фото в нашей стране? Необходимо ли мне оформлять ИП?

Ответ: Из описанной ситуации прихожу к выводу, что это соответствует понятию предпринимательской деятельности, следовательно — регистрируйтесь как ИП. Налоги в Беларуси, конечно же, платить необходимо. Как ИП, если будете применять упрощенную систему налогообложения, будете отдавать государству 5% от того, что придет к вам на счет.

Вопрос: 1. Со знакомым открыл ООО, через некоторое время знакомый решил выйти из состава ООО по личным причинам. Я хочу продолжать работу, но делать реорганизацию в ЧУП не хочу, т.к. участников ООО двое, а по закону в ООО должно быть не менее двух. Приглашать купить долю второго участника другому лицу не вижу смысла.

Рассматриваю 3 варианта. 1. Ликвидация ООО (буду рад, если поясните процесс) и открытие ИП. 2. Вход в состав ООО меня же, но только не как физлица, а как ИП. Возможен ли в принципе такой вариант? Я — учредитель как «физик», и второй учредитель — я же, но как юридического лицо ИП? 3. Преобразование ООО в ИП. Или без ликвидации никак?

Ответ: 26 января 2016 года вступили в силу изменения в Закон «О хозяйственных обществах» и теперь ООО может иметь одного учредителя. Нет необходимости ни реорганизоваться в УП, ни ликвидироваться, если хотите работать дальше. С точки зрения техники «избавления» от второго учредителя предлагаю по договору купли-продажи купить у него долю, тогда это будет сделка между двумя гражданами, не влекущая возникновения обязательств у организации, тогда как при выходе нужно будет делать расчет активов, и если они есть — выплачивать вышедшему участнику реальную стоимость его доли. P. S. Преобразовать ООО, равно как и любую другую организацию, в ИП невозможно, так как ООО — это юридическое лицо, а ИП — нет.

Вопрос: Может ли учредитель быть директором компании, при этом быть оформлен с нулевой зарплатой, дабы избежать двойного налогообложения (выплаты подоходного, ФСЗН, БГС, как сотрудник и налога с дивидендов как учредитель ООО)?

Производятся ли какие-либо начисления в принципе при отказе от зарплаты в такой ситуации? Есть какие-либо особые условия по начислениям и налоговым выплатам для инностранных граждан (гражданина РФ в данном случае)

Ответ: зарплата не бывает нулевой. Все.

Вопрос: Свои товары реализую через соцсети, «Одноклассники», «ВКонтакте» и инстаграм. В разных источниках информация о возможности продаж в данных точках разнится. Для пояснения я размещаю фото своих работ на данных площадках, цены я не указываю. Предлагаю свои товары, в личных сообщениях определяем с человеком подробности его заказа и стоимость, после чего я изготавливаю товар. Могу ли я на законных основаниях продолжать такую работу?

Ответ: Как ремесленник — нет, так как ремесленная деятельность не является предпринимательской, а получение дохода от реализации товаров через интернет — является.

Вопрос: Планирую давать юридическому лицу для реализации свои товары по договору комиссии. Как заключить и зарегистрировать данный договор, чтобы он имел юридическую силу? Платежи, которые будут поступать от юридического лица, должны поступать мне на счет юридического лица (у меня его нет на данный момент), либо можно на стандартный текущий счет физического лица (не будет ли это являться нарушением законодательства)?

Ответ: Достаточно подписать договор, чтобы он начал действовать. Регистрировать его нигде не нужно. Платежи вам как ремесленнику будут поступать на ваш текущий счет как гражданина. В договоре обязательно укажите, что вы передаете на реализацию изделия ремесленной деятельности, чтобы организация не удерживала подоходный налог.

Вопрос: Касается физического лица, к ремесленнику не имеет отношения. 12 ноября вступил в силу декрет президента № 7 о налогообложении доходов, полученных со вкладов. По первоначальной информации было то, что налогом будут облагаться вклады открытые и переоформленные с 12 ноября 2015 г. Сейчас в разъяснениях Нацбанка на Тутбае, к примеру, пишется, что подпадать под налогообложение будут вклады, открытые и переоформленные с 1 апреля 2016 года. Так ли это? Вклады, открытые до 1 апреля 2016 года, не будут облагаться подоходным налогом? Пополнение вкладов, открытых до 1 апреля 2016 года, будет облагаться подоходным налогом?

Ответ: Та часть декрета, которая касается налогов и освобождений (пункт 1.4.), вступает в силу с 1 апреля.

Вопрос: ИП осуществляет розничную торговлю бытовой техникой. Применяет УСН без уплаты НДС. Ежеквартально представляет декларацию (расчёт) по налогу при упрощённой системе налогообложения. В 2014 г. приобрела объект недвижимости. В 2015 г. ИМНС запросила сведения о подтверждении дохода на приобретение объекта недвижимости. В декларации о доходах и имуществе указали суммы денежных средств, снятых как доход предпринимателя с р/сч за последние 5 лет+сумма пенсии, полученной за последние 1,5 года, которые превышали стоимость объекта недвижимости, но ИМНС насчитало налог для уплаты. Кроме того, в ИМНС дополнительно была представлена информация о движении денежных средств по р/сч за последние 5 лет. Информация включала сведения:

а) зачисление денежных средств на р/сч (приход):

  • выручка, пробитая по СКА и сданная в кассу банка для зачисления на р/сч;
  • выручка, поступившая по безналичному расчету по карточкам (терминал);
  • выручка, поступившая по безналичному расчету за товары, проданные в кредит;
  • вознаграждение банка за указанные услуги по оформлению кредитных договоров.

б) расход денежных средств с р/сч:

  • оплата за товар, поступивший по ТТН;
  • оплата коммунальных услуг (отопление, электроэнергия, вывоз мусора);
  • оплата услуг транспортным организациям;
  • аренда, оплата за техобслуживание кассового аппарата;
  • уплата налога при УСН;
  • услуги банка;
  • снятие денег в качестве дохода с р/сч.

В соответствии с рекомендациями МНС в расчет расходов включаются:

  • выручка, пробитая по кассовому аппарату и зачисленная на р/сч;
  • бюджет прожиточного минимума;
  • услуги связи;
  • расходы на содержание жилья;
  • расходы по охране объекта;
  • расходы на приобретение объекта недвижимости;
  • и др. расходы… .

При таком методе сопоставления расходов и доходов физических лиц, являющихся ИП, на простом примере получается:

  • продан холодильник стоимостью 6.500.000 бел. руб.;
  • выручка пробита по кассовому аппарату и сдана в кассу банка для зачисления на расчётный счёт;
  • торговая надбавка с проданного холодильника составила 350.000 бел. руб. и снята как доход ИП с расчётного счёта;
    • по сумме 6.500.000 бел. руб. уплачен налог в размере 5% по УСН.

Сопоставление расхода и дохода для подтверждения дохода при покупке объекта недвижимости по рекомендациям МНС:

1) (6.500.000 + БПМ + все услуги) — расход по рекомендациям МНС;

2) 350.000 бел. руб. — доход;

3) 350.000 бел. руб. — расходы * 16% = сумма уплаты налога.

Насколько правильно налоговая рассчитывает доход на подтверждение расходов на покупку объекта недвижимости для ИП?

Ответ: для ответа на ваш вопрос не нужен расчет, а нужно обоснование, почему налоговая посчитала это налогооблагаемым доходом, со ссылками на законодательство. Если налоговая вам этого не поясняла — сделайте запрос. Но, изначально, доходы, облагаемые налогом при УСН, не облагаются подоходным налогом.

Вопрос: ИП без нанятых работников оказывает электромонтажные услуги гражданам по единому налогу, оформляя договор подряда и акт сдачи работ.

1. Можно ли предлагать любые расценки на работы, какие я желаю, или есть какие-либо законодательные ограничения?

Ответ: Ограничений по формированию тарифа на данные виды работ нет.

Вопрос: Законно ли, если не владелец недвижимости (в которой оказываются услуги), а, например, сосед, родственник или друг владельца подпишет договор подряда и акт приёмки работ, т.е. выступит по документам заказчиком?

Ответ: заказчиком по документам выступает тот, кто вам заказывает работу и кому вы сдаете ее результаты. Вы не обязаны проверять, его ли это недвижимость, но и одновременно из ситуации не должно следовать, что это совершенно постороннее лицо.

Вопрос: В извещении о постановке на учёт ИП, в разделе «ФСЗН» есть строка «Размер обязательных страховых взносов: 35». В ФСЗН же отвечают, что платить надо 35% не от прибыли (которую вроде как определяет сам ИП), а от минимальной зарплаты в РБ.

Не получится ли следующая ситуация? При покупке авто с регистрацией его на меня как физлицо налоговая инспекция может испросить декларацию доходов. Я укажу в ней прибыль, полученную от деятельности ИП, на которую покупаю авто (конечно же, на основании всех документов: квит. о приёме наличных денег и т. д). И не заставят ли меня доплатить разницу между отчислениями в ФСЗН 35% от минимальной зарплаты в РБ и 35% от той прибыли, на которую я покупаю авто? Или не всплывёт ли эта доплата со временем каким-либо другим способом? Про 35% от минимальной зарплаты отвечают в ФСЗН устно, а цифру «35» без комментариев, от чего их брать, имею в извещении о постановке на учёт письменно.

Ответ: ИП платит взносы в ФСЗН в размере, который он определяет самостоятельно. Но сумма взносов не может быть меньше 35% от минимальной заработной платы за каждый месяц с учетом индексации (п. 7 Положения о порядке исчисления и уплаты взносов, утвержденного указом президента № 40 от 16.01.2009 года). Если уплатили минимальный взнос — никто не заставит вас платить больше или 35% от фактического дохода.

Вопрос: Могу ли я как физическое лицо привезти для своих домашних нужд из Евросоюза дрель, лестницу и другие инструменты? Список полностью соответствует правилам беспошлинного ввоза для граждан. Но поймёт ли таможенная служба, что сие я везу, как физлицо для домашних нужд, а не как ИП для коммерческой деятельности? В противном же случае как можно ей это доказать?

Ответ: никак не докажете. Но критерием использования не для собственных нужд является в основном количество ввозимых товаров, поэтому, если их по одному — вопросов быть не должно. Вы можете использовать их как вам будет угодно.

Вопрос: Если вышеописанное ИП разместит домашнюю страничку в интернете, то может ли это быть квалифицированно как ещё один объект обслуживания с доначислением дополнительной ставки единого налога? Каким железобетонным (перестраховочным) правилам должна соответствовать такая страница, чтобы этого не произошло?

Ответ: на такой странице не должно быть продажи товаров, так как в качестве объекта обложения единым налогом в законодательстве фигурирует продажа товаров по образцам, но никак не объявление о выполнении элетромонтажных работ.

Вопрос: Как правильно формируется цена (тариф) на оказание ритуальных услуг, в частности услуг катафалка. Какими нормативно-правовыми актами при этом надо руководствоваться.

Ответ:Нормативов или обязательных правил по формированию цены на данный вид услуг нет.

Вопрос: ИП УСН 5%. Я занимаюсь оказанием услуг по заказам товаров в зарубежных интернет-магазинах и аукционах. Услуги заключаются в следующем: оформление заказа от имени заказчика с предоставлением его адресных и контактных данных, оплата за товар, полное сопровождение товара в силу своей компетенции. Услуги предоставляются после полной оплаты заказчиком выставленного к оплате счета.

На консультации в налоговой мне сказали, что нужен договор с зарубежным интернет-магазином и надо прикладывать скриншот экрана при оформлении заказа. При заказе с ebay.com мы оформляем заказ с физическим лицом и договор предоставить не можем.

Вопрос 1: Нужен ли договор или другие документы для подтверждения оплаты?

Вопрос 2: Может ли скриншот оформления заказа быть документом для налоговой?

Вопрос 3: Могу ли я у себя на сайте размещать товар с описанием на русском языке, и не будет ли сайт подпадать под определение интернет-магазина?

Ответ:На самом деле непонятно, что именно вы делаете для заказчика. Получаете от него деньги, заказываете для него товар и… что еще? Что значит «сопровождение товара»? Отслеживание его по коду? Если ваши функции сводятся только к посредничеству в расчетах за товар, то, кстати, по мнению Нацбанка, это требует наличия лицензии на банковские операции. Если же вы как ИП принимаете на себя товар, приходящий из-за рубежа, то это уже другой тип отношений и встает вопрос с растаможкой импорта. Что является вашим доходом, с которого вы платите налоги? В чьей собственности находятся деньги, принятые от заказчика и товары, заказанные для него? Какой договор вы заключаете с заказчиком, каковы его условия и вид сделки? Без как минимум этой всей информации ответить на ваш вопрос просто нельзя, а если и ответить — ответ будет более чем приблизительным.

Вопрос: Какие документы и процедуры необходимо подготовить юрлицу для оформления собственного сборочного производства? Детальнее: у нас ООО, разработали ТУ на производство светильников промышленных и получили декларацию ТР ТС по двум техрегламентам. Больше никаких сертфикатов/деклараций не имеем, нужно ли что-то еще? В аренде административно-производственное помещение, 6 квадратов, где идет сборка — по сути подключение клеммника, ламп, кабеля, плафона, эпра, отражателя. Производство сборочное (никаких серьезных техпроцессов на станках нет), на сертификат торгово-промышленной палаты пока не претендуем. Все комплектующие закупаем в РФ, ЕС. Можем ли мы в этом случае отгружать собранный нами светильник по документам согласно нашему обозначению в ТУ и писать там же «сделано в РБ» + при отгрузке мы выдаем паспорт на наш светильник, со штампом ОТК? На балансе имеем проверочное оборудование для тестирования готовых светильников, отвертки, столы и прочее. В штате инженеры, у которых в должностных инструкциях прописана сборка светильников. Обязательно ли нам нужно пройти обучение по охране труда и правда ли, что нужно минимум 3 сотрудника туда отправлять, что если штат меньше? Должны ли кроме этого обучения сотрудники пройти еще что-то либо получить какие-то документы? Нужны ли какие-либо дополнительные сертификаты, для того чтобы экпортировать наши светильники?

Ответ:Да, вы имеете право отгружать изготовленные согласно ТУ светильники как свое производство. Курсы по охране труда должен пройти руководитель, также можете назначить ответственного за охрану труда и направить егона обучение. При экспорте будете оформлять сертификат СТ-1, который будет подтверждать страну происхождения товаров, но для его оформления может потребоваться либо сертификат на продукцию собственного производства БелТПП. Других сложностей или проблем не вижу, если ТУ зарегистрированы и продукция соответствует требованиям норм по электро- и пожаробезопасности.

 

 

-35%
-51%
-10%
-52%
-20%
-11%
-10%
-30%
-50%
0066856