152 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  2. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  3. Водитель автобуса передал пассажирам по громкой связи «привет от политзаключенных». Итог: 15 суток
  4. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  5. Зеленский предложил Путину встретиться на Донбассе
  6. Суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской: одного из обвиняемых удалили с процесса
  7. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  8. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  9. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  10. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  11. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  12. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво
  13. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  14. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  15. Макей: Мы хотели бы иметь ясность, в каком статусе госпожа назначенный посол намерена работать в Беларуси
  16. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  17. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
  18. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  19. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  20. «Уже не рецессия, но еще и не рост». Эксперты — о настроении бизнеса и его влиянии на экономику
  21. Суперлиги пока не будет. Большинство клубов отказалось от участия
  22. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  23. Вот что Apple показала на своей первой презентации года
  24. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  25. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  26. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  27. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  28. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  29. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  30. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии


/

Первый транш долгожданного кредита Евразийского фонда стабилизации и развития порадовал белорусские закрома в конце марта. Впрочем, общая сумма кредита, 2 млрд долларов, скромна, а первый транш составил всего 500 млн долларов вместо ожидавшегося 1 млрд. На фоне потраченного за последнее десятилетие, точнее, за первую его пятилетку, сумма выглядит и вовсе не впечатляюще. То ли дело в прежние времена — 5 млрд долларов от продажи Белтрансгаза, 3,5 млрд по программе стэнд-бай от МВФ, 2,6 млрд — от АКФ, пару российских миллиардов, и это не считая бонуса в виде дешевых энергоресурсов, превращавшихся в сверхдоходный экспорт. Теперь куда меньшими средствами Беларуси предстоит совершить то, от чего в прошлые годы она благополучно уворачивалась.

Долг платежом грустен

Финансовые «радости» прошлых лет, покрасовавшись в белорусских золотовалютных резервах, давно перекочевали в графы внешнего долга, выросшего до весьма внушительных размеров. Согласно данным Нацбанка Беларуси, валовой внешний долг органов государственного управления по состоянию на 1 октября 2015 г. превысил 20% от ВВП, а на 1 января 2016 г. составил 23,6% от ВВП. Однако если расширить определение, включив в состав государственного внешнего долга внешний долг Нацбанка (1,7 млрд), валютные депозиты коммерческих банков в Нацбанке, не входящие в состав денежной базы (еще 1 млрд), а также валютные государственные долгосрочные облигации в портфелях банков (4,4 млрд долларов), то размер государственного долга, номинированного в иностранной валюте, достигнет 36,8% от ВВП обратил внимание директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. По его оценкам, на обслуживание (погашение и выплату процентов) внешнего долга сектора государственного управления (без учета указанных выше корректировок) уходит около 3 млрд долларов (около 5% от ВВП) в год.

Источник: research.by
Источник: research.by

 

Программой социально-экономического развития на 2011−2015 гг. были установлены следующие показатели экономической безопасности по отношению к размеру государственного долга: 25% от ВВП (внешний государственный долг) и 20% от ВВП (внутренний государственный долг). И хотя формально оба критерия соблюдаются, но фактический размер валютных обязательств органов государственного управления существенно выше, чем это допускалось соответствующим показателем экономической безопасности.

Источников привлечения средств для рефинансирования долгов всего несколько, в первую очередь, кроме ЕФСР,  это МВФ и валютные облигации.

«Заключение кредитной договоренности с ЕФСР окажет положительное влияние на динамику рыночных котировок второго выпуска евробондов, что, в свою очередь, откроет дорогу к размещению третьего выпуска еврооблигаций Беларуси», — уверен аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

По его оценкам, при удачной рыночной конъюнктуре и хорошем спросе на бумаги со стороны инвесторов правительство может рассчитывать на привлечение как минимум 1 млрд долларов. В пользу Беларуси при этом будет позитивный резонанс от отмены санкций Евросоюза и добросовестное исполнение всех предыдущих обязательств перед держателями белорусских бумаг.

Александр Чубрик обращает внимание на то, что часть кредитов не может быть использована для рефинансирования долга: это миллиардные кредитные линии китайских банков и российский кредит на строительство АЭС, связанные с инвестиционным импортом.

«Получение в 2016 г. межгосударственного кредита от России или какой-либо другой страны в размере, достаточном для рефинансирования существующих валютных обязательств, не выглядит реалистичным, как и выпуск еврооблигаций», — отметил директор Исследовательского центра ИПМ. Братская кредитная помощь Азербайджана и Венесуэлы также осталась в прошлом на фоне обострившихся макроэкономических проблем в этих странах. Возможности рефинансирования внутреннего валютного долга также ограничены, особенно в условиях сложной ситуации в российском банковском секторе, который традиционно являлся основным покупателем государственных валютных облигаций Беларуси через дочерние банки, предупреждает эксперт.

Утром — деньги, утром же — реформы

Евразийский кредит в размере 2 млрд долларов Беларусь получит семью траншами в течение 2016−2018 годов. Деньги эти выделены на поддержку программы реформ правительства и Нацбанка, состоящую из двух крупных блоков мер экономической политики — создания макроэкономических предпосылок экономического роста и проведения рыночных реформ, «нацеленных на обеспечение его устойчивости».

Программа предусматривает усиление контроля над денежным предложением, проведение гибкой валютной политики, достижение бездефицитного бюджета за счет сокращения субсидий, в том числе в результате повышения окупаемости услуг ЖКХ и сокращения компенсаций по процентным ставкам в рамках директивного кредитования. Для населения обязательства по этому кредиту обозначают скромный рост зарплат (в первую очередь — у бюджетников) и значительный рост уровня возмещения затрат на ЖКХ (с 30% на конец 2015 г. до 70% — на конец 2017 года).

Впрочем, Беларусь не впервые берет деньги под вполне конкретные обязательства. К примеру, либерализацию цен Минск уже обещал и Международному валютному фонду, и Антикризисному фонду (нынешнему ЕФСР). Но шансов проигнорировать эти обязательства все меньше. К примеру, напомнил Александр Муха, в рамках первой стабилизационной программы евразийский фонд в июне 2011 г. — апреле 2013 г. выделил Беларуси 2,560 млрд долларов вместо 3 млрд, не перечислив последний транш, поскольку белорусская сторона не выполнила 10 из 14 показателей ранее согласованной программы. При нынешнем уровне золотовалютных резервов и долгов разбрасываться траншами Минск вряд ли сможет себе позволить.

 

Самым серьезным источником недорогих ресурсов для Беларуси может стать поддержка МВФ, но и она может быть получена только под структурные реформы, направленные на преодоление институциональных и экономических слабостей в дополнение к политике, направленной на поддержание макроэкономической стабильности. «Однако первый вариант соответствующей „дорожной карты“ был представлен белорусской стороной еще на Весенних совещаниях МВФ и Группы Всемирного банка в апреле 2015 г., переговоры по программе велись в ноябре 2015 г., а стороны до сих пор находятся на этапе согласования позиций. Вероятно, со своей стороны МВФ пытается учесть опыт слабой дисциплины в выполнении условий прошлых программ и несовершенств их дизайна», — предупредил Александр Чубрик.

Получение финансирования МВФ, добавил он, важно не только с точки зрения ресурсов для рефинансирования долга и наличия дополнительного «якоря» для последовательной экономической политики, но и потому что оно открывает возможность дополнительного финансирования от Всемирного банка. В частности, в период реализации программы «стэнд-бай» 2009−2010 гг. Беларусь получила заем на цели развития (development policy loan, DPL) в размере 200 млн долларов на проведение реформы системы адресной социальной помощи, а также реализацию мер, направленных на улучшение условий ведения бизнеса и введения жестких бюджетных ограничений.

«Получение аналогичного займа крайне важно для Беларуси в нынешней ситуации, когда негативных социальных последствий кризиса слишком много, а средств для их преодоления — слишком мало. Вопрос состоит в том, сможет ли Беларусь своевременно рассчитаться по всем новым обязательствам, если программы с МВФ и ЕФСР снова не достигнут результата, структурные проблемы не будут решены и экономика не перейдет к устойчивому росту? И следующий вопрос: удастся ли сохранить важнейший „столп“ белорусского социального контракта — высокий уровень занятости?» — обратил внимание эксперт.

-40%
-30%
-20%
-20%
-20%
-40%
-25%
-30%
-50%
-25%