1. Соседние страны выявляют все больше контрабандных белорусских сигарет. Какие партии были самыми крупными?
  2. Белгидромет предупредил о заморозках в ночь на 9 мая
  3. Нарколог рассказала, почему стоит обращать внимание на состав алкоголя
  4. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  5. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  6. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  7. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  8. «Он меня слышит, реагирует на голос». Что сейчас с Ромой, который вынес из огня брата
  9. «Вы звоните в такое горячее время». Так получат ветераны ВОВ единовременные выплаты к 9 Мая или нет?
  10. Лукашенко пообещал «ягодки» по «делу о госперевороте» и вспомнил «убийства друзей-президентов»
  11. Лукашенко о заявлении на него в прокуратуру Германии: Не наследникам фашизма меня судить
  12. Как белорусские сигареты оказываются в опломбированных вагонах с удобрениями? Попытались найти ответ
  13. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  14. До +26°С! Прогноз погоды на длинные выходные
  15. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  16. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  17. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  18. «Новые отношения меня не пугают». Одно утро с Юлией Курьян
  19. Участников канала «Армия с народом» приговорили к большим тюремным срокам
  20. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  21. «Не доводите ногти до такого». Эти специалисты работают со стопами и показывают видео не для слабонервных
  22. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  23. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  24. «1700 рублей, СМС о зачислении пришло ночью». Какие выплаты в этом году к 9 Мая получают ветераны
  25. 22 года назад пропал бывший глава МВД и оппозиционный политик Юрий Захаренко
  26. Минтруда: ветераны получат единовременные выплаты до 9 мая
  27. Властям в апреле удалось пополнить резервы валютой. Белорусы отвернулись от доллара?
  28. Позывной «Птица». Удивительная история разведчицы Базановой, которая создала в оккупированном Бресте свою резидентуру
  29. Год назад стартовала, возможно, главная избирательная кампания независимой Беларуси. Как это было
  30. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко


В Администрации президента подготовлен и согласован со всеми соответствующими органами проект закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс РБ и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РБ". Отныне за необеспечение прогнозных показателей и ухудшение финансового положения госпредприятий их руководителям грозят не только штраф или увольнение, но и лишение свободы. Под угрозой уголовного преследования оказывается около 15 тысяч человек из высшего эшелона белорусской номенклатуры.

Одним из авторов инициативы стал помощник президента по экономическим вопросам Сергей Ткачев, который посчитал, что регулярные выговоры и взбучки на селекторных совещаниях отнюдь не ведут к снижению количества фактов бесхозяйственности и мошенничества на подведомственных государству предприятий. Дабы встряхнуть чиновников и директорский корпус, редакция статьи 4282 УК РБ предлагается в следующем варианте: "Систематические действия и (или) бездействия руководителей республиканских органов госуправления (их заместителей), руководителей госорганизаций, подчиненных правительству РБ (их заместителей), руководителей местных исполнительных и распорядительных органов (их заместителей), руководителей государственных юрлиц или юрлиц, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими юридическими лицами (заместителей этих руководителей), ведущие к ухудшению финансового положения названных юрлиц и повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере или существенный вред государственным или общественным интересам, при отсутствии признаков более тяжелого преступления — наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до одного года, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения".

Если причина "ухудшения финансового положения" более или менее понятна, то оценка "существенного вреда государственным или общественным интересам" гораздо сложнее. Продало белорусское госпредприятие товар в Россию, но фирма оказалась недобросовестной или в какой-то момент неплатежеспособной — директор может лезть на нары. Уменьшило предприятие поставки на внутренний рынок, увеличило складские запасы, не увеличило выручку до запланированного уровня, снизило рентабельность, не сократило энергоемкость — все это может стать основанием для возбуждения уголовного дела. Предоставил Минфин отсрочку по платежам в бюджет (на 1.12.2004 г. — 255,5 млрд. рублей, рост с начала года на 13,1%) и допустил рост долгов перед бюджетом (276,3 млрд. рублей, увеличение с начала года на 10,5%) — руководство Минфина может оказаться на скамье подсудимых. А руководителей 2881 госпредприятия, допустивших за 10 месяцев т.г. убытки, стройными рядами можно препроводить в СИЗО для выяснения размера вреда государственным и общественным интересам. К тому же, поскольку в Беларуси безработицы быть не может, любое увольнение рабочих при реструктуризации предприятий можно рассматривать как диверсию против общества и государства.

Реальная угроза уголовного преследования замаячит и перед банкирами из банков с долей государства в уставном фонде или работающих с госресурсами. Не возвращенный вовремя кредит, равно как и не допривлеченный объем средств на депозиты, завышенная или заниженная процентная ставка по кредиту — все это основания для возбуждения уголовного дела. Не может чувствовать себя защищенным даже председатель Нацбанка Петр Прокопович. Отказ банков выдавать кредиты на жилищное строительство или на сельское хозяйство, снижение ставок по депозитам или слишком дорогой/дешевый рубль — готовься к встрече с прокурором. Не составляет труда привлечь к ответственности и премьер-министра страны: за невыполнение хотя бы одного из 16 прогнозных показателей, предоставление льгот неэффективно работающим предприятиям, потерю внутреннего или внешнего рынка определенного товара, отсутствие прогресса в переговорах с Россией или ЕС. Список оснований и поводов для возбуждения уголовного дела против премьер-министра неограничен.

Если логику власти в отношении наказания чиновников и менеджеров госпредприятий еще как-то можно понять, то решение расширить сферу уголовного преследования индивидуальных предпринимателей вызывает недоумение. Статья 2551 планирует наказывать за "необеспечение индивидуальным предпринимателем достижения показателей, которые прогнозировались при оказании ему господдержки". Если индивидуальный предприниматель получил госпомощь под обязательство добиться определенных показателей, но не справился, то он будет наказан не только штрафом, но и лишением свободы сроком до двух лет. Более того, его можно лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Люстрация в отношении частного бизнеса — это действительно правовое ноу-хау власти. В цивилизованном мире за экономические ошибки и прочеты предприниматель рассчитывается своим имуществом или репутацией. Сделки могут страховаться, а фирмы, не выполнившие свои договорные обязательства, могут банкротиться. Но такие проверенные временем инструменты белорусской властью игнорируются. Здесь же речь идет о неких показателях (наверное, рост валового производства и торговли), которые лишь косвенно связаны с деятельностью компаний на микроуровне. Даже на уровне небольшого индивидуального предпринимателя спрогнозировать развитие на год крайне затруднительно, не в последнюю очередь — из-за правового нигилизма самой власти.

Так что работать в Беларуси на госресурсах становится крайне опасным. Президент получает дополнительные рычаги влияния на высший эшелон номенклатуры. В 2004 г. ей подготовили несколько пряников (повышение окладов и премий, расширение полномочий, больше льгот и дотаций и т. д.), а 2005 г. начнется, судя по всему, с жестокого кнута.

Андрей ПОДВИЦКИЙ
-10%
-10%
-30%
-50%
-23%
-20%
-50%
-15%
-10%
0072916