1. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  2. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  3. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  4. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  5. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  6. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  7. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  8. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  9. Захарова: Запад хотел «перекрыть» информацию о готовящемся в Беларуси перевороте заявлениями Праги
  10. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  11. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  12. Госдеп назвал ложными заявления о причастности США к попыткам устранения Лукашенко
  13. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  14. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  15. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  16. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  17. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво. Мнение
  18. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  19. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  20. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  21. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  22. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  23. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  24. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  25. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  26. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  27. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  28. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  29. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  30. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»


Дмитрий Заяц,

Подготовлена новая редакция законопроекта о государственном индикативном планировании, который фактически ставит крест на директивной системе управления экономикой. По информации БелаПАН, в ноябре законопроект еще находился в правительстве и сроки его принятия парламентом до последнего времени не были определены. Похоже, судьба законопроекта будет зависеть от исхода баталий, развернувшихся в коридорах власти по вопросу реформирования экономики.

Фото из архива

17 лет, которые завели страну в тупик

Нынешняя система государственного планирования и прогнозирования социально-экономического развития существует с 1998 года, когда был принят соответствующий закон. С тех пор прогнозные экономические показатели приобрели в Беларуси фактически директивный характер, обязательный для исполнения на всех уровнях — начиная от предприятий и заканчивая правительством.

Вместе с тем белорусские власти сегодня уже публично констатируют, что система ручного управления экономикой не дает ожидаемого эффекта и, по сути, привела страну в тупик. За последние пять лет официальный прогноз по росту валового внутреннего продукта, который утверждался в стране указами президента, ни разу не был выполнен.

По информации БелаПАН, неэффективность нынешней системы планирования — один из ключевых аргументов, который приводят сегодня экономические власти, инициируя принятие законопроекта о государственном индикативном планировании.

Документ фактически уже готов для рассмотрения в парламенте и предполагает, что после его принятия страна откажется от доведения директивных показателей до органов госуправления и предприятий.

Вместо старой системы предлагается внедрить новую, существующую во всем цивилизованном мире. Ее суть проста: прогнозные показатели, которые утверждает государство, являются лишь ориентирами (индикаторами). Их задача — облегчить процесс прогнозирования прежде всего предприятиям, которые, глядя и доверяя планам государства, смогут точнее планировать свою будущую деятельность.

Переход к системе индикативного планирования предлагается осуществить следующим образом.

По сведениям БелаПАН, экономические власти предлагают законодательно закрепить необходимость разработки трех стратегических (базовых) документов: Стратегии научно-технологического развития, Национальной стратегии устойчивого развития, Программы социально-экономического развития. Первые два документа планируется утверждать на 15 лет, третий, как и сейчас, — на пять лет.

В отличие от ежегодных прогнозов социально-экономического развития, в которых прописываются целевые показатели, будут утверждаться так называемые индикативные планы. Что это изменит?

Сегодня корректировать прогнозные показатели, которые утверждаются указом президента и которые носят директивный характер, может только первое лицо. Годовые индикативные планы, на которые планируется перейти, будут позволять правительству при необходимости оперативно их корректировать. Скажем, в связи с изменением внешней конъюнктуры.

Такая практика существует сегодня в России, в которой правительство может менять прогнозные экономические параметры по ходу года. Система регулярного пересмотра прогнозных показателей характерна также для европейских стран и позволяет гибко подстраивать экономическую политику под меняющиеся условия.

Система, на которую нет денег

После того как белорусская система государственного планирования явно зашла в тупик, отказаться от нее необходимо, считают эксперты.

«Мир стал турбулентным, внешняя конъюнктура достаточно быстро меняется, и поэтому международные организации, и даже Россия, перешли к уточнению прогнозов раз в квартал. Мы на этом фоне со своими директивными целевыми показателями выглядим архаично», — говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

В сохранении системы управления экономикой, которая существовала в стране последние 17 лет, эксперт не видит никакого смысла: «Если мы будем таргетировать целевые показатели, то результат такого подхода мы хорошо знаем — запасы на складах».

Разработчики законопроекта о государственном индикативном планировании также обращают внимание на этот момент. Выполнение директивных показателей ведет, по их мнению, к неэффективному использованию финансовых ресурсов.

Независимые эксперты считают, что система директивных показателей, существовавшая в стране на протяжении многих лет, как раз и привела к возникновению проблем, за которые мы сегодня расплачиваемся.

«Система, которую мы собираемся демонтировать, требовала значительных ресурсов. У бюджета, который потратил много средств на поддерживание директивной модели экономики, накопился долг, на обслуживание и погашение которого уходит ежегодно порядка 6% ВВП. Это значительная сумма, которая сокращает финансовые возможности бюджета», — отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Продолжать управлять экономикой с помощью директивных показателей дальше невозможно — на это просто нет денег, считает эксперт.

В этой связи белорусские экономисты выражают надежду, что от системы, которая существовала в стране 17 лет, будет принято решение отказаться.

«Хочется верить, что здравый смысл восторжествует и мы перейдем на новую ступеньку своего экономического развития», — говорит Чубрик.

Эксперты отмечают, что если исходить из рациональной логики, нынешняя система управления экономикой должна быть в ближайшее время демонтирована.

«Экономические показатели, утверждаемые на официальном уровне, уже много лет в Беларуси не выполняются. Если чайник не работает, мы от него отказываемся и покупаем новый. Аналогичный подход нужно использовать и в данном случае», — считает Ирина Точицкая.

Вместе с тем в коридорах власти существуют разные мнения относительно необходимости принятия законопроекта о государственном индикативном планировании. К слову, первая редакция этого законопроекта вносилась в белорусский парламент еще в 2012 году, однако тогда документ так и не был принят.

Возможно, сегодня, спустя три с лишним года, решение может быть другим, и страна наконец-то откажется от директивной системы показателей. Просто потому, что для их выполнения уже банально нет денег.

-10%
-30%
-40%
-30%
-20%
-20%
-30%
-10%
-20%
-10%
-30%
0072916