В комитете экономики Мингорисполкома прокомментировали ситуацию с российской компанией, которая построила троллейбусное депо в Уручье и требует от городских властей возмещения затраченных 20 млн долларов. Власти считают поведение инвестора некорректным и сравнивают его с «плохим танцором», которому постоянно что-то мешает.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Троллейбусное депо в Уручье, которое стало предметом спора между городскими властями и инвестором. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Напомним, "дочка" российского инвестора в Беларуси ИП «Манолиум-инжиниринг» обратилась к президенту с просьбой о встрече, чтобы донести «все факты того беспредела, который творят ответственные чиновники в отношении иностранных инвесторов». Новость об этом была опубликована на портале TUT.BY 17 ноября. В статье один из собственников компании-инвестора Андрей Долгов сообщает, что следующим его шагом может быть обращение в международный суд.

В компании требуют, чтобы им вернули средства, потраченные на строительство троллейбусного депо в Уручье и других коммунальных объектов в городе, поскольку взамен они не получили возможность застраивать участок в центре Минска. Именно такой порядок был предусмотрен в инвестиционном договоре от 2003 года. Инвестор настаивает на том, что его вложения составили 19,3 млн долларов. По переписке с властями в компании сделали вывод, что город намеревается экспроприировать построенный на деньги бизнеса объект. Во время подготовки статьи в Мингорисполкоме отказались от официального комментария.

Российский инвестор пожаловался президенту на беспредел чиновников и пригрозил им международным судом.

После опубликования материала в комитете экономики Мингорисполкома сообщили, что вопрос о наличии оснований по возмещению затрат, заявленных ИП «Манолиум-Инжиниринг», сейчас рассматривается, хотя прямой обязанности государства для этого ни закон, ни расторгнутый инвестиционный договор не предусматривают. Поведение инвестора, «ставшего на путь ультиматумов и угроз вместо выполнения договоренностей и предложений Мингорисполкома», власти называют некорректным.

Саму работу компании по проекту город оценивает как неудовлетворительную, поскольку инвестиционный договор, подписанный в 2003 году, многократно нарушался. С этим и связан факт его расторжения.

— Да и какие еще могут быть оценки работы организации, которая за 11 лет не смогла построить даже депо? То же касается и двух других проектов, по которым инвестором неоднократно и грубо нарушались условия договоров (объекты по улицам Брилевской, Революционной).

В Мингорисполкоме утверждают, что властями постоянно принимались меры по сохранению проекта. В этих целях было подписано 7 дополнительных соглашений, согласно которым сроки строительства продлевались не менее 3 раз.

— Еще в 2005 году инвестор сетовал на такие причины, как различия в законодательстве РФ и РБ, бюрократические процедуры Центрального банка РФ, необоснованность требований служб Мингорисполкома и затягивание принятия соответствующих решений. В 2010 году уже были ссылки на мировой финансовый кризис. Вместе с тем имеются документы, подтверждающие факты ненадлежащей организации работ самим инвестором. Анализируя это, напрашивается народное сравнение этого инвестора с «плохим танцором», которому постоянно что-то мешает.

Задержка строительства на столь длительные сроки (первый срок — 2006 год) влечет его удорожание, что не могло не найти отражения в изменениях договора, говорят в комитете экономики. Напомним, изначально и в условиях конкурса, и в инвестиционном договоре сумма затрат инвестора была ограничена 15 млн долларов. Позднее появилась формулировка «не менее 15 млн долларов». Инвестор утверждает, что пошел на подписание нового договора вынужденно, чтобы не потерять площадку и деньги. Городские власти другого мнения.

— Инвестор сначала добровольно согласился подписать изменения в договор, но потом начал это преподносить как принуждение. Ужесточение условий проекта основано на свободе договора и в определенной мере связано с неоднократной просрочкой исполнения обязательств ИП «Манолиум-Инжиниринг».

В настоящее время Мингорисполком готов возместить затраты при наличии вступившего в законную силу решения суда по данному вопросу. Вместе с тем специалисты не исключают возможность внесудебного разрешения проблемы, в том числе по процедуре выкупа незавершенного строительства. Однако у властей есть вопросы по заявленной в рамках оценки сумме и ее отношению к целям строительства. Будет проанализирована востребованность результатов строительства, техническое состояние «незавершенки» и дополнительные затраты города по вводу объектов, которые по договору должен был нести инвестор. В данный момент город не планирует включения в бюджет на 2016 год финансовых средств на возмещение затрат инвестору.

Предложенный инвестором другой вариант решения спора — по перепрофилированию депо в торговый объект, не рассматривается. Градостроители не видят в этом возможности, поскольку «рассматриваемый земельный участок расположен в зоне коммунальных объектов городского значения и предназначен для строительства троллейбусного депо».

Территория в границах улиц Киселева — Красной — Машерова, застройку которой изначально рассматривал инвестор и в чем ему в итоге было отказано, сейчас объединена в один проект вместе с частью территории завода «Горизонт». Здесь предполагается строительство административных, жилых, торговых площадей, инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанная площадка будет застраиваться частично за счет средств города Минска, а также застройщика, определенного государством, и банковских кредитов, рассказали в Мингорисполкоме.

-50%
-25%
-50%
-30%
-30%
-10%
-10%
0068453