Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


Бизнес считает незаконными требования включать антикоррупционную оговорку в действующие хозяйственные договоры. Об этом говорится в сообщении Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского (БСПН).

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Мэр Минска Андрей Шорец. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

БСПН обеспокоен случаями понуждения включать такое приложение в действующие договоры. Некоторые коммунальные предприятия столицы направили в адрес организаций-контрагентов требование о подписании приложения об антикоррупционной оговорке к ранее заключенным договорам. При этом, ссылаясь на соответствующее поручение председателя Мингорисполкома Андрея Шорца, коммунальные предприятия заявляют, что «без оформления указанного приложения невозможна оплата выполненных работ по ранее заключенным договорам через управление государственного казначейства», отмечают в БСПН.

В бизнес-союзе считают, что данные действия коммунальных организаций незаконны по ряду оснований.

В соответствии с Гражданским кодексом Беларуси (ГК), юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (ст. 391 ГК). Статья 291 ГК устанавливает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, если иное не вытекает из законодательства или договора.

«Таким образом, коммунальные предприятия допускают серьезное нарушение основополагающего законодательного акта, принуждая к заключению приложения к ранее заключенным договорам и угрожая неисполнением обязательства (оплаты выполненных работ) в случае отказа от подписания антикоррупционной оговорки. Законодательство Республики Беларусь, в том числе Закон „О борьбе с коррупцией“ от 2006 года, а также его новая редакция, которая вступит в действие в январе 2016 года, не содержат требования включать в договоры антикоррупционной оговорки», — отмечают в БСПН.

В бизнес-союзе считают, что с юридической точки зрения, данный текст не может влиять на ответственность сторон, так как не основан на нормах белорусского законодательства. Соответственно, руководитель организации не может нести в данном случае ответственность за партнеров, работников, посредников, аффилированных лиц. Поэтому подобные оговорки несут в себе риски недействительности как противоречащие законодательным актам Республики Беларусь, «влекут риск расторжения договора в одностороннем порядке со стороны государственных органов по надуманным основаниям в целях взыскания несуществующих убытков, а это — прямое противоречие нормам ГК», — отмечают в БСПН.

Соответствующие доводы с просьбой отменить неправомерные требования коммунальных организаций бизнес-союз направил на адрес мэра Минска Андрея Шорца. Также бизнес-союз намерен вынести ситуацию на рассмотрение общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме.

Антикоррупционная оговорка — это положения договора, устанавливающие юридические обязанности сторон по антикоррупционному поведению в рамках исполнения отдельного договора, а также возможность расторгнуть договор и требовать возмещения убытков в случае нарушения данных положений. Данная договорная практика — это механизм так называемого soft law, т.е. английского, американского права (или как их называют, англо-саксонская система права), которым подчинены, как правило, все крупные сделки, международные контракты.

Управляющий партнер юридического альянса COBALT в Беларуси Дарья Жук отмечает, что «антикоррупционная оговорка — это нормальная мировая практика договорных отношений сторон не только в сфере государственно-частного партнерства (как в случае с требованием Мингорисполкома), но и в сфере частного бизнеса, особенно когда речь идет о крупных публичных компаниях». «Из практики наших белорусских клиентов могу сказать, что для тех компаний, которые работают с иностранными партнерами (например, иностранные банки и фонды, мировые фармацевтические компании, энергетические компании), включение антикоррупционной оговорки в контракт — привычное дело», — подчеркнула эксперт.

На взгляд Дарьи Жук, желание мэра Минска видеть такую оговорку во всех договорах с городскими коммунальными предприятиями — «идея хорошая». Она позволит «дисциплинировать обе стороны договора, а также дать возможность городу расторгать договоры с недобросовестными партнерами (хотя здесь могут быть и злоупотребления, так как сложно провести правильный мониторинг и выявить тех, кто допускает взяточничество, без привлечения оперативных работников и соответствующих органов)».

Поскольку в белорусском законодательстве закреплен принцип свободы договора, т.е. стороны вправе включать в договор любые положения, с которыми согласны обе стороны (конечно же, не противоречащие самому закону), даже если они прямо не предусмотрены в законе, идея вполне законна, говорит эксперт.

Жук не стала так жестко трактовать, что она противоречит белорусскому законодательству, так как «антикоррупционная оговорка лишь требует от двух сторон договора не допускать коррупционного поведения (простыми словами, не давать и не получать взятки), что вполне законно, но в случае нарушения этой договоренности позволяет стороне расторгнуть договор, что тоже законно, и требовать возмещения убытков».

Однако, считает эксперт, сегодня исполнение данной идеи «не совсем адекватно, а именно: требовать внести изменения в существующие договора под страхом неоплаты за оказанные услуги, поставленные товары или расторжения договора». «В случае такой неоплаты или отказа от договора, безусловно, это будет грубым нарушением со стороны городских властей», — полагает Жук. А вот включать такие оговорки в новые договоры, особенно те, которые заключаются на тендере (когда сам текст договора изменить в процессе исполнения практически невозможно), могло бы стать хорошим началом антикоррупционной кампании города Минска, заключила юрист.

В бытность главой Мингорисполкома Николая Ладутько на самом высоком уровне высказывалась озабоченность коррупционными проявлениями. А один из вице-мэров даже угодил на нары. Вполне понятно желание Андрея Шорца если не высечь гидру коррупции у себя в ведомстве, которое является лакомым для многих, то хотя бы отвести угрозу от себя.

-20%
-60%
-10%
-50%
-15%
-15%
-16%