Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


фото: СБ Беларусь Сегодня
фото: СБ Беларусь Сегодня

Белорусский союз предпринимателей снова выступил против введения уголовной ответственности за нарушение порядка представления и сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов. Информация об этом опубликована на сайте общественного объединения.

В начале лета бизнес-сообщество Беларуси уже обсуждало нормы законопроекта, которым предлагалось внести изменения в некоторые законы. Его разработчиком выступило Министерство по налогам и сборам.

Документ предусматривает включение в Уголовный кодекс статьи 243−1. Согласно ей, «непредставление контролирующему органу документов бухгалтерского учета <…> сопряженное с неисполнением налогового обязательства в крупном размере, при отсутствии признаков более тяжкого преступления, наказывается штрафом, или арестом со штрафом, или ограничением свободы на срок до 2 лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок».

Причем если проверяющие зафиксируют неисполнение налогового обязательства в особо крупном размере, то предусмотрено еще более жесткое наказание — ограничение свободы на срок до 5 лет со штрафом или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.

Бизнес стал возмущаться подобным предложением. Однако финансовая милиция выступила за введение уголовной ответственности за утрату бухгалтерских документов. В свою очередь директор Департамента финансового мониторинга КГК Вячеслав Реут заявил: «Сегодня сроки действия лжепредпринимательских структур сокращаются. Если раньше они работали в среднем полтора года, то сейчас — 4−5 месяцев. Провели несколько сделок — и пропали, а документы уничтожили».

В БСП же утверждают, что проблема «ложной утраты» документов существовала всегда. Тем более в законодательстве уже есть все необходимые нормы для борьбы с такими преступлениями, уверено бизнес-сообщество. Так, в Налоговом кодексе прописано, что проверяющие могут определять размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов двумя способами. Первый вариант — на основании сведений о движении денег по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других госорганов, юридических и физических лиц. Второй вариант — расчетным методом на основании сведений о юрлицах и ИП, которые осуществляют аналогичные виды деятельности.

Специалисты общественного объединения считают, что «неисполнение налогового обязательства в крупном размере» выявить не составит труда, ведь движение денег по счету в банке скрыть не получится.

«В законопроекте абсолютно не учтен принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, а также распределение бремени доказывания (часть 3 статьи 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь). Именно налоговый орган должен представить доказательства законности и обоснованности своего решения», — говорится в обращении БСП.

По мнению бизнес-сообщества, нет необходимости принимать изменения в уголовное законодательство, смысл которых настолько неоднозначен, что для их применения необходимо будет разработать еще одну процедуру.

-20%
-10%
-21%
-50%
-21%
-10%
-40%
-10%
-30%