Поддержать TUT.BY
144 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Белорусов обяжут регистрировать валютные договоры. Кого коснется и как накажут забывчивых
  2. Мининформ прекратил вещание телеканала Euronews в Беларуси
  3. Уголовные дела на руководителей BYSOL и исчезновение Александра Федуты. Что происходит 12 апреля
  4. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  5. «Ребенок неудачно упал и оказался в коме». История Веры, которая работает в детском хосписе
  6. Врач рассказывает, по каким симптомам узнать пневмонию
  7. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  8. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  9. Сколько стоит тур на море в этом году и где можно отдохнуть в Беларуси? Интервью с экспертом туризма
  10. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  11. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно-Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  12. Самые теплые, крепкие и дешевые стены: сравнили газосиликат, керамзитобетон и керамические блоки
  13. На основателей Фонда солидарности BYSOL завели уголовное дело
  14. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  15. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  16. Льняное масло: особенности применения, о которых нужно знать
  17. Теплое начало недели, а потом — похолодание. Прогноз погоды на ближайшие дни
  18. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  19. Кого государство назвало причастными к террористической деятельности после выборов-2020? Инфографика
  20. «Ура, Гагарин в космосе!» Как дети на «гродненском космодроме» запустили в небо мини-копию ракеты
  21. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
  22. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  23. Можно ли отсрочить климакс? Гинеколог отвечает на важные вопросы
  24. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  25. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  26. Белорусов стали массово приглашать на вакцинацию от коронавируса. Узнали, как проходит процедура
  27. Начался суд по делу о наезде BMW на силовиков 11 августа. Водителю грозит до 25 лет тюрьмы
  28. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  29. Как река превращается в море. Большая вода на Полесье
  30. На какие курорты из Беларуси у туроператоров этим летом запланированы полеты?


/ /

Очередную программу Сергея Чалого мы посвятили анализу , которые призваны спасти ситуацию на МТЗ и "Гомсельмаше", испытывающих серьезные проблемы с реализацией техники.

Также попробовали угадать, что же может скрывать документ, в котором прописаны меры по улучшению ситуации на предприятиях, но он является полусекретным.

Помогала автору журналистка TUT.BY Ольга Лойко. Ваши мнения, пожелания, вопросы и предложения оставляйте под анонсом или в твиттере с хештегом #ЭнП.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (382.38 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (52.83 МБ)

Мало понятно, как оценивает финансовое состояние Нацбанк, какие цели он себе ставит и какими инструментами пытается их достигать. Оставался последний фактор неопределенности – в каких условиях будет существовать реальный сектор. Любая помощь предприятиям потребует денег, а напечатать их нельзя – к нам едет миссия МВФ.

Старый механизм финансирования госпрограмм вызывал больше всего вопросов у МВФ. Решался вопрос, как спрятать прямой запрет на прямое финансирование экономики эмиссионными деньгами. В принципе, до тех пор, пока последним пунктом не прописано, что конечным источником финансирования является Нацбанк, эти схемы вполне укладываются в принципы, которыми руководствуется МВФ.

Вышел указ "О некоторых вопросах приобретения активов банка, сформированных при кредитовании организаций деревообрабатывающей промышленности и уточнении лимита внутреннего государственного долга". В документе задействованы сами предприятия, Минфин и Банк развития. Его задачей при создании была реструктуризация задолженности предприятий перед банками.

Деньги берутся путем выпуска государственных долгосрочных обязательств. Задача состоит в облегчении долгового бремени для предприятий. В свое время деньги на модернизацию выделялись под конкретный бизнес-план. Сейчас та же идея: предприятия снова разрабатывают бизнес-планы, но уже исходя из существенно более облегченных условий. Срок погашения предыдущих долгов увеличивается на пять лет. Отсрочка погашения основного долга – до пяти лет. Отсрочка погашения процентных платежей – на один год. Это правило касается кредитов, выданных в 2007 году и 2015-2016 годы. Строго говоря, это означает, что модернизация еще не окончена.

Предполагаемые в бизнес-планах новые реструктурированные долги – с более длительным сроком погашения и более низкой процентной ставкой. Минфин выпускает государственные долгосрочные обязательства этой же длительности. Предполагается, Минфин выкупает у банков плохую задолженность и передает Банку развития. Он выполняет функцию агента правительства, чтобы управлять плохой задолженностью.

Но изобретен специальный механизм погашения задолженностей, которые образуются перед Минфином. Предприятия должны открыть в Банке развития специальный счет и накапливать средства для погашения задолженности. Фактически это означает, что в каждый момент в оперативном режиме между платежами Банк развития будет видеть скорость накопления средств. Тогда он заранее сможет оценить перспективы возврата. Проценты на эти денежные средства не начисляются. Банк развития наделяется полномочиями безусловного взыскания средств, может выступать истцом, может инициировать избрание своих работников в наблюдательный совет или совет директоров предприятий, которые находятся под наблюдением.

Раз облигации выпустят в рублях, надо поправить лимиты внутреннего государственного долга на 15 трлн рублей.

Этот механизм не гарантирует, что с новыми долгами произойдет нечто отличное от того, что было со старыми долгами в рамках модернизации. И теперь все эти предприятия на ближайшие 5 лет несамостоятельны в своей финансовой политике. Мне кажется, Банк развития становится едва ли не внешним управляющим. Предполагается, что за эти 5 лет предприятия сумеют заработать эти деньги и отдать долги. Насколько степень контроля позволит им принимать необходимые решения – большой вопрос.

Фактически банкам кредитовавшим деревообработку, позволили конвертировать "плохие" долги в долги пока не известного качества. В документе специально прописан пункт, что их можно обменять на другие бумаги. Деньги, которые поступают в бюджет, должны были быть использованы для расчетов перед коммерческими банками. Вероятно, через 5 лет встанет вопрос, где взять деньги, чтобы выкупить облигации. Но решение вопроса отодвигается на эти 5 лет, а Банк развития оказывается занят на ближайшее время. Жизнеспособность будущих долгов по-прежнему под вопросом.

Президент сказал: "Я предупредил всех, и в правительстве, и в руководстве этих предприятий. Упаси Господь, то, что обещано на эту поддержку, не будет выполнено. Мы это будем рассматривать как вредительство". Предполагается, что это последняя реструктуризация, и если будет пропущен хоть один платеж, может дойти до взыскания имущества.

Операции с облигациями, которые будут выпускаться до конца года, освобождаются от налогов. По сути, это налоговый кредит для тех, кто будет покупать облигации.

Несколько иной подход использован для помощи , который недавно посещал премьер Кобяков. Долг в размере 59,5 трлн рублей реструктурируется для пополнения оборотных средств.

ООО "Минский тракторный завод" предоставляется право осуществить эмиссию облигаций в размере, не превышающем 150 млн долларов. Исполнение обязательств по облигациям обеспечивается залогом недвижимого имущества МТЗ стоимостью не менее 50% от эмиссии. На оставшуюся величину составится договор страхования ответственности за неисполнение обязательств эмитентов. Это означает, что качество залога у МТЗ гораздо хуже, чем возможность получить кредит на такую величину, но что-то у него есть.

С "Гомсельмашем" ситуация другая. Используется та же схема, что для предприятий деревообработки. Это означает, что "Гомсельмаш" неспособен рассчитываться по кредитам и сопутствующим платежам. А раз не выпускаются облигации самим предприятием, видимо, там и с качеством залога еще хуже. Минфин выпустит долгосрочные облигации, номинированные в иностранной валюте, до 425,8 млн долларов. Поскольку Минфин выпускает облигации в пользу банков, из полученных средств предоставляется государственный кредит.

Строго говоря, ценные бумаги, выпускаемые Минфином, все равно учитываются в структуре широкой денежной массы. В ситуации существующего режима монетарного таргетирования широкой денежной массы очевидно, что произойдет расширение денежной массы. Это означает, что для всех остальных денег должно стать меньше. То есть это равномерный налог на остальную экономику в пользу тех предприятий, которым сейчас помогают. Если только Нацбанк не позволит себе ступенчатый скачок. Но это будет означать молчаливое признание того, что они позволили денежной массе увеличиться на эту величину. Если это случится, у МВФ могут возникнуть вопросы.

Еще один указ "О стабилизации финансово-экономического состояния отдельных промышленных предприятий". В нем шесть пунктов для служебного пользования. Ни списка предприятий, ни подробностей, но по некоторым косвенным фактам можно попытаться предположить, о чем говорится в указе. Уточняется показатель республиканского бюджета в части увеличения внутреннего долга и долга, гарантированного государством. Это означает тот же инструмент выпуска облигаций.

Из опыта предыдущих лет: когда в документах о стабилизации финансово-экономического состояния появлялись пункты ДСП, они все касались социальной политики. Можно предположить, что и сейчас там нечто подобное. Почему отдельно выделен МТЗ и "Гомсельмаш"? По ним выступал президент и говорил, что "не должно быть никаких опрометчивых шагов, никаких массовых закрытий, увольнений и сокращений".

Я думаю, в качестве одного из механизмов стабилизации финансового положения будет помощь по созданию искусственного спроса на продукцию предприятий, в том числе за счет бюджетных средств. Будем распределять эту технику по предприятиям, даже тем, кто не сможет купить ее за собственные средства. Это уже прямая нагрузка на бюджет.

Больше всего смущает, что нет списка, кто теперь подвергается улучшению финансового положения, а кто нет. С другой стороны, мы знаем объем квазибюджетного финансирования. Судя по выпуску облигаций, речь снова идет о нежизнеспособных предприятиях, с которыми надо что-то делать. Но большой вопрос, насколько они станут жизнеспособны после облегчения финансового положения.

Есть много претензий к этому механизму. Очевидно, он придумывался, чтобы не использовать бюджетные и эмиссионные средства, но все же найти средства для того, чтобы реструктурировать плохую задолженность перед банками. Предполагается, что предприятиям поможет разработка новых бизнес-планов. Но мы видим, что государственные предприятия не умеют разрабатывать их, а государственные организации – заниматься их экспертизой.

Мнение автора программы может не совпадать с мнением редакции портала.
-20%
-50%
-20%
-10%
-50%
-10%
-40%
-10%
-20%
-30%