Недавно Международный валютный фонд (МВФ) подверг критике деятельность Банка развития за то, что он "превратился в дополнительный источник льготных кредитов", и порекомендовал свернуть его деятельность через несколько лет. На днях стороны провели очередной раунд консультаций и сверили позиции. Об итогах переговоров TUT.BY рассказал председатель правления Банка развития Беларуси Сергей Румас. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Сергей Николаевич, в последнем страновом докладе МВФ о Республике Беларусь в достаточно неожиданном ракурсе прозвучали рекомендации Фонда о дальнейшей деятельности Банка развития. Эта новость получила широкий резонанс. Как Вы можете ее прокомментировать? Какие ключевые разногласия существуют между МВФ и Банком развития? До чего удалось договориться?

- Начну с того, что создание Банка развития производилось с учетом рекомендаций МВФ и Всемирного банка. Перед нами были поставлены четкие задачи деятельности, которые сохраняются до сих пор. Их три: инвестиционное кредитование государственных программ и мероприятий; принятие активов, сформированных ранее государственными банками при кредитовании государственных программ и мероприятий; поддержка белорусского экспорта.

Представители и специальные миссии МВФ регулярно проводят встречи в Банке развития, на которых детально ознакамливаются с нашей деятельностью и делают рекомендации, позволяющие ее улучшить. Так произошло и сейчас, в ходе проведенного МВФ мартовского мониторинга изменений в экономике и экономической политике Беларуси. Высказанные миссией МВФ рекомендации не являются чем-то принципиально новым. Главная их суть, которая касается Банка развития и кредитования государственных программ, состоит в следующем: в Республике Беларусь все директивное инвестиционное кредитование должно осуществляться через Банк развития, причем его объемы должны постепенно уменьшаться. Одновременно должно увеличиваться кредитование на рыночных принципах. Подчеркну, что такой принципиальный подход у белорусской стороны не вызывает возражений, обсуждаются технические детали и сроки его реализации.

Консультации и обмен мнениями проводятся регулярно. Очередной раунд таких консультаций с представителями МВФ прошел 9 июня. На нем стороны еще раз подтвердили общее понимание текущей деятельности Банка развития и его перспективного мандата. Он состоит в том, что проводимое через Банк развития директивное кредитование государственных программ должно постепенно уменьшаться. Одновременно будет развиваться деятельность Банка развития в полном соответствии с правилами работы классического института развития на рыночных принципах. Банк также продолжит выполнять функции экспортно-импортного банка.

Достигнуто понимание с экспертами МВФ по обсуждаемым длительное время вопросам надзора за деятельностью Банка развития. Эти функции возьмет Национальный банк при осуществлении роли мегарегулятора.

Еще раз хочу подчеркнуть, что есть общее понимание деятельности Банка развития и дальнейшей модели его работы, ни о какой ликвидации банка речи не идет.

- Если предположить, что через 4 года не будет льготного (директивного) кредитования, то какая функция будет у Банка развития, чем он будет заниматься?


- Об этом мы начали говорить в первом вопросе. Банк развития будет выполнять классические функции института развития. Мы будем осуществлять те же или схожие операции, которые сейчас выполняют, например, банк KfW в Германии, Банк развития Бразилии или Банк развития Китая. В этих странах устоявшиеся рыночные отношения, их банковские системы имеют значительные масштабы и вес, но, тем не менее, необходимость институтов развития сохраняется.

Нашими основными операциями, которые войдут в перспективный мандат Банка развития, станут: кредитование инфраструктурных проектов, которые не могут быть профинансированы коммерческими банками по причине их большой капиталоемкости или длительных сроков окупаемости; выполнение функций экспортно-импортного банка; привлечение долгосрочных ресурсов на открытом финансовом рынке для целей реализации масштабных проектов и проектов с длительными сроками окупаемости; предоставление долгосрочных ресурсов для кредитования малого и среднего бизнеса, в том числе при реализации совместных программ со Всемирным банком, другими международными финансовыми организациями.

Иначе выражаясь, наша ниша четко определена, и ее границы не создают конкуренции с коммерческими банками. Можно сказать, что Банк развития дополняет систему коммерческих банков страны, формируя завершенную кредитно-финансовую систему в государстве. Логика этой системы заключается в том, что за счет бюджета будут финансироваться социальные проекты, за счет средств Банка развития – проекты экономической инфраструктуры, долговременные и масштабные проекты, экспортно-импортные операции, коммерческими банками – проекты конкурентной среды с высокой доходностью и краткими сроками окупаемости. Работы хватит для всех.

- Ряд инвестпроектов Банк развития кредитует по поручению президента или правительства. Проходят ли они экономическое обоснование? Не могут ли они участвовать на общих основаниях, как все предприятия малого и среднего бизнеса?

- По общему правилу, которое установлено указом президента от 21 июня 2011 г. № 261, любой проект, финансируемый Банком развития, должен быть предусмотрен государственной программой или мероприятием. То есть этот проект необходимо утвердить в составе государственной программы решением президента или правительства. Это необходимое условие, без которого дальше рассматривать проект мы не можем.

Но это условие не означает, что перед принятием проекта к финансированию вообще не проводятся экономические и иные экспертизы проекта и самого заемщика. Все процедуры отбора и экспертизы проекта также определены нормативным актом – постановлением правительства и Национального банка от 5 января 2012 г. № 14/1.

Все предлагаемые для финансирования инвестиционные проекты проходят обязательную экспертизу банка. В ходе экспертизы рассматриваются абсолютно все аспекты проекта: финансовые, технологические, строительные, организационные, маркетинговые, сбытовые и прочие. По крупным и специфическим проектам мы заказываем проведение независимой экспертизы. Никаких ограничений по формам собственности предприятий у нас нет, кредит Банка развития может получить как государственное предприятие, так и частное, прошедшее обязательные процедуры.

В подтверждение своих слов приведу одну цифру. Это значение доли проблемной задолженности в кредитном портфеле банка. К ней относятся просроченные и пролонгированные кредиты. Так вот, в кредитах, которые выдал Банк развития самостоятельно, только 0,14 % проблемной задолженности, в то время как в принятиях от госбанков активах таковой почти 13% (в 100 раз больше). Такой результат стал возможен благодаря высокой степени операционной независимости Банка развития в принятии проектов к финансированию. На сохранении и даже еще большем повышении этой операционной независимости настаивают МВФ и Всемирный банк. Наш наблюдательный совет и правительство разделяют такое стремление.

Кроме того, со следующего года распределение кредитных ресурсов Банк развития будет проводить на конкурсной основе. Мы отработаем условия конкурсного отбора на пилотном проекте, который планируем запустить уже в текущем году. В конкурсе смогут участвовать предприятия любой формы собственности.
-40%
-15%
-50%
-70%
-10%
-30%
-10%
-50%
-50%
-25%
0070794