1. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  2. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  3. Максим Знак остается в СИЗО, Игорь Лосик прекратил голодовку. Что происходит в Беларуси 25 января
  4. В 2020 году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  5. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  6. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ
  7. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  8. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  9. На вторник и среду синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  10. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  11. Судят соратников Тихановского, но его самого в суд не вызывают. Чем это грозит политзаключенному?
  12. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  13. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  14. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  15. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  16. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  17. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  18. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  19. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  20. Провалы в памяти и догадки свидетелей. В Могилеве продолжают судить главу отделения Белгазпромбанка
  21. Минское «Динамо» обыграло дома «Северсталь». Это третья подряд победа «зубров»
  22. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  23. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  24. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  25. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  26. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  27. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  28. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  29. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  30. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?

опубликовано: 
обновлено: 

Почему "коммуналку" могут взыскать во внесудебном порядке, нужно ли дополнительно заверять договор, составленный на двух языках, как правильно принимать оплату наличными за услуги от нерезидентов Беларуси, как отправить директора в отпуск без сохранения заработной платы. Об этом и не только в очередном выпуске рассказал юрист, основатель группы бизнес-консультантов Alliance Group Владимир Несмашный.

Владимир Несмашный также разъяснил процедуру ликвидации ЧУП для возвращения к работе ИП, и почему ИП, занимающийся заказом товаров из-за границы для частных лиц, несет все бремя налоговой нагрузки и таможенных платежей.

13 мая публикация обновлена  текстом ответов на вопросы, не вошедшие в эфир.

Следующий выпуск программы выйдет в эфир в понедельник, 18 мая, в 15.00. Вопросы для Владимира Несмашного от представителей малого и среднего бизнеса принимаются по адресу air@tutby.com с пометкой "Закон по полкам".

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (114.21 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (18.90 МБ)

Публикуем ответы на вопросы, не вошедшие в эфир.


Вопрос от Светланы: У нас фермерское хозяйство с НДС (грузоперевозки + торговля (песок, щебень). Хотим продавать песок и оказывать услуги по перевозке физическим лицам. Кассового аппарата нет, но есть "касса предприятия", т.е. есть БСО - приходно-кассовые ордера. Как принимать наличные денежные средства от физлиц и какие документы (ТТН или акты, договоры) нужно оформлять?  В частности, если оказали услугу по перевозке, акт нужен обязательно? И еще. У нас есть БСО - квитанция о приеме наличных денежных средств. Я не понимаю, когда и как ее нужно использовать, и нужно ли вообще в нашем случае ее использовать?

Ответ: Приход и расход наличных денежных средств по кассе предприятия осуществляется с использованием соответственно приходных и расходных кассовых ордеров. Приняли деньги - выписали приходный кассовый, выплатили - расходный кассовый ордер.
Для принятия денег от физических лиц - договор, акт (или заявка на выполнение работ с отметкой об их приемке заказчиком и подписями обеих сторон). При этом договор нужен как документ о наличии сделки с заказчиком, акт - для бухгалтерского учета, и только кассовый ордер - собственно для кассы. Квитанция (если речь идет о форме, утвержденной постановлением Минторга № 34) выписывается вместо чека в случаях, когда прием денежных средств разрешен без применения кассового аппарата*. В течение дня выписываем квитанции при принятии денег от каждого покупателя (заказчика), в конце дня общую сумму по приходному кассовому ордеру принимаем в ту самую "кассу предприятия".

*Перечень случаев, когда выручка наличными деньгами может приниматься без использования кассового оборудования (т.е. по Квитанциям), - пункт 31 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16

Вопрос от Светланы: В соответствии с принятием указа № 26 от 14.01.2014  на основании п. 1.14 предусмотрена обязанность подрядчика предоставить заказчику обеспечение исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в одной из перечисленных в указе форм.

Между заказчиком и подрядчиком заключен договор строительного подряда на выполнение ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА объекта ЖИЛИЩНОГО назначения, в котором предусматривается обязанность по обеспечению обязательств по устранению работ ненадлежащего качества в форме резервирования на специальном счете на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта средства в размере 1,5 процента стоимости выполненных на объекте строительных работ.

Подрядчик открыл в банке спецсчет, на который были перечислены денежные средства в размере 1,5% от стоимости выполненных работ. В договоре на открытие банковского счета предусмотрены случаи использования денежных средств в соответствии с указом (п.1.14).
Однако счет был открыт ошибочно, т.к. на текущий ремонт обязанность по обеспечению исполнения обязательств по устранению работ ненадлежащего качества (п.1.14 указа) не распространяется.

Имеется ли возможность в такой ситуации закрыть ошибочно открытый в банке спецсчет с перечислением денежных средств на текущий (расчетный) счет подрядчика?

Ответ: Вопрос крайне сложный, и на практике, если честно, с таким не сталкивался. Однако полагаю, что вопрос, возможно, может быть решен. Рассуждаем логически: перечень оснований для использования средств определяется указом президента № 26 и постановлением Совмина № 299, а также условия распоряжения средствами предусмотрены в самом договоре, который вы заключаете с банком на открытие и ведение спецсчета, следовательно, вы не имеете права осуществлять списание средств со счета, кроме как по указанным основаниям. Значит, решение проблемы лежит глубже и, скорее всего, в таком способе, как закрытие спецсчета. Полагаю, вам следует сделать следующее:
1. Получить официальное разъяснение Минстройархитектуры о том, что в вашем случае предоставление гарантий не является обязательным, в том числе предоставление гарантий в форме резервирования средств.
2. Подать в банк заявление на закрытие специального счета.
3. В случае отказа от принятия заявления - потребовать письменного мотивированного отказа.
4. Обжаловать отказ в закрытии счета через Национальный банк или суд. В качестве обоснования использовать разъяснение по п. 1, доказывая тем самым, что на данный специальный счет не распространяется действие указа № 26.
Полагаю, что такой  алгоритм действий может дать необходимый эффект.

Вопрос от Евгении из Могилева: 
1. В связи с изменениями в указ № 40 возможно ли включение в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, суммы взносов в ФСЗН, уплаченных организацией за ИП - управляющего - учредителя?

2. Имеется ООО, применяющее УСН без НДС, розничная торговля по образцам. Руководство осуществляет директор (он же собственник с долей 90%), единственный работник в ООО. В ТТН при перевозке товаров от поставщика к ООО и от ООО к покупателям указывается личный автомобиль директора, водитель – директор. Бензин в автомобиль заправляется директором за наличный расчет за собственные средства, без предоставления авансовых отчетов в ООО и последующего возмещения его стоимости.

Договор безвозмездного пользования на автомобиль не оформляли, чтобы избежать заполнения путевых листов, авансовых отчетов и в будущем не доказывать проверяющим из налоговой, что весь бензин был использован в "производственных" целях, а не в личных (чтобы не доначислили подоходный налог).

Теперь возник вопрос, а могут ли при проверке стоимость этого бензина как-то обсчитать (никаких свидетельств, кроме ТТН, не имеется), признать внереализационным доходом ООО и начислить налог при УСН на эту сумму?

Как лучше поступить в такой ситуации, можно ли оставить все как есть, или обязательно нужно заключить договор безвозмездного пользования и "официально" заливать и тратить этот бензин с оформлением всех бумажек?

Ответ:
1.    Да, полагаю, что с 29 июля 2015 года возможно включение взносов, уплаченных организацией за ИП - управляющего - учредителя в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. Основание: обязательные взносы, уплаченные нанимателем, включаются в состав затрат, организация с 29 июля обязана платить взносы за ИП - управляющего - учредителя в соответствии с указом № 40, следовательно, включаем в затраты как обязательные взносы, установленные законодательством.
2.    Нет, в данной ситуации вам ничего не угрожает, так как для обложения налогом по УСН нужно: а) точно определить стоимость израсходованного топлива; б) доказать наличие дохода в соответствии с определением термина "доход", определенного Налоговым кодексом (ст. 34).

Вопрос от Александра: Было множество вопросов об ИП-управляющих, которые являются учредителями юрлица, в котором они являются управляющими. На данный момент ситуация прояснилась, однако хотелось бы получить ваше мнение насчет последствий при проверке для организаций, которые используют ОСН. С 2015 года в НК РБ внесены изменения, которые дают право налоговым органам при проверке осуществлять контроль за трансфертным ценообразованием, т.е. за соответствием цен рыночным. Таким образом, если выплаты ИП-управляющему будут завышены, не говоря уже о "приведении" налоговой базы практически к нулю, то при проверке налоговые органы могут признать выплаты завышенными, пересчитать налоговую базу со всеми вытекающими последствиями. Отсюда вопрос: как оптимально установить размер вознаграждения ИП-управляющему в собственном частном предприятии? Опираться на часть прибыли, фиксируя четкий процент в договоре между юрлицом и ИП-управляющим, или опираться на размер рыночных цен?

Ответ:  У меня пока нет информации о практике таких проверок конкретно по вопросам применения трансфертного ценообразования по услугам управляющих, однако изначально будет крайне сложно найти само отклонение от цены на 20%, так как есть вознаграждения в 1 млн рублей и в 1 млрд рублей в месяц. К тому же статья 30-1 Налогового кодекса предполагает массу вариантов защиты интересов плательщика в части обжалования или опротестования расчетов налоговой. Исходя из этого, пока не могу дать никаких рекомендаций относительно определения размера вознаграждения управляющего, так как есть еще варианты признания его взаимозависимым лицом, если он является учредителем организации и т.п.

Вопрос от Солошика А.П.: В декабре 2012 года компания получила страховое возмещение на восстановление транспортного средства пострадавшего в ДТП. Транспортное средство восстанавливалось в 2013 году за счет страховой выплаты. Так как страховая выплата поступила в конце года и транспортное средство восстановить в отчетный период компания не успевала, было решено средства принять как целевую выплату. Согласно письму МНС РБ от 05.05.2005 № 2-1-8/21185 "О налогообложении", страховые выплаты в случае их использования по целевому назначению являются целевыми выплатами. Принять данные средства как внереализационный доход компания не могла, т.к. эти средства увеличивали налогооблагаемую базу за 2012 год вдвое. Следовательно, сразу по результатам года компании пришлось бы выплатить 18% налога на прибыль из страховой выплаты, и в течение 2013 года (начиная с марта) налог на прибыль компании пришлось бы платить по результатам предыдущего 2012 года.Такую налоговую нагрузку компания в течение 2013 года уже нести не смогла бы, и начиная с марта 2013 года начались бы проблемы с выплатой налога на прибыль, т.к. единственное транспортное средство, приносящее доход, находится на ремонте, а налог на прибыль платим по результатам предыдущего года. В связи с этим расходы, понесенные в декабре 2012 года на приобретение запчастей, компания не учитывает в расходах за 2012 год, а учитывает только в 2013 году как расходы, покрываемые целевой выплатой. После восстановления транспортного средства в 2013 году  неиспользованная сумма страховой выплаты была отражена как внереализационный доход и использована на нужды предприятия. Просим проанализировать данную ситуацию и ответить, правомерны ли были наши действия.

Ответ: Ваш вопрос довольно сложный, чтобы ответить на него точно, нужно поднимать законодательство в том виде, в котором оно действовало в конце 2012 года на момент получения вами страховой выплаты. Руководствоваться указанным вами письмом по сути нельзя, так как ни один нормативный акт о налогообложении, упомянутый там, более не действует. Если рассуждать логически, исходя из общей методологии учета и налогообложения, то у вас все верно, так как полученная вами сумма страхового возмещения не является доходом, поскольку является суммой возмещения причиненного вам в результате ДТП ущерба. А вот сумма экономии, возникшая в результате, будет внереализационным доходом для целей налогообложения. Необходимо отталкиваться изначально от определения дохода как экономической выгоды, данного Налоговым кодексом, если нет дохода - нет налогов.

Вопрос: Обращались в Минфин с письменным обращением и не получили никакого ответа.

Наша организация - ООО с общей системой налогообложения. Занимаемся оптовой торговлей. Товар импортируем из Латвии и продаем в РФ и РБ. Услуги по перевозке груза из Латвии в РФ или РБ нам оказывает транспортно-экспедиционная организация.
Расходы по перевозке груза несем в соответствии с договором тоже мы. Своего склада организация не имеет, поэтому по договору безвозмездного хранения товары хранятся в Москве.

У меня вопрос: если товар  едет по маршруту Рига, Латвия - граница РБ - Минск - Москва, сначала на склад хранения, а потом реализуется на территории РФ, какую часть транспортных расходов я могу отнести на стоимость товара в бухгалтерском учете, а какую принять к расходам на реализацию. И вторая ситуация: если товар едет по маршруту  Рига, Латвия - Минск, Беларусь , минуя склад хранения, сразу к покупателю в Минск?

Ответ: Данный вопрос конкретно нормативными актами не урегулирован. Чисто методологически все расходы от поставщика до нашего склада или границы включаются в цену товара, от границы или склада до покупателя - расходы по реализации. Но и то и то - затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, и расходы, включаемые в стоимость товара, если иное не предусмотрено законодательством, если цена на ваши товары регламентируется на основании 72-го указа президента от 25.02.2011.
Поскольку при постоянном осуществлении деятельности подобным образом ситуация становится для вас типовой, рекомендую этот вопрос включить в положение об учетной политике на год, установив там, куда и какие затраты относить по бухгалтерскому учету. Нарушения в любом случае не будет, так как на налоги этот момент не влияет.

Вопрос от Ирины Ломянской: Добрый день. Мой вопрос касается ситуации, когда я, являясь собственником имущества частного унитарного предприятия, работаю в качестве директора собственного предприятия (но не управляющий, руководящий как ИП своим предприятием), выполняю для своего предприятия работы как ИП по разработке программного обеспечения (ПО) и разработке различной технической документации. Нужно ли моему предприятию уплачивать в ФСЗН взносы с тех сумм, которые мое предприятие выплачивает за осуществленные разработки ПО мне как ИП?

Ответ: Нет, не нужно за вас платить взносы, так как в отношениях между УП и его ИП-учредителем обязанность платить взносы есть только при осуществлении этим ИП полномочий руководителя. При наличии иных сделок взносы не платятся. Напоминаю, что от имени УП договоры с вами должно подписывать другое лицо.

Вопрос от Екатерины Леонидовны: Должен ли индивидуальный предприниматель - управляющий - учредитель уплачивать взносы в ФСЗН при отсутствии какого-либо вознаграждения?

Ответ: Отличный вопрос. Исходя из нормативных актов - нет, но у меня есть как минимум одно письмо Фонда, где сказано что да, взносы нужно платить независимо от наличия дохода. Но я бы верил законодательству, а не письмам, в которых пишут то, чего в законе нет.

Вопросы от Сергея Садовского: 
1. Я являюсь индивидуальным предпринимателем. Осуществляю сразу несколько видов деятельности, а именно: сдачу в субаренду недвижимости, оказание услуг юридическим лицам по организации музыкального сопровождения мероприятий, организацию массовых культурно-зрелищных мероприятий (музыкальные фестивали).
В соответствии с недавними изменениями в Налоговый кодекс я не могу применять УСН только к виду деятельности "субаренда" или ко всем прочим видам деятельности? В ГНИ утверждают, что ко всем, хотя давать письменные разъяснения не хотят.
2. Являясь ИП и осуществляя деятельность по организации культурно-массовых мероприятий, я получаю доход от физических лиц в качестве платы за посещение этих мероприятий. Могу ли я применять к этому виду деятельности единый налог?
В соответствии с п 31.6 постановления СМ РБ № 924/16,  могу ли принимать денежные средства без применения КСА  по билетам, нужна ли регистрация этих билетов?

Ответ:
1.    Налоговая 100% права, так как система налогообложения - это правовой режим, определяющий виды налогов и порядок их уплаты по всей деятельности субъекта, а не по отдельным ее видам. Разъяснение здесь излишне, так как в Налоговом кодексе четко указано - не имеют права применять упрощенную систему налогообложения.
2.    Если вы будете применять общую систему налогообложения, то вы можете платить единый налог по этому виду деятельности и подоходный - по всем прочим. КСА при продаже билетов не обязателен. А вот регистрация билетов в налоговой - обязательна.

Вопрос от Юрия: Вид деятельности - грузоперевозки. Транспортное средство зарегистрировано на меня как физическое лицо. Оформил ИП (грузоперевозки) на своего отца. Работаю на машине сам, в путевых прописываю себя. От ИП оформили на меня доверенность на проведение различных операций. Нужно ли нам оформлять трудовые отношения? Можно ли заключить договор безвозмездного оказания услуг? Могу ли я как сын работать на отца без оформления?

Ответ: Вам нужно либо чтобы отец принял вас на работу, либо заключить договор о коммерческом представительстве. При втором варианте вы будете представлять интересы отца-предпринимателя по доверенности (ст. 185 Гражданского кодекса).

Вопрос: Я ИП. Возможно ли применение ОСН при торговле товарами, по которым предусмотрена уплата единого налога? Все документы на товар имеются. Возможно ли применение ОСН при оказании услуг, по которым предусмотрена уплата  единого налога?

Ответ:
1.    Нет.
2.    Нет.
Индивидуальные предприниматели при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не вправе применять иной порядок налогообложения в отношении этих видов деятельности, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь и настоящим пунктом.
 
При наличии на все реализуемые товары документов, подтверждающих их приобретение (поступление), а для товаров собственного производства – документов, подтверждающих приобретение (поступление) сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий для их производства, индивидуальный предприниматель вправе с начала отчетного периода не применять порядок налогообложения, установленный настоящей главой, а уплачивать налоги, сборы (пошлины) по всем реализуемым товарам в соответствии с настоящим Кодексом, п. 2 ст. 296 Налогового кодекса.


Вопрос от Виталия Лебедева: 
ООО работает на УСН без НДС. В 2013 году реализовало основные средства (нежилые помещения) за белорусские рубли. Уплатило 5% налогов, а вырученные средства вложило в банк на "Обезличенный металлический счет в драгоценном металле"!!! В 2014 году было принято решение о ликвидации предприятия и счет был закрыт, а "Эквивалент металла" обменян на евро и оплачен банку как задолженность по обязательствам. В 2014-м при ликвидации была назначена налоговая проверка, которая выявила недоплату налога по УСН при обмене "Эквивалента металла" на евро, так как посчитала эту операцию реализацией "драгоценных металлов". Попытка получить разъяснения по данному вопросу не увенчалась успехом до сих пор. Все ведомства Республики Беларусь (ИМНС, Нацбанк, Конституционный суд) так и не смогли найти ни одного законодательного акта.

Я считаю, что средства на "обезличенном металлическом счете (ОМС)" - это "финансовый инструмент", а налоговая и УДФР считают, что средства "на ОМС" - это товар, и поэтому при обмене с валовой выручки при УСН нужно было уплатить 5%. Спорим уже год, но пока никто не уступает.

Можете ли вы прокомментировать данную ситуацию? Кто и насколько прав?

Ответ: Данная ситуация может быть прокомментирована только после изучения всех документов.
-10%
-50%
-20%
-10%
-13%
-23%
-23%
-50%
-10%
0071926