153 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Акции в поддержку Навального в России: задержаны более 1600 человек
  2. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  3. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  4. В Минске и окрестностях — много силовиков и колонны техники. В МВД говорят, что «плановые учения»
  5. «Однушки» — от 170 долларов. Что сейчас происходит на рынке аренды квартир в Минске и что дальше
  6. Знакомьтесь с отважной белоруской, которая решилась взойти на самую высокую вершину земли
  7. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  8. Помните, в Жодино милиционер ударил женщину? На одну из участниц той истории завели дело
  9. В Минздраве рассказали о количестве привившихся от коронавируса и поствакцинальных реакциях
  10. «Череп маленький — мозг не помещается». История мамы парня, который родился с микроцефалией
  11. Преподаватель гомельского медунивера от руки рисует лекции для студентов — и им нравится
  12. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  13. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  14. Проект Суперлиги оказался полным провалом. Турнир отменили, а клубы испортили себе репутацию
  15. Минэкономики: Система достаточно прочна. Неблагоприятные факторы носят временный характер
  16. В Минске заметили эксклюзивный внедорожник с клиренсом полметра и ценой почти полмиллиона евро
  17. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  18. КГБ: по «делу о госперевороте» обвинения предъявлены четырем лицам. Все они дают признательные показания
  19. Точки над i. От назначенной на четверг встречи Лукашенко и Путина ждут судьбоносных решений
  20. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  21. «В пандемию люди соскучились по общению». В Минске открылся клуб с настолками и баром, сходили туда
  22. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  23. «Согласился с обвинением». Что сказали в суде предшественник Бабарико на посту главы банка и преемник
  24. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  25. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  26. Отдых в пандемию: можно ли съездить в автобусный тур и обязательна ли самоизоляция после возвращения
  27. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  28. Прорыв трубы в Чижовке: затопленная дорога, проблемы с водой в трех районах Минска и поврежденный газопровод
  29. Новые выборы уже в этом году и права человека. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюции по Беларуси
  30. Замглавы МИД Литвы: Посол США, не получившая белорусскую визу, возможно, временно будет проживать в Вильнюсе


Примером того, как развитие всемирных тенденций отражается и на нашем рынке, даже при отсутствии прямых инвестиций, может служить пивная отрасль.

В Беларусь новый "пивной" образ жизни был принесен российскими телеканалами, где пока почти 10% рекламы занимают ролики пивоваренных компаний. Другое дело, что сами российские пивовары в большинстве своем (66% рынка) уже принадлежат зарубежным компаниям. И используют западные технологии и идеи как в производстве, так и в рекламе. Каковы же тенденции этого мирового рынка, к которому мы, несмотря ни на что, принадлежим?

Пиво давно уже превратилось в международный напиток. За год в мире его выпивают 1,4 млрд. л. Но если китайцы потребляют (пока) 17 л в год на человека, то немцы — 128. Однако в Китае потребление растет на 6% в год, в то время как в Европе наблюдается стагнация.

Пивная отрасль, с конца XIX века в ускоренном темпе развивавшаяся в Северной Европе и США, выходит ныне за границы и осуществляет экспансию в Китае, России и Центральной Европе. Даже такая страна, как Чехия, где пиво — национальный напиток, а его потребление самое большое в мире (в 2003 г. — 160 л на каждого жителя), в подражание баварскому Oktoberfest учредила в прошлом году пивной фестиваль в Оломоуце.

Причем, любопытно, что крупнейшими в мире являются вовсе не немецкие пивные концерны, а американский Anheuser-Busch (оборот в 2003 году — 14 млрд. евро), имеющий английские корни южноафриканский SubMiller (10,4 млрд. евро), голландский Heineken (9,2 млрд.). Лидером же является бельгийский Interbrew (в 2003 г. — 7 млрд.), который 4 марта этого года слился с бразильским пивным концерном AmBev, что привело к рождению гиганта, производящего 190 млн. гектолитров пива в год с оборотом 9,5 млрд. евро и 73 тысячами работающих. В этом альянсе AmBev будет заниматься Южной и Северной Америкой, а Interbrew — остальным миром.

Anheuser-Busch наверстал свое в Китае, за который развернулась особенная борьба — в 2003 году страна стала первой по общему потреблению пива (23,5 млрд. л — на несколько пивных бутылок больше, чем США). Он 4 июня купил четвертую по размерам в Поднебесной пивоваренную компанию Harbin Brewery. Успех этой операции дает Anheuser возможность предлагать китайское пиво на уже сложившихся рынках. В частности, в США, где дальнейший рост рынка (50% которого занимает Anheuser-Busch) обеспечивается только экспортным пивом.

Стремясь привлечь потребителя, в США начали продавать пиво в алюминиевых бутылках, во Франции — в бочонках и придумывают более легкие или ароматизированные сорта этого напитка, а также пытаются увеличить потребление пива среди женщин.

А вот в России рынок растет сам и большими темпами (на 20% в 1999-2000гг., на 7% в этом). Потребление пива, еще в 1997 г. составлявшее 20л на душу населения, сегодня достигает 53л, приближаясь к западноевропейским стандартам (в ЕС — 76л). Большинство крупных европейских пивоваренных компаний (Carlsberg, Heineken, Interbrew, Scottish & Newcastle, Efes и Miller) пришли в последние годы на местный рынок, вступив в конкуренцию с чисто российскими марками.

Так, Interbrew, которому принадлежат марки Stella Artois, Bass, Brahma, Rolling Rock, Skol и Beck's, в России владеет дочерней компанией Sun Interbrew и брэндами "Сибирская корона", "Клинское" и "Толстяк". Heineken, которому принадлежит марка "Бочкарев", приобрел за 80 млн. евро российский пивоваренный холдинг "Цепко", имеющий два крупных завода.

Лишь московский завод "Очаково" и фирма "Красный Восток" еще противостоят конкуренции. Под давлением иностранных компаний, скупающих небольшие пивзаводы, российские пивовары вынуждены объединяться.

В России, традиционно водочной стране, пиво приобрело популярность как заменитель более крепких напитков. В 2003 г. оборот пивного рынка составил 2,5 млрд. евро. Но и вложили мировые компании в российские пивзаводы более 2 млрд. USD.

В Беларуси иностранных инвесторов нет. Если не считать Detroit Brewing Company (брэнд "Пивоварни Ивана Таранова"), которая лишь недавно, в конце февраля, получила контрольный пакет акций ЗАО "Бобруйский пивоваренный завод". В обмен Detroit Brewing обязалась погасить задолженности предприятия перед бюджетом и по зарплате. Кроме того, за счет ее средств должна быть проведена реконструкция предприятия и увеличена мощность до 20млн. дал в год (в настоящее время завод фактически не работает: в прошлом году было произведено около 500 тыс. дал пива). Предполагаемая стоимость первого этапа реконструкции 10-12,5 млн. USD, второго — около 30 млн. USD.

Попытка российской "Балтики" получить контроль над "Криницей" (вложила в 2001 г. в модернизацию минского пивзавода 10,5млн. долл.), как мы помним, провалилась.

Еще года четыре назад белорусское пивоварение переживало кризис. Если в 1991 г. республика производила 32,9 млн. дал пива, то в 2000 г. его производство не достигало уровня 1999 г. на 12,9% и составляло 23,5 млн. дал. Большинство предприятий республики сокращали выпуск продукции, испытывая острую нужду в инвестициях, кредитах, сырье и грамотных менеджерах. Это стало следствием отсутствия разумной государственной политики в отношении перспективной отрасли, некоторых ошибочных решений, таких, например, как ограничение импорта пивоваренного ячменя в то время, когда отечественное сельское хозяйство не могло предложить замену ни по количеству, ни по качеству, ни по цене.

Оборудование отрасли было изношено на 70-90%. Хмель в 1999 году пришлось ввозить из Франции, Германии, Дании и России. Низкосортный солод отечественного производства не позволял выпускать конкурентоспособную по качеству продукцию, из-за чего предприятия вынуждены были хаотично менять ассортимент: только за 2000 год было разработано 43 новых сорта пива (в целом по отрасли выпускалось около 105 наименований).

В общем объеме продаж в Беларуси доля пива, разлитого в бутылки, составляла 85-90%. Гродненский завод стеклотары не мог удовлетворить потребность в темной бутылке. Испытывали пивзаводы и проблемы с качественной водой. Доля нелегально ввезенного российского пива на минском рынке достигала 40%. Выходило, что белорусским производителям с их низкой (20%) рентабельностью (расходы на упаковку и сырье составляли 86,4%) оставалось только закрыть цеха или перейти на розлив минеральной воды, слабоалкогольных напитков и вин (так "пивной" рынок покинул Кричевский завод).

Меры, хотя и запоздалые, все же были приняты. Сегодня магазины полны отечественным пивом. В Беларуси работают 29пивоваренных заводов. Программа развития пивоваренных предприятий страны, предусматривающая до 2005 года установить предельный уровень рентабельности на пиво в размере 35% к себестоимости, обеспечить отрасль качественным пивоваренным ячменем и защитить отечественный рынок пива от внешних конкурентов, выполняется.

Если в 2000 г. для обеспечения работы пивной отрасли необходимо было 120 тыс. т пивоваренного ячменя, а заготовлено лишь 63,5 тыс. т (52,8% к госзаказу), то в нынешнем году общий валовой сбор этой культуры составил 212 тыс. т. Были изменены залоговые цены на стеклянную тару.

Лидерами белорусского пивоварения были и остаются минские "Криница" и "Оливария", Лидский, Речицкий и Брестский пивзаводы. Но теперь они производят пиво мирового уровня, обновив технологии и оборудование.

Первым на этот путь встал "Речицапиво", создав совместное предприятие с литовской фирмой ЗАО "А", которой с конца 2000 г. принадлежит более 30% уставного фонда предприятия. Было выпущено дополнительных акций примерно на 1 млн. USD. Именно в эту сумму оценивалось варочное оборудование, которое литовский инвестор и совладелец предприятия заказал в Германии под расширение производства. Новое оборудование (освобожденное от таможенных пошлин) позволило нарастить мощности завода с 4 млн. до 6 млн. дал пива в год. И Речицкий пивзавод сразу занял второе место в республике по объемам выпуска пенного напитка. А по качеству — первое, о чем свидетельствуют опросы любителей пива.

Вторым шагом стала реконструкция "Криницы". Уже к 30 августа 2003 года были завершены строительно-монтажные работы в главном производственном корпусе и приступили к пуско-наладочным работам. На предприятии была проведена модернизация варочного цеха, создано новое бродильное производство, смонтировано импортное (из Германии, Австрии, Дании, Бельгии, Франции, Голландии) оборудование для фильтрации и розлива пива, установлены линии по розливу пива в стеклотару производительностью в 40 тыс. бутылок в час, по розливу в жестяные банки (30 тыс. бутылок в час) и в ПЭТ-бутылки (6 тыс. бутылок в час).

В 2005 году начнется производство пива в алюминиевой 0,5 л банке. Недавно создан новый сорт светлого крепкого пива "Александрия". Ввод нового технологического комплекса позволил увеличить производственные мощности предприятия до 15млн. дал в год (с 6,1 млн. дал), а выпуск пива-до 7 млн. дал.

Сегодня "Криница" занимает до 30% пивного рынка Беларуси. Работы по реконструкции предприятие вело за счет собственных средств и кредитов, предоставленных Приорбанком. 30.06.2003 г. государственная доля акций ОАО "Криница" была передана в доверительное управление Приорбанку на 5 лет. А реконструкция продолжается, к июню 2004 г. было освоено более 40 млн. USD, из которых в качестве кредитов правительством Республики Беларусь предоставлено 10 млн. И продукция "Криницы" не остается без потребителя: по итогам первого полугодия объемы реализации пива выросли на 17%.

Так культивируемый мировым рынком "пивной" образ жизни придал стимул развитию белорусского пивоварения и созданию конкурентоспособной продукции.

Николай ХИМОРДИН
-15%
-20%
-90%
-5%
-10%
-90%
-10%
-25%
-20%
-40%