/

Премьер-министр России Дмитрий Медведев недавно одобрил идею легализации "параллельного импорта" для ряда товаров. Получается, по такому пути должна пойти и Беларусь, которая является участником единого экономического пространства с РФ. Но в Минске, где импортеров держат в ежовых рукавицах, пока занимают более консервативную позицию.



"Считать целесообразным поэтапный переход к международному принципу исчерпания прав на товарные знаки по отдельным группам товаров", - процитировал собеседник Интерфакса протокол совещания у премьер-министра РФ, состоявшегося 22 апреля.

Публично Медведев заявлял, что переход на международный принцип исчерпания прав может стать "важной антикризисной мерой". "[Это] повлечет за собой легализацию так называемого параллельного импорта и даст возможность ввозить в нашу страну товар под соответствующей торговой маркой, товарным знаком, который получит любой импортер, а не только владелец этого товарного знака или его официальный дистрибьютор. Поэтому продукцию можно будет закупать в третьих странах, где она стоит дешевле, импортировать ее на нашу территорию без ведома производителя или правообладателя. Естественно, это может сказаться на ценах в сторону их уменьшения", - говорил глава российского правительства.

В настоящее время в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) действует региональный принцип исчерпания прав на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности. Согласно этому правилу, ввоз таких товаров на территорию ЕАЭС возможен только с разрешения владельца бренда, а ввозимые без такого разрешения товары должны задерживаться на внешних границах союза. Однако после легального попадания товаров на территорию РФ, Казахстана, Беларуси, Армении и Кыргызстана исключительные права хозяина товарного знака перестают действовать, и дальше такие товары могут перепродаваться внутри ЕАЭС свободно.

Медведев поручил до 22 мая представить в правительство предложения по конкретным группам товаров, разрешение на ввоз которых в Россию без согласия владельцев бренда может быть дано в первую очередь. Как стало известно РБК, медтехника, лекарства и автозапчасти станут пилотными группами товаров для введения "параллельного импорта". Всего на первом этапе планируется определить пять групп товаров.  В числе претендентов называются косметика, парфюмерия, продукты питания и бытовая электроника, но о снятии ограничений на них речи пока не идет.

Кроме того, до 16 июля планируется провести консультации с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), по вопросам разработки и применения механизма "параллельного импорта" с учетом соблюдения интересов потребителей и инвесторов на территории ЕАЭС.

В пресс-службе ЕЭК TUT.BY сказали, что "в настоящее время в странах союза активно обсуждается вопрос возможного введения "параллельного импорта" в отношении отдельных категорий товаров". Речь идет "прежде всего об автомобильных комплектующих и фармацевтических препаратах".

На последнем заседании по данному вопросу Беларусь, Казахстан и Россия поддержали предложение ЕЭК сохранить в договоре о ЕАЭС в качестве базового региональный принцип исчерпания права на товарный знак, но с возможностью установления изъятий по ограниченным категориям товаров. В свою очередь Армения выступает за постепенное введение международного принципа исчерпания права.

В ЕЭК напомнили, что вопрос введения изъятий в отношении некоторых категорий товаров не может быть решен в отдельно взятом государстве союза, поскольку он выходит за рамки национальной компетенции и регулируется положениями договора о ЕАЭС. По мнению члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова, в настоящее время нет веских оснований для введения международного принципа исчерпания права. При этом ЕЭК при принятии решения о выборе категорий товаров, подпадающих под изъятия, планирует выработать определенную методику на уровне ЕАЭС, где будут содержаться критерии и порядок определения таких категорий товаров.

Кроме того, в планах ЕЭК - проанализировать конкурентную ситуацию на товарных рынках, оценить социальную значимость и возможное наличие дефицита товаров. По словам министра, принцип изъятий в зависимости от уровня локализации производств недопустим. Сулейменов также подчеркнул, что изъятия из регионального принципа исчерпания прав в отношении отдельных категорий товаров будут осуществляться исключительно в интересах всех стран. "Если мы получим поручение Совета ЕЭК в мае, то к сентябрю текущего года сможем разработать полный пакет документов по изъятиям", - отметил министр, которого цитирует пресс-служба ЕЭК.

Председатель Ассоциации защиты и охраны фирменных наименований и товарных знаков "БелБренд" Альберт Таипов считает, что "в краткосрочной перспективе нецелесообразно менять что-либо, да и пока еще рано говорить о легализации параллельного импорта". "Чтобы снижать цены у "монополистов"- импортеров той или иной "брендовой" продукции достаточно активно работать антимонопольным ведомствам. В Беларуси "антимонопольщики" имеют все законные инструменты для влияния на недобросовестных дилеров, которые завышают цены (другое дело, что на всю Беларусь их всего 5 человек)", - говорит эксперт. Таипов считает, что "мы еще не успели толком поработать в рамках имеющегося законодательства ЕАЭС, выяснить все минусы и плюсы единого торгового союза, а уже стремимся снова менять ранее согласованные странами позиции". "Тот факт, что Д. Медведев заявляет о введении международного принципа исчерпания прав на отдельные группы товаров, еще не означает, что все страны его примут. В России, кроме ФАС, более ни один госорган и ни одно министерство не поддерживают такое предложение. В других странах ЕАЭС - тоже нет однозначной позиции", - отметил глава "БелБренда".

По аналогии с рядом развитых стран (Япония, США) Федеральная антимонопольная служба России давно выступает за переход на международный принцип исчерпания прав, в соответствии с которым товары можно будет ввозить в РФ не только по официальным каналам эксклюзивных дистрибьюторов, но и параллельно им (отсюда и название - "параллельный импорт"), без разрешения владельцев брендов из любой страны мира. По мнению ФАС, госрегулирование рынка товаров максимально должно быть заменено свободной конкуренцией как наиболее действенным инструментом формирования справедливых рыночных отношений. Поскольку эксклюзивные дилеры нередко завышают цены на товары по сравнению с их стоимостью за границей. Как надеется ФАС, легализация "параллельного импорта" позволит снизить цены минимум на 20%.

Представитель ЕЭК: В Японии попытка ввести запрет на параллельный импорт приравнивается к государственному преступлению>>>
 

Снижение стоимости товаров для конечного потребителя - основной аргумент, к которому апеллируют сторонники разрешения "параллельного импорта". Опрошенные TUT.BY импортеры лекарств и запчастей были не настроены обсуждать тему "параллельного импорта". Их краткий комментарий сводился к следующему: "Легализация "параллельного импорта" не станет гарантией снижения цены. В Беларуси и так никому не позволено задирать цены. При "параллельном импорте" велик риск легализации обращения недоброкачественных фальсифицированных товаров. Контрафакта на рынке станет в разы больше. Производитель не сможет контролировать условия поставки и хранения товаров".

Вторит им и Альберт Таипов: "Имеющийся у меня опыт борьбы с контрафактом дает основания полагать, что еще не созрели экономические, политические, нравственные условия для легализации "параллельного импорта".

По мнению экспертов, в неравных условиях окажутся инвесторы, которые вложили средства в производство, создали рабочие места и платят налоги. Но будут вынуждены конкурировать с ипэшниками, которые смогут завозить продукцию под видом официальных брендов из любых стран. В итоге положение инвесторов будет ухудшено, есть риск их потерять. Кроме того, "параллельный импорт" может превратиться в "серый". Легко моделируется ситуация, когда компания-однодневка завезла импортную технику и потом пропала с концами. Обслуживать технику будет некому.

Участники рынка уверены в том, что "белорусские власти еще не готовы к такому либерализму, даже если на горизонте маячит благо в виде как снижения цен". "Однако и это еще не факт. Кроме того, государству проще, чтобы был кто-то один, чем много других, которых сложно контролировать. Не надо забывать, что Беларусь продлила действия института специмпортера (на алкогольном и табачном рынке Беларуси до 2017 года. – TUT.BY). Когда Россия сказала, что свободный рынок нефти и газа [в ЕАЭС] возможен не ранее 2025 года, то Беларусь спокойно продлила выгодные ей ограничения в торговле. Думаю, будет жесткий контроль и при введении "параллельного импорта", - полагают эксперты.
-10%
-10%
-50%
-30%
-51%
-10%
-20%
-10%
-50%
-10%
-50%
0066856