/

В конце минувшей недели стали известны подробности громкого дела с участием 19 действующих и бывших сотрудников Ошмянской таможни. По данным КГБ, сотрудники "Каменного Лога" за взятки от 250 до 3 тысяч долларов позволяли бизнесу уклоняться от уплаты таможенных платежей. В общем у них изъяли более 2,2 млн долларов. Впрочем, совершив экскурс в историю и вспомнив о самых резонансных публичных делах с участием таможенников, можно констатировать, что эта проблема - застарелая и ее решение в руках властей. 

Фото: Александр Ружечка, "СБ - Беларусь сегодня"
Фото: Александр Ружечка, "СБ - Беларусь сегодня"

"Ложный транзит"

В 2004-2005 гг. около 40 человек (инспекторы таможни "Западный Буг" и механики терминала "Веставто") были осуждены Белорусским военным судом к различным срокам лишения свободы по "делу о ложном транзите".

В 2011 году 29 фигурантов дела обжаловали вердикт в Комитете ООН по правам человека. Бывшие инспекторы и механики заявляли, что невиновны и осуждены с нарушением ряда принципов справедливого судебного разбирательства. В частности, по их мнению, ходатайства по вопросу истребования дополнительных доказательств их невиновности были отклонены судом без достаточного обоснования. При этом в ходе дополнительного расследования было установлено,
Читать полностью:  https://news.tut.by/society/370574.html
 что из 40 осужденных только 10 непосредственно принимали участие в преступлении. Остальные 30 человек из-за "несовершенства технологии оформления транспортных средств были использованы преступниками "втемную". Но тем не менее Верховный суд отказал в пересмотре дела.


"Дело Солодухи"

В ноябре 2006-го Белорусский военный суд вынес приговор 20 участникам преступной организации, состоящей из сотрудников Ошмянской таможни и Сморгонского погранотряда. Главным обвиняемым по делу был бывший начальник Сморгонского погранотряда Михаил Солодуха, которого приговорили к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Как выяснило следствие, в период с 2002-го по 2004 год при непосредственном участии обвиняемых через пункт пропуска Котловка без оформления было пропущено более 600 крупнотоннажных фур. Ущерб государству составил более 10 млрд рублей, писал "Ежедневник".

Суммы фигурировавших в деле взяток таможенников и пограничников зависели от того, с каким грузом машины пропускались через границу. Если это были окорочка, то взятки составляли до 10 тыс. долларов, если бытовая техника, то несколько десятков тысяч долларов. 


"Дело Дмитриева"

В 2007 году был вынесен приговор участникам дела, главным фигурантом в котором был бывший начальник управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Сергей Дмитриев. Вообще на скамье подсудимых находились 26 обвиняемых, в том числе 14 бывших таможенников. Они были приговорены к различным срокам лишения свободы - от 3 до 13,5 лет. Максимальное наказание получил Дмитриев.

В 2001 году, как гласят материалы следствия, чиновник "создал управляемую устойчивую группировку с участием ответственных лиц Минской региональной таможни, с которыми объединился для получения взятки на основе совместной организации незаконного таможенного оформления отдельных видов товаров, пересекавших таможенную границу Беларуси".

Срок получили и предприниматели. Те, кто возместил нанесенный ущерб, осуждены на сроки от трех до пяти лет ограничения свободы без направления в места отбывания наказания. Один бизнесмен приговорен к трем годам лишения свободы в колонии общего режима.

"Дело Громовича-Селиванова"

В 2008-2009 гг. были задержаны, по разным оценкам, около 50 человек, которые подозревались в создании теневых схем на брестской таможне.

Слушание дела началось в мае 2010 года, заседания проводились в закрытом формате. К уголовной ответственности были привлечены 36 человек, большинство из которых являлись должностными лицами таможни "Западный Буг" и управления КГБ по Брестской области. В их числе - бывший замначальника таможни "Западный Буг" Евгений Селиванов и бывший директор Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Анатолий Громович, который в 2002 году пришел на этот пост с должности замначальника управления КГБ по Брестской области.

Все они, по выводам следствия, "в составе преступной организации осенью 2001 года осуществили незаконное перемещение с использованием подложных документов через таможню "Западный Буг" компьютерной техники, обуви, причинив ущерб государству на сумму свыше 20 миллиардов рублей".

В ноябре 2011 года Белорусский военный суд почти всем фигурантам по данному делу вынес оправдательные приговоры. Суд учел, что по целому ряду инкриминируемых статей истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, и на этом основании уголовные дела прекращены. В то же время, как стало известно из оглашенной части приговора, очень многие обвиняемые в ходе предварительного следствия добровольно выдавали незаконно нажитую валюту. Все эти деньги — свыше 150 тысяч долларов — решением суда обращены в доход государства, сообщал БелаПАН.

Дело в суде развалилось, но следователь Генпрокуратуры Светлана Байкова, которая вела это дело, сама была арестована. Шесть месяцев она провела в СИЗО и год - под домашним арестом.


Разобранные грузовики

В 2013 году была разоблачена теневая схема ввоза грузовых автомобилей и автобусов. Два индивидуальных предпринимателя из города Береза Брестской области покупали в странах Евросоюза полнокомплектные автомобили. Чтобы избежать уплаты таможенных платежей в полном объеме, на территорию Таможенного союза грузовые автомобили ввозили по частям: в виде шасси и кабины. В Беларуси автомобили вновь собирали и продавали. Аналогичная схема применялась коммерсантами при сборке автобусов, с которых до ввоза в Беларусь снимались двигатели и ходовая часть. В период 2010-2013 гг. с использованием теневой схемы было ввезено порядка 200 автомобилей. Ориентировочная сумма недополученных государством таможенных платежей составила свыше 4 млн евро. В реализацию теневой схемы также были вовлечены два белорусских таможенника, которые за взятки закрывали глаза на происходящее. 

В этом же году при получении взятки был задержан сотрудник отдела по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями Минской региональной таможни. Взятку в размере 7 тыс. евро он получил от россиянина за решение вопроса по ускорению проверочных мероприятий, связанных с таможенным оформлением ввезенных на территорию Таможенного союза грузовых автомобилей.

В 2014 во время послания к белорусскому народу и Национальному собранию Александр Лукашенко обмолвился о начальнике таможенного поста "Козловичи" Гурьеве, который "организовал канал незаконного перемещения крупных товарно-материальных ценностей, стоимость которых составила более 423 млн рублей". 

Белтаможсервис

Коррупционные скандалы возникают не только на приграничной таможне, но и в аффилированных с ГТК структурах – например, "Белтаможсервисе". Недавно чекисты доложили о раскрытии коррупционной схемы исполняющего обязанности заместителя генерального директора республиканского предприятия. Помимо него при получении взятки с поличным задержаны и сам взяткодатель – директор ряда коммерческих структур города Минска, а также еще несколько представителей предприятия. В ходе предварительного расследования установлено, что указанным должностным лицам взятки передавались систематически на протяжении последних четырех лет.

По полученным данным, только топ-менеджер "Белтаможсервиса" получил свыше 190 тысяч долларов незаконного денежного вознаграждения, утверждают в КГБ. В отношении задержанных Комитетом госбезопасности возбуждено 5 уголовных дел. Наложен арест на объекты недвижимости и дорогостоящие автомобили лиц, проходящих по уголовным делам. Задержанные взяты под арест. 

Фото: photo.bymedia.net
Фото: photo.bymedia.net

Попытки TUT.BY получить комментарии на тему коррупции на таможне не увенчались успехом. Представители профильных ассоциаций и бизнеса на контакт шли неохотно. Один из участников внешнеэкономической деятельности на условиях анонимности лишь согласился поделиться своим мнением.

Он считает, что "больше всего недовольства - из-за того, что таможенники часто "переусердствуют", потому что у них тоже есть свои планы по наполнению бюджета". "Концептуально проблема в другом. Правительство пытается ограничить с помощью пошлин поставки импортной техники, стройматериалов, оборудования и так далее. Таким образом они якобы защищают свой рынок. Однако в Беларуси либо таких товаров нет, либо их белорусские аналоги значительно уступают по цене и качеству. Возникает спрос на зарубежную продукцию. На стыке спроса и предложения возникает третья сторона - таможня. Они подключаются в этот процесс - и всем становится хорошо. Таможенники, закрывая глаза, имеют дополнительный заработок. Предприниматели снижают издержки, выплачивая меньше пошлин, потому что если выплатят все, то продукция может стать менее конкурентоспособной и/или они меньше заработают. Поэтому одним из вариантов борьбы с коррупцией является создание в Беларуси импортозамещающих производств, привлечение иностранных компаний в страну", - сказал собеседник. Вместе с тем он полагает, что "несмотря на это, таможня останется кормушкой, ведь есть люди, которые туда идут целенаправленно, чтобы "денег заработать". Поэтому, по его словам, "необходимо создать более прозрачную процедуру прохождения досмотра, а также повысить мотивацию таможенников в противостоянии контрабанде. Например, они могут получать процент от ее реализации".

Не удалось получить комментарий и в Государственном таможенном комитете. Лишь на сайте ГТК приводится информация о том, что с каждым годом количество выявляемых и пресекаемых должностными лицами таможенных органов фактов попыток дачи им взятки при исполнении служебных обязанностей возрастает. В 2010 году пресечено 303 таких факта, в 2011 – 424, в 2012 – 456, в 2013 – 530, 2014 – 607. Всего за два месяца текущего года зафиксировано 77 попыток дачи взятки со стороны подконтрольных лиц. ГТК приводит свежие примеры, в которых суммы взяток составляют от 10 до 150 евро. Однако эти цифры плохо коррелируют с теми миллионами рублей и долларов, которые проходят в сводках выше.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-10%
-15%
-10%
-10%
-20%
-12%
-15%
-20%
-10%