/

Гендиректор CООО "Мидеа-Горизонт" Ю Баофэн в Минске уже год и три месяца. "Моя основная задача в Беларуси - расширить производство, полностью загрузить мощности", - говорит он, показывая производство микроволновок. Разница в языке, менталитете, культуре производства у Беларуси и Китая большая, но бывший топ-менеджер Midea Group и Whirlpool не теряется.

Фото: TUT.BY

Пять лет назад "Горизонту" удалось невозможное – разместить производство в Минске согласился китайский гигант Midea Group. Масштабы группы сложно даже представить – 135 тысяч работающих, 25 млрд долларов годовая выручка, акции компании торгуются на Шанхайской бирже. Именно Midea выпускает под разными брендами каждый второй в мире чайник и кондиционер, каждую третью микроволновку.

Ради крупного китайского партнера Беларусь пошла на редкий шаг – согласилась увеличить долю Midea Group в СП с "Горизонтом" с 10% сперва до 35%, а потом и до 55%.

Фото: TUT.BY
Ю Баофэн главной своей задачей считает загрузку мощностей и освоение выпуска новых видов продукции. В 2010-2014-м годах в Минске выпущено около 1,6 млн микроволновок

"Мидеа-Горизонт" стал единственным проектом, куда удалось привлечь китайские прямые инвестиции, которые составили 5,9 млн долларов. Дополнительно китайская сторона передала совместному предприятию технологии, стоимость которых оценивается в 30 млн долларов и ежегодно инвестирует в оборотный капитал предприятия порядка 12 млн долларов. На предприятии работает около 150 человек.

За пять лет под разными брендами выпущено около 1,6 млн микроволновок. Кроме печей-СВЧ "Горизонт" и Midea здесь выпускают и скромный Vitek и дорогой Bork, а также Sharp, Panasonic, Bosch-Siemens.

Производство OEM-брендов (при такой форме производственной кооперации компания-производитель выпускает продукт, который потом реализуется под торговой маркой другой компании-брендообладателя) менее доходно – зарабатывают только на производстве, а при выпуске собственного бренда и на продаже. Но это дает оборотные средства и повышает эффективность производства за счет высокой загрузки мощностей. "Благодаря сотрудничеству с Sharp, Panasonic, Bosch-Siemens предприятие получает беспроцентное финансирование порядка 12 млн долларов ежегодно", - уточняют на предприятии.

Фото: TUT.BY
Металл поступает на предприятие в рулонах. Раньше его закупали в основном в Украине, сейчас среди поставщиков и Россия, и Китай, и ЕС. Полотно разрезается и отправляется на штамповку

Даже в непростом 2014-м году производство микроволновок выросло на 5%, превысив 330 тысяч штук. В 2015-м предприятие рассчитывает выпустить более 500 тысяч печей СВЧ. Мощности предприятия позволяют выпускать более 1 млн изделий в год под потребности всего СНГ. Помешали их реализации, уверены на предприятии, "серые" схемы с участием сборочных производств Калининградской области, откуда за год на рынок поступает более миллиона печей.

Емкость внутреннего рынка печей-СВЧ в Беларуси – 250 тысяч штук. Продукция совместного предприятия занимает на нем около 50%, в том числе под брендом "Горизонт" продается около 60 тысяч микроволновок в год. Основной экспортный рынок - Россия.

Фото: TUT.BY
Отштампованные металлические детали корпусов отправляются на сварку. Этот процесс уже автоматизирован

Фото: TUT.BY

Фото: TUT.BY
Общая протяженность линии покраски - 450 метров. Все работает при минимальном участии человека

"Рынок СНГ небольшой. Если производить большой ассортимент с необходимой пятидесятипроцентной локализацией, потребуются очень серьезные инвестиции. Но если у нас есть мощности, они должны быть загружены", - отмечает Ю Баофэн.

Сейчас производство перестраивают, чтобы на мощностях совместного китайско-белорусского СООО "Мидеа-Горизонт" можно было делать не только микроволновки. Уже в этом году здесь планируется начать выпуск встраиваемой бытовой техники - индукционных плит. Договор с известным брендом уже подписан, но до начала производства на предприятии отказываются раскрывать партнера. Стратегия развития предприятия предусматривает также освоение выпуска встраиваемых духовок, вытяжек, водонагревателей.

Фото: TUT.BY

"Проблема одна – локализация. Чтобы продукт считался белорусским, степень локализации должна быть более 50%, - объясняет директор. - У Midea огромный ассортимент продукции. Но если мы хотим производить еще какие-то продукты в Беларуси, это требование также должно неукоснительно соблюдаться. Это очень сложно". Чтобы обеспечить необходимый уровень локализации, в Беларуси кроме отверточной сборки печки есть штамповка, окраска, рассказывает Ю Баофэн, недоумевая, как калининградские коллеги выполняют это требование, не имея ни штамповки, ни покраски, ни сварки.

Фото: TUT.BY
Из Китая предприятие получает "лицо" - то есть дверь микроволновки, и магнетрон, прибор, генерирующий микроволны. Midea, купившая завод у японской компании Sanyo, выпускает половину магнетронов в мире

Фото: TUT.BY Фото: TUT.BY

Фото: TUT.BY
Ю Баофэн показывает таблицу, по которой оценивают соответствие всех процессов целевым показателям безопасности, качества, логистики, цены. "Первым показателем идет безопасность", - подчеркивает директор.

{banner_819}{banner_825}
-55%
-15%
-25%
-20%
-10%
-50%
-21%
-40%
-15%