В новом выпуске онлайн-консультаций для малого бизнеса юрист, аналитик Владимир Несмашный ответил на вопросы пользователей TUT.BY о том, как уплачивать налоги с коммунальных платежей, как ИП защитить активы и как оформить займы организации, которая берет деньги в долг у собственного директора. Вы также узнаете, как оформлять доход интернет-магазина, как ремесленнику получить сертификат на мыло ручной работы и есть ли смысл безработному оформить ИП для сдачи квартиры в аренду.

Вопросы к будущему выпуску принимаются на адрес air@tutby.com с пометкой "Закон по полкам".

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (190.13 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (21.24 МБ)

"Закон по полкам" - совместный проект портала TUT.BY-ТВ и группы бизнес-консультантов Alliance Group. Выходит по понедельникам в эфире TUT.BY-ТВ. На вопросы отвечает юрист, основатель группы Владимир Несмашный.
Вопрос:

1. Обязан ли ИП всю выручку с интернет-магазина по кассовым чекам класть на свой счет в банке?
2. Может ли торговый павильон на рынке быть складом для интернет-магазина, если в торговом реестре интернет-магазин и торговая точка (склад) зарегистрированы на разных адресах?
3. Обязан ли ИП где-то указывать/регистрировать местонахождение склада интернет-магазина?
4. Обязан ли ИП иметь и вести авансовую книгу при отправлении посылок наложенным платежом (пересылка заказов от интернет-магазина)?
5. При отправке посылок наложенным платежом какие документы, подтверждающие продажу, продавец обязан вкладывать в посылку для покупателя (интернет-магазин)?
6. При заказе в интернет-магазине какими документами обязан сопровождаться товар при перемещении со склада к клиенту? Обязан ли ИП на каждый заказ оформлять путевой лист/ТТН?
7. Как заполнять накладную/ТТН/путевой лист при отправке наложенным платежом?

Ответ:

1.    В пределах определенного лимита кассы - нет, при превышении лимита - сдается.
2.    Не вижу ничего, чему бы это могло противоречить. В торговом павильоне находится то, что продается в розницу. Реализация через интернет-магазин - тоже розница.
3.    Нет.
4.    Полагаю, что нет.
5.    В посылку - никакие, хотя можете вложить распечатку заказа, если он сделан в "корзине". Документы по оплате оформляются на почте и сопровождают посылку.
6.    Накладная должна выписываться по смыслу, так как перемещение товаров без накладной запрещено.
7.    Накладная нужна при передаче товара курьеру или при самостоятельной доставке. При отправке наложенным платежом через почту, полагаю, путевой или ТТН не нужны, все документы оформляются на почте при отправке. 

Вопрос от Дмитрия:

Буду очень рад получить или услышать от вас ответ на следующий вопрос, касающийся налогообложения коммунальных платежей при применении УСН.
Общественно-торговый центр, расположенный в городе Молодечно, состоит из четырех изолированных помещений, принадлежащим физическим лицам. Каждое из указанных помещений сдано либо передано для ведения коммерческой деятельности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) по договорам аренды либо безвозмездного пользования.

По решению собственников изолированных помещений был выбран один из них для заключения договоров на снабжение помещений тепловой и электрической энергией, а также водой.

Указанный собственник зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и заключил договоры с энергоснабжающей организацией - республиканским унитарным предприятием (РУП) "Минскэнерго" на снабжение тепловой и электроэнергией и КУП "Водоканал" на водоснабжение и водоотведение, став их Абонентом.
Будучи единственным Абонентом энергоснабжающей организации в здании, ИП заключил договоры на возмещение электрической энергии, тепловой энергии, коммунальных платежей и иных расходов по содержанию здания со всеми организациями-потребителями (Субабонентами), находящимися в указанном здании. Одновременно с договорами на возмещение энергоресурсов ИП заключил договоры с этими же организациями на возмездное оказание услуг, где оценил свою работу по распределению коммунальных затрат.

После фактического оказания услуг энергоснабжающей организацией и КУП "Водоканал" предприниматель распределил понесенные им затраты между Субабонентами следующим образом:

- водоснабжение: согласно установленным индивидуальным счетчикам технического учета;
- электроэнергия: согласно установленным счетчикам технического учета;
- теплоснабжение: пропорционально занимаемым отапливаемым площадям.

Факт передачи услуг от Абонента Субабоненту был оформлен Актом выполненных работ.
 
В связи с возникшими вопросами по расчету и уплате налога при упрощенной системе налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) прошу дать разъяснение по следующим вопросам:
 
1. Является ли в нашей ситуации сумма возмещенная Абоненту Субабонентами налоговой базой при уплате налога при УСН? Между Абонентом и Субабонентами отсутствуют арендные отношения, т. е. возмещение указанных сумм происходит вне рамок договора аренды имущества.
 
2. С одним из Субабонентов Абонента связывает договор безвозмездного пользования. Распространяются ли нормы абз. 3 ч. 6 п. 2 ст. 288 НК на данный вид договора?
 
3. Имеет ли право Абонент энергоснабжающих организаций перевыставлять счета и снабжать энергоресурсами Субабонентов в зданиях, где он не является собственником каких-либо частей и не имеет арендных отношений с целью заработка на договоре оказания услуг по распределению коммунальных платежей и составлению отчетов?

Ответ:

1.    Из содержания ст. 288 Налогового кодекса (ч. 6 п. 2) можно сделать вывод о том, что указанные платежи не включаются в доходы для целей налогообложения при УСН. Однако во избежание проблем при проверке настоятельно рекомендую обратиться с запросом в налоговую для получения официального ответа.

2.    См. ответ 1.

3.    Полагаю, что, будучи уполномоченным лицом, Абонент не является субъектом, перепродающим энергию в прямом смысле слова, поэтому либо он распределяет затраты между Субабонентами на основании показаний приборов учета, либо они самостоятельно производят оплату на счет энергоснабжающей организации, указывая в платежных документах, что оплачивают за ИП-Абонента.

Вопрос от Марины Шинкевич:

Являюсь индивидуальным предпринимателем. УСН. Вид деятельности - сдача внаем квартиры. Мне, как физическому лицу, принадлежит квартира, которую я планирую сдавать как ИП юридическому лицу с целью проживания в ней сотрудников данного юридического лица на время их командировки. Скажите, пожалуйста, каким договором оформляются наши отношения? Договором аренды между ИП и юрлицом? Подлежит ли он регистрации в каких-либо органах?

Ответ:

Если вы действуете как предприниматель, то заключаемый договор аренды нигде регистрировать не нужно. Доход от сдачи в аренду вы будете получать на расчетный счет предпринимателя и облагать налогом при УСН в установленном порядке.

Вопрос: 

В эфире 12.03.2015 г. "Закон по полкам" был вопрос от "физлица" Андрея о сдаче нежилого помещения в аренду "ИП Андрею". Все понятно. А какие документы необходимо иметь, если я не ИП, а купила здание магазина как физлицо? Есть ЧТУП, где я директор, и осуществляю торговлю в этом магазине. Нужен ли договор аренды между физлицом и ЧТУП? Кто будет подписывать договор?

Еще вопрос. При закрытии ИП передала остатки товара от ИП - ЧТУП по ТТН решением в пределах одного собственника. В эфире от 16.03.2015 г. было сказано, что ИП и директор ЧП, которых представляет одно и то же лицо, не может подписывать накладные. Я поняла, что от ЧП подписать накладную может другое лицо по доверенности в моем случае. Спасибо.

Ответ:

1. Вы как гражданин должны сдать по договору в аренду помещение магазина. С дохода от сдачи в аренду будет удерживаться подоходный налог. Договор вы подписываете как гражданин, от имени ЧТУП должно подписать другое лицо, действующее либо в рамках полномочий по должности (замдиректора), либо по доверенности.
2. В программе мы говорили, что нельзя подписывать договор одним и тем же лицом, и говорили, что накладная - это не договор, там подпись может быть одна.

Вопрос:

Подскажите, как правильно и какие документы оформить на товар, который не подлежит продаже (срок реализации вышел), а именно: молочная продукция, кондитерские изделия, хлебобулочные и т. д. Поставщики не весь товар забирают обратно, да и не обязаны они это делать (только заводской брак). Как это оформить ЧП при УСН, чтобы налоговая при проверке не определила занижение налогооблагаемой базы?

Ответ:

Не понятно, какие именно действия вы собираетесь осуществить с этим товаром. Потому что для переработки - одни документы, для утилизации - другие, для возврата поставщику - третьи. Документы отражают суть действия, производимого с товаром, не зная действия - ничего не могу сказать о документах.

Вопрос от Александра:

Я ИП на УСН, имею в собственности административно-торговое помещение, которое сдаю в аренду юридическому лицу. Как и кем платится земельный налог и налог на недвижимость в случае сдачи в аренду помещения? Сейчас арендатор съехал, нового пока не нашел - как уплачивается налог на землю и налог на недвижимость в период отсутствия арендатора? Как должен уплачиваться земельный налог и налог на недвижимость, если собственное помещение буду использовать для своей деятельности?

Ответ:

Ваш вопрос регулируется пунктами 3.13.3 и 3.14 ст. 286 Налогового кодекса РБ.

Вы, как ИП, освобождаетесь от уплаты налога на недвижимость, если площадь вашего помещения менее 1500 кв. м и оно используется в предпринимательской деятельности. За период отсутствия арендатора, если помещение не используется вами самостоятельно, налог на недвижимость должен быть уплачен. При самостоятельном использовании в собственной деятельности - не платится.

Налог на землю вы обязаны платить, так как явно нет льгот, предусмотренных п. 3.14 НК. 

Вопрос от Александра:

На данный момент являюсь временно безработным, состою на бирже труда. Уже полгода, как не работаю. Есть возможность сдавать в аренду 1-комн. квартиру отца (находится в его собственности) и с этих денег как-то жить.

Вопросы:

1. Можно ли заключать договор аренды с арендаторами на мое имя или только от имени собственника квартиры?
Хочу сдавать квартиру от своего имени, платить налог как физическое лицо, чтобы у налоговой не возникло вопросов, откуда у меня доходы, если я не работаю.

2. Можно ли самостоятельно уплачивать взносы в ФСЗН как физическое лицо, не регистрируясь как ИП, так как я собираюсь сдавать квартиру не посуточно, а на длительный срок. Хочу, чтобы мне шел трудовой стаж.

3. Снимут ли меня с учета на бирже труда в связи с получением доходов от аренды, буду ли я являться официально безработным, согласно законодательству о занятости, с тем, чтобы в дальнейшем избежать возможных проблем с нарушением будущего декрета о тунеядстве (если такой закон все-таки примут)? Знаю, что если зарегистрируюсь как ИП, то снимут с учета. А если я не буду регистрироваться как ИП?

Ответ:

1. Договор аренды должен заключаться от имени собственника квартиры. В вашей ситуации проще принять квартиру в дар от отца и сдавать как собственную. Потом ее всегда можно подарить обратно, налогов с этих сделок нет.

2. Трудовой стаж у вас идти не будет независимо от уплаты взносов. А чтобы шел стаж и взносы для исчисления пенсии - нужно будет зарегистрироваться в качестве ИП и платить взносы.

3. Получение дохода от сдачи в аренду квартиры не меняет вашего статуса безработного.

Вопрос от Елены:

Я - ремесленник. В декабре 2014-го в ремесленные виды деятельности было включено производство мыла. Но поскольку мыло - это косметическое средство, на него нужно делать сертификат соответствия ТР ТС 009/2011. А сертификат соответствия ТР ТС можно получить только юрлицу или ИП, а ремесленник - это физлицо. Как быть и что делать? А если я захочу реализовывать свое мыло не сама, а отдавать на реализацию ИП и магазинам (юрлицам) - что делать с подтверждающими документами соответствия? В Госстандарте еще думают над ответом. Может, вы в состоянии мне помочь.

Ответ:

Да, проблема есть, и в 225-м указе ответа на этот вопрос нет. Надеюсь, в Белстандарт вы написали официальный запрос. Если нет - настоятельно рекомендую обратиться письменно.

Вопрос от Елены:

Кооператив находится на самообслуживании. ЖКХ заключило договор на водоснабжение с кооперативом как с юридическим лицом. Расчет за воду ЖКХ делает исходя из общего количества прописанных людей и нормы расхода на человека (постановления Совмина РБ от 28.09.2011 г. № 1300), т. е. в целом по кооперативу. Обычно в эту норму в целом кооператив "вписывается".

В свою очередь, бухгалтер кооператива ведет учет расходования воды поквартирно (в каждой квартире есть счетчик холодной воды). Согласно постановлению Совмина РБ от 28.09.2011 г. № 1300, в кооперативе налажен учет нормативных и сверхнормативных объемов потребления воды. Соответственно, нормативные объемы расцениваются по одной стоимости, а сверхнормативные - по другой (большей) стоимости. Сверхнормативный расход воды идет во многих квартирах. Получается в итоге, что с людей кооператив собирает на своем расчетном счете в банке одну сумму, а ЖКХ выставляет счет на оплату на другую (меньшую) сумму. Разница получается за счет того, что в разрезе по квартирному учету есть сверхнормативный расход, хотя в целом по кооперативу (как по юридическому лицу) для ЖКХ перерасхода нет. Разница зависает на счете.

Вопрос:

Какими нормативно-правовыми актами в такой ситуации должны пользоваться, чтобы не возникало суммовых разниц: какими - ЖКХ, а какими - кооператив?

Ответ:

Бухгалтерия кооператива все делает правильно, суммовых разниц так или иначе не избежать. Поэтому будет, наверное, проще оплачивать ими счета ЖКХ в следующем периоде, а на сумму произведенной оплаты пропорционально уменьшать сумму, взимаемую в следующем месяце с жильцов.

Вопрос от Ольги Протасевич:

Оптовая надбавка ограничена 10 процентами на всю цепочку оптовиков при продаже стройматериалов подрядчикам, осуществляющим строительство жилья. Но при продаже строительных материалов следующему оптовику или розничному магазину оптовая надбавка не ограничивается. Я же не буду узнавать у оптовика, продает он на стройку или еще куда-нибудь. Т. е. эта цепочка, по сути, уже нарушается. Как быть в такой ситуации? И еще такой вопрос: если те же дома строит частное предприятие или выполняет какие-то работы на строительном объекте за счет своих средств - тоже ограничиваться 10%? Т. е. частичные строительные работы (при строительстве жилья), а также комплексное строительство жилья вне зависимости от источника финансирования, как я понимаю, должны ограничиваться 10% оптовой надбавки, так? Кроме Постановления МАиС № 33, касающегося бюджетных средств, где можно ознакомиться с этим законом?

Ответ:


1. Продавая стройматериалы своему покупателю, вы смотрите, за счет каких средств он оплачивает поставку и осуществляет ли он строительство жилья. Если да - оптовая надбавка ограничивается. Если нет - ее размер произвольный. Понятно, что есть риск "нарваться" на уже исчерпанную 10%-ную надбавку, и продать такой товар подрядчику или бюджету уже не получится, но законодательство, по сути, строится таким образом, чтобы ограничивать не только надбавку, но и количество посредников, вынуждая подрядчиков покупать материалы сразу от производителя или с 1 оптовым звеном. А спрашивать покупателя часто и не приходится - в большинстве случаев те, кто имеет право покупать материалы в рамках государственного ценообразования, чаще всего сами заявляют об этом.

2. При строительстве жилья оптовая надбавка ограничивается при любых источниках финансирования, кроме 100% денег иностранного инвестора.

3. Постановление МаИС № 33 основывается на нормах указа Президента РБ № 72 от 25.02.2011 года.
{banner_819}{banner_825}
-10%
-80%
-30%
-28%
-15%
-10%
-15%
-20%