Как правильно распоряжаться автотранспортом, ввезенным по Декрету № 6, как правильно передать имущество от ЧУП в собственность ИП, может ли дочь-ИП подарить квартиру матери-ИП, какие изменения произошли для ИП-управляющих с 2015 года, почему ИП-отец должен платить взносы в ФСЗН, если ребенку нет трех лет, и можно ли принимать оплату за услуги электронными переводами, - эти нюансы разъяснил в очередном выпуске программы юрист Владимир Несмашный.

Если вы - представитель малого бизнеса и у вас есть вопросы, присылайте их на адрес air@tutby.com с пометкой "Закон по полкам".

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (101.63 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (18.12 МБ)

"Закон по полкам" - совместный проект портала TUT.BY и группы бизнес-консультантов . Выходит по понедельникам в эфире TUT.BY-ТВ. Ответы на вопросы, не вошедшие в эфир, публикуются отдельно.



Вопрос от Оскара:
Опишу такую ситуацию: я работаю как ИП. У меня есть знакомый, у которого есть фирма - ООО. Могу ли я устроиться к нему на работу (к примеру, дворником), он отправит меня в отпуск без сохранения заработной платы. Так как у меня будет трудовой договор, я освобождаюсь от взносов в ФСЗН. Вопрос: есть ли какое-то ограничение по количеству дней отпуска без сохранения заработной платы? Если нет, получается, я могу так "работать" и быть освобожденным от уплаты взносов в ФСЗН?

Ответ:
Я не буду давать ответ на ваш вопрос, так как вы намерены уклоняться от уплаты взносов в ФСЗН путем создания подложных документов, а это уже противоречит не только законодательству, но и принципам этики и морали. Я понимаю, что вы формально будете соответствовать ситуации, в которой предоставляются льготы, но при желании Фонд имеет возможность взять с вас взносы при проверке даже при наличии такого трудового договора.

Вопрос:
Здравствуйте, уважаемый Владимир! Очень надеемся на Ваши разъяснения по нашей ситуации. Применяемая система налогообложения нашим ООО:
2008 год – общая система с НДС, 2009-2013 годы  – УСН с НДС, с 01.01.2014-2015 годы. – УСН без НДС (без НДС в соответствии с п.3.12 ст. 286 НК РБ). С 2008 года образовалась дебиторская задолженность за отгруженную нами продукцию. Заказчик задолженность не отрицал (был подписан акт сверки в декабре 2009 года), но и не оплачивал.
В июле 2012 года была возбуждена процедура банкротства нашего должника, о чем мы получили уведомление. В ноябре  2012 года в адрес управляющего в деле о банкротстве нами было отправлено  требование кредитора о включении  дополнительно в реестр требований кредиторов пени и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с момента возникновения задолженности по ноябрь 2012 года. И в ноябре же  2012 года управляющий в деле о банкротстве письменно нас уведомил, что наше дополнительное требование о включении пени и процентов в реестр требований кредиторов  рассмотрено и признано.
Процедура банкротства тянулась долго, но в результате в  декабре 2014 года на наш счет поступили денежные средства в счет погашения основного долга, пени и процентов за пользование денежными средствами.
Вопрос № 1:
Обязаны ли мы были исчислить и уплатить за декабрь 2014 года НДС от суммы штрафных санкций (пени и процентов), которые получены нами по долгам за отгрузки 2008 года , т.е. за период ,  в  котором мы были плательщиками НДС ?
Вопрос № 2:
В случае, если должны исчислить и уплатить НДС, то по какой ставке?
Вопрос № 3:
По незнанию от суммы штрафных санкций мною не был исчислен и уплачен НДС и не представлена декларация по НДС за декабрь 2014 года в январе 2015 года.  Теперь в случае подачи декларации в марте 2015 года за  декабрь 2014 года по НДС сам факт подачи декларации будет рассматриваться налоговыми органами (притом что база для НДС у нас возникла только в декабре 2014 года и в течение 2014 года декларации по НДС нами не предоставлялись) :
- как уточненная налоговая декларация по НДС (т.е. уплата налога + пеня, без штрафных санкций),
- или как  несвоевременно поданная декларация по НДС, и как следствие, – еще и  начисление штрафа по ст. 13.4  КОАП?
Вопрос № 4:
В нашей ситуации сумма штрафных санкций, предъявленных должнику, признается нами  доходом в бухгалтерском учете на момент признания их должником, т.е. в ноябре 2012 года, т.к. уведомление от управляющего нами получено в ноябре 2012 года.
А база для исчисления НДС в целях налогового учета возникает у нас в декабре 2014 года, т.е. в момент получения (в учетной политике момент фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу для НДС определен как день получения).
Но Законом РБ № 96-3 от 31.12.2013 были внесены дополнения в п.10 ст.103 НК РБ :
"При изменении порядка исчисления налога на добавленную стоимость (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется: …
в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 18 статьи 98 настоящего Кодекса, отражение которых произведено в бухгалтерском учете с момента изменения порядка исчисления налога на добавленную стоимость (абзац введен Законом Республики Беларусь от 31.12.2013 N 96-3)".
 
Правильно ли я понимаю, что если  уведомление от управляющего в деле о банкротстве о включении штрафных санкций в реестр требований кредиторов мы получили бы в 2014 году, то в связи с переходом нами с 01.01.14 на применение УСН без НДС  обязанности исчислить и уплатить НДС от полученных в 2014 году вышеуказанных штрафных санкций у нас так же не возникла бы?

Ответ:
Нет, никакого НДС к уплате у вас не возникает, так как вы не являетесь плательщиком НДС на момент получения пени и процентов как внереализационного дохода. Если подробнее, то, работая "по отгрузке", вы отразили реализацию в части получения НДС с суммы основного долга в периоде, когда была выписана отгрузочная накладная. В момент признания дополнительного  долга дебитором (в части пени, т.к. проценты за пользование денежными средствами не облагаются НДС) им начислен "исходящий" НДС с суммы пени. В учете дебиторской задолженности у вас числится сумма долга, общая сумма, без выделения НДС, и при получении этой суммы вы оказываетесь в ситуации, когда вам поступили деньги с НДС при отсутствии вашего первичного учетного документа, выписанного в соответствующем налоговом периоде, с выделением НДС с суммы пени. Следовательно, на момент получения денежных средств вы погашаете дебиторскую задолженность контрагента в сумме поступлений, но НДС из этих сумм не выделяете и не исчисляете, так как отсутствует первичный документ на отгрузку с НДС и вы применяете систему налогообложения без уплаты НДС.

Вопрос:
1. В прошлой передаче вы говорили о том, что нельзя формировать цены в сметах в валюте либо указывать эквивалентные цены, работая с резидентами РБ. Наша фирма занимается изготовлением мебели по индивидуальному заказу. Будет ли нарушением указание эквивалентных цен в предварительных коммерческих предложениях? В договоре и спецификации к нему мы, естественно, указываем цены в белорусских рублях. То есть если контролирующие органы, например, под видом покупателей сделают запрос в нашу организацию и мы выставим предложение в у.е. с указанием, что это в информационных целях и расчет осуществляется только в белорусских рублях, могут ли нас привлечь к ответственности?
Цены в эквиваленте видел даже на билбордах города Минска на днях.
2. Все материалы, используемые нами при производстве импортные, соответственно, любые скачки курса сразу же отражаются на стоимости материалов. Можем ли мы и будет ли это законно предусмотреть в договоре пункт, в котором, например, будет указано, что при резком изменении курса доллара/евро в сторону увеличения на 5% и более цены на продукцию могут быть эквивалентно увеличены производителем? Или может есть какая-то иная формулировка. Если можно, осветите подробнее этот вопрос.

Ответ:
1. Вы можете использовать цены в у.е. в качестве информационных, но в вашем прайс-листе или коммерческом предложении должна быть сделана оговорка, что договор и все документы к нему оформляются с указанием цен в белорусских рублях в соответствии с законодательством. В этом случае формально вы законодательство не нарушаете, хотя "прицепиться" могут. Но нарушением будет у.е. в договоре и/или смете.
2. В договоре вы вправе указать, что при изменении курса Нацбанка на 5% и более цена материалов, включенных в смету, может быть увеличена исполнителем (подрядчиком). Вы не имеете права пересматривать всю стоимость, так как конечная цена изготовленного товара включает и вашу прибыль, а для пересчета по курсу суммы прибыли, заложенной в смету либо калькуляцию, оснований у вас не возникает.

Вопрос от Натальи Тарасевич:
Здравствуйте. Наша ситуация такая. В семье имеется ребенок до 3 лет. Я, мама, находилась в отпуске по уходу  за ребенком до 3 лет.  Когда ребенку исполнилось  2 года 4 месяца, я вышла на работу (работаю по трудовому договору), за ребенком ухаживать не имею возможность.  На основании статьи 12  Закона  Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун ребенка. Мой супруг является ИП, по трудовому договору не работает, имеет право оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3 лет и на основании ст.13 Закона  Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"  и  разъяснения Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь о применении норм статьи 13 Закона Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" в отношении отдельных категорий граждан  не имеет возможности приостановления деятельности (за исключением приостановления деятельности индивидуального предпринимателя по приговору суда или постановлению о наложении административного взыскания)  либо ограничения им времени выполнения своей деятельности в период ухода за ребенком в возрасте до 3 лет. В связи с этим он считается занятым и, соответственно, имеет право на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 50%.

Законом Республики Беларусь "Об основах государственного социального страхования" в период ухода за ребенком в возрасте до 3 лет индивидуальным предпринимателям предоставлено право добровольного участия в системе государственного социального страхования независимо от факта осуществления деятельности.

Но при обращении ФСЗН по месту регистрации мужа ИП нам было отказано, ссылаясь на то, что право работать ИП, получать пособие по уходу за ребенком до 3 лет в размере 50% и не платить платежи в ФСЗН имеет право только мама-ИП. ИП-папа не имеет такого права. Так ли это?

Ответ:
В соответствии с частью четвертой пункта 7 Положения о порядке начисления и уплаты взносов, утвержденного указом № 40 от 16.02.2009, "Индивидуальные предприниматели, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности … имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет… уплачивают обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование в порядке, предусмотренном в части второй настоящего пункта, с даты подачи в органы Фонда заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию путем самостоятельной уплаты обязательных страховых взносов". Формальное указание на "мама" или "папа" в данном случае отсутствует, поэтому при оформлении "декретного" на папу у него возникает право на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, и он должен получить право на льготу.
В вашем случае я для уточнения ситуации написал бы запрос в республиканский Фонд с описанием ситуации, приложением ответа районного фонда (если он был письменный) либо указанием на отказ и мотивировку и задал конкретно 2 вопроса: 1 - имеет ли право ИП-папа на льготу по платежам в Фонд при оформлении на него декретного и права на получение пособия, 2 - если нет, то почему и каким нормативным актом это урегулировано.

Вопросы от Елены Лойко:
В одном из первых выпусков Вашего проекта Вам уже задавали некоторые из вопросов касательно сферы деятельности, которой планирую заняться и я, а именно: производство тортов на заказ. Ответы, данные Вами, мне очень помогли, но хотелось бы задать ряд дополнительных ( и где-то, возможно, некорректных, за что я заранее прошу прощения)  вопросов.
В ближайшем будущем я планирую зарегистрироваться как ИП и изготавливать торты под заказ клиентов - физических лиц. Отсюда первый вопрос: правильно ли я поняла, что я подпадаю под категорию ИП, которые  уплачивают единый налог?
Вопрос второй: регистрироваться как ИП я буду в Гомельской области, а фактически работать в  Минске. Не является ли это нарушением законодательства?
Вопрос третий: производство будет несерийное, каждое изделие будет иметь уникальную рецептуру и внешнее оформление - исходя из этого, нужно ли мне будет оформлять какую-либо документацию на свою продукцию (сертификаты, технологические карты и прочее)?
Вопрос четвертый: исходя из того, что продукция у меня будет штучная, а цену я планирую формировать из расчета "единая для всех изделий цена за 1 кг веса плюс какой-то процент за сложность работы по конкретному изделию", необходимо ли мне все же составлять прейскурант цен или можно работать без него?
Вопрос пятый: правильно ли я понимаю, что при реализации продовольственных товаров физическим лицам за наличный расчет необходимо наличие кассового аппарата?
Вопрос шестой: в случае если я буду платить единый налог, нужно ли будет хранить документы о расходах на изготовление продукции (к примеру, чеки из магазина) и о доходах для их обоснования перед налоговой или другим проверяющим органом?

Ответ:
1. Да, поскольку это реализация продовольственных товаров.
2. Вы нарушаете не налоговое законодательство, а скорее всего, изначально законодательство о регистрации граждан по месту проживания. Имея постоянную регистрацию в Гомельской области, вы можете проживать в Минске не более 1 месяца, после чего обязаны сделать как минимум временную регистрацию по месту пребывания. И, исходя из налогового законодательства, вы должны платить налог по ставке для г. Минска, т.е. по месту осуществления деятельности.
3. Нормы расхода, технологические карты и т.п. - нет, не нужно. Но уточните в территориальном отделении госсаннадзора о необходимости гигиенической регламентации вашей продукции, что, по сути, есть та же сертификация, только в отношении пищевых продуктов.
4. Цена для вас - свободная. Можете формировать за килограмм, за торт - как вам будет удобно.
5. Да.
6. Все названные вами документы - это первичные учетные документы, на основании которых вы получаете товары, отпускаете товары и т.п. Все эти документы необходимо хранить. Дополнительно - советую найти бухгалтера, который будет вести ваши бумаги.
 
Вопрос:
В передаче "Закон по полкам" от 26.02.2015 Вами было высказано мнение, что для начисления  пособия по временной нетрудоспособности индивидуальному предпринимателю необходимо, чтобы им были уплачены взносы за прошлый год. 
Это не совсем так...
 
Если, как в Вашем примере, я зарегистрирована как ИП с мая 2014 года (соответственно, уплаты взносов от ИП за 2013 год нет), но не стала  ждать марта 2015 года для уплаты взносов в ФСЗН (Положением об уплате обязательных страховых взносов, утвержденным указом  Президента РБ от 16.01.2009 № 40 предусмотрено, что предпринимателями  "уплата обязательных страховых взносов осуществляется ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом", но ведь ранее платить не запрещено) – и предусмотрительно уплатила какую-то сумму в ФСЗН (например, в июле 2014 года) до начала своей нетрудоспособности, наступившей  в ноябре 2014 года,  то с этого момента я ИМЕЮ ПРАВО на пособия за счет ФСЗН.
Правда, сумма пособия будет минимальной (50% БПМ) – поскольку за 2013 год взносы как ИП мной не уплачивались, мой среднедневной заработок нулевой.
В подтверждение сказанному – ссылка на сайт Минского городского управления ФСЗН.

"Вопрос № 35: Я зарегистрирована как ИП, плательщиком обязательных страховых взносов в ФСЗН являюсь с 1 сентября 2014 года. У меня маленький ребенок (4 года), который часто болеет. Будут ли мне назначать пособие по временной нетрудоспособности в 2014 году и в каком размере?
Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют лица, занятые деятельностью, в период осуществления которой на них распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование (пункт 2 Положения № 569).
 
Днем возникновения права на пособие является первый день освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью согласно листку нетрудоспособности (пункт 4 Положения № 569).
 
ИП пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из размера среднедневного дохода за календарный год, предшествующий году, в котором возникло право на пособие (пункт 26 Положения № 569).
 
Для исчисления пособия принимается сумма дохода, с которой уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда. Размер среднедневного дохода определяется путем деления суммы этого дохода на число календарных дней года, доход за который принят для исчисления пособия. При этом в число дней, на которое делится доход, не включаются периоды, когда ИП не являлся плательщиком обязательных страховых взносов на социальное страхование.
 
Пособия исчисляются за календарные дни в размерах, установленных в пунктах 16–19 Положения № 569 (пункт 26 Положения № 569).
 
Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в месяц составляет 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Совмином за два последних квартала относительно каждого месяца, в котором имела место временная нетрудоспособность.
 
Минимальный размер пособия за неполный месяц определяется в размере величины, получаемой путем деления минимального размера пособия на количество календарных дней данного месяца с последующим умножением полученного результата на количество календарных дней освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью согласно листку нетрудоспособности в этом месяце (пункт 16 Положения).
 
Следовательно, если обязательные страховые взносы будут вами уплачены до начала случая временной нетрудоспособности (первый день освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью), то вы будете иметь право на пособие по временной нетрудоспособности. Соответственно, если обязательные страховые взносы не будут уплачены до начала случая временной нетрудоспособности, то права на пособие по временной нетрудоспособности вы иметь не будете.
 
Учитывая, что за предшествующий год (2013) вы не уплачивали обязательные страховые взносы как ИП, пособие по временной нетрудоспособности (при наличии права на него) будет назначено вам в минимальном размере".
 
Ответ:
Прошу прощения, если ответ на вопрос был дан некорректно. В любом случае право на оплату больничного возникает при наличии уже уплаченных взносов в Фонд, в этом ошибки я не допустил.

Вопрос:
1. Авто ввезено на территорию РБ по Декрету президента № 6 от 07.05.12. В дополнениях к декрету сказано, что его нельзя сдавать в аренду. Если нанимать водителя - индивидуального предпринимателя по договору на оказание услуг по перевозке груза, не будет ли это рассматриваться как передача третьим лицам, в частности, сдача авто в аренду, и не противоречит ли это нормам декрета? (код ТН ВЭД не 8709)? Возможно ли нанимать водителя по договору подряда в таком ЧУП?
2. В предыдущем выпуске программы вы рассказывали о смене собственника путем преобразования ЧУП в ООО и обратно в ЧУП, скажите, можно ли таким образом сменить учредителя в ЧУП, где учредитель ввез авто по Декрету № 6 от 07.05.12? Можно ли в организациях, открытых под Декрет № 6, менять учредителя?
3. Если по вопросу № 1 можно нанимать водителя-ИП, то какая система налогообложения (УСН или подоходный налог) будет у водителя-ИП, если собственником ЧУП является гражданская жена водителя-ИП. Отношения законным браком никогда не были не оформлены, фамилии разные, ребенок записан на фамилию отца, по закону мы не являемся близкими родственниками (супругами), а фактически - да.

Ответ:
1. Нет, вы должны нанимать водителя по трудовому договору, так как перевозка груза сторонним предпринимателем с использованием вашего транспортного средства подразумевает передачу прав на транспортное средство, следовательно, противоречит нормам Декрета № 6.
2. Да, можно. Свяжитесь со мной, у меня по этому поводу есть официальные ответы таможни, которыми можно руководствоваться, если у кого-то будут вопросы.

Вопрос от Александра К.:
Абзац из Декрета № 6: коммерческой организацией (собственником имущества организации, учредителем (участником) осуществлены сделки, предусматривающие переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами в соответствии с частью первой настоящего подпункта, либо указанные товары переданы во временное пользование.
1. Если нанимать водителя - индивидуального предпринимателя по договору на  оказание услуг по управлению транспортным средством, а не договору на оказание услуг по перевозке груза, будет ли это рассматриваться как передача третьим лицам, в частности, сдача авто в аренду, и не противоречит ли это нормам декрета?
(1. Отчуждение не происходит, право собственности остается у ЧУП, как и право хозяйственного ведения, т.к. аренда - имущественный наем на условиях договора, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за арендную плату во временное владение и пользование или во временное пользование..." или 2) - основанное на договоре срочное владение и пользование (или только пользование) имуществом за плату.
2. Плату получает ЧУП за перевезенный груз,  а ИП от ЧУП - плату за оказанные услуги по управлению транспортом.
3. Передача права управления ТС ИП не является передачей во временное пользование, т.к. ИП выполняет работу по поручению ЧУП на основании договора (как и наемный водитель). Передача во временное пользование подразумевает отчуждение, т.е. возмездную или безвозмездную аренду.)
2. Возможно ли нанимать водителя по договору подряда в таком ЧУП? Почему нет?
1. Например: ИП будет управляющим ЧУП. Он обязан обеспечить деятельность ЧУП. Следовательно, он и руководитель, и бухгалтер, а если нужно - и водитель).

Ответ:
1. Если полагаете, что учредитель как ИП может быть управляющим своего ЧУПа - вы очень неправы. Право управления организацией принадлежит учредителю как физическому лицу, а договор на управление "сам с собой" обладает рядом признаков, соответствующих признакам притворной сделки.
2. В изначальном вопросе говорилось об оказании услуг по перевозке грузов, а не услугах по управлению транспортным средством. Это разные вещи. Если правильно составить договор, то услуги по управлению ТС не будут противоречить нормам Декрета № 6.
3. Наем ИП-водителя по договору на управление ТС не влечет передачу права владения, но означает передачу права владения. Передача во временное пользование или владение никак не подразумевает отчуждение, так как это элементы права собственности, коих всего три: владение, пользование, распоряжение.

Вопрос:
1. Авто ввезено на территорию РБ по Декрету Президента № 6 от 07.05.12. В дополнениях к Декрету сказано, что его нельзя сдавать в аренду. Если нанимать водителя - индивидуального предпринимателя по договору на оказание услуг по управлению транспортным средством
(распростанено в РФ), а не договору на оказание услуг по перевозке груза, не будет ли это рассматриваться как передача третьим лицам, в частности, сдача авто в аренду, и не противоречит ли это нормам декрета? 

Ответ:
Нет, не противоречит. При составлении договора и актов к нему учитывайте, что по договору ИП-водителю не должно предоставляться право владения автомобилем.

Вопрос: 
Обязан ли ИП (УСН) уплачивать взносы в ФСЗН, если супруга находится в отпуске  по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет? Я считаю, что нет, т.к. иметь право на пособие и получатель пособия - это разные вещи.

Ответ:
Если вы - ИП, а в декрете ваша супруга, то она, будучи ИП, освобождается от взносов, а вы - нет. Оформляйте на себя декрет, как это делают многие другие, получайте право на получение пособия, и можете взносы не платить, но только за соответствующий период.

Вопрос от Егора:
Я являюсь директором и собственником частного производственного предприятия. Работаем по УСН без НДС. Общая численность работников 6 человек, из них трое рабочих. Основной вид деятельности - производство столярных изделий. Фактически изготавливаем двери, лестницы и прочие изделия из дерева. Все заказы индивидуальные. Предприятие зарегистрировано и функционирует в сельской местности. Заказы принимаем чаще всего на дому у заказчиков, т.к. преимущественно работаем с физлицами. Из непроизводственных помещений лишь небольшой кабинет для хранения документации, там же на территории производства. Есть несколько вопросов.
1. Денежные средства от населения принимаем по приходному кассовому ордеру. Нарушаем ли мы законодательство? Обязаны ли мы применять кассовый аппарат? Может, есть еще какие-то варианты?
2. Денежные средства сдаем в банк как выручку от услуг. Мы все правильно делаем? Ведь мы оказываем бытовые услуги населению?
3. При работе с физлицами заключаем договор подряда. При работе с юрлицами - договор поставки. В обоих случаях изготавливаем изделия по индивидуальным чертежам заказчика. Все ли верно с нашей стороны?

Ответ:
1. Перечень случаев, когда выручка наличными деньгами может приниматься без использования кассового оборудования - пункт 31 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16. Один из вариантов - пункт 31.12., в соответствии  с которым вы имеете право принимать денежные средства без применения кассового аппарата в случае "выполнения работ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности".  Поэтому на дому или по месту принятия либо доставки заказа вы имеет право принять денежные средства по приходному кассовому ордеру, по месту же нахождения организации - через кассу.
2. Вообще вы выполняете работы, а не оказываете услуги. Но для целей сдачи выручки это значения не имеет. Все правильно делаете.
3. Да, все верно.

Вопрос с прошлого выпуска остался нераскрытым:
"ИП, плательщик налога при УСН с 2008 года, зарегистрированный по месту проживания, планирует заниматься моделированием из воздушных шаров различных фигурок, цветов у себя в квартире. Нужен ли кассовый аппарат и терминал? Если нужен - то можно ли выписывать квитанцию на прием денежных средств при доставке заказа на дом покупателю (как не по основному месту деятельности), нужно ли выписывать при этом ТН на фигурку из шариков?"

Хотелось бы получить ответ на вторую часть вопроса - по поводу терминала и ТН (ТТН) именно при доставке? Могу ли я с одним и тем же кассовым аппаратом осуществлять прием денежных средств дома и при доставке.

Ответ:
Кассовый аппарат нужен при получении денег по месту вашего нахождения. При доставке композиций заказчикам - можете использовать приходный кассовый ордер, можете - кассовый аппарат. Для доставки композиций товарную накладную выписывать не нужно, если прием денег будете производить через кассовый аппарат. При использовании приходного кассового ордера можете составить бланк приема-передачи заказа, который будет выписываться на вашего клиента и подписываться им по получении.
Обращаю ваше внимание, что так называемые квитанции на прием денежных средств, а если быть точным - Квитанции формы 20-ФС, отменены еще 22 апреля 2010 года.

Вопрос от Сергея Ш.: 
Проживаю в Гродненской области. Храню сделанные мною фото в специализированных стоках для фотографий (фотобанки). За согласие использовать эти фото в интернете, печатных изданиях и т.д. начисляется вознаграждение, которое можно выводить при помощи разных платежных систем. Нужно ли мне платить какие-либо налоги и регистрироваться как ИП?

Ответ:
1. Получение вами на территории Беларуси такого дохода систематически означает фактическое осуществление предпринимательской деятельности, поэтому, если вы не зарегистрируетесь как ИП и будете "пойманы", вам грозит изъятие в бюджет всего дохода, всех орудий и средств, с помощью которых получаете незаконный доход (компьютеры, фотоаппараты), плюс административный штраф в размере до 100 базовых величин.
2. Зарегистрируйтесь как ИП, и, скорее всего, у вас будет единый налог (по виду деятельности "деятельность в области фотографии"). Налог будете платить раз в месяц плюс взносы в Фонд соцзащиты в размере 35% от минимальной заработной платы за каждый месяц независимо от наличия дохода.

Вопрос от Виктора: 
Я ИП, оказываю услуги по созданию сайтов. Могу ли я как ИП принимать оплату не на счет, а по системе денежных переводов типа "Золотая Корона" или "Вестерн Юнион", после чего задекларировать данный доход и заплатить налог? Если это возможно, могу ли я принимать оплату в иностранной валюте? И должен ли я платить дополнительно НДС с полученной суммы?

Ответ:
1. Указанные вами системы переводов, равно как и все прочие подобные, предназначены для передачи гражданами средств и исключают передачу коммерческих переводов и оплаты за товары, работы или услуги. Это переводы, не связанные с предпринимательской деятельностью. Таким образом, принимая через данные системы денежные средства, вы нарушаете условия использования самих систем, а потом уже и законодательство Республики Беларусь, определяющее, что деятельность предпринимателя должна осуществляться через его счета, открытые в банке. А если вы приняли средства через систему переводов, то это будет расцениваться как получение наличных, на прием которых вам придется обзавестись кассой.
2. Принимать наличные средства в иностранной валюте вы можете по валютному приходному кассовому ордеру и только при наличии у вас заключенного с нерезидентом договора, предусматривающего экспорт ваших услуг.
3. Относительно НДС - не могу сказать, так как вы не указали применяемую вами систему налогообложения и применимую ставку налога.

Вопрос: 
Если больше чем полгода по месту основной работы человек находится в неоплачиваемом отпуске (не платилась зарплата и взносы в ФСЗН), то как ИП он обязан платить взносы в ФСЗН? Какие есть тонкости в такой ситуации?

Ответ: 
То, что вы находились в отпуске, независимо от его вида, не влияет на льготу по платежам в Фонд. Если при этом вы работали по трудовому договору (контракту) в течение всего года, то у вас как ИП есть льгота по взносам в ФСЗН.
-10%
-50%
-50%
-10%
-55%
-25%
0066856