1. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  2. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  3. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  4. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  5. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  6. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  7. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  8. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  9. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  10. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  11. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  12. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  13. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  14. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  15. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  16. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  17. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  18. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  19. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  20. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  21. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  22. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  23. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  24. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  25. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  26. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  27. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  28. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  29. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  30. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы


В специальном выпуске программы "Закон по полкам" юрист, основатель группы бизнес-консультантов Alliance Group Владимир Несмашный ответил на основные вопросы пользователей TUT.BY об уплате взносов в Фонд социальной защиты населения. Кому и как платить, почему надо платить, если не было прибыли, и почему ИП не может пойти в отпуск, - смотрите об этом в видео.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (135.32 МБ)

Следующий выпуск программы "Закон по полкам" выйдет в эфир в понедельник, 2 марта в 15.00. Вопросы для Владимира Несмашного присылайте на air@tutby.com с пометкой "Закон по полкам".
Ответы на вопросы, не вошедшие в эфир:

Вопрос от Натальи Абакумовой:
Я, индивидуальный предприниматель, приостановила предпринимательскую деятельность 01.01.2014. Наемных рабочих нет. Больничный лист с 30.12.2013  по 25.05.2014. В данный момент нахожусь в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Получаю только детское пособие. Должна ли я перечислять в ФСЗН страховые взносы?

Ответ:
“Приостановление деятельности” для ИП имеет смысл только в части уплаты единого налога. Как правило, еще дает возможность не подавать раз в месяц нулевой отчет по налогу, если плательщик подоходного или применяете УСН. Для исчисления взносов в Фонд соцзащиты заявление никакого смысла не имеет, так как взносы не начисляются только за период, когда ИП подал заявление о прекращении деятельности. Отсутствие выручки и дохода - не основание не платить взносы в Фонд.
Согласно пункту 7 Положения о порядке начисления и уплаты взносов в ФСЗН, утвержденного указом Президента РБ № 40 от 16.01.2009, вы как получатель пособий освобождаетесь от уплаты взносов в Фонд за период получения пособия. Относительно больничного - он относится на средства Фонда (на сумму больничного уменьшаются взносы в Фонд), если у вас уплачены взносы за 2013 год.

Вопрос от Ирины Шкель:
Пожалуйста, помогите разобраться в расчетах Фонда соцзащиты по уплате платежей за 2014 год. Я являюсь индивидуальным предпринимателем. Уплачиваю налоги по упрощенной системе налогообложения. В начале февраля получила письмо из отдела соцзащиты о необходимости уплаты обязательных страховых взносов за 2014 год в сумме 4 737 500 рублей (за период с 01.01.2014 по 25.08.2014).
Декларация за 1-й квартал 2014 года - нулевая. С 01.04.2014 года по 25.08.2014 находилась на больничном по беременности и родам.
Заявление на приостановление деятельности с 01.08.2014  в ИМНС зарегистрировала в конце июля 2014 года, уже после рождения ребенка, хотя первое заявление на приостановление деятельности с 01.04.2014 написала в конце марта 2014 года (но по каким-то причинам его в ИМНС положили в полку, а потом попросили предоставить нулевую декларацию за 2-й квартал 2014 года и написать новое заявление, но сейчас не об этом...).
И вот ситуация: Фонд соцзащиты настаивает на том, что в соответствии с указом Президента № 87 от 21.02.2014  период, за который мне нужно оплатить взносы, равен почти 8 месяцам 2014 года (c 1 января по 25 августа 2014 года).
Однако, насколько я понимаю, указ № 87 вступил в силу 21.02.2014, значит, до указанной даты действовала прежняя редакция закона и если дохода за первый квартал 2014 года у меня не было, то и соцвзносы за январь и 20 дней февраля уплачивать не обязательно.
Следующий период с 21.02.2014 по 01.04.2014 попадает под действие указа № 87, согласна.
Но вот что с больничным листом за период с 1 апреля по 25 августа? В ФСЗН курирующий инспектор убеждает меня, что за этот период я должна уплатить страховые взносы исходя из минимальной заработной платы.  Подскажите, пожалуйста, каким нормативным актом это регламентируется.
На мои возражения о том, что в предыдущие годы, когда я предоставляла в ФСЗН больничные листы (в связи с заболеваниями первого ребенка), страховые взносы мне пересчитывали за минусом платежей по больничному листу (за пять лет их было не более трех, продолжительностью до 7 дней каждый). Подскажите, пожалуйста, каким нормативным актом это регламентируется.
4 февраля 2015 года написала электронное обращение на сайт Гомельского областного управления фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой разъяснить и обосновать мне необходимую для оплаты сумму . В тот же день пришло сообщение о том, что мое обращение принято и поставлено в очередь на ответ. Сегодня уже 19 февраля, а ответа все нет.
Срок уплаты страховых взносов до 1 марта и платить штраф нет желания, равно как и переплачивать.

Ответ:
Как уже мы неоднократно говорили в передаче, ИП никогда не освобождался от уплаты взносов в Фонд соцзащиты, поэтому наличие нулевой декларации за 1-й квартал 2014 года вас никоим образом не освобождает от уплаты взносов. И, повторяя в очередной раз, отсутствие выручки не дает освобождения от уплаты взносов, так как взносы в ФСЗН - это НЕ налог.
Заявление в налоговую о приостановлении деятельности никоим образом не влияет на уплату взносов. Взносы не платятся только за период, когда подано заявление о прекращении деятельности ИП в регистрирующий орган.
Больничный оплачивается (путем уменьшения взносов за соответствующий период на сумму больничного), только если вами уплачены взносы за предыдущий период. Например, больничный в 2014 году является оплачиваемым, если уплачены взносы за 2013 год.
Вопросы уплаты взносов в ФСЗН предпринимателями - Положение о порядке уплаты взносов, утверждено указом Президента РБ № 40 от 16.01.2009.

Вопрос от Александра Апанасика: 
Ситуации две, вопрос один: обязан ли платить взносы ИП за тот период, в котором не осуществлял деятельность и доходов не имел?
1. ИП, зарегистрирован весной 2014-го, упрощенная система налогообложения. Выпускник, после школы хотел начать работать, но потом все изменилось, как предприниматель работать так и не начал, выручки и движений по счету не было. Работал по договору подряда до начала 2015 года. ФСЗН требует уплаты взносов с момента регистрации до момента заключения трудового договора.
2. ИП, зарегистрирован весной 2013, упрощенная система налогообложения. Весной 2014 года торговая точка закрыта в связи с убыточностью, с тех пор деятельность не велась. Работает по контракту с сентября 2014-го. ФСЗН требует уплаты взносов с момента выхода указа в 2014 году по сентябрь.
Оба ИП от греха подальше подали документы на ликвидацию в феврале 2015 года.
Даже единый налог уплачивается на период осуществления деятельности, а на предприятиях взносы начисляются на зарплату, а, как пояснили в фонде, их взносы оплачиваются вне зависимости от осуществления деятельности. Это уже не оплата страховых взносов от дохода, а фактически вмененный налог на право называться ИП, оброк какой-то.

Ответ:
Взносы в Фонд социальной защиты населения не являются налогом, поэтому имеют собственный порядок исчисления и уплаты, никак не зависящий от наличия доходов или выручки у предпринимателя. Ваша мотивация “даже единый налог” - относится к налогам, а налоги и взносы в Фонд - это принципиально разные вещи. Стал предпринимателем - плати.
В описанных вами ситуациях Фонд прав. Взносы платятся за период существования, а не деятельности ИП за исключением периодов, в которых есть льготы (в вашем случае - работа по трудовому договору).

Вопрос: 
Планирую на весенне-летний период заняться организацией аттракционов на ярмарках, фестивалях, массовых праздниках. Конкретно - тир, где по шарикам бросать нужно (выигрыш в виде мягких игрушек). Подпадает ли этот вид деятельности под № 93210 или №93290 ОКЭД, а если нет, требуется ли регистрация ИП для одного фестиваля (1-3 дня). Если этот вид деятельности подпадает под п 1.28 ст. 296 НК, то я не могу использовать другую систему налогообложения? Обязан ли я уплачивать всю сумму ставки ЕН целиком даже за один рабочий день в месяц? Если я планирую осуществлять деятельность в разных городах (ставки ЕН в них различны), какую мне нужно уплачивать? Я студент дневной формы обучения, где мне регистрироваться как ИП - по месту учебы или по месту жительства, чтобы не платить в ФСЗН (ставки ЕН в этих городах также различны. Горки - Климовичи Могилевской области)? Могу ли я нанимать по договору подряда на 1-2 дня человека для совместной работы (второй тир), какие выплаты при этом я обязан уплачивать? При таком варианте ЕН будет уплачиваться за деятельность в целом или за каждый тир отдельно в полной сумме? Требуется ли мне регистрация в реестре бытовых услуг? И последнее: каким законодательным актом регулируется оплата моих услуг (без кассового аппарата и выдаче чеков)?

Ответ:
Для целей применения систем налогообложения и уплаты единого налога вид деятельности квалифицируется не по ОКЭД, а по статьям 295 и 296 Налогового кодекса.
Вы обязаны зарегистрироваться как ИП.
Сумма налога не зависит от количества дней в месяце, которые вы планируете осуществлять деятельность. Даже от часов.
При осуществлении деятельности в разных городах в течение одного месяца формально у вас получается несколько точек реализации, поэтому налоговая совершенно законно может с вас взять несколько раз единый налог (по одному за каждую точку) по ставкам в соответствующем городе. Точно так же и с тирами: два тира - это две торговые точки, следовательно, две ставки налога.
Регистрация ИП осуществляется по месту регистрации, которое определяется по отметке о регистрации в паспорте.
Имеете право нанять не более трех человек по любым основаниям, не противоречащим законодательству (трудовой договор или договор подряда). С начисленного дохода работника уплатить подоходный налог и взносы в ФСЗН.
Регистрация в реестре бытовых услуг, полагаю, что да.
Вопросы нормативного регулирования получения выручки с кассовым аппаратом или без:
Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования, постановление Совета  Министров Республики Беларусь и Национального  банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16.
Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов, постановление Правления Национального  банка Республики Беларусь от 29 марта 2011 г. № 107.

Вопрос от Андрея Якимовича:
Я ИП, имею ли я право на выплаты мне больничных в случае болезни и отпускных в случае отпуска?

Ответ:
Имеете право на больничный, если вами были уплачены взносы за предыдущий год.
У ИП не бывает отпуска. Отпуск - только у тех, кто работает по трудовому договору. См. эфир передачи “Закон по полкам” от 16.02.2015.

Вопрос:
Я ИП с 2012 года был призван на срочную службу в армию с 2013 по ноябрь 2014-го, в ИМНС г. Лиды деятельность приостановил. Теперь фонд требует оплатить взносы за полный 2014 год. Правомерно ли это?

Ответ:
Да, правомерно, так как служба в армии не дает льгот по уплате взносов в Фонд.

Вопрос от Юлии Валерьевны:
Я зарегистрирована в качестве ИП с 3 июня 2013 года, упрощенная система. Когда открывала ИП, в ФСЗН мне сказали, что отчисления не обязательны. Сейчас узнала о каком-то новом законе и хочу уточнить. За полтора года мой доход в сумме составил 4 259 500. Я вижу крайне нелогичным платить из этой суммы 7 млн в фонд, услугами которого я не пользовалась и не собиралась пользоваться, учитывая, что это почти в 2 раза превышает сумму общего дохода за все время работы мною ИП. Я открывала ИП, так как хотела, чтобы все было по-честному, я платила налоги, хотя работа была просто "для души", а не для заработка. И где логика, работая ИП, работать еще на кого-то где-то по трудовой? Это бессмысленно! по трудовой я работала за этот период около 4 месяцев. И это нелогично: требовать от людей, не работающих по трудовой, 7 млн, если они, например, безработные. Откуда у безработного вообще деньги могут быть, тем более такие?! Сейчас я намерена закрыть ИП, т.к. дохода это все равно не приносит. Я не получала никаких уведомлений о необходимости что-либо уплачивать из ФСЗН. Поэтому хочу уточнить: надо ли мне что-либо платить или нет, если я закрою ИП до 1 марта? Если да, то какую сумму и почему? Я бы уже давно закрыла ИП, если бы знала о таких нелогичных законах, о таких вещах нужно уведомлять заранее, а не задним числом. Заранее благодарю за ваш ответ.

Ответ:
Логика и закон - это разные вещи (-цы). Не путайте их никогда.
Взносы в ФСЗН за 2014 год вы обязаны платить при отсутствии льгот (п. 7 Положения об уплате взносов, утвержденного указом Президента № 40 от 16.01.2009).
Да, сотрудники Фонда не обязаны всех оповещать о том, что изменился порядок исчисления взносов, но в интернете об этом в феврале-марте 2014 года писали и говорили все кому не лень, если уж вы не следите за законодательством. И подача заявления о прекращении деятельности до 1 марта вас не освобождает от взносов в Фонд, вас обяжут их уплатить до исключения из регистра, включая взносы за январь и февраль 2015 года.

Вопрос от Александра Родько:
У меня имеется вопрос следующего содержания.
Я являюсь индивидуальным предпринимателем. Весь 2014 год работал по трудовому договору (уплачивал взносы в ФСЗН), одновременно являлся индивидуальным предпринимателем (не уплачивал взносы как ИП). В январе 2015 года уволился с работы по трудовому договору, продолжая быть индивидуальным предпринимателем. Обязан ли я уплачивать взносы как ИП в 2015 году или же эта необходимость возникнет в 2016 году?

Ответ:
У вас будут взносы за 2015 год с момента увольнения с работы, срок оплаты - до 1 марта 2016 года.

Вопрос: 
Добрый день, есть три вопроса, связанных с работой по комиссии и УСН.
Первый вопрос.
Наше рекламное агентство занимается оказанием рекламных услуг. Работаем по упрощенной системе налогообложения (без НДС).
Так как клиенты зачастую хотят контролировать свои расходы на рекламу, то взаимодействие с ними строится по договору комиссии: за деньги клиента (в рамках согласованного бюджета), но от своего имени мы размещаем рекламу у третьих лиц (фактически приобретаем работы и услуги у резидентов Беларуси, выступая в роли заказчика перед ними), вступаем в иные сделки, сохраняя втайне наименование конечного рекламодателя. По результатам своей деятельности мы предоставляем заказчику акт - отчет о выполненном поручении, в котором раскрываем информацию о выполненном поручении,  понесенных расходах, связанных с его выполнением, и причитающемся комиссионном вознаграждении за наши услуги.
В декабре проводили мероприятие (все заказывали у третьих лиц), связанное с торжественным открытием торговой точки, предоставили заказчику соответствующий отчет. Бюджет составил 100 денежных единиц (условно)
На свою беду брали мы в аренду (прокат) праздничный реквизит у специализированной организации (заплатили им 90 денежных единиц – тоже условно). Прописано следующим образом это было в отчете комиссионера:
Аренда у третьих лиц предметов гардероба и декора (вешалки, номерки, стойки ограждения, трубы и соединители к ним, подушка и ножницы).
Налоги посчитали с нашего комиссионного вознаграждения в 10 денежных единиц (считалось постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального  банка Республики Беларусь 6 июля 2011 г. № 924/16) как разность между заранее согласованным бюджетом в 100 денежных единиц и понесенными расходами (по факту оказались равны они 90). Через месяц, знакомясь с нововведениями в Налоговый кодекс, обратили внимание на хитрый абзац статьи 288. "Объект налогообложения и налоговая база налога при упрощенной системе":
при сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) - сумма арендной платы (лизинговых платежей), а также сумма возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж). Данное положение распространяется также на случаи сдачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) с привлечением комиссионера (поверенного) и иного лица, действующих на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров. Суммы возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж), независимо от даты фактического осуществления таких расходов плательщиком налога при упрощенной системе учитываются в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на дату поступления возмещения этих расходов (в том числе в натуральной форме) либо на дату иного прекращения обязательства по возмещению указанных расходов, в том числе в результате зачета, уступки права требования, перечисления денежных средств на счета третьих лиц.
Нужно ли было по этой сделке налогом облагать всю сумму, поступившую от покупателя (100 вышеупомянутых денежных единиц) или все-таки мы имеем право посчитать налог с нашего комиссионного вознаграждения в 10 денежных единиц?
Ведь, по сути, от имени владельцев предмета гардероба и декора мы не сдавали имущество в аренду, а наоборот, брали в аренду от своего имени – т.е. обеспечивали за вознаграждение от заказчика нахождение этих предметов в нужное время в нужном месте. Т.е.  если буквально читать Налоговый кодекс, нужно считать налог только от факта СДАЧИ имущества в аренду, а не от наличия арендных правоотношений (мы ведь только брали в аренду). Акт приема-передачи имущества составлялся только между нами и его собственником, с заказчиком мероприятия мы его не составляли, ограничившись отражений сложившихся взаимоотношений в отчете комиссионера.

Второй вопрос, на который в налоговой инспекции дали отписку, ограничившись туманными фразами.
Опять работа по комиссии, но уже с нерезидентом.
Как упоминалось выше, клиент контролирует свои расходы путем согласования максимальной предельной цены в начале рекламной кампании, по которой можно закупить рекламную услугу у третьего лица, с определением фактически причитающегося комиссионного вознаграждения нашего рекламного агентства как разности между фактически понесенными затратами и заранее согласованной ценой. Дополнительно понесенные расходы из-за нашего неверного планирования нам не возмещаются, в то же время дополнительная выгода в случае нашей расторопности остается за нами как плата за риск (делькредере).
То есть если мы определи рекламный бюджет в 100 у.е., то, потратив 80 у.е. и предоставив соответствующий отчет о выполнении поручения (приложив акты, справки эфирные или фотоотчет), мы имеем право на 20 у.е комиссионного вознаграждения, потратили 90 у.е – получили право на 10 у.е.). а если потратили 110 у.е. – больше, чем 100 у.е., мы не получим от заказчика, разницу в 10 у.е. нужно брать на свой счет (было и такое, но редко).
В 2014 году заказчик за размещение рекламы у третьих лиц перечислил нам авансом весь годовой бюджет – 1200 долларов СЩА (условно), т.е. 100 долларов в месяц. В этом авансе сидят и плановые расходы в 1080 долларов (90 *12) , и плановое комиссионное вознаграждение в 120 (100*12).
Провели рекламную кампанию в октябре – декабре 2014 года, потратили белорусские рубли, заплатив подрядчику и переведя их в валюту на дату составления отчета, – тут трудностей не было. Было за три месяца предоставлено три отчета с выходом на 100 долларов каждый: где-то принимаемые и возмещаемые расходы составили 88, где-то 90, а где-то и 91. Соответственно, причитающееся комиссионное вознаграждение составило 12 10 и 9.
Наступил 2015 год, в котором нам нужно "освоить" еще 900 долларов США (1200 – 300). Все бы ничего, если бы мы авансом на 31.12.2014 не имели 900 долларов, в которых сидят и плановые затраты (неизвестные по факту), и комиссионное вознаграждение (тоже неизвестное по факту).
В 2015 году полученные авансы в валюте не переоцениваются. т.е. в учете 900 долларов – это 10 665 000 бел. рублей (900 * 11 850), т.е. на каждый месяц мы должны тратить не более 1 185 000 ( 100 * 11 850). И сумма этого аванса не зависит от того, лежат ли у меня эти доллары на валютном счете или я их когда-то продал или продам.

С подрядчиком заключен долгосрочный договор с оплатой 90 у.е. с привязкой к курсу доллара на последнее число месяца оказания услуги.
Произошла девальвация, за январь 2015 года мы должны заплатить подрядчику 1 386 000 (90 * 15 400).
Имея валюту на счете и продавая ее через биржу, мы легко закрываем свои обязательства перед третьим лицом, но как составить нам правильно отчет комиссионера и как правильно определить налогооблагаемую базу?

Напомним, два важных условия
а) Полученный аванс не переоценивается.
б) Фактически причитающееся комиссионное вознаграждение считается как разность между согласованной ценой (в долларах США) и фактически понесенными расходами.

Логично переводить расходы (белорусские рубли) в валюту договора (доллары США) по курсу стопроцентно полученного аванса:  т.е. 1 386 000 бел. рублей понесенных расходов на сделку, на которую  был получен аванс по курсу 11 850, составили 116,96 долларов. ( 1 386 000 / 11 850).
Значит, принимаемые и возмещаемые затраты составляют 1 185 000 бел. рублей (или 100 долларов), затраты, относимые комиссионером на свой счет, – 201 000 бел. рублей (или 16,96 долларов), комиссионного вознаграждения нет (равно нулю).
Клиент подобный отчет акцептовал (подписал).

Нет комиссионного вознаграждения – нет и налогооблагаемой базы, несмотря на то, что валюту мы могли продать (если не потратили ее в 2014 году) по 15 400, верно?

И третий вопрос, связанный с обязательной продажей валюты.

Сейчас мы планируем получить аванс в валюте на год (допустим, 100 тыс. долларов США). Те же условия – размещение рекламы у третьих лиц в Беларуси за вознаграждение, т.е. платить мы подрядчикам будем в белорусских рублях, но постепенно, а продавать выручку в размере 50% должны сразу.
Но в нашем случае выручка из работы по комиссии заранее не известна. Можно оперировать лишь прописанными плановыми цифрами – 90 тыс. плановых расходов, 10 тыс. планового вознаграждения.  Ведь ПРИЧИТАЮЩЕЕСЯ комиссионное вознаграждение считается как разность между согласованной ценой и фактически понесенными расходами, дополнительная выгода остается за нами.
Когда была стабильность, мы перестраховывались – продавали 30% от всей поступившей суммы, зная, что ничего точно не нарушим. Сейчас продать 50% рекламного бюджета – очень рискованно, если учесть что плановые расходы должны составить 90 тыс. долларов США.
Имеем ли мы в этом случае право осуществить обязательную продажу валюты в размере 5 тыс. долларов США (50% от нашего планируемого вознаграждения, зафиксированного в договоре), несмотря на то, что расходы будем нести исключительно в белорусских рублях?
Какие штрафные санкции будут к нам применены, если по факту комиссионное вознаграждение окажется равным не 10, а 15 тысячам долларов (ведь мы – не астрологи и запланировать его с точностью до доллара не можем, несмотря на то, что деньги получены)? Может, продать все 10 тыс. сразу?

Ответ:
Вы неправильно понимаете то, что цитируете из НК. Речь идет об обложении налогом выручки, полученной от сдачи в аренду, то есть о том, как платит налоги тот, кто сдает в аренду вам. При УСН комиссионер платит налог с суммы своего комиссионного вознаграждения. Если по условиям договора комиссии вы получаете еще и дополнительную выгоду (за счет экономии средств комитента) - то она также включается в выручку.
Если ваш комитент - нерезидент, то, полагаю, что, производя с ним все операции в долларах США (получение финансирования на привлечение третьих лиц, определение суммы вознаграждения и расходов в рамках договора), вам логично не переводить все в белорусские рубли, а считать все в долларах, т.е. в той валюте, в которой вы несете свои обязательства и исходя из наличия которой вы производите расчеты с третьими лицами. В части же расчета налогов вы делаете пересчет долларов США в белорусские рубли на дату отражения в учете выручки от реализации услуг комиссионера (часть третья пункта 2 ст. 288 НК) P.S. Делькредере и т.н. вами плата за риск - это совершенно разные вещи.
На вашем месте я бы быстро сделал запрос в Нацбанк, так как у меня, например, есть сомнения, а является ли поступившая вам валюта выручкой для целей обязательной продажи. При наличии ответа “да, точно надо” - продать, а сумму вырученных белорусских денег сразу на депозит с хорошей процентной ставкой, и расходовать по мере необходимости. Ориентироваться нужно исходя из официального толкования понятия “выручки”, которое вам даст ответ на запрос. Я бы поступил именно так.

Вопрос:

Я работаю предпринимателем с 2013 года, занимаюсь выращиванием и производством рассады цветов и овощей. У меня сезонная работа с 1 апреля и по 1 ноября - это торговля.  С декабря по март я только сею семена  и высаживаю луковицы, поступления на счет в этот период не происходят, зимой я не работаю (условно). Вопрос: чем оплачивать ФСЗН в несезон, когда я не работаю?

Ответ:
Чем? Фонд, как правило, берет только деньгами. Других вариантов нет.

Вопрос:
У меня перед государством большой иск. Суд присудил мне платить 20% от зарплаты. Я исправно платил. Через год меня опять вызвали в суд и предложили погасить иск целиком или лишат водительского удостоверения категории "Б", "С" и права выезда за границу. Так как я не могу погасить 1 400 000 000, меня всего этого лишили, т.е. водительского удостоверения и выезда за границу. Подскажите, пожалуйста, законно ли они поступили, могу ли я это опротестовать и как?  

Ответ:
Если ваше право управления транспортным средством не является вашим единственным источником дохода, то да, вас лишили права управления транспортными средствами законно. Точно так же, как и права выезда за границу.

Вопрос от Алексея:
Я - ИП. Применяю УСН без НДС.
Имею основное место работы на частном предприятии, в свободное время подрабатываю оказанием услуг юридическим лицам - рекламным агентствам, банкам - изготавливаю таблички, наклейки (есть свое оборудование), по желанию клиента могу это и "прикрепить" к дверям, банкоматам, могу плакат повесить рекламный, баннер, наклеить наклейку. В общем, широко известен в узких кругах. ))
Два вопроса
1. Злосчастный ФСЗН, но под несколько необычным соусом.
Я знаю (а ваша передача еще раз убедила меня в моей правоте), что если по месту работы начисляются и уплачиваются взносы, то индивидуальный предприниматель не обязан их платить сам.
Но как быть в случае, если по месту основной работы я находился в неоплачиваемом отпуске? Находился целый месяц и начисленная зарплата составила 0 (ноль). Взносы от нее - тоже ноль. Нужно ли мне самостоятельно как ИП доплатить их в этом случае? Или хоть день, но отработай по табелю (отношение руководства ко мне лояльное, график работы, можно сказать, гибкий)?
2. Часто в своих договорах (а соответственно, и в актах) употребляю (вернее, употреблял) слово "монтаж". Монтаж таблички на дверь, монтаж пластикового козырька над банкоматом, монтаж растяжки на фасад, монтаж указателя на потолок. Соответственно, может быть и демонтаж растяжки, новогодних украшений.
В конце 2014 года из одного банка поступил приказ "оформляй документы как хочешь, но чтобы слов монтаж/демонтаж не было". На логичный вопрос, почему, - поступил ответ из отдела закупок "так сказали наши юристы; мол, монтаж, демонтаж - это строительство, сметы, цены определенного года, индексы"
Я проявил смекалку и стал употреблять иные слова: вместо монтаж новогодних игрушек (там были сборные конструкции) - украшение офиса изделиями заказчика, вместо "демонтаж новогодних игрушек" - деинсталляция праздничного реквизита.

Действительно, все так сложно или это просто работники банка перестраховываются? Ведь у меня строительством даже и "не пахнет"? Какими неблагоприятными последствиями мне грозит использование слов "монтаж/демонтаж", если вдруг нужно было использовать цены прошлых лет, индексы, сметы (с другими клиентами я использовал именно эти термины). Входит ли наказание за подобное в компетенцию налоговых органов или это  дело более узкопрофильных ведомств?

Ответ:
Основанием для предоставления льготы является наличие заключенного трудового договора. В вашем случае за этот месяц ничего доплачивать не нужно, так как оговорок об этом в законодательстве о взносах в Фонд нет, и право на отпуск без сохранения заработной платы есть неотъемлемое право работника, предусмотренное законодательством.
Банк пере-пере-перестраховывается. Но это нормально для таких структур, как банк, так как формально-терминологический страх перед возможными проблемами у них развит до степени абсолюта вкупе с позицией изначально правых контрагентов. В вашем случае слова “монтаж” и “демонтаж” абсолютно не означают что-либо сходное со строительством, равно как и не придают вашей деятельности даже тени риска. Но некоторые клиенты боятся всего - это нормально. Важно чтобы всё правильно понимали и не боялись вы сами. Успехов =) И… свяжитесь со мной, возможно, я сделаю у вас пару заказов. Спасибо :)


Вопрос от Ирины Старченковой:
Я являюсь ИП и оказываю услуги по переводам документов. В своей работе применяю УСН при работе с юрлицами и плачу единый налог, т.к. работаю с физлицами. При получении наличных денег от физических лиц за работу, выписываю квитанцию к приходному кассовому ордеру. Все квитанции фиксируются в Книге доходов и расходов. Вопрос: правильно ли я делаю и обязательно ли устанавливать кассовый аппарат при моем виде деятельности?

Ответ:
Перечень случаев, когда выручка наличными деньгами может приниматься без использования кассового оборудования, - пункт 31 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального  банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16.
Исходя из данного документа, вам требуется кассовый аппарат.

Вопрос:
1. Авто ввезено на территорию РБ по Декрету Президента №6 от 07.05.12. В дополнениях к Декрету сказано, что его нельзя сдавать в аренду. Если нанимать водителя - индивидуального предпринимателя по договору на оказание услуг по перевозке груза, не будет ли это рассматриваться как передача третьим лицам, в частности, сдача авто в аренду, и не противоречит ли это нормам декрета? (код ТН ВЭД не 8709) Возможно ли нанимать водителя по договору подряда в таком ЧУП?
2. В предыдущем выпуске программы вы рассказывали о смене собственника путем преобразования ЧУП в ООО и обратно в ЧУП, скажите, можно ли таким образом сменить учредителя в ЧУП, где учредитель ввез авто по Декрету №6 от 07.05.12? Можно ли в организациях, открытых под Декрет № 6, менять учредителя?
3. Если по вопросу № 1 можно нанимать водителя-ИП, то какая система налогообложения (УСН или подоходный налог) будет у водителя-ИП, если собственником ЧУП является гражданская жена водителя-ИП. Отношения законным браком никогда не были не оформлены, фамилии разные, ребенок записан на фамилию отца, по закону мы не являемся близкими родственниками (супругами), а фактически - да.

Ответ:
Нет, вы должны нанимать водителя по трудовому договору, так как перевозка груза сторонним предпринимателем с использованием вашего транспортного средства подразумевает передачу прав на транспортное средство, следовательно, противоречит нормам Декрета № 6.
Да, можно. Свяжитесь со мной, у меня по этому поводу есть официальные ответы таможни, которыми можно руководствоваться, если у кого-то будут вопросы.

Вопрос:
Разъясните следующую ситуацию:  40-й указ от 16.01.2009  (ФСЗН) уплата взносов по гражданско-правовым договорам.
Заключили договор подряда с Петровым 01.01.2015. Выдали ему аванс в размере 2 млн рублей 10.01.2015 года, выполнил работы 31.01.2015, но Акт выполненных работ о сдаче-приемке работ подписан 20.02.2015. Окончательный расчет 01.03.2015 в размере еще 2 млн рублей. Вопрос: когда нужно перечислять взносы в ФСЗН, если организация имеет право платить в фонд поквартально.
  
0. уплатить взносы с аванса либо 15.02.2015 и уже потом 01.03.2015
Предложу варианты:
1. = 20.02.2015 (когда выполнил работы либо со всего акта выполненных работ, либо на сумму аванса.)
2. уплатив 20.02. с аванса взносы, доплатить 01.03.2015 с оставшихся)
3. уплатить 15.03 с 4 млн взносы.                     
4. уплатить 15.04.2015 за 1 квартал с начислений по акту вып работ.

Я извиняюсь за предложенные варианты, к примеру, описал некоторые, надеюсь у вас есть верный ответ.
Очень прошу вас помочь, так как фонды соцзащиты (районные) очень плохо в этом разбираются и дают противоречивые ответы друг другу.  Минск, пр. Партизанский 52а, в одном здании 3 фонда, к сожалению, все дают разные ответы. Благодарю вас за поддержку. И большое вам спасибо за оказываемую помощь всей сфере. Вы делаете благое дело, за что огромное уважение к вам. Еще раз спасибо.

Ответ:
Все очень просто. В соответствии со ст. 2 Закона РБ от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII “Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь” “Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются: для работодателей и работающих граждан – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям…”. В рамках договора подряда выплата (доход) становится начисленной когда задолженность перед подрядчиком отражена в бухгалтерском учете организации, т.е. когда оформлен первичный учетный документ, которым является в вашей ситуации акт сдачи-приемки оказанных услуг.
По сроку уплаты - часть вторая пункта 4 Положения о порядке начисления и уплаты взносов, утвержденного указом Президента РБ № 40 от 16.01.2009: “Плательщики, предоставляющие работу по гражданско-правовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц”. Следовательно, платим 20.02.2015 либо не позднее установленного у вас дня выплаты заработной платы за февраль.

Вопрос:
Скажите, пожалуйста, какая информация должна содержаться на упаковке непродовольственного товара, производящегося в Беларуси?
Одинаковы ли эти требования для всех стран ЕАЭС? Существуют ли законодательные требования по размещению внутри упаковки каких либо документов (инструкции по сборке, эксплуатации, гарантийный талон и прочие)?

Ответ:
Для начала - вот этот документ: СТБ 1400-2009 “Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования”. Дополнительно :  “Правила  продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания”, утвержденные постановлением Совмина от 22 июля 2014 г. № 703, пункт 15. Далее - в зависимости от вида и категории товара, так как у разных категорий товара есть свои особенности.
Относительно единства  требований для ЕАЭС - у меня такой информации нет на данный момент, но полагаю, что унификация должна быть уже или в недалеком будущем.
Мне такие конкретные требования и нормативные документы не известны.

Вопрос:
В связи с изменением в указе Президента РБ № 285 “О некоторых мерах по регулированию  предпринимательской деятельности”, в части привлечения ИП наемных лиц, осталось ли актуальным информационное письмо Министерства юстиции,  Минэкономики, МНС от 18 января 2008 года? В письме разъяснено, что ограничение численности привлекаемых для занятия предпринимательской деятельностью распространяется на лиц, которые принимают непосредственное участие в приносящей прибыль экономической деятельности. Но не касается договоров, заключаемых ИП на выполнение работ либо оказание услуг сопутствующего характера: оказание услуг по сертификации продукции, охране торговых объектов, таможенных услуг, по ведению бухгалтерской отчетности, услуг по разгрузке-погрузке и т.п. Не могу не выразить благодарность создателям проекта и лично Владимиру Несмашному!!! Юрист с большой буквы! Спасибо.

Ответ:
Письмо, как и всякое разъяснение, по сути применимо только на дату издания. Но, учитывая ситуацию, и то, что ограничение по работникам осталось, то есть принципиального изменения не произошло (можно было троих - оставили троих, было прямое указание на договоры с юрлицами - по сути осталось в смысле формулировки, изменилось только то, что теперь трое наемных -не из числа родственников). Следовательно, письмо по прежнему актуально и верно в основе своей. Ну, кроме того, где говорится именно о родственниках.

Вопрос от Светланы:
В прошлом выпуске вы рассматривали вопрос о применении валюты в сметах. Где рассказали, что Закон о защите прав потребителей запрещает устанавливать цены в валюте. Вопрос заключается в том, можно ли устанавливать цены в валюте с оплатой с бел. руб по курсу НБ РБ в договорах между юридическими лицами? Когда-то с вашего семинара вынесла, что можно (после отмены 183-го постановления). Сейчас что-то изменилось?

Ответ:
Да, в отношениях между юридическими лицами применение валютного эквивалента стоимости применимо, ст. 198 ГК. Напоминаю, что цена устанавливается не в валюте, а в сумме белорусских рублей, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Кроме того, законодательство предусматривает многие моменты, возникающие как последствия использования такого способа определения цены, например, в налогообложении (п. 6 ст. 97 НК, п. 8 и 10 ст. 107 НК).

Вопрос от Ирины:
У меня в собственности имеется квартира,выведенная из жилого фонда и сданная в аренду от моего имени как ИП. Хочу подарить или продать ее родной матери, так как в скором времени уйду в декретный отпуск и не хочу заниматься никакой деятельностью. Однако возникает вопрос про уплату налога матерью. Какой он будет и с какой суммы?

Ответ:
Если ваша мама будет сдавать ее в аренду как физическое лицо, то арендатор при внесении арендной платы будет удерживать с нее подоходный налог по ставке 13%.

Вопрос: Очень бы хотелось получить ответ вот на такие вопросы.
1. ЧУП занимается разработкой программного обеспечения. Покупатели - страны дальнего зарубежья, отгрузка через сеть Интернет. Применяет УСН с НДС. НДС отсутствует, так как место реализации не территория РБ, конечный покупатель не на территории РБ. Как поступать с НДС, полученным от поставщиков? Всегда относили на увеличение стоимости полученных услуг и товаров для собственного потребления. Можем ли по аналогии со ставкой 0% принимать к зачету и возвращать из бюджета? Или зачитать в счет иных налогов?
2. Учредитель ЧУП в счет выплаты  дивидендов хочет вывести автомобиль по остаточной стоимости. Нужно ли при этом уплачивать кроме подоходного налога  налог при УСН и НДС? 

Ответ:
Да, можете возвращать или зачесть в счет иных налогов.
При получении дивидендов, в том числе путем передачи имущества, уплачивается подоходный налог.

Вопрос:
Я арендую у мужа по договору безвозмездного пользования помещение, состоящее из двух комнат. Муж как физическое лицо владеет помещением на праве собственности. Я ИП с уплатой единого налога. Мне необходимости в пользовании второй комнатой нет. Могу ли я с согласия мужа сдать вторую комнату в субаренду? Имеет ли право муж, не регистрируясь как ИП, сдать вторую комнату другому ИП или юридическому лицу? Какие необходимо соблюсти требования?
Оксана

Ответ:
Договор безвозмездного пользования - это не аренда, это разные договоры. Поскольку у вас помещение не в аренде, вы не можете сделать его в субаренду. Но ваш супруг может сдать его самостоятельно, не регистрируясь как ИП (но не чаще чем по 1-му договору в течение года, иначе это будет предпринимательской деятельностью). При этом с суммы арендной платы будет удерживаться подоходный налог по ставке 13%.

Вопрос от Артема Прокопьева:
Должен ли ИП хранить документы бухгалтерского учета после проведения проверки сотрудниками ИМНС в связи с прекращением предпринимательской деятельности, если да, то в течение какого периода?

Ответ:
Документы вы можете уничтожить после исключения вас из единого регистра регистрирующим органом, то есть после завершения процедуры прекращения деятельности. При этом все документы, касающиеся начисления и выплаты доходов физическим лицам (в том числе вам), подлежат сдаче в архив и хранению в течение 50 лет.

Вопрос от Натальи:
Являюсь ИП на УСН. Сдаю по длительному договору квартиру юридическому лицу. Уплачиваю 5% от выручки.
Имею ли я право и дальше применять УСН при условии что квартира является в собственности моего мужа, построена во время нашего брака?
И второй вопрос, тоже по аренде квартиры. Если квартира сдается физлицом юрлицу, юрлицо уплачивает за него подоходный налог. А если юрлицо является нерезидентом РБ, кто в таком случае уплачивает подоходный и как это происходит?

Ответ:
 Да, можете применять УСН и далее. Такой же вопрос рассматривался в предыдущей передаче, эфир от 16.02.2015.
В этом случае подоходный налог физическое лицо платит здесь самостоятельно. Берете реквизиты в местной налоговой инспекции и уточняете там срок для подачи декларации о доходах. Налог платите через банк.


-20%
-25%
-20%
-10%
-10%
-20%
0072606