Поддержать TUT.BY
141 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  2. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  3. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  4. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  5. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  6. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  7. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  8. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  9. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  10. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  11. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  12. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  13. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  14. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  15. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  16. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  17. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  18. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  19. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  20. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  21. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  22. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  23. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  24. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  25. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  26. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  27. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  28. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  29. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  30. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах


/ Павел Свердлов,

Правительство Беларуси начинает озвучивать планы своей работы на ближайший год и даже заглядывать на пятилетку вперед. Разбору этого документа Сергей Чалый посвятил очередную программу "Экономика на пальцах".

В ней мы также говорим об очередных желаниях Минска получить кредит от России, мы согласны даже .

Помогал Сергею журналист Павел Свердлов.

Главный вывод программы: Мы надеемся на Россию, предполагая, что они нас вытянут. Но теперь понятно, что кризис будет затяжной и структурные реформы у нее противопожарные. Там сидят люди, которые не понимают, что делать, и надеются на то, что само пройдет. А мы надеемся на то, что в России сидят люди, которые знают, что делать.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (452.25 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (62.91 МБ)

Ваши мнения, пожелания и вопросы оставляйте в твиттере с хештегом #ЭнП.

"Программа деятельности правительства предполагает гибкие меры реагирования экономики на внешние вызовы. Будут приняты конкретные оперативные меры, чтобы помочь отечественным предприятиям адаптироваться к резкому изменению внешнеэкономических условий. Будет разработан целый ряд мер содействия малому и среднему бизнесу". Имеется в виду увеличение программ Банка развития. Но переставлен порядок ходов. Сам Банк развития планировал увеличение программ финансирования малого и среднего бизнеса еще за несколько месяцев до того, как возникла необходимость экстренных антикризисных мер.

Из-за отсутствия четкой терминологии Банк развития сам разрабатывал критерии для малого и среднего бизнеса. Первый замминистра экономики сказал, что "на сегодня правительством рассмотрено три сценария. С учетом прогноза среднегодовой цены на нефть 60 долларов за баррель среднегодовой курс рубля – 60 рублей за доллар. Второй сценарий – 50 долларов за баррель. Курс рубля – 62 рубля за доллар. Третий сценарий 40 долларов за баррель и 80 рублей за доллар". Но какова разница этих сценариев? Назвать условия и не сказать, в чем они выражаются с точки зрения наших моделей, не сказать, как будет реагировать экономика в результате этих сценариев, это не план, а гадание.

Есть эмпирические данные и работающая зависимость. Непонятно, почему взяты именно такие данные. Эти прогнозы не ложатся на одну и ту же зависимость. Я предположил бы, что эти цифры не вычисленные, а заимствованные. Например, есть некие сценарии российских расчетов. Но в России таких расчетов нет.

"Постепенно ослабляем административный контроль, но сохраняем при этом меры очень жесткого регулирования в части затрат со стороны ценового регулирования и с позиции регулирования спроса. Плюс усиливаем конкуренцию мерами антимонопольного регулирования и необходимостью соблюдения техрегламентов". Вообще-то меры антимонопольного регулирования не усиливают конкуренцию, а противодействуют монополистическому поведению. Само существование регламентов – мера, ограничивающая конкуренцию по определению.

Нацбанк продекларировал свою задачу, назвал механизмы, которыми он будет достигать этой задачи, и объяснил теоретические основы, почему он так будет действовать. Задача Нацбанка – обеспечение макроэкономической стабильности, предотвращение валютных паник.

Какова работа правительства?


В программе действий правительства прописаны три базовых направления: экспорт, рентабельность производства, сокращение запасов на складах и внешней дебиторской задолженности. Но это ровно то, что звучало в планах на 2014 год. Вполне возможно, предотвращение инфляционной спирали будет осуществляться путем ограничения внутреннего спроса, то есть снижения зарплаты. "Естественно, они (предприятия, которые оказались неготовыми к ухудшению ситуации на рынке, усилению конкуренции) должны снижать затраты, в том числе за счет снижения затрат на оплату труда, реструктуризации численности, оптимизации численности и выводов профильных активов".

Ключевые направления работы, задачи и механизмы реализации


Во-первых, макроэкономическая стабилизация, сдерживание инфляции, установление доверия к национальной валюте, дедолларизация экономики. Но это действия Нацбанка. Срочные рублевые депозиты должны быть более доходны по сравнению с указанной иностранной валютой. Жесткая денежно-кредитная политика, гибкое курсообразование. Иными словами, правительство не сказало нам ничего нового по сравнению с тем, что мы знаем от Нацбанка.

В 2016-2020 годах рост потребительских цен должен быть ниже 10% в год. То есть в плане правительства на 2015 год ставятся задачи на следующую пятилетку. Год, завершающий пятилетку, проваливает не только 2014 год, а четыре года подряд, поэтому не очень хочется вспоминать пятилетние планы. Поэтому сейчас идет речь о создании условий для следующей пятилетки.

"Правительство предпримет усилия, чтобы потребительский рынок был насыщен товарами и услугами по доступным ценам". В чем здесь работа правительства? Чтобы рынок был насыщен товарами, надо просто ничего не трогать руками. "Регулирование деятельности субъектов хозяйствования, доминирующих на рынках естественных монополий, будет улучшаться". Что правительство подразумевает под улучшением, мы не знаем. "Решать эти задачи правительство планирует путем мониторинга ситуации с ценами на потребительском рынке. Планируется развивать механизм внутренних интервенций для балансировки спроса и предложения без резкого роста цен".

Это как? Я могу понять, когда цена на что-то падает и государство в счет госзакупок начинает обеспечивать пол для цены. Но я не знаю, что за внутренние интервенции для балансировки спроса и предложения. Более того, механизм балансировки спроса и предложения – это и есть рынок. А интервенции – это как раз вмешательство в его работу.

"Будут оперативно проводиться антимонопольные расследования и пресечение ценовых сговоров. Планируется разработать национальную программу поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы, расширять внешнеэкономическое сотрудничество и интеграционные процессы. Структуру использования инвестиций планируется изменить в пользу средств производства машин, оборудования и технологий". По статистике получалось, что в январе 2015 года к январю 2014 года затраты на приобретение машин и оборудования составили 88%, а на строительно-монтажные работы – 118%.

"Одновременно предусматриваются меры для повышения профессионализма госслужащих и их мотивации на достижение качественных результатов. В области структурной политики это улучшит систему государственного регулирования экономики через повышение инициативности и ответственности". В случае с "Борисовдревом" директор несет ответственность даже за решения, которые им не принимались и не находились в его компетенции. "Может быть подготовлен законопроект о государственном индикативном планировании и прогнозировании социально-экономического развития Беларуси".

Не сказано, как планируется разделить функции государственной собственности и мотивировать руководителей. Эти тезисы звучали в апрельском послании президента народу. Убрали возможное наделение акциями предприятий, управляющихся руководителями, чтобы стимулировать их на качественную работу. Но послание было в апреле, а в февральской программе правительства звучат слова "может быть" и "не исключено". И это все, что касается области структурной политики. В ситуации, когда явно назрел и перезрел вопрос структурных изменений, меры, которые озвучены президентским посланием, вы заносите в план работы правительства со словами "может быть". Официальная позиция властей сейчас такая: не время проводить реформы, когда плохо. Хотя все наоборот: зачем проводить реформы, если все хорошо?

Программа макростабилизации Нацбанка целиком перекочевала в программу правительства. Это означает, что все будет сделано чужими руками. Но не запланировано ничего полезного сверх мер Нацбанка.

Специалисты в денежно-кредитной сфере реализуют поставленную перед ними задачу. Ценой этой стабилизации станет падение ВВП и сокращение доходов населения. Снова возникает вопрос социальных издержек, затягивания поясов, увеличения безработицы, уменьшения доходов населения в реальном выражении. И никаких структурных мер. Если сознательно не предпринимать никаких действий, направленных на формирование структуры экономики, она все равно будет меняться, но уже под действием нынешних кризисных процессов.

“Проблемы, с которыми мы столкнулись, оказались настолько велики, что царит некая безнадежность: "подождем, вдруг рассосется". Там сидят люди, которые не понимают, что делать, и надеются на то, что само пройдет. А мы надеемся на то, что в России сидят люди, которые знают, что делать”

Мы стабилизировали экономику, введя ее в оцепенение, а дальше будем ждать. Раз все пришло извне, будем ждать, когда изменятся внешние условия. И больше ничего. Отсутствие структурных реформ нам объясняют тем, что сейчас не время. Хотя именно в эти времена и нужно их проводить. Уже видно, что происходит. Промышленное производство января 2015 года показывает минус 6,2% к январю 2014-го. Все производства с высокой добавленной стоимостью показывают серьезное падение.

За год мы потеряли 50% производства телевизоров, тягачей…

Осенние передачи прошлого года говорили, что меняется структура экономики, и далеко не в лучшую сторону. Не являясь сырьевой экономикой, мы выглядим и развиваемся как сырьевая экономика. Прямо сейчас идет процесс деиндустриализации. Мы переждем кризис, но какова перспектива?

Мы ждем, что Россия выйдет из кризиса и снова начнет покупать наши телевизоры, МАЗы, автобусы.

Мы надеемся на Россию, предполагая, что они нас вытянут. Но теперь понятно, что кризис там будет затяжной. Антикризисный план вроде бы разработан, но он связан с тратами резервного фонда. Прогноз ВВП улучшен с минус 4% до минус 3%. То есть результат российского антикризисного плана – улучшение ситуации на 1 процентный пункт. "В целом понятно, о чем идет речь. Мы с вами об этом говорим постоянно: диверсификация экономики, создание условий опережающих темпов роста, создание благоприятного климата, улучшение управления", - говорит Путин. А через абзац он говорит: "Сейчас только непонятно, что конкретно нужно сделать в данный момент времени".

Там и структурные реформы точно такие же противопожарные. В России и, похоже, у нас аналогичная реакция на кризис. Проблемы, с которыми мы столкнулись, оказались настолько велики, что царит некая безнадежность: "подождем, вдруг рассосется". Там сидят люди, которые не понимают, что делать, и надеются на то, что само пройдет. А мы надеемся на то, что в России сидят люди, которые знают, что делать. В конечном счете все сводится к тезису "дайте 2-3 млрд долларов".

Не так давно разбирался проект программы скоординированных действий правительства и центральных банков Беларуси и РФ в области экономической политики. Речь идет о возможном размещении номинированных в долларах облигаций на 1 млрд и в российских рублях на сумму, эквивалентную 1 млрд. При этом белорусские власти рассчитывают на целевой выкуп своих гособлигаций на сумму 1 млрд за счет средств Фонда национального благосостояния. Кроме того, белорусская сторона предлагает рассмотреть возможность предоставления кредита в СДР, расчетной квазивалюте МВФ, на 1 млрд долларов из средств Банка России или кредит от правительства РФ на 500 млн долларов.

В проекте отмечается, что средства позволили бы заместить выпадающие доходы платежного баланса из не перечисленного шестого транша антикризисного фонда ЕврАзЭС. Целевой выкуп за счет средств Фонда национального благосостояния - тревожно выглядящий механизм. Точно так же были выпущены 3-миллиардные еврооблигации Украины, тот самый прощальный заем Януковичу. В бонде были прописаны дополнительные условия. Если внешний государственный долг Украины превысит 60% ВВП, бонд, который находится во владении РФ, может быть моментально предъявлен к погашению.

В данной ситуации мы тоже будем зависеть от правительства России.

Столь экзотично сформулированная вещь полностью идентична условиям 3-миллиардной украинской еврооблигации. Это только предположение, но уж больно много схожего.

Структурная перестройка, о которой мы не хотим говорить, идет ускоренными темпами.

Производства умирают, хотелось бы нам этого или нет.

Мы говорим, что приватизации не будет. Государственный комитет по имуществу в качестве альтернативы приватизации предлагает внедрить механизмы доверительного управления акциями и предприятиями, запустить долгосрочную аренду предприятий. При сложившихся тенденциях вопрос приватизации скоро снимется естественным образом. Дешевле и проще будет построить рядом новое предприятие, чем пытаться спасать постепенно деградирующее старое.



Мнение автора программы может не совпадать с мнением редакции.

Опрос

Верите ли вы, что правительство Беларуси способно на реформы?

5 049 голосов
-20%
-28%
-25%
-30%
-30%
-55%
-25%
-10%