В очередном выпуске проекта "Закон по полкам" юрист, аналитик, основатель и руководитель группы бизнес-консультантов Alliance Group Владимир Несмашный ответил на вопросы пользователей TUT.BY о разделении ЧУП при разводе, порядке уплаты налогов ИП при отсутствии фактической деятельности, уплате налогов при оформлении потенциальных тунеядцев на 0,25 ставки на работу у ИП.

"Закон по полкам" - совместный проект белорусского портала TUT.BY и группы бизнес-консультантов . Это онлайн-консультации для представителей малого бизнеса. С этого выпуска ответы на вопросы, озвученные в эфире, не будут публиковаться в текстовом виде. Ответы на остальные вопросы, пришедшие накануне эфира, появятся в данной публикации позже. Следите за обновлениями.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (239.63 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (20.77 МБ)

Следующий выпуск программы выйдет в эфир в понедельник, 16 февраля, в 15.00. Вопросы принимаются по адресу air@tutby.com с пометкой "Закон по полкам".

Обновлено ответами на вопросы, которые остались вне эфира 13 февраля:

Вопрос от Леонида:
Здравствуйте! Я - ИП, осуществляю перевозки такси в Гомеле, регистрация в Гомеле. Планирую переехать в Гомельский р-н и там получить регистрацию. Вопросы: 1) Нужно ли становиться на учет в налоговую инспекцию Гомельского района, чтобы продолжать осуществлять услуги такси? 2) Если да, то можно ли осуществлять деятельность услуги такси как в Гомельском районе, так и в г. Гомеле? 3) В какие сроки в данном случае нужно будет оборудовать такси платежным терминалом?   

Ответ:
При смене места жительства вам необходимо подать в исполком заявление о внесении  изменений в свидетельство предпринимателя. Вам выдадут новое свидетельство, а налоговая и остальные органы ваши дела передадут соответственно в свои подразделения по вашему новому адресу. У вас при этом сохраняется и вся деятельность и все, что с ней связано, по сути, меняется только адрес проживания, бланк свидетельства ИП, налоговая инспекция, ФСЗН.
Деятельность такси не связана с территорией вашей регистрации, если клиент скажет “едем в Гродно” - поедете вполне официально.
От места регистрации ИП этот вопрос не зависит вообще.

Вопрос от Александра: 
Интересует вопрос налогообложения доходов физических лиц из-за границы в части денежных переводов по системе "Маниграм" от другого физического лица (не близкий родственник, гражданин РБ). Существует ли необлагаемая сумма дохода, каков механизм расчета суммы налога и его ставка? Например, друг (не близкий родственник) присылает мне переводы, допустим, ежемесячно, по 100 евро (за год 1200 евро), не связанные с предпринимательской деятельностью (как подарок). Нужно ли мне идти в налоговую и уплачивать подоходный налог? Освобождается ли от подоходного налога сумма денежного перевода из-за границы от близкого родственника или супруга? Нужно ли регистрировать перевод как иностранную безвозмездную помощь и какие есть льготы по этому вопросу?

Ответ:
Александр, ваш вопрос не связан с бизнесом, поэтому он - совершенно не по теме программы. Но, тем не менее, отвечаю:
Необлагаемая сумма дохода при дарении от физических лиц, не являющихся родственниками - 43 660 000 белорусских рублей за 2015 год из всех источников (п. 1.18. ст. 163 Налогового кодекса).
При получении дохода (а это - ваш доход) свыше этой суммы - платите  подоходный налог по ставке 13% от суммы дохода. Подача налоговой декларации - обязательно.
Суммы, полученные от супруга (супруги), являются совместно нажитыми средствами. Суммы, полученные от близких родственников, не признаются доходом (п. 2.1. ст. 153 Налогового кодекса).
Иностранной безвозмездной помощью по общему правилу не являются средства, полученные от близких родственников, так как данные средства не признаются доходом. 

Вопрос от Николая:
Добрый день, я ИП на упрощенке, сфера деятельности: создание, продвижение сайтов в интернете.
1. Хочу на своем сайте разместить "Новостную RSS-ленту", новости российские, созданные в России. Мне необходимо получать какие-либо лицензии, разрешения на трансляцию новостей:
а)  для прочтения надо перейти на сайт транслятора новостей?
б)  если эти новости будут уже загружены на мой сайт ссылкой на первоисточник?
2. Сайт обязательно должен иметь разрешение "BY" или достаточно нахождения его на белорусском хостинге?

Ответ:
Если вы получаете доход с использованием вашего сайта, то он должен быть в доменной зоне BY и на белорусском хостинге.
Вопрос получения разрешения на трансляцию новостей определяется владельцем сайта, с которого такие новости берутся, то есть это вопрос частных взаимоотношений. По определению все, распространяемое через RSS, есть свободно распространяемый контент.

Вопрос:
Добрый день, я оформлена как ИП, сдаю в аренду собственное имущество (офисное помещение 27 кв. м) юридическому лицу. Применяю УСН, плачу 5% от дохода.  Изменяется ли ставка налога при УСН в 2015 году для меня? Спасибо!

Ответ:
Нет, ставка  налога сохранилась, 5% от валовой выручки. Вы лишились бы права применять УСН, если бы помещение не было вашей собственностью, но поскольку оно собственное - все осталось как и в прошлом году.

Вопрос:
Здравствуйте, планирую открыть индивидуального предпринимателя.
Буду заниматься оптовыми закупками по безналу различных потребительских товаров и продавать эти товары физическим лицам. Оплата от физлиц будет приходить ко мне на расчетный счет в банке, т.е. они оплачивают в банке наличными, а мне деньги поступают на мой расчетный счет. Продавать буду по объявлениям в СМИ и интернете. Какая система налогообложения будет у моей деятельности?

ОТВЕТ:
Есть две системы налогообложения - общая и упрощенная. Какую из них применять - выбираете вы сами. Но при применении упрощенной системы налогообложения при розничной торговле вы будете платить единый налог. Точнее по единому налогу можно будет сказать, только зная категорию товаров. Смотрите ст. 296 Налогового кодекса и приложение № 25 к нему же.

Вопрос от Виталия:
Будьте любезны, как вы считаете, можно ли реорганизовать ООО в крестьянское фермерское хозяйство, и наоборот, можно ли крестьянское фермерское хозяйство реорганизовать в общество или другую коммерческую организацию?

Ответ:
Гражданским кодексом Республики Беларусь ни то, ни другое преобразование не предусмотрено. Полагаю, что невозможно.

Вопрос от Валерия:
С 2011 года имею в собственности нежилое помещение (далее – помещение № 1) и сдаю его в аренду юридическому лицу. При заключении данного договора аренды я не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, поэтому юридическое лицо выступает налоговым агентом и удерживает 12% подоходного налога из суммы арендных платежей.
В 2013 году у меня появилось еще одно нежилое помещение (далее – помещение № 2). Я изначально приобретал его для последующей сдачи в аренду, поэтому зарегистрировался индивидуальным предпринимателем. Сдаю его также юридическому лицу, использую упрощенную систему налогообложения, уплачиваю 5% с суммы поступающих платежей.
То есть на данный момент имею в собственности 2 (два) нежилых помещения, по помещению № 1 подоходный налог удерживает арендатор – юридическое лицо, по помещению № 2 я сам исчисляю и уплачиваю налог по УСН. Правомерна ли такая уплата налогов?

Ответ:
Да, правомерна, хотя и невыгодна. Юридическое лицо уплачивает за вас подоходный налог и обязано это делать до предъявления вами свидетельства о регистрации в качестве ИП. Полагаю, вам стоит предъявить данный документ и внести в договор изменения, указав на арендодателя как на предпринимателя. Будете платить 5% с выручки по обоим договорам.

Вопрос от Тамары Муриной:
Распространяется  ли ограничение на применение УСН в 2015 году для  коммандитного товарищества, где учредителями являются  два ИП и юридическое лицо, а также возникает ли обязанность по уплате подоходного налога  для ИП, которые являются учредителями коммандитного товарищества и оказывают услуги для коммандитного товарищества в качестве ИП? Следует ли уплачивать взносы за  ИП  коммандитному  товариществу в 2015 году?
 
Ответ:
Да, распространяется, если доля юридических лиц более 25%.
Полагаю, что обязанность подоходного налога возникает, так как ИП является физическим лицом, будучи участником коммандитного товарищества.
Обязанность уплаты взносов в ФСЗН за ИП коммандитными товариществами в 2015 году нормативными актами не установлена. Согласно абзацу четвертому ст. 1 Закона от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII, ИП уплачивают взносы сами за себя самостоятельно.

Вопрос:
Как ИП с уплатой единого налога хочу заниматься прокатом свадебных нарядов в арендуемом помещении. Какие должны быть документы? Где должны храниться (по месту прописки или аренды)? При покупке платья на оптовой фирме куда выписывается накладная?

Ответ:
Ваш вопрос слишком широк для ответа в рамках программы. Но если ответить коротко, то у вас должен быть договор аренды помещения, накладные на приход приобретенных платьев, выписанные на ИП-грузополучателя (адрес - по месту регистрации ИП или по месту нахождения арендованного помещения), документы об уплате единого налога. Документы по приему денежных средств  - в зависимости от того, как вы будете их принимать - через кассовый аппарат, приходный кассовый ордер или банк. Где хранить платья - решать вам. Но перемещение из арендованного “офиса” в квартиру и обратно - обязательно с выпиской внутренней накладной, в противном случае при проверке в пути - штраф и риск изъятия товаров в доход бюджета как перемещаемых без документов.

Вопрос от Александра:
Частное предприятие по решению хозяйственного суда было признано банкротом с ликвидацией.  Ликвидационное производство завершено и предприятие исключено из ЕГР.
1. Как определить, была ли задолженность организации признана безнадежным долгом?
2.  Кем задолженность организации должна быть признана безнадежным долгом?

Ответ:
Порядок признания задолженности безнадежным долгом определен указом Президента РБ от 13 июня 2008 г. № 329 “О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания”. Там есть ответы на все ваши вопросы.

Вопрос от Александра Луцевича:

Добрый день! Спасибо за такой замечательный проект! Он очень важен, особенно для начинающих предпринимателей.
Буду благодарен за ответы на следующие вопросы:
1. Организация занимается оказанием услуг в сфере образования. Ученики платят за несколько занятий вперед (перечисления с одной оплаты не больше 2 500 000). Обязательно ли оформление актов сдачи-приемки работы?
2. Какие документы в бумажном виде, оформленные с учеником (его родителями) необходимо иметь фирме, если договор размещен на сайте в форме публичного договора (также фирма в сфере образовательных услуг)?
3. Можно ли на сайте указывать цены в долларах, если сделать сноску о том, что расчет происходит по курсу Нацбанка на момент оплаты (также сфера образовательных услуг)?
4. Можно ли заключать договор с указанием цены в долларах с оплатой в белорусских рублях по курсу Нацбанка на день оплаты (сфера репетиторства)?
5. После изменений в Налоговый кодекс может ли индивидуальный предприниматель сдавать в аренду офисное помещение, принадлежащее его матери (предприниматель сдает на основании доверенности) и работать по УСН?
Большое спасибо за ответы заранее!

Ответ:
Да, так как именно актом сдачи-приемки оказанных услуг закрывается по учету полученная предоплата.
Размещение на сайте текста еще не делает ваш договор публичным. Публичность договора определяется не опубликованием его текста для неограниченного круга лиц, а вашей обязанностью вступить в договорные отношения с любым лицом, которое к вам обратится, без права отказа. Прежде чем строить отношения на базе публичного договора, внимательно изучите содержимое статьи 396 Гражданского кодекса, особенно в части последствий возможного отказа от заключения сделки. Договор настоятельно рекомендуется заключить в простой письменной форме путем составления единого документа, подписанного сторонами. На оплату выписать счет, по окончании оказания услуг (каждого промежуточного этапа при их наличии) - подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг.
В отношении договоров с физическими лицами категорически не рекомендую этого делать.
Как и по пункту 4. Предусматривайте механизм изменения стоимости услуг в рублях с возможностью отказа исполнителя от оказания еще не оплаченных услуг.
Если ИП сдает помещение в аренду от своего имени, то УСН применять не может.

Вопрос:
Являюсь ИП на УСН. Занимаюсь розничной торговлей по образцам без торгового объекта. Рекламу своего товара (окна, жалюзи) осуществляю через интернет путем размещения объявлений на разных ресурсах, имею собственную лендинг-страницу с приобретенным доменом в зоне by. Вопрос такого характера: имеет ли право ИП иметь или применять в рекламных целях так называемое торговое наименование, как, например, "3 звезды" или др.?  Если да, то как правильно его оформить с точки зрения закона, ведь имеется официальное название ИП ФИО? Заранее благодарен за ответ!

Ответ:
Наименование субъекта - ИП ФИО. Так называемое торговое наименование может иметь только ваш торговый объект, магазин.

Вопрос:
Частное унитарное предприятие заключило договор аренды с ИП (помещение принадлежит ИП на праве собственности). Дата договора 15.01.15.
В помещении будет осуществляться производственная деятельность предприятия (оказание услуг). Юридический адрес, т.е. место пребывания руководителя, остается прежним.
Надо ли в этом случае уведомлять какие либо государственные органы (ИМНС, ФСЗН и т.д.) о заключении договора аренды?
Общая площадь здания, в котором находится помещение, 24 070 кв.м., площадь самого  изолированного нежилого помещения (код 4 02 04) 53,6 кв.м. Стоимость помещения на момент заключения договор аренды составляет 9 916 000 (указано в договоре).
2. В этом случае плательщиком налога на недвижимость будет являться арендатор, т.е. Частное унитарное предприятие?
3. Когда и где будут опубликованы ставки налога на недвижимость на 2015 год? Пока на сайте МНС нет информации о решениях областных (Минского городского) советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок земельного налога и налога на недвижимость.
4. Как рассчитать налоговую базу для расчета налога на недвижимость (оценочную стоимость помещения)? Можно ли в этом случае руководствоваться указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2008 г. №187 "Об утверждении Положения о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и строений"?

Ответ:
Нет.
Да, если организация применяет общую систему налогообложения.
Мне это неизвестно.
Необходимо руководствоваться указом Президента РБ 28 марта 2008 г. №187 и ст. 187 Налогового кодекса.

Вопрос:
Я предприниматель, применяю УСН (5%). Вид деятельности - разработка программного обеспечения (ОКЭД 72220). В основном работаю с юрлицами и ИП, за 6 лет работы были заключены несколько договоров с физлицами (стандартный договор, оплата безналичным путем). С наличными никогда не работал.
Теперь возникли серьезные сомнения в том,  что нужно было применять Единый налог в части данных работ (по договорам с физлицами).
Как правильно поступить в данной ситуации? Готовиться к штрафу или есть возможность что-то исправить?

Ответ:
Сомневаюсь, что у вас может быть единый налог. Перечень видов деятельности, при которых вы обязаны платить единый налог, определен статьей 296 Налогового кодекса и приложением № 25 к тому же кодексу, и расширить этот перечень нельзя. Если же вы все же были обязаны платить единый налог, то исправить “задним числом” это невозможно.

Вопрос от Петра Иванова: 
Добрый день, хочу заняться фотосъемкой и печатью фотографий на фотобумаге, холсте, дереве, металле, т.к. современные технологии позволяют это делать даже дома. Регион – Минск.
Вопрос по виду деятельности "фотосъемка и изготовление фотографий" для ИП и для физлиц:
1. Понятно, что в эру пленочной фотографии использовалась только фотопленка и печатались фотографии на фотобумаге. Но в настоящее время файл изображения (фотографии) можно распечатать на чем угодно:
на фотобумаге - это термин "фотография",
на холсте - термин "фотокартина",
на дереве,  металле, и других основаниях - табличка,.
Еще из фотографий можно делать слайд-шоу (видеоролик).
Так попадает ли это под вид деятельности "фотосъемка и изготовление фотографий"? Или это два вида деятельности? Какие?
2. В чем отличие формы регистрации ИП от физлица, как регистрироваться и какие следует платить налоги в двух случаях?
3.Как правильно применять кассовые аппараты в данном виде деятельности  ИП и физлицу?
4. Нужно ли регистрироваться в бюро бытовых услуг ИП и физлицу ?
5. Обязательным ли является заключение договора с клиентом?
6. Какие документы необходимо иметь при себе при проверки налоговой инспекции в процессе фотосъемки на месте в студии и на выезде в городе?
Прошу разъяснить вопросы подробнее, так как точной информации нигде не узнал: форумы, налоговая г. Минска.

Ответ:
Да, подпадает.
Вы вправе регистрироваться как ИП или осуществлять данный вид деятельности без регистрации. Как ИП вы будете платить взносы в ФСЗН, как гражданин - нет. Однако, полагаю, что как ИП работать будет разумнее, так как вам будет проще работать с приобретением материалов, оборудования и производством фотоизделий, если вы планируете со временем широкий масштаб работы.
Если вы о регистрации в реестре бытовых услуг, то как ИП - да, нужно.
Вы, кажется, не до конца понимаете суть слова “договор” в контексте взаимоотношений с клиентом. Договор - это не документ, а соглашение сторон. Если вы оформляете бланк заказа, где указывается заказчик, сам заказ, стоимость, срок изготовления и есть подписи обеих сторон - соглашение сторон уже достигнуто, договор заключен.
Документы об уплате единого налога за соответствующий месяц. Если будете регистрироваться как ИП, то при себе желательно иметь еще и копию свидетельства о регистрации.

Вопрос:
Здравствуйте! Проживаю в городе численностью 7 тыс. человек. Временно не работаю. Хочу открыть ИП по оформлению свадеб, юбилеев (тканями, цветами, шарами). Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Какой налог и в каком размере я буду уплачивать?
2. При данном виде деятельности обязателен кассовый аппарат или можно будет использовать квитанции о приеме наличных денежных средств?
3. Может ли мне близкий родственник (безвозмездно) оказывать помощь при оформлении праздников? Если нет, то как наиболее выгодно оформить  этого человека к себе на работу? Какая может быть минимальная зарплата и минимальная ставка у работника? Какие налоги и взносы нужно будет уплачивать мне за наемного работника?
4. Может ли человек, находящийся в декретном отпуске, работать у ИП с сохранением детского пособия в полном размере и  места работы до декрета?

Ответ:
Скорее всего, вы будете плательщиком единого налога. Налог платится авансом за следующий месяц. Так как город вы не указали, конкретно ставку налога назвать не могу.
Можно принимать денежные средства через кассу, через приходный кассовый ордер, а можно и сразу на счет, когда люди платят через банк.
Помощь близкого родственника не обязательно есть работа по найму. Но если помощь будет систематической и вы будете за это выплачивать вознаграждение, то следует заключить трудовой договор и официально принять человека на работу. Заработная плата не менее минимальной, установленной на соответствующий месяц (2 100 100 рублей с января 2015 года), из заработной платы удерживается подоходный налог 13%, отчисления в Фонд занятости 1%, сверх заработной платы вы уплачиваете взносы в Фонд соцзащиты 34% от заработной платы.
Нет, сохранение пособия в полном размере невозможно при работе по трудовому договору, при этом нет разницы, работать на юридическое лицо или предпринимателя.

Вопрос:
В  связи с внесением изменений  в  Положение  об уплате обязательных страховых взносов (согласно указу  Президента РБ от 21.02.2004 № 87) и в  Закон о взносах (в редакции Закона РБ от 14.07.2014 №186-З) на сайте ФСЗН  появились комментарии, которые, по моему мнению, ПРОТИВОРЕЧАТ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ  о взносах:
"Вопрос (ситуация Г). Физическое лицо, являясь учредителем частного унитарного предприятия, выполняет функции его руководителя. Трудовой договор не заключен, заработная плата не начисляется, выплачиваются только дивиденды. Штатное расписание отсутствует (сотрудников не имеется). Следует ли уплачивать взносы за такое лицо?
 
Ответ: 
Да. Пунктом 1-1 Положения (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 № 87, вступившего в силу с 27.02.2014) установлена обязанность юридического лица (в том числе фермерского хозяйства) по уплате взносов в бюджет фонда за физических лиц, являющихся собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его руководителя. Кроме того, указанная категория физических лиц включена в понятие плательщика из числа работающих граждан, для которых размер обязательных страховых взносов составляет 1 процент (статьи 1, 3 Закона о взносах в редакции Закона Республики Беларусь от 14.07.2014 г. № 186-З).
Объектом для начисления взносов являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования  (статья 2 Закона о взносах).
Руководствуясь частью первой пункта 5 Положения, сумма взносов за истекший месяц должна быть не менее суммы, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы. Взносы должны быть уплачены  в установленные сроки (пункт 4 Положения).
 
Вопрос (ситуация Д): Управление организацией осуществляет управляющий – физическое лицо, являющееся ее учредителем. Одновременно это лицо является индивидуальным предпринимателем. В штатном расписании организации должность директора отсутствует. С указанным лицом заключен договор на оказание услуг по управлению организацией. На основании условий  договора и акта выполненных работ управляющему ежемесячно выплачивается вознаграждение. Следует ли начислять взносы на такое вознаграждение?  Ответ: Да.
С 27.02.2014 юридическое лицо обязано уплачивать взносы в бюджет фонда за физическое лицо, являющееся его учредителем (собственником) и выполняющее функции руководителя (пункт 1-1 Положения). При этом какие-либо исключения в отношении указанной категории граждан  законодательством не установлены.
В связи с этим на основании документов, подтверждающих выполнение учредителем (собственником) организации функций ее руководителя (учредительный договор, договор на оказание услуг и др.), независимо от источника финансирования выплат (в том числе из прибыли), на их суммы взносы начисляются в общеустановленном порядке. При этом сумма взносов должна быть исчислена не менее чем из суммы проиндексированной минимальной заработной платы, установленной законодательством.
Следует отметить, что в период уплаты взносов юридическим лицом за  физическое лицо, являющееся его учредителем и выполняющее функции руководителя, последний освобождается от обязательной уплаты взносов как индивидуальный предприниматель, уплачивающий взносы за себя".
 
Вопрос от Ольги Галезник:
Переписка с Гродненским областным управлением ФСЗН и Центральным аппаратом ФСЗН (где мне цитируют правильные "первоисточники", но делают противоречащие указанному в них выводы, при этом игнорируя мои "неудобные" вопросы – ведь  иначе, отвечая на основании законодательства, придется опровергать вышестоящее мнение.  А чтобы не противоречить законодательству, мне попросту  СНОВА  цитируют оспариваемое мною, размещенное на сайте ФСЗН) дала возможность обратиться в Минтруда.
Отвечая последовательно на мои вопросы,  любой честный человек  (не только юрист) поневоле придет к правильному итогу. Вот только надежды на то, что в Минтруда найдутся ТАКИЕ чиновники, невелики…
 
Может быть, мои вопросы помогут кому-то из плательщиков,  из тех, кто принял СВОЕ РЕШЕНИЕ и готов ОТСТАИВАТЬ его вплоть до суда?
 
Вопрос № 1: Действительно ли,  что в соответствии со статьей 2 Закона о взносах взносы НЕ начисляются при ОТСУТСТВИИ ОБЪЕКТА для начисления взносов?
Для ЛЮБОГО плательщика, будь то директор, работающий по трудовому договору, или "физическое лицо, являющееся  собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющее функции его руководителя", при ЛЮБОЙ ставке отчислений умножение на НОЛЬ начисленных выплат  (объекта для начисления взносов) даст НУЛЕВОЙ результат…    
Вопрос № 2: противоречит  ли   ЗАКОНУ  утверждение о том, что  при отсутствии  выплат, которые являются объектом для начисления взносов (в ситуации Г на сайте ФСЗН),   тем не менее взносы  ДОЛЖНЫ начисляться ("ежемесячная сумма взносов должна быть НЕ МЕНЕЕ суммы, исчисленной из размера МЗП")?
Вопрос № 3: Относится ли согласно статье 1 Закона о взносах  юридическое лицо к категории ПЛАТЕЛЬЩИКОВ из числа  работодателей, если оно НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ  учредителю  работу ни  по трудовому договору,  ни по гражданско-правовому договору,  а также  не предоставляет ему  работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм?
Вопрос № 4. Верно ли, что согласно статье 1 Закона "физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя" НЕ ОТНОСЯТСЯ к "гражданам, работающим на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм"?
Вопрос № 5.  Поскольку выражение "ЗА РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН" в пункте 6  Положения об уплате взносов: "Обязательные страховые взносы ЗА РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН начисляют, УДЕРЖИВАЮТ  и ПЕРЕЧИСЛЯЮТ их работодатели  в сроки, установленные в пункте 4 настоящего Положения"  фактически означает "взносы ОТ РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН  (в размере 1%)" (что, кстати, не мешало бы "узаконить"), то и в пункте 1-1 Положения: "Юридические лица являются плательщиками   в бюджет фонда ЗА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, являющихся  собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его  руководителя"  ДОЛЖЕН применяться ТОТ ЖЕ подход.
Выражение "взносы ЗА "ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, являющихся  собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его  руководителя" ТОЧНО ТАК ЖЕ фактически означает  "взносы ОТ этих лиц (в размере 1%)"?
Вопрос № 6. В пункте 1-1 Положения указано: "юридические лица являются ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ  в бюджет фонда за физических лиц, являющихся  собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его  руководителя".
Положение  ввело  НОВУЮ  группу плательщиков -  в ПРОТИВОРЕЧИИ  с Законом?  (Но размер взносов ДЛЯ ТАКИХ плательщиков ни Законом, ни Положением  не установлен)…
Или юридическое лицо, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ плательщиком, производит  уплату обязательных страховых взносов в бюджет фонда ТОЛЬКО  как налоговый агент – начислив и УДЕРЖАВ его из начисленного дохода работника? ФСЗН может рассчитывать на получение взносов только от ТЕХ лиц,  ДЛЯ КОТОРЫХ  установлены размеры взносов, = только от ТЕХ лиц, которые ОПРЕДЕЛЕНЫ в статье 1 Закона как ПЛАТЕЛЬЩИКИ?     
Вопрос № 7.  Действительно ли, что к категории ПЛАТЕЛЬЩИКОВ  "работающие граждане"  Закон о взносах (в статье  1)  ОТНОСИТ  граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, но  ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ тех из них, с которыми эти договоры заключены как с ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ?
Вопрос № 8.  Действительно ли, что ТОЧНО ТАК ЖЕ  к категории ПЛАТЕЛЬЩИКОВ  "работающие граждане"  Закон ОТНОСИТ  физических лиц, являющихся собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его руководителя, но ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ тех из них, с которыми эти договоры заключены как с ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ?
Вопрос № 9. Так  противоречит  ли   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ответ на сайте ФСЗН (ситуация Д)?
Вопрос № 10.  Если собственник ЧУПа  работает по трудовому договору директором "у себя" на 0,5 ставки как совместитель (т.к. есть место основной работы, а он, являясь руководителем, как единоличный собственник ИМЕЕТ право на неполную занятость), то фактическая занятость его определяется по табелю учета рабочего времени.
А КАК определяется для  учредителя, который выполняет функции руководителя "на общественных началах", без оплаты (без заключения трудового договора, без ведения табеля учета его рабочего времени) "время, в течение которого учредитель занят управлением юридического лица в соответствующем месяце"?
Если  у него есть место основной работы, то будет ли УЧИТЫВАТЬСЯ его "неполная занятость" при уплате взносов "из суммы размера МЗП пропорционально времени, в течение которого учредитель занят управлением юридического лица"? И каким образом будет учитываться болезнь учредителя?
Вопрос № 11.  Действительно ли, что согласно Закону Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" государственное социальное страхование НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ  на "физических лиц, являющихся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического  лица и выполняющих функции его  руководителя"?
Таким физлицам  НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНО даже ПРАВО УЧАСТИЯ в правоотношениях по государственному социальному страхованию, и если они не вошли ни в одну из УКАЗАННЫХ в статье 7 категорий граждан, то не могут рассчитывать ни на социальные выплаты, ни на пенсионные, НИ НА ЧТО   - несмотря на то, что юридическое лицо будет уплачивать "за них" взносы?  

Ответ:
Уважаемая Ольга Николаевна,
Действительно, ситуация с Фондом и уплатой взносов крайне неоднозначна. Фонд, как республиканский, так и местные управления, разродились за последние полгода огромной массой писем, которые, по мнению любого мало-мальски мыслящего юриста или аудитора, противоречат законодательству. И я, как и многие мои коллеги, хочу чтобы ситуация вошла обратно в законное русло. Могу сказать, что на сегодняшний день на акты проверок по Фонду подаются возражения, а в ближайшее время, надеюсь, будет как минимум один судебный процесс, где предметом рассмотрения как раз и будет соответствие писем Фонда законодательству. Я не имею права официально заявлять, что письма Фонда не соответствуют закону, так как не имею полномочий. Но я имею право доказывать это, и делаю это всеми доступными мне средствами, так как в любом развитом государстве верховенство мнения должно принадлежать закону и порядку, а не вольной псевдоправовой отсебятине в поисках денег.
Я постараюсь ответить на ваши вопросы, основываясь на нормативных актах, а не письмах Фонда.
Да, взносы не начисляются при отсутствии начисленного дохода. Ибо согласно Закону объектом обложения является доход. Нет дохода - нет отчислений.
В отношение конкретно такой категории, как работающие граждане, полагаю, что утверждение о необходимости платить взносы от минималки при отсутствии дохода не основано на нормах закона.
Учредитель унитарного предприятия, руководящий организацией самостоятельно и без получения от этого дохода, не может быть признан работником, следовательно, унитарное предприятие в отношении него не является нанимателем. Вывод - взносов в этой ситуации быть не может. Если же доходом учредителя являются только дивиденды, то они, как общеизвестно, взносами не облагаются.
Не совсем верно, так как есть такие организационно-правовые формы, как крестьянское фермерское хозяйство и производственный кооператив, где членство в организации обязывает по закону принимать трудовое участие в ее деятельности, и, соответственно, только участник или член такой организации может быть ее руководителем.
Новой категории плательщиков не введено, организация уплачивает взносы, плательщиком которых является гражданин, следовательно, исполняет роль (по аналогии) налогового агента, удерживающего взносы у источника выплаты для облегчения процесса. 
См. ответ на вопрос 5.
Нет, предприниматели отнесены согласно Закону к категории лиц, уплачивающих взносы сами за себя.
См. ответ на вопрос 7.
Я не буду говорить “противоречит”, я не суд и не прокуратура. Но я скажу, что выводы в ответе не основаны на нормах Закона.
На этот вопрос, исходя из Закона, есть только один ответ. Нет имущественных отношений и дохода - нет взносов. И нет взносов - нет больничного. Пусть болеет “по фонду” по месту работы, а не по месту учредительства.
Да, строго говоря по тексту Закона, это так, при наличии уплаченных взносов государственное социальное страхование работать для таких людей не будет.

-10%
-20%
-20%
-20%
-45%
-12%
-10%
-10%
-25%
-21%