Белорусский портал TUT.BY вместе с группой бизнес-консультантов во втором выпуске онлайн-консультаций для малого бизнеса "Закон по полкам" объясняет, какую форму частного предприятия выбрать, как правильно уплатить взносы в ФСЗН, не обмануть самого себя "подменой" вида деятельности, принять плату за работу из-за границы и законно выполнить курьерские услуги, поставляя товары из России. Юрист, аналитик, основатель и руководитель группы бизнес-консультантов Alliance Group Владимир Несмашный ответил на вопросы пользователей TUT.BY.

Следующий выпуск программы выйдет в эфир 9 февраля. Вопросы принимаются по адресу air@tutby.com с пометкой "Закон по полкам".

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (90.31 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (14.48 МБ)


Вопрос: Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Суша. Я - ИП. В прошлом году деятельность не вела, несколько месяцев работала по контракту.
Мне пришло письмо о том, что исполком прекращает мою деятельность как ИП на том основании, что год я не работала и не уплачивала налогов. Никаких нарушений у меня нет. От деятельности как ИП я отказываться не хочу, тем более что сейчас появился спрос на мои услуги. Мне объяснили, что я могу заново зарегистрироваться как ИП (а зачем меня ликвидировать?), но перед этим должна погасить "задолженность" перед ФСЗН, которой у меня никогда и не было.
Подскажите, пожалуйста, насколько законно всё это: закрытие ИП и "задолженность" перед ФСЗН. Буду очень вам признательна за ответ.

Ответ:
Исполком действительно вправе прекратить вашу деятельность как ИП по основаниям неосуществления деятельности 12 месяцев подряд (п. 3.3. Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утверждено Декретом Президента РБ № 1 от 16.01.2009 года).
Относительно задолженности по уплате взносов в ФСЗН - возьмите справку по месту работы (по трудовому контракту) о выплаченной заработной плате и уплаченных взносах в ФСЗН и предъявите своему инспектору. В соответствии с пунктом 7  Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (утверждено Указом Президента РБ № 40 от 16.01.2009 года)  “Индивидуальные предприниматели, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых ... отношениях, ... уплачивают обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование в порядке, предусмотренном в части второй настоящего пункта, с даты подачи в органы Фонда заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию путем самостоятельной уплаты обязательных страховых взносов”. Следовательно, за период работы по трудовому контракту взносы вам начислять не имели права. За прочие периоды, как минимум с 28 февраля 2014 года, взносы в Фонд должны быть уплачены. Размер - 35% от минимальной заработной платы за каждый месяц  с учетом индексации, период уплаты - не позднее 1 марта 2015 года за 2014 год.
С точки зрения целесообразности, если исполком решил  прекратить вашу деятельность как ИП, то, наверное, пусть прекращает, это занимает немного времени. Регистрация ИП заново занимает 2 дня, и вы снова ИП, причем без багажа “истории” взаимоотношений с налогами, взносами и т.п., и с 2-летним мораторием на проверки. Не такой уж и плохой вариант.


Вопрос:
1. Поясните, возможно ли и  как в ЧУПе поменять учредителя.
 Учредитель - физическое лицо. Какова процедура? Какие законодательные акты применить?
2. В розничной торговле как применить рекомендации Минторга  по 3%-ной рентабельности продаж при поступлении товара и установлении розничной цены ежедневно? Может быть, есть какой-то расчет, никому не известный?
Как можно удержать цену, например, на фрукты (импорт) по состоянию на 18.12.14 сегодня?


Ответ:
Смена учредителя в УП делается путем купли-продажи унитарного предприятия как имущественного комплекса (включает в себя оценку предприятия, постановку на учет по аналогии с объектом недвижимости в Агентстве по недвижимости и земельному кадастру, заключение договора купли-продажи УП, регистрацию смены собственника в кадастровом агентстве, потом регистрацию изменений в устав в исполкоме, уйдет около 3-4 недель на все). Второй вариант - через двойное преобразование: преобразование УП в ООО путем добавления нового учредителя, потом новый учредитель выкупает долю старого, и снова преобразовывает ООО в УП, так как  учредитель остался один. Занимает чуть больше недели, но - теряются права на имеющиеся лицензии.
Удержать цены - по сути никак, равно как и “попасть” в 3% рентабельности. О том, как применять письмо, - это мы рассматривали в прошлой передаче, за неделю ничего не изменилось.


Вопрос: Прошу разъяснить, какую ставку подоходного налога необходимо применить при выплате дивидендов в январе 2015 г., начисленных в декабре 2014. Изучил НК РБ, а именно: статьи  3 и 172, и пришел к выводу, ставка - 13%. С уважением Андрей.

Ответ:
Уважаемый Андрей, я не налоговый инспектор и не бухгалтер, но в силу своих познаний и понимания ситуации прихожу к выводу, что ставка налога - 13%. Буквально пару недель назад задавался точно вашим вопросом.

Вопрос: Дарья Говорушко:
Мой муж ИП. Занимается розничной торговлей автозапчастями в магазине по УСН с уплатой подоходного налога 3%. Наемных лиц нет. Выездной торговли нет. Он сам кассир. Какие книги он должен вести по кассе? Должен ли он заполнять приходные ордера в конце дня? Он сводит кассу в конце дня и заполняет книгу кассира, еще в электронном варианте ведет книгу учета доходов ИП при УСН, исходя из которой считает налоги. Все ли правильно мы делаем или нужно еще вести какие-то книги?

И еще вопрос по уплате взносов в ФСЗН. Если дохода как такового нет, мы уплачиваем 35% от МЗП. Например, в январе МЗП 2 100 100*0,35, то уплатить нужно 735 035? Верно?

Ответ:
Кассовая книга, книга кассира-операциониста, приходный кассовый ордер и объявление на сдачу выручки в банк.  Не забываем про книгу замечаний и предложений. Верно.


Вопрос: Я - ИП, плачу единый налог на услугу по изготовлению мебели по индивидуальным заказам потребителей. Нужно ли мне проходить сертификацию (декларирование)? Можно ли мне составлять договор в долларах? Должен ли я уплачивать ФСЗН за месяцы, в которых я не работал в связи с отсутствием заказов (подавал так называемую нулевую декларацию)? Саша, Миоры.

Ответ: Сертификации не подлежит, если это мебель, изготовленная по эскизам и чертежам заказчика (п. 57.3., 57.4. Перечня  продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Белстандарта от 16.12.2008 № 60). В долларах - нет, нельзя. Должны. Взносы в ФСЗН не зависят от наличия дохода и выручки.

Вопрос: Евгений Невмерицкий:
Здравствуйте, я - ИП, розничная торговля, развозная торговля. Вопросы:
1. Каким документом регламентируется место торговли, районный центр, население до 25000.
2. Если места для развозной торговли не определены, то как быть. Спасибо.

Ответ:
Определить документ, регламентирующий данные вопросы, нам не удалось.
В письме Минторга от 16 сентября 2011 г. № 4-1-10/4753-1, которое хоть и не является официальным разъяснением, относительно вопроса, очень схожего с вашим, сделан вывод о том, что “с местными исполнительными и распорядительными органами подлежат согласованию места осуществления развозной и разносной торговли в порядке, установленном соответствующими решениями”.

Вопрос: Вячеслав Кулаев:
Я - ИП, планирующий осуществлять доставку в/из РФ и по РБ для физлиц. Вопрос: какие сопроводительные документы у меня должны быть с собой в пути?
Мой вид деятельности Госстандарт классифицировал как "Курьерская деятельность". При личном общении в налоговую мне указали, что у меня при осуществлении доставки из РФ должна быть накладная, а при доставке по РБ она не нужна (доставлять планирую на личном легковом авто до 3,5 т, никак не привязанному к ИП), сослались на ст. 12.17 КоАП РБ 194-З от 21.04.2003 г., пункт 4.
Хотя я понимаю, что документами, подтверждающими получение мной товара к доставке на законных  основаниях могут быть договор на оказание курьерских услуг с соответствующей отметкой о приеме товара к доставке от физ. лица (если отправителем является физ. лицо) или чек из магазина, если меня наймут для доставки товара из розничного магазина. Так ли это? (Какие законы или нормативы регламентируют этот вопрос.)

Ответ:
Налоговая права, поскольку вами перемещается товар при осуществлении предпринимательской деятельности (независимо от того, по чьему заказу, в чью пользу и независимо от того, кто собственник товара). Вам требуется накладная в любом случае. Перемещение товара без накладной повлечет административный штраф и, возможно, обращение товара в доход государства. Также не забудьте, что, если товар подлежит обязательному подтверждению соответствия (сертификации), то к накладной потребуется также оригинальная копия сертификата.

Вопрос: Надежда Казаченко:
Я гражданка РБ, последние два года работаю в Москве. Устроена официально (трудовая книжка, выплаты всех налогов согласно законодательству РФ и т.д.). В планах беременность. Становиться на учет в женской консультации буду по месту прописке в Минске, рожать и проживать во время декретного отпуска также буду  в Минске. Подскажите, на какие пособия я имею права? В какие органы мне нужно обратиться, чтобы получить все пособия?

Ответ:
Ваш вопрос не относится к предпринимательской деятельности и выходит за рамки темы нашей программы. Тем не менее, обратитесь в территориальное отделение Фонда соцзащиты по месту планируемого проживания в Беларуси, вам должны предоставить всю информацию.

Вопрос: Вера Смычок:
Добрый день, помогите, пожалуйста, разобраться в следующей ситуации:
"Индивидуальный предприниматель"ВАСЯ" применяет УСН без НДС (оказывает услуги юридическим лицам по перевозке грузов). ИП "ВАСЯ" арендует автомобиль у физического лица МАНИ (является также ИП и получает выручку ежемесячно по арендной плате за автомобиль), оплачивает. ИП "ВАСЯ" оказывает услуги по перевозке грузов, в том числе  - и организации "ХХХ", где учредителем является муж физического лица МАНИ.
Подскажите, пожалуйста, правомерно ли будет применять ИП "ВАСЯ" УСН с января 2015 года? Если нельзя, то какую ставку налогообложения правильно применять по отношению к выручке от организации "ХХХ", к другим организациям?

Ответ:
Вас никто не ограничивает в применении УСН в этой ситуации. Платить подоходный налог при применении УСН нужно только при получении дохода от организации, где учредителем является Вася, его супруга, родители (в т.ч. усыновители) или дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные), в вашей же ситуации будет налог 5%.  

Вопрос: Олег Панамаренко:
Интересует порядок выплаты налога с 4 видов деятельности для ИП: продажа запчастей через интернет-магазин; рекламная деятельность в интернете; продажа живописи, купленной у физических лиц, через интернет-магазин (как оформить отчетные документы по покупке живописи у населения?); создание сайтов. Платится ли в этом случае один ЕН по большей ставке и плюс УСН по рекламной деятельности? Какой вид деятельности указывать основным? Спасибо.

Ответ:
Информации для точного ответа недостаточно. Однако можно полагать, что будет единый налог и УСН либо подоходный (вы не указали, будете применять упрощенную или общую систему налогообложения). Количество ставок налога зависит от количества торговых объектов, применимая ставка единого налога - большая при наличии нескольких вариантов.

Вопрос: Добрый день. У меня ИП на секретарские услуги с апреля 2014 года (УСН, 5%). В ФСЗН на днях выплачу положенную сумму за 9 месяцев 2014 года. В будущем планирую ребенка. По трудовому договору работала с 2008 по апрель 2014 г. Какие еще выплаты нужно делать, чтоб получать пособие на ребенка до 3-х лет? Нужно ли приостанавливать трудовую деятельность, чтоб получать 100%-ное пособие? На какие вообще выплаты могу рассчитывать, т.к. я ИП?

Ответ: Пособия предпринимателям назначаются и выплачиваются, если они являются плательщиками взносов в Фонд. В вашей ситуации проблем с пособием быть не должно. Для получения пособия в размере 100% вы не должны работать в период получения пособия.

Вопрос: Я - ИП, оказываю бытовые услуги (эмалировка ванн) и плачу единый налог. Сейчас параллельно собираюсь продавать материал для покраски ванн по упрощенной системе налогообложения. Для продажи использую кассовый аппарат, а для услуг (чтобы было меньше путаницы) - квитанции строгой отчетности. Подскажите, правильно ли я поступаю, используя кассовый аппарат и квитанции? Или мне теперь только кассовым аппаратом нужно пользоваться? Материал продается через объявления в интернете, и продажи бывают один-два раза в неделю. Нужно ли мне каждый день снимать Z-отчет, если они бывают нулевыми. И как мне учитывать материал ... часть я использую при услугах, а часть для продаж. Можно ли мне использовать какую-нибудь одну систему налогообложения?

Ответ: Полагаю, что в части продажи материалов для покраски у вас будет также единый налог - полагаю, что это квалифицируется как торговля строительными материалами. Вы вправе использовать кассовый аппарат только при продаже материалов, деньги за услуги можете принимать по квитанциям.
Материал у вас учитывается при покупке как расход согласно книге учета расходов и доходов. Полагаю, что расход материала при покраске вы будете отражать по актам, которые будете подписывать с заказчиками (указывать в акте количество использованной эмали).
Z-отчет необходимо снимать обязательно, если касса включалась.

Вопрос: Меня зовут Александр (г. Минск). Собираюсь оказывать услуги массажиста на дому. Медицинского образования не имею, только курсы массажа при университете физкультуры (есть свидетельство). Можно ли открыть ИП, нужно ли специальное разрешение (свидетельство) Минздрава РБ на данный вид деятельности и как его получить? Может, можно как-нибудь обойтись без медицинского образования в данном случае, например, открыть ИП под другим видом деятельности, а фактически заниматься услугами массажа, и какие санкции за это предусмотрены? Подскажите, пожалуйста.

Ответ: Массаж включен в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию Министерством здравоохранения, следовательно - лицензия вам нужна. Среди документов, представляемых ИП - копия диплома, удостоверения (сертификата) о присвоении квалификационной категории, свидетельства о прохождении повышения квалификации или переподготовки по соответствующей специальности. Регистрироваться по другому виду деятельности и фактически оказывать услуги массажа - незаконно, и попасться крайне просто.

Вопрос: Добрый день! Во-первых, хочу поблагодарить за создание такой нужной нашему обществу рубрики. На мой взгляд, это один из лучших проектов портала TUT.BY! Успехов вам и процветания!
Вопросов у меня два (один от меня, а второй - от сестры):
1. На данный момент официально не трудоустроена, предлагают удаленную работу администратором баз данных. Фирма российская, и оформить они меня могут только по договору об оказании услуг. Компания взносов ни в налоговую инспекцию, ни в ФСЗН делать не будет. Оплату предлагают получать в любой удобной форме. Вопрос такой: как мне платить налоги и взносы в ФСЗН с такого договора? Может, получать оплату через международный банковский перевод и с него платить налог? Как быть тогда с ФСЗН? Возникает другая проблема: я прописана в Жлобине, а проживаю в Речице.  Я так понимаю, что мне придется ездить в Жлобин в налоговую инспекцию? Спасибо!
2. В наше время многие зарабатывают в сети Интернет. Планирую и я бросить свою работу и засесть за ПК. Если я буду оказывать услуги другому гражданину/ИП/компании такого плана, как: набор текста; расшифровка аудио/видеофайлов; поиск информации в сети; наполнение контентом сайтов и т.д. Документов, само собой, на данные услуги раздобыть не получится, и не потому что не хочется, а потому что никто не хочет заключать договоры и вообще вести какую-либо документацию. Как же отчитываться перед налоговой? Точно мне сказать никто не смог, но проскочила такая информация, что некоторые регистрируются в качестве ИП и платят более высокий налог из-за отсутствия договоров и иных сопроводительных документов, нежели те, кто занимается этим же родом деятельности и имеет отчетную документацию. Но конкретно проконсультировать меня так никто и не смог.
Благодарим за ответ! С уважением Ирина и Наталья!

Ответ: В этом случае заключается договор об оказании услуг, по которому денежные средства перечисляются на ваш счет, открытый в белорусском банке. Из поступивших сумм подоходный налог и взносы в ФСЗН уплачиваются самостоятельно, все необходимые реквизиты и информацию вам дадут в отделе  по контролю за налогообложением физических лиц территориальной налоговой и, соответственно, в отделении Фонда по месту жительства. В налоговую ездить постоянно не придется, только если раз в год для подачи декларации, в Фонд - точно так же. Уплата налогов и взносов - через банк.
В вашем случае необходимо зарегистрироваться в качестве ИП и подать уведомление о применении упрощенной системы налогообложения. Но может возникнуть нюанс: такие услуги, как набор теста и поиск информации по заказам граждан, относятся к секретарским и подпадают под единый налог, а не УСН. Следовательно, возможна ситуация, когда вам придется вести раздельный учет доходов, получаемых от граждан и из иных источников, и платить по одному виду дохода единый налог и налог при УСН - по остальным. Относительно документов - не существует “повышенного налога”, если документов нет, наличие актов сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающих основание поступления выручки, - обязательны. Отсутствие документов по услугам вообще возможно, только если выручка будет приходить вам не на расчетный счет, так как безналичный платеж всегда показывает реквизиты плательщика. Увлекаться платежами webmoney или через другие интернет-системы не советую: многое у нас отслеживается, и такие расчеты, если они производятся не через официально открытый в белорусском банке webmoney-счет, являются изначально незаконными. Советую еще раз подумать над тем, как вы будете зарабатывать деньги, кому вы будете оказывать услуги и какими способами вы будете получать выручку. Все должно быть официально и в соответствии с законодательством.

Вопрос: если учредитель ЧУП, директор ЧУП и владелец помещения (квартиры), по адресу которой зарегистрирован ЧУП, - одно и то же лицо, имеет ли он право на возмещение себе той части оплаты коммунальных услуг, которая выделяется отдельной строкой в счет-квитанции в связи с регистрацией ЧУП по данному адресу (на основании письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20.03.2009 N 06-20/47/03-2-9/173/24-03/692/2-2-13/1328 "О возмещении ЧУПами затрат") путем перечисления указанной суммы в безналичном порядке со счета ЧУП на зарплатную карточку? Спасибо. С уважением, Андрей Ступаков

Ответ: Вы можете начислить и выплатить такую компенсацию, а также включить ее в состав затрат при налогообложении прибыли, если ЧУП применяет общую систему налогообложения. Если же ЧУП применяет УСН, то для него вообще не существует понятия затрат при расчете налога.

Вопрос от Антона Прохорова:
Добрый день! Несколько лет назад я занимался грузоперевозками на бусе 1,5 т. Через некоторое время работу приостановил, деньги на счет не приходили, декларации не подавал, по упрощенной системе работал. Автоматически ИП закрывается, прислали из налоговой, ибо более полугода не было переводов никаких. Решил закрыть ИП. И накануне, т.е. через год, мне приходит письмо: "Вы обязаны заплатить ФСЗН", и сумма - около пяти млн. С моим видом деятельности ничего платить не надо было, и вдруг мне выставили счет за год. Весь этот год я работал в ЧТУП, и за меня платила фирма ФСЗН. И меня обязывают платить то, что я никогда не платил, и то, что за меня оплатили. Как мне быть? 5 млн платить - как-то бьет по карману. Спасибо!

Ответ: Взять справку о заработной плате и уплаченных взносах в ФСЗН за этот год, представить ее инспектору территориального отделения Фонда как подтверждение наличия льготы по взносам в Фонд как ИП. Если все равно заставляют платить - требовать акт проверки либо решение о доначислении взносов и обжаловать в установленном порядке.

Вопрос от Александра:
Здравствуйте, решил заняться художественной ковкой по металлу. Место проживания и регистрации - Минск, место изготовления - Минская обл., физ. лицо, личное оборудование, закупка сырья розничная и мелкооптовая со складов РБ, УСН, по совместительству работать по найму на гос. предприятии. Подскажите с чего начать? Какие возможные льготы? Какие документы оформлять? Какой порядок ценообразования? Как законно использовать страничку в интернете для проверки спроса и дальнейшего предоставления услуги сварочных работ? Спасибо.

Ответ: Начинать нужно не с того, что вы будете делать, а с того, кто это будет покупать и от кого вы планируете получать деньги. Вид деятельности определяется выручкой и подтверждающими ее происхождение документами, потому что можно ковать всю жизнь и ничего не продать, и это будет считаться отсутствием деятельности. Для начала нужно начать с понимания, кому и что вы будете продавать, как будете получать деньги. Исходя из этого нужно выбирать - будете вы вести деятельность как ИП или будете регистрировать организацию, выбирать систему налогообложения и просчитывать затраты на деятельность и уплату налогов. А вот потом - уже смотреть все остальное, в том числе определяться по документам, ценообразованию и др.

Вопрос от Марины Ивановой:
Добрый день! Меня зовут Марина. Я являюсь субъектом агротуризма, плачу налог раз в год как физическое лицо. Вопрос: 1. Нужно ли мне платить налог в ФСЗН и сколько он сейчас составляет; 2. Кто может или должен внести запись о моей работе в трудовую книжку и что там должно быть написано. Я работаю уже шесть лет, но это не записано в стаж. Что мне нужно сделать и в какой последовательности. Спасибо.

Ответ: Деятельность в сфере агроэкотуризма не является предпринимательской, и при отсутствии места работы вы не являетесь плательщиком взносов в ФСЗН, так как не относитесь ни к одной из категорий плательщиков согласно Закону от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII “Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь”. Данных о том, что ваша деятельность включается в трудовой стаж с внесением записи в трудовую книжку, при подготовке ответа обнаружить не удалось. Рекомендуем по данному вопросу обратиться с письменным запросом в Министерство труда и социальной защиты или его территориальное управление.

Вопрос: Добрый день! У меня такой вопрос. Наше ЧТУП в 2011 году объявило о ликвидации, прошло все процедуры проверок, но не сдали документы в архив по причине отсутствия в Бресте (на тот момент) такой банальной вещи, как архивная коробка. В 2014 коробки появились в Бресте и документы были сданы в архив, но из ЕГР нас так и не исключили потому, что в Белгосстрахе в октябре 2014 года нам выставили штраф в 1500000 рублей за непредоставление отчетности  4-страхование за 2012 и 2013 годы. Хотя в данной отчетности сказано..."К страхователям для целей настоящего государственного статистического наблюдения относятся юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, наделенные правом на уплату страховых взносов, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан, или обеспечивают их деятельность." Наши доводы о том, что предприятие в 2012 и 2013 годах не предоставляло работу, не привлекало к работе и не обеспечивало деятельность, ни к чему не привели. Однако 12.09.14 вышло постановление Национального статистического комитета № 159, в котором есть указания по заполнению данной отчетности. И в этих указаниях к тому, что процитировал выше, добавлен еще один абзац..."Отчет не представляется страхователями, у которых в отчетном периоде отсутствовали выплаты для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Как нам поступать в этом случае? Хотя в том, что мы не предоставили отчетность, есть прямая вина Белгосстраха:
1. Нет комментариев к описанному пункту Указаний по заполнению отчетности, поэтому мы понимали его дословно.
2. Белгосстрах, согласно указу Президента РБ, обязан контролировать предоставление отчетности, чего сделано не было ни в 2012, ни 2013 годах. А тогда за подобное нарушение был штраф 10% от начислений. А начисления нулевые...
На наше обращение в Белгосстрах и в Минфин (как контролирующий орган) мы получили отписки без конкретики.
Как нам поступить? С уважением, Александр.

Ответ: Навскидку вариантов два. Первый - заплатить полтора миллиона рублей (100$) и забыть о проблеме, так как второй вариант, скорее всего, обойдется дороже за счет сопутствующих расходов. Второй - взять решение, на основании которого вам начислены санкции, и обжаловать его в суде. Не исключено, что вы добьетесь правды, но вопрос - в какую сумму расходов она вам обойдется? Не видя подробностей ситуации, полагаю, возможно, что Белгосстрах неправ, но вам все равно придется выбирать - оплачивать процесс восстановления справедливости или штраф. Боюсь, что совсем без расходов вы не обойдетесь.

Вопрос от Ольги:
Зарегистрирована ремесленником (изделия из жести). Могу ли я по договору комиссии отдавать на реализацию свои изделия ИП, имеющему
магазин строительных материалов. Необходимо ли ИП иметь сертификат на мою продукцию (отливы, карнизы, колпаки для дымоходов, водосток).

Ответ: Да, можете передать на комиссию. Пунктом 1.7. Указа Президента РБ от 16 мая 2005 г. № 225 предусмотрено, что “физические лица, осуществляющие виды ремесленной деятельности, … вправе: реализовывать изготовленные ими товары на … на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями”.
Ваша продукция не является изготовленной субъектом предпринимательской деятельности, следовательно - не подлежит сертификации. Предприниматель-комиссионер должен иметь в месте продажи документы, подтверждающие прием на комиссию данных товаров у лица, осуществляющего ремесленную деятельность.

Вопрос от Галины Шамрай:
С апреля 2013 года являюсь ИП (сдача квартиры), пользуюсь УСН. В декабре 2014 года назначена руководителем учреждения образования. В свете закона о борьбе с коррупцией и декрета №5 планирую ликвидировать ИП. Как, не нарушая законы, сдать квартиру (квартира является моей собственностью).

Ответ: Прекратив деятельность как ИП, вы вправе сдать квартиру внаем как физическое лицо с уплатой налога, но уже не по УСН.

Вопрос от Геннадия Хаютина:
Здравствуйте! В связи с изменениями с 2015 года в Налоговом кодексе РБ, прошу вас дать разъяснения по вопросам, сложившимся в следующей ситуации:
 
Я являюсь индивидуальным предпринимателем (ИП), применяю УСН. Основным видом деятельности является сдача в аренду автомобилей (ОКЭД – 71100).
Также я являюсь единственным учредителем частного транспортного унитарного предприятия (ЧТУП), применяющего УСН.
В 2014 году я как индивидуальный предприниматель предоставлял в  аренду два собственных автомобиля вышеупомянутому частному транспортному унитарному предприятию.
Выручка за оказанные услуги по аренде автомобилей за 2014 год, согласно договору, поступит на расчетный счет ИП от ЧТУП в феврале-марте 2015 г.
Выручка за оказанные услуги по аренде автомобилей за январь 2015 г., согласно договору, поступит на расчетный счет ИП от ЧТУП  в марте - апреле 2015 г.
1)  Какой налог и в каком размере я как индивидуальный предприниматель должен начислить и уплатить с выручки 2014 года, поступившей на расчетный счет в 2015 году?
2)  Какой налог и в каком размере я как индивидуальный предприниматель должен начислить и уплатить с выручки 2015 года, поступившей на расчетный счет в 2015 году?
3)  С февраля месяца договор аренды транспортных средств между мной как индивидуальным предпринимателем и ЧТУП расторгнут. Я как индивидуальный предприниматель буду оказывать услуги сторонним организациям  (в которых не являюсь соучредителем/учредителем), с использованием собственных транспортных средств.  Могу ли я как индивидуальный предприниматель оставаться на условиях уплаты налога при УСН?

Ответ: Подоходный налог по ставке 16% в соответствии с п. 3.19. статьи 286 Налогового кодекса, так как у вас выручка признается по оплате, а не по отгрузке. При этом вы считаетесь ИП, применяющим УСН.
Также подоходный налог по ставке 16% в соответствии с п. 3.19. статьи 286 Налогового кодекса. Также считаетесь применяющим УСН.
Вы применяете УСН, и в части доходов от организаций, где не являетесь учредителем вы, ваша супруга, родители и дети (усыновители и усыновленные/удочеренные соответственно), вы платите налог по ставке 5% либо 3%+НДС, которая вами была изначально избрана.

Вопрос от Светланы Вязовой:
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, ИП УСН с НДС (один человек) оказывает транспортные услуги по РБ и РФ.  Есть валютная выручка от нерезидентов. Могу ли я (произведя обязат. продажу) числящуюся сумму валюты на текущем валютном счете просто снять в банке (в валюте)? Это же мой доход и мои деньги. Если нет, то как их снимать  для поездок в РФ (топливо, проживание и т.п.)? Кассовой книги нет.

Ответ: В прошлой передаче мы отвечали на этот вопрос. Снять личный доход в иностранной валюте нельзя. Для расчетов за топливо, проживание водителя и иные расходы, непосредственно связанные с осуществлением деятельности, используйте корпоративную карточку. Как ее получить и как использовать - вам скажут в обслуживающем банке. Главное помните, что ее нельзя использовать для расчетов при оплате личных расходов.

Вопрос от Алексея: Я - ИП. Являюсь плательщиком подоходного налога по общей системе с НДС. Имею расчётный счёт в банке и корпокарту.  Использую карту для покупок:
1.      Топлива
2.      Хозяйственных расходов по обслуживанию склада и офиса (бумага, канцтовары, замки, завесы и прочая мелочь, были случаи - проходила оплата, не касающаяся предпринимательской деятельности, - оплата услуги)
3.      В командировках по Рб – проживание в гостиницах
4.      В командировках за пределами РБ – на всё питание, проезд, проживание.
Правильно ли я использую карту? В каких из моих случаев меня могут наказать за нецелевое использование?  В случае нецелевого использования в описании карты есть сноска - нужно вернуть средства, использованные нецелевым способом.
Регулярно приходится пополнять расчётный счёт своими средствами - это то же самое? Кто контролирует использование корпокарты и какая может быть ответственность.

Ответ: В принципе, все верно. Базовый перечень расходов, которые могут оплачиваться с использованием корпоративной пластиковой карточки, определен пунктом 26 Инструкции  о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением правления НБРБ от 18 января 2013 г. № 34.
Ответственность - в зависимости от того, какое нарушение вами совершено, общих для всех случаев правил нет.

Вопрос: Добрый день! Может быть, вы  ответите и на мои вопросы.
1. Надо ли мне регистрироваться в торговом реестре? Я - ИП, оказываю услуги по ксерокопированию, распечатке цифровых фотографий, перфорирую и скрепляю (прошиваю) документы пластиковыми креплением (пружина).
2. С какой даты  мне необходимо обеспечить свой пункт оказания услуг терминалом? Я нахожусь в г. Молодечно. На данный момент объем выручки не превышает размер, установленный для оснащения терминалом в обязательном порядке.

Ответ: Для регистрации вас в торговом реестре нет оснований, так как вы не осуществляете торговую деятельность.
С момента превышения предельного размера.

Вопрос от Александра:
К сожалению, мы не получили ответы на свои вопросы во время (или после) эфира 26.01.2015 г., так как прислали их уже в понедельник, 26 января.
Будем очень благодарны, если вам все-таки удастся дать свои ответы на наши вопросы.
Вот они:
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1207 от 19.12.2014 носит название "О некоторых вопросах потребительского рынка"
Что понимается под термином "потребительский рынок" и в каком документе дано определение данного термина.
2. Предприятие - импортер из третьих стран. Деятельность предприятия - оптовая торговля. Цель приобретения товаров покупателями - собственное производство.
Распространяется ли действие постановления №1207 на указанное предприятие? Если да, то в каком пункте данного постановления это указано?
3. Предприятие - импортер из третьих стран. Деятельность предприятия - оптовая торговля. Цель приобретения товаров покупателями - для розничной торговли.
Распространяется ли действие постановления №1207 на указанное предприятие? Если да, то в каком пункте данного постановления это указано?
4. В письме Министерства торговли и Министерства экономики от 15.01.2015 г. "О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207" есть пункт 1.2.
Порядок применения какой части постановления Совета Министров РБ №1207 он разъясняет и на предприятия с какими видами деятельности он распространяется.
5. Насколько обязательным для применения является письмо МТ и МЭ от 15.01.2015 г., принимая во внимание, что письмо - это не нормативно-правовой акт.
6. Насколько обязательно упомянутое письмо для применения предприятиями-импортерами при формировании цен в оптовой торговле.

Ответ: “Потребительский рынок: сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда” (Постановление Госстандарта Республики Беларусь 28.04.2003 № 22). Полагаю, что потребительский рынок в смысле постановления № 1207 представляет собой рынок потребительских товаров, или товаров, обладающих потребительскими свойствами, которые определены в нормативных актах как свойства товара, проявляющиеся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей. Вывод - потребительский рынок следует понимать как рынок товаров, предназначенных для потребления гражданами, т.е. розничный рынок товаров.
Нет, действие постановления № 1207 на данный товар не распространяется, так как он не относится к категории потребительских. Дополнительно замечу, что цель приобретения в договорах не указывается с 01.04.2011 года, а даже если она и указана - это никак не мешает покупателю использовать товар по любому назначению, независимо от того, что указано в договоре.
Цель приобретения товаров никак не связана с постановлением № 1207. Покупатель приобретет у вас его “для закапывания в землю”, но выложит в розничном магазине, и товар станет потребительским. Постановление распространяется на товары, сущность которых - служить объектом удовлетворения потребностей граждан, независимо от цели приобретения в оптовой торговле и количества оптовых звеньев торговой цепочки.
Вопрос в принципе некорректен по причинам, изложенным выше. Прошу учесть, что указанное вами письмо не применяется более с 3 февраля 2015 года, вместо него следует применять письмо от 30.01.2015 года №  12-01-11/860/03-20/152к
В чистом виде письмо - это не нормативный акт, но фактически оно служит временным документом, регулирующим определенный круг вопросов, которые, кстати, входят в компетенцию данных органов госуправления. И с другой стороны, все организации, частично или полностью подчиненные государственным органам, будут его применять, поэтому доказывание, что “письмо - не акт, применять не обязательно”, просто не возымеет никакого действия. К тому же Министерство торговли действительно наказывает за несоблюдение изданных предписаний, причем наказывать будет тех, кто у вас покупает товар для продажи в розницу.
Применение письма зависит от сути и назначения товара, а не вида осуществляемого вами оборота.

Вопрос от Дениса:
Вопрос по поводу системы налогообложения и расчётов с помощью наличных денежных средств. Супруга работает дизайнером интерьеров,
зарегистрирована в кач-ве ИП, код вида деятельности 74870 (оказание прочих услуг населению). В настоящий момент применяется упрощённая система налогообложения (5% от выручки, без НДС) при работе с юр. лицами. Два вопроса:
1. Можно ли применять УСН при работе с физ. лицами? Если нет, то как тогда организовать работу с ними (какую систему налогообложения
следует применять)? И тут же: необходимо ли уплачивать налог при работе с физ. лицами для выбранной системы налогообложения в случае
отсутствия заказов (равно отсутствие движений по счёту)?
2. Как учитывать наличные денежные средства при работе с физ. лицами? Нужно ли оформлять какой-то документ об их приёме (чек,
приходно-кассовый ордер и т.д.)?

Ответ: УСН может применяться независимо от того, кто ваш заказчик. Исключние - виды деятельности, при которых уплачивается единый налог (Приложение № 25 в Налоговому кодексу РБ). Налог платится с выручки, следовательно, если нет выручки - нет налога.
Для приема наличных средств можно использовать кассовый аппарат, приходные кассовые ордера. Как вариант - заказчики могут оплачивать ваши услуги через банк, банковским переводом, это избавит вас от множества вопросов и документов.

Вопрос от Жени Королева: Здравствуйте. Я - ИП. Занимаюсь грузоперевозками. Скажите, что грозит, если не платить ФСЗН?

Ответ: Доначисление взносов, пени за просрочку их уплаты, а также административный штраф в размере до 20% неуплаченных взносов.

Вопрос от Андрея Богдана: Собираюсь открыть ИП и создать или купить сайт по поиску клиентов для ИП и строительных организаций, занимающихся ремонтом и строительством помещений. Подскажите, пожалуйста, какой это будет вид деятельности, какой налог платить и сколько платить с 1 января за сайт (или это будет входить в общие налоги). Может ли название сайта находиться в доменной зоне "com"?
Спасибо.

Ответ: Вариантов немного - это будут или рекламные услуги, или маркетинговые. При применении общей системы налогообложения -  подоходный налог, 16% от валового дохода. При применении упрощенной системы налогообложения  - 5% от валовой выручки либо 3% от валовой выручки плюс НДС. За сайт вы платите только за хостинг и домен, эти платежи к налогам никакого отношения не имеют. Сайт, предназначенный для оказания услуг предпринимателем, должен находиться в доменной зоне .by и хоститься на белорусском сервере (Указ Президента РБ от 1 февраля 2010 г. № 60).

Вопрос от Ирины Король:
Здравствуйте, Владимир. Могу ли я как  ИП, оказывающая маркетинговые услуги,  применить профессиональные вычеты без подтверждающих документов в размере 10% от доходов, полученных от ООО, одним из учредителей которого я являюсь. Дайте, пожалуйста, ссылку на НК.

Ответ: Прямой ссылки дать не могу, только логическая цепочка:
в соответствии с п. 3.19. ст. 286 НК РБ при получении дохода от такой организации для вас сохраняется общий порядок уплаты подоходного налога. Следовательно, вы являетесь плательщиком подоходного налога, несмотря на то, что применяете УСН. А п. 1 ст. 168 устанавливает право на профессиональный налоговый вычет в размере 10% при плате подоходного налога для такой категории плательщиков, как предприниматели. Вывод - вы вправе применять вычет.

Вопрос от Ольги:
У меня есть несколько вопросов:
1. Я - ИП, работаю по УСН (5%). Могу ли я оформить в качестве наемного работника своего мужа бухгалтером. На данный момент он нигде не работает. Если да - то какие при этом я должна привезти документы: в налоговую, ФСЗН, Белгосстрах - может, еще куда? Я делаю отчисления в ФСЗН за себя - отчисления за наемного работника должны быть такие же? Должна ли буду что-либо уплачивать в Белгосстрах ?

2. Могу ли я как физическое лицо иметь счет в системе "Яндекс. Деньги"?
Я не получаю какой-либо доход на этот счет - а, скорее, могу зачислить с карточки либо платежного терминала - чтобы пользоваться этими деньгами для оплаты различных on-line-сервисов и совершения online-покупок. Есть ли ограничения на подобные операции (деньги хранятся там в российских рублях - а рос. рубли для нас это валюта)?
И аналогично, например, если я перечислила эти деньги на счет "Яндекс.Деньги" - не использовала их и хочу опять перевести на карточку - не будет ли это считаться получением заработка из-за рубежа?
И еще связанный с этим вопрос - т.к. у меня открыто ИП - в случае каких либо проверок не привяжут ли пользование подобными электронными деньгами к деятельности ИП. Нужно ли как-то доказывать, что эти деньги не причастны к моей деятельности?

3. Будучи ИП, осуществляю следующие виды  деятельности: 74400, 72220, 72300 (по УСН 5%). Нужно ли мне делать какую-либо калькуляцию своих услуг и формировать какие-либо прайсы, на основе которых я выставляю счета своим заказчикам? Я уплачиваю 5% от всех сумм, поступивших на мой р/с. Услуги оказываю на территории РБ. С импортом или экспортом товаров/услуг и валютой никак не связана.
И еще. Например, выставляю счет своему клиенту на оказание услуг по размещению рекламы. Оплата поступает - услуги заказчику я оказываю (по договору с клиентом  размещение я осуществляю с привлечением третьих лиц - собственно площадки, где будет размещаться реклама) - заказчик доволен, подписывает со мной акт выполненных работ/услуг (что он претензий не имеет), и со всей суммы счета (что получила от клиента независимо от того, сколько потратила на оплату размещения его рекламы) я оплачиваю налог 5%. В случае проверки - нужно ли мне будет предоставлять проверяющему акт от той площадки, где было размещение рекламы, если заказчику по сути этот акт не нужен - он увидел результат и доволен?

Ответ: Можете. Заключаете трудовой договор, платите с его заработной платы подоходный налог, за него - взносы в ФСЗН, но не как свои, а от начисленной заработной платы (34% за ваш счет как нанимателя, 1% из начисленной зарплаты), плюс взносы в Белгосстрах. Носить никакие документы никуда не нужно, но помним об отчетах в налоговую, фонд и Белгосстрах.
Указанные вами операции не относятся к предпринимательской деятельности, а являются вашими операциями как гражданина.
Цена ваших услуг свободная, определяется соглашением сторон. Никаких документов по ценообразованию не требуется. При проверке вы кроме данных учета предъявляете те акты, согласно которым ваши услуги приняты заказчиком и оплачены.

Вопрос от Андрея:
Я владелец ООО. Мы работали по упрощенке с НДС, закупали услуги у РФ. Дело в том, что в последнем квартале у нас образовался долг по НДС в размере 12 миллионов. По разным причинам до последнего момента надеялись на оплату наших клиентов, но нам не оплатили. У нас есть нераспределенный вычет НДС в размере 13,5 миллиона, но учесть что клиенты с НДС у нас не предвидятся, то и на использование вычета мы не надеемся. Что я сделал: 1. Кроме меня (директора), уже нет работников 2. По аренде тоже решил все. 3. С этого квартала (2015 года) я перешел на упрощенку без НДС (для возможной вероятности перекрытия долга новым клиентом и избежания уплаты нового НДС). У нас нет на фирме имущества, нам никто ничего не должен, бухгалтерия велась. Как мне поступить? Деятельность вести больше не планирую. Банкротство? Как минимизировать личные потери денег? Возможен ли зачет долга по НДС в размер нераспределенного вычета прошлого года по НДС? Налоговая в курсе, но еще заявления не написаны. Спасибо.

Ответ: Зачет долга по НДС возможен в счет переплаты по тому же или по иным налогам, образовавшейся в прошедших налоговых периодах, но в любом случае все делается с согласия ИМНС. Если же ваша задолженность не может быть зачтена, вам придется уплатить данную сумму налога. Банкротство - не обязательно выход, так как при банкротстве при определенных условиях ответственность перед бюджетом может быть возложена на учредителей и должностных лиц организации.

Вопрос от Владимира:
1. ИП, применяющий УСН, арендует у ООО помещение под оказание услуг. Имеет ли он право сдать часть этого же помещения в субаренду другому ИП для оказания услуг с разрешения арендодателя. 2. Как он должен платить налог с уплаченной ему суммы за субаренду.

Ответ: С 2015 года в указанной вами ситуации ИП не имеет права применять УСН вообще, если будет сдавать в субаренду не принадлежащее ему недвижимое имущество. При сдаче в субаренду ИП обязан перейти на общую систему налогообложения и уплачивать налог по ставке 16% не только с субарендных платежей, но и по всей остальной деятельности.

Вопрос: Помогите, пожалуйста, разобраться с курсовыми разницами. ИП применяет ОСН (16%). Розничная и оптовая продажа автоаксессуаров. Товары закупаем в РФ. Также осуществляем экспорт в страну ЕС, поступают евро на валютный счет. Есть масса вопросов по расчету курсовых разниц в обоих случаях и включения их в доходы/расходы соответственно. На данный момент расчет курсовых разниц ведется следующим образом: по рос. рублю -  берем курс на дату оприходования товара минус курс на конец месяца. По евро - курс на дату поступления валюты минус курс на конец месяца. Будем признательны за любую консультацию! Мисаревич Наталья

Ответ: Уважаемая Наталья, в вашем вопросе явно недостаточно данных для сколько-нибудь определенного ответа. А с учетом моей профессиональной специализации - вам все же лучше обратиться в бухгалтерскую компанию или к аудиторам.

Вопрос от Евгения Ветрова: я - ИП, осуществляю ремонт обуви в павильоне в Бресте. С хозяйкой павильона, которая предоставила мне его, был заключен договор безвозмездного пользования. Земля была взята в аренду у государства, договор аренды был заключен на хозяйку. Недавно хозяйка скончалась. Как я могу продлить аренду на землю? И действителен ли договор на павильон?

Ответ: Недостаточно информации о ситуации для ответа, в частности, неясно, хозяйка павильона была ИП или просто гражданином, есть ли у нее наследники, заведено ли в нотариальной конторе наследственное дело. Если она была просто гражданином и нет наследников, то ваш договор утрачивает силу. Если наследники есть - договор остается, но арендодатель у вас скоро сменится. Путей развития ситуации множество.

Вопрос от Дениса Казеко: я - ИП, работающий по УСН (без НДС). Планирую заниматься розничной торговлей непродовольственными товарами. Товары хочу закупать в РФ за наличный расчет (поставщик выдает пакет документов на товар: товарные накладные, счета, сертификаты, договор, кассовые чеки). Имею ли я право снимать со своего расчетного счета (как доход предпринимателя) бел. рубли, покупать в обменном пункте за них росс. рубли и оплачивать последними поставщику?
 
Ответ: Валюту вы вправе купить в обменнике как физическое лицо, но только за счет белорусских рублей, снятых со счета как личный доход. Эту валюту можно использовать для оплаты импорта за рубежом. Такое право есть только у предпринимателей (постановление правления Нацбанка № 1 от 17.01.2007 года, п. 27.2.).

Вопрос от Валентины: ОДО ввезен товар (сырье для кондитерского производства) до 18 декабря 2014 г. Товар получен с условием отсрочки платежа, т.е. оприходован, но не оплачен. Имеем ли мы право увеличить стоимость товара с учетом роста курса валюты на  неоплаченный товар, ввезенный до 18.12.14 г., с учетом постановления Минторга  от 15.01.15 г.
Большое спасибо.

Ответ: Во-первых, не постановления, а письма Минторга и Минэкономики. Во-вторых, данный документ определяет возможность изменения цены только на основании процента изменения курса валют к моменту поступления, оприходования товара. Дата и условия оплаты товара, увы, никакого значения в данном случае не имеют.

Вопрос от Глеба: Подскажите, каков порядок ликвидации ЧТУП. Остался только директор - единственный учредитель. Вид деятельности: торговля по образцам (автозапчасти), Минск.  И в какой момент можно отказаться от аренды юр.адреса (помещения). Спасибо.

Ответ: Отказаться от аренды можете, когда вам будет угодно чисто с практической точки зрения. Порядок ликвидации организации определен Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным декретом Президента РБ № 1 от 16.01.2009 года.

Вопрос от Сергея: Планируем мелкосерийное производство продуктов питания в вакуумной упаковке. Подходящее с точки зрения санстанции и др. органов помещение имеется. Вопрос:
1) Надо ли сертифицировать сам продукт? в каких органах? насколько это долго, затратно и сложно в целом? 
2) Надо ли сертифицировать оборудование, на котором будет всё производиться?
3) Хотим купить оборудование за наличные как физлицо в Европе и привезти сюда по частям, дабы не платить таможенные пошлины и ввозной НДС. Сможем ли мы его потом поставить на учет (дабы учитывалась амортизация и т.д.) или нет? Что могли бы вы посоветовать в этой ситуации?

Ответ: Перечень продукции, товаров, работ и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия (сертификации), определен постановлением Госстандарта № 60 от 16 декабря 2008 г.
Как правило, оборудование для производства не сертифицируется, если оно, опять же, не включено в перечень, о котором сказано выше.
Вообще официально так делать не рекомендуется, поэтому ваше решение - это ваш риск. Но помните, что для ввоза физическими лицами есть ограничения по стоимости, весу, а также существуют перечни товаров, не разрешенные к ввозу физическими лицами. Кроме того, если товар (часть оборудования, ввозимого вами) как самостоятельная вещь не является объектом потребления или бытового использования, таможенные органы вправе отказать в беспошлинном ввозе как товаров для личного пользования.

Вопрос: Здравствуйте. Я - ИП, работаю по УСН, занимаюсь розничной торговлей в торговой точке, есть кассовый аппарат, ведется книга кассира-операциониста и КУДиР. У меня два наемных работника. Зарплату выдаю наличными, есть чековая книжка. Вопрос по поводу учета и оформления выдачи заработной платы. Сдаю выручку на расчетный счет в банк, когда приходит время выдачи заработной платы - выписываю чек, выплачиваю взносы в ФСЗН, подоходный налог, Белгосстрах. И выдаю заработную плату по платежной ведомости и оформляю РКО. Нужно ли мне оформлять ПКО при получении денег на выдачу з/платы? Или вместо ПКО достаточно к документам приложить корешок чека? И обязательно ли тогда вести кассовую книгу (сейчас ее не веду)? Спасибо! Андрей Дмитриев.

Ответ: Приходный кассовый ордер при получении денег по чеку составляется как документ, подтверждающий получение денег в кассу. И кассовая книга также  ведется.

Вопрос от Андрея Белоуса: Хотелось бы уточнить отдельные моменты по ранее звучавшим вопросам по ИП. ИП применяет УСН (без НДС) и сдает автотранспортное средство в аренду унитарному частному предприятию (общеустановленный порядок налогообложения), в котором он является учредителем и директором одновременно.  С уплатой подоходного налога (16%) понятно.
Вопросы:
1.  Будут ли являться для ИП профессиональными налоговыми вычетами затраты, связанные с ежемесячной уплатой банку основного долга и процентов по кредиту, выданному на приобретение данного автотранспортного средства (просроченных процентов нет)? 
2. В какой срок подлежит уплате подоходный налог с дохода, полученного от сдачи в аренду транспорта УП?
3. Надеемся, что УП не будет являться в данной ситуации налоговым агентом, поэтому расчет и уплату подоходного налога должен производить сам ИП, да? 
Спасибо за консультацию!

Ответ: Да, при наличии документов, подтверждающих оплату. До 22 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ИП платит свои налоги сам.

Вопрос: Я - ИП, работаю по УСН, нахожусь на больничном по болезни ребенка 10 лет. Как, сколько  и кто оплачивает дни нетрудоспособности. Налог в ФСЗН за 2014 год предполагаю уплатить в феврале. Горбач Игорь.

Ответ: Пособие по временной нетрудоспособности ИП выплачивается только при наличии уплаченных взносов за прошлый год, так как до уплаты взносов и подачи отчета нет возможности определить, являетесь ли вы плательщиком в Фонд. Выплата пособия производится не перечислением на расчетный счет, а путем недоплаты соответствующих сумм в Фонд. Размер пособия - уточните в территориальном отделении ФСЗН.

Вопрос: Здравствуйте. Я - ИП, работаю по УСН 5% от выручки, оказываю услуги. В 2014 году болел 1,5 месяца. За этот период мне больничный не положен (как мне сказали в районном отделе ФСЗН) по той причине, что я не платил взносы в 2013 году (согласно ст. 34 НК РБ, редакция до 1 января 2014 г.).  Я с этим не спорю. С 1 января 2014 года я обязан уплачивать взносы в ФСЗН согласно новой редакции НК РБ. Здесь тоже все понятно. Но при этом я еще и должен уплачивать взносы за период болезни. Как так? Почему ИП не освобождаются от взносов в ФСЗН за период болезни? Я же не работал по уважительной причине. Согласно указам № 40, 87 и т.д.,  все законно, но это же абсурд. Как может человек что-то выплатить за период, когда он не мог работать по состоянию здоровья? Помогите, пожалуйста. Может, есть какой-нибудь документ, дающий право не уплачивать взносы за период болезни? Если нет, то как можно повлиять на данную ситуацию? Очень жду вашего ответа. Спасибо. Дмитрий Хламов.

Ответ: Уважаемый Дмитрий. Понятия чести, совести, правды и справедливости не являются категориями, определенными законодательством Республики Беларусь (с). Да, фактически получается, что у вас больничный не будет оплачен, так как на момент составления листка временной нетрудоспособности не было сведений, позволяющих установить, что вы являетесь плательщиком взносов в Фонд. А неплательщикам пособия не выплачиваются. С точки зрения Фонда вы не обязаны платить что-то во время болезни, так как выплата взносов годовая, никто не обязывает платить помесячно. Но, в конечном итоге, все именно так.
P.S. Вопросы уплаты взносов в ФСЗН регулируются не Налоговым кодексом, а указом № 40 от 16.01.2009 года и законом от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII.

Вопрос: Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, в следующих вопросах.
1. Можно ли у нас в Республике оказывать услуги частного детектива? Как это оформить, куда обращаться, какие документы необходимы и как платить налоги?
2. Как правильно называется такая деятельность? Если необходимо будет просто разыскивать людей, не вторгаясь в личную жизнь?
Спасибо.

Ответ: Нет, такой вид предпринимательской деятельности в Беларуси запрещен, поскольку квалифицируется как оперативно-разыскная деятельность, которая является исключительно прерогативой государственных органов. Закон РБ от 9 июля 1999 г. № 289-З “Об оперативно-разыскной деятельности”, ст. 7.

Вопрос: Добрый день) я планирую открыть ИП для работы мастером по депиляции, нужно ли мне медобразование, отдельное помещение? Или я могу работать у себя дома (что предпочтительнее)? Или лучше оформлять как выезд к клиенту на дом... Какую систему налогообложения лучше использовать? Нужен ли мне будет кассовый аппарат? Ольга.

Ответ: Ваша деятельность относится к деятельности салонов красоты, что для ИП подразумевает уплату единого налога. Медицинское образование не требуется, лицензия на медицинскую деятельность также не нужна, судя по содержанию указа от 1 сентября 2010 г. № 450 и постановления Совмина от 12 марта 2011 г. № 309.
Требований к помещению или порядку оказания услуг в контексте вида деятельности при подготовке ответа не найдено, поэтому, полагаю, что возможно оказывать такие услуги дома, но учитывайте то, что помещение вашей квартиры имеет целевое назначенние - для проживания граждан. Использование помещения для предпринимательской деятельности возможно, только если не нарушаются нормы безопасности, связанные с шумом, вибрацией, выбросами, испарениями ядовитых веществ и т.п. 
Вы будете плательщиком единого налога с ИП. Налог платится авансом за следующий месяц. Ставка налога зависит от места вашего проживания. 

Вопрос: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какова система налогообложения для ЧУП, которое занимается оказанием образовательных услуг для детей дошкольного возраста? Есть ли какие-либо льготы? С уважением, Марина Калинина.

Ответ: Систему налогообложения для организации вы выбираете самостоятельно. Вариантов два: 1 - общая система налогообложения (уплата НДС, налога на прибыль), 2 - упрощенная система налогообложения (уплата налога при УСН). Но практика показывает, что в вашей сфере деятельности (услуги без крупных материальных затрат), как правило, выгоднее УСН.

Вопрос: Здравствуйте. Работаю по контракту с российской фирмой врачом в Анголе 10 мес. в году. Раньше зарплату получали наличными $ и отправляли переводами  в РБ. С этого года фирма в обязательном порядке предлагает переводить мою зарплату из Москвы на $ счет  жены, открытый в РБ. Как избежать двойного налогооблажения? Что важно учесть? Спасибо, Петр.

Ответ: В России у нанимателя необходимо истребовать справку о суммах выплаченного дохода и удержанного налога, а также справку для целей применения соглашения об избежании двойного налогообложения. Вторая справка выдается в российской налоговой, реквизиты соглашения с Беларусью и форма справки у них есть. На основании этих данных в Беларуси подается декларация и подоходный налог, уплаченный за вас в России, зачитывается в счет налогов, причитающихся в Беларуси.
P.S. Рекомендую все же, чтобы счет в белорусском банке был открыт на ваше имя.

Вопрос от Аллы Мулярчик: 1. Может ли директор ООО работать на полставки по совместительству, если он основной учредитель, а основное место работы у него - сфера образования?
2. Какие  документы необходимо  предоставить  для открытия временного счета для формирования уставного фонда ООО и какова стоимость открытия такого счета?  Заранее благодарю за помощь.

Ответ: Да, может, если в сфере образования он не признается государственным служащим.
Уставный фонд регистрируемого ООО формируется в течение 12 месяцев после регистрации. Если же вы намерены сформировать уставный фонд заранее, то, как правило, временный счет открывается банками бесплатно. Все вопросы платы за открытие и ведение счетов различного типа - это вопросы тарифов конкретного банка.

Вопрос от Сергея Бобрикова:
Здравствуйте, занимаемся розничной торговлей на рынке мягкой игрушки, хотим открыть небольшой павильон, заниматься продажей коробочек, пакетиков, открыток и сувениров, а также упаковкой подарков. Подскажите, к какому виду деятельности это относится, какая будет действовать система налогообложения - единый налог или упрощёнка? Заранее благодарю.

Ответ: Вы не указали главного - кто занимается продажей, юридическое лицо или предприниматель? Если юридическое лицо, то у него не бывает единого налога, варианты есть только общая либо упрощеная система налогообложения. Если предприниматель, то в этой части  вы будете плательщиком единого налога с ИП, вид деятельности - розничная торговля непродовольственными товарами.

Вопрос: Как мелким белорусским ИТ-компаниям продавать сервис за рубежом, получая "электронные деньги" (не бел. рубли). А точнее, как оформить получение этих денег на счет. Агенты, которые принимают платежи, могут делать вывод электронных денег, но ни договоров, ни (тем более) актов выполненных работ от конечных покупателей получить нельзя.
Примеры googleAdSence, покупки в приложениях, онлайн-сервисы.
ИП Халецкий Андрей Викторович.

Ответ: Фактически - никак. Вопрос оборота и использования электроных денег регламентирован Постановлением правления НБ РБ от 26 ноября 2003 г. № 201 “Об утверждении правил осуществления операций с электронными деньгами”. В частности, документ содержит основные цели, на которые электронные деньги могут быть использованы (п. 15 Правил). Резидент не имеет права получать выручку в электронных деньгах, получение средств должно происходить в обычных деньгах и на текущий счет, открытый в банке в белорусских рублях или иностранной валюте. Увы, законодательство Беларуси в этой части весьма архаично, но и в этом есть определенный резон, так как продажа сервиса за рубежом - это экспорт услуг, а экспорт должен быть оплачен деньгами, что соответствует принципам защиты внутреннего рынка и валютной самостоятельности государства. А “электронные деньги”, собственно, деньгами и не являются, это заменитель денег, упрощающий трансфер и оборот, но не деньги как таковые.

Вопрос: Хочу начать своё дело, связанное с диетическим питанием. В планах - создание сайта, соц. групп и т.п. Партнёр - российские компании. Для начала это будут совсем небольшие партии товара. Проконсультируйте, пожалуйста, в области сертификации продуктов питания. Если у меня интернет-магазин - какое выбирать налогообложение? После открытия ИП мне обязательно приобрести кассовый аппарат? Как регулируется ценовая политика на продукты в Беларуси (могу ли я регулировать цены по своему усмотрению?)? При открытии ИП какой раздел вида деятельности мне указывать (если это интернет-магазин и продажа посредством объявлений в интернете)?
Также интересуют способы анализа бизнеса. Помимо теста бизнеса на разных порталах с объявлениями, какие ещё есть способы максимально удостовериться, что бизнес будет ликвидным? Заранее благодарю за вашу помощь и простите мне мою неосведомлённость в юридических вопросах! С уважением, Анастасия Леваненко

Ответ:  Вопрос задан крайне общий, и подробностей в вашей ситуации огромное множество. Тем не менее, постараюсь дать хотя бы основную информацию. Как правило, все продукты питания подлежат сертификации. Полный перечень - постановление № 60 от 16 декабря 2008 г. Не забываем, что есть еще и гигиеническая регламентация - там отдельные перечни и процедуры. Ценообразование основной массы товаров - свободное, но если будете торговать товарами, отнесенными  к социально значимым, то будет ограничение торговой надбавки.
Если будете работать как ИП и продавать товары в розницу - будете плательщиком единого налога с индивидуальных предпринимателей. Налог платится авансом, ставка налога зависит от того, в каком городе или области проживаете и планируете  работать. Вид деятельности - розничная торговля, в части включения в торговый реестр (а вам потребуется и это сделать) - розничная торговля по образцам.
Любой бизнес можно сделать ликвидным, любой бизнес можно провалить. Это зависит уже от вас.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, если я правильно понимаю, то при наличии основного места работы (трудовых отношений) ИП может не уплачивать взносы в ФСЗН? И какие подтверждающие документы необходимо предостваить при регистрации ИП, чтобы не упачивать ФСЗН, - копию трудового договора, выписку из трудовой? Спасибо! С уважением, Евгений Шухно.

Ответ: Правильно понимаете. Документы не нужны, в заявлении о государственной регистрации предпринимателя ставите галочку напротив пункта о том, что вы работаете по трудовому договору. Данные исполком передает в ФСЗН, при необходимости - можете в Фонде написать также заявление, что не желаете пользоваться услугами государственного социального страхования как ИП ввиду наличия льготы. Но это уже только если сам Фонд попросит.

Вопрос: Добрый день, Владимир.
Ситуация возникла, на мой взгляд, совсем неоднозначная: работаю как ИП уже очень давно, есть наемные работники, все платежи и налоги в бюджет плачу в полном объеме в установленные законодательством сроки, с отчетностью тоже никогда никаких вопросов не возникало.
В январе 2014 г. не имела возможности лично предоставить отчет по форме 4-Белгосстрах в РУП "Белгосстрах", мною было отправлено письмо, правда не заказное, а обычное, но в том, что оно дошло и данные за 2013 год внесены,  я узнала у специалистов данной организации. Это обычная практика по приему отчетов, особенно годовых: главное позвонить и убедиться, что отчет получен. Надо сказать,  что платежи-отчисление от ФОТ в пользу РУП "Белгосстрах" мною перечислялись ежемесячно на протяжении 2013 и 2014 гг.
В этом году при сдаче отчета за 2014 год обнаружилось, что отчет за 2013 не сдан, а отчетные данные даже не вводились в базу. Выписан штраф в размере 10 БВ=1 800 000 рублей. Понимаю, что виновата в том, что не могу документально подтвердить сдачу отчета за 2013 год. Но назревает вопрос: почему инспекторы Белгосстраха, видя регулярные перечисления на протяжении нескольких лет, не удосуживаются известить плательщиков о том, что ими не сдана отчетность? Ведь если бы это было сделано до 01.07.2013, то штрафные санкции составили бы 10% от суммы уплаченных за 2013 г. взносов, что составило  бы 9 000 рублей. Разница, да ?!:))
Представители Белгосстраха ответили, что система отслеживает подобные случаи только по отношению к юрлицам, ИП с их платежами и проблемами - сами понимаете где.
Как думаете, можно ли в этой ситуации побороться? Ведь за этот год поменялись НПА, касающиеся плательщиков Белгосстраха, и не в лучшую для них сторону. Возможно ли к данной ситуации применить ст. 67 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-3, когда придание обратной силы НПА не допускается, если он предусматривает усиление ответственности граждан, в т. ч. и ИП.
Заранее спасибо. С уважением, ИП Краснер Анна Николаевна.

Ответ: Бороться будет бесполезно, так как спор будет иметь формальный вид: нет отчета - значит, есть штраф.
При расчете суммы штрафа смотрите выгоду не для себя, а для того, кто штраф получает. Там выгоднее подождать и потом побольше взять. Увы. Применение норм об обратной силе закона вряд ли поможет, так как недопущение обратной силы при усилении ответственности еще не означает применение обратной силы при смягчении этой самой ответственности.

Вопрос от Владимира Лагоды: Правомерны ли действия работодадателя ООО "ЕВРОТОРГ", магазин "Евроопт", в отношении к работникам и является ли данное действие нарушением ТК РБ? Ситуация следующая. Работаю грузчиком в "Евроопте". Рабочая смена с 11утра и до 23 часов. При данном графике с 22.00 до 23.00 классифицируется как ночное время работы. За месяц накапливается около 15 часов ночного времени. Однако работодатель за ночные часы один месяц платит, второй месяц не оплачивает.

Ответ: Ваш вопрос свидетельствует о наличии спорных правоотношений с нанимателем, следовательно - находится в компетенции уполномоченных государственных органов и суда. Дать четкий ответ “да, нарушение” или “нет, все правильно” я не могу, так как нет возможности оценить документы, графики работы и т.п., что делается при проверке.
В случае, если вы полагаете, что наниматель нарушает ваши права, установленные трудовым законодательством - вы вправе обратиться в территориальное управление инспекции труда с заявлением о проведении проверки либо обратиться в суд с иском о взыскании заработной платы в соответствующем размере. Перед этим можно обратиться с письменным заявлением к нанимателю для предоставления информации об учете вашего рабочего времени и начислениях по выданной заработной плате.

Вопрос от Алексея Соболевского
Имеет ли право индивидуальный предприниматель при ОСН с НДС или УСН с НДС взять к вычету НДС, уплаченный по договору долевого строительства нежилого помещения (офисного назначения) при реализации товара в рамках осуществления розничной торговли по образцам 52610? Дополнительные данные: 1. 27 февраля 2014 года был заключен договор долевого строительства с физическим лицом.
2. Как индивидуальный предприниматель зарегистрировался 21 октября 2014 года.
3. Есть возможность заключить дополнительное соглашение с застройщиком офиса, на основании которого право собственности можно будет зарегистрировать на индивидуального предпринимателя.
4. Оплата вносилась наличными в кассу банка на расчетный счет застройщика (есть квитанции).
5. Стоимость офиса с НДС 20%.
6. Застройщик сообщил, что фактическая сумма НДС будет немного меньше, чем 20%, т.к. был один подрядчик, который работал без НДС, а НДС представлен в виде затрат.

Ответ:  Да, можно. Но договор должен быть с ИП, и зачтете только суммы, уплаченные после регистрации как предпринимателя.

Вопрос от Марины Берешко: Собираюсь открывать интернет-магазин, что лучше - регистрировать индивидуального предпринимателя или частное унитарное предприятие? Или какое предприятие лучше (ООО, ОДО) ?

Ответ: Вам выбирать. Все зависит от того, будут ли у вас наемные работники, где и как будете покупать товар, как продавать, как выручку получать, будет ли у вас склад, каков будет планируемый размер торговой надбавки, а также еще от ответов примерно на сотню подобных вопросов. Разницы между ООО, ОДО, ЗА или ЧУП с точки зрения налогов и порядка ведения бизнеса нет.

Вопрос от Сергея Радиминовича: ИП я работал 10 месяцев. Единый налог платил регулярно. А отчисления в пенсионный фонд  не платил, т.к. по виду деятельности не было заказов, соответственно, не было доходов. Что отображено в налоговых декларация о доходах.  Мне пришло уведомление о том, что я обязан выплатить около 6 миллионов рублей, в противном случае деньги будут взысканы через  суд......что мне делать ....денег у меня нет вообще...

Ответ: Уплата взносов в ФСЗН предпринимателем - обязанность, никак не зависящая от наличия у вас дохода или выручки, при отсутствии у вас льгот (указ № 40 от 16.01.2009 года, Положение об уплате взносов, пункт 7). Это одна из сторон предпринимательского риска, увы. Платить, похоже, придется так или иначе.

Вопрос от Сергея Сергеенко: Сколько можно открыть счетов для ООО, в т.ч. и в иностранной валюте? По каким позициям рассчитывается налог на прибыль для турагенства? Заранее благодарен!

Ответ: Счетов в белорусских рублях - сколько хотите, в иностранной валюте - по одному для каждого вида валюты.
Ответить невозможно, так как вами не указана применимая система налогообложения и порядок определения выручки по вашей деятельности.

Вопрос: 1. Какие счета необходимо открыть для расходов на организацию и расходов на зарплату (т.е. нужен один общий счёт или по отдельности)?
2. Как считается з/п для учредителей и как делятся дивиденды потом? Или каким образом рассчитывается чистая прибыль на каждого учредителя?

Ответ: Текущий (расчетный) счет в белорусских рублях. Хотя бы один.
Зарплата для учредителей бывает, только если они заключают трудовой договор (контракт) с организацией либо работа является обязанностью в силу организационно-правовой формы юридического лица (производственный кооператив, крестьянско-фермерское хозяйство). Далее - штатное расписание, табель учета рабочего времени, начисление и т.д.
Распределение дивидендов - при наличии чистой прибыли по итогам финансового года, распределяются и выплачиваются по решению общего собрания участников с уплатой 13% подоходного налога физических лиц.

Вопрос: Меня зовут Дмитрий, я предприниматель из Минской области. Дело в том, что я параллельно с предпринимательской деятельностью работал в ОАО "Любанский ЗСБ". 16.07.2014. я с завода уволился, а 1.12.2014. устроился на работу в УЗ "Любанская центральная районная больница". С 3.11.2014. по 15.11.2014. я проходил курсы повышения квалификации (восстанавливал медицинский диплом) за свои средства в Слуцком медколледже. Вопрос: За какой период (календарные дни или месяцы) мне нужно платить налог в ФСЗН?

Ответ: Поскольку льгота по уплате взносов предоставляется за периоды, когда у вас было место работы и за вас платились взносы в ФСЗН, полагаю, что как ИП вы должны уплатить взносы за те месяцы, в которых у вас не было трудовых правоотношений. К подаче отчета по Фонду приготовьте копию трудовой книжки, а лучше - справки с мест работы в 2014 году с перечнем начислений.
-43%
-30%
-10%
-28%
-10%
-50%
-30%
-50%
-10%
-25%