Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  2. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  3. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходило в Беларуси 14 апреля
  4. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  5. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  6. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  7. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  8. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  9. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  10. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  11. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  12. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  13. «Спросили, связана ли работа с политикой». Как белорусы сейчас проходят украинскую границу
  14. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  15. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  16. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  17. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  18. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  19. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  20. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  21. Сегодня завершается сбор средств на проект TUT.BY
  22. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  23. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  24. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  25. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  26. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  27. Ставка рефинансирования, уловки мошенников, дачи под Минском и удивительная страховая выплата — все за вчера
  28. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  29. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  30. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?


Белорусский портал TUT.BY вместе с группой бизнес-консультантов Alliance Group начал серию онлайн-консультаций для малого бизнеса "Закон по полкам". Первая из них состоялась уже в понедельник, 26 января. Юрист, аналитик, основатель и руководитель группы бизнес-консультантов Владимир Несмашный разъяснил порядок уплаты взносов в Фонд социальной защиты населения, а также как по закону закрыть ИП, как начать свое дело и организовывать детские праздники и как начислить правильную стоимость на производимые изделия.

 

 

Вопросы о том, как малому бизнесу не выйти за рамки закона, для следующего выпуска программы уже можно присылать на адрес air@tutby.com с пометкой "Закон по полкам". Следующий эфир состоится в понедельник, 2 февраля, в 15.00.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Открыть/cкачать видео (78.98 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (29.70 МБ)


Вопрос: Переезжаю из Москвы в Витебск. Хотела бы проводить праздники для детей, но при этом делать это законно. Смогу ли я зарегистрировать ИП и заниматься деятельностью "присмотр и уход за детьми"? Или в Республике Беларусь требуется обязательное лицензирование при работе с детьми? У меня среднее специальное образование - педагог дошкольного образования.
Какая самая простая форма документации разрешена для граждан РФ? Какими законами регулируется образовательная деятельность и уход за детьми?
И второй вопрос: если я официально регистрируюсь в Витебске (снимаю официально квартиру, официально иду работать в детский сад) - мне по месту постоянной регистрации в Москве надо ли что-то сообщать? И сообщают ли что-то органы Республики Беларусь?

Ответ:
1.    Требуется вид на жительство в РБ и белорусская регистрация, которая ставится отметкой в ВНЖ.
2.    Два вида деятельности:
2.1.    "Уход за взрослыми и детьми" - пункт 27 базовых ставок единого налога с ИП и физических лиц, приложение № 25 к Налоговому кодексу. Не обязательно регистрироваться как ИП (ст. 295 НК). Ставка единого налога для г. Витебска – 140 000 рублей в месяц.
2.2.     "34. Музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов; … деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места проведения праздника" - пункт 34 ставок единого налога с ИП и физических лиц. Не обязательно регистрироваться как ИП (ст. 295 НК). Ставка единого налога для г. Витебска – 780 000 рублей в месяц.
3.    Уход за детьми и праздники – это совершенно разные вещи. Образовательная деятельность – Кодекс об образовании.
4.    Никаких особенных форм документации и упрощенных форм для вас нет.
5.    По месту регистрации в РФ сообщать ничего не требуется, органы РБ уведомления не направляют.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель (ИП) применяет УСН и сдает помещение в аренду. Договор аренды заключен с сыном, который является учредителем частного предприятия, также применяющего УСН. 
В связи с изменениями в Налоговом кодексе с 2015 года ИП по суммам, полученным по договору аренды (от сына) вместо налога при УСН, обязан уплатить подоходный налог по ставке 13% или 16%? И какие в этом случае предоставляются вычеты, льготы (ИП является пенсионером)?

Ответ:
1.    Поскольку иное не указано в вопросе, полагаем, что сдаваемое помещение является вашей собственностью, в противном случае вы не имеете права применять УСН вообще.
2.    Ставка налога для предпринимателей на 2015 год – 16%
3.    Общий порядок уплаты подоходного налога в части доходов, полученных от УП, учредителем которого является ваш сын, подразумевает право на налоговые вычеты, в том числе – профессиональный налоговый вычет для ИП в сумме документально подтвержденных затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, либо в размере 10% полученного дохода без документов. Дополнительных налоговых вычетов, связанных с тем, что вы являетесь получателем пенсии, нет, так как статус пенсионера относится к социальным платежам (например, взносам в ФСЗН), а не к налоговым.

Вопрос: Владимир, мой вопрос является продолжением начатой вами темы о ИП-управляющих (он же учредитель ООО). Дело в том, что в 2014 году у нас была такая ситуация: физическое лицо, являясь одним из учредителей ООО,  выполняло функцию управляющего этого ООО как ИП (имеется договор с ИП-управляющим. По акту приемки выплачивалось вознаграждение ИП). Взносы в ФСЗН за данное физ. лицо предприятие не платило. В 2015 году предприятие подало документы на ликвидацию, и вот уже ФСЗН запросил документы на проверку. Может быть, вы подскажете, как грамотно, опираясь на законодательные акты или иную информацию, отбиться?

Ответ:
1.    Нормативных актов два: а) Закон от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"; б) указ № 40 от 16 января 2009 г. "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты".
2.    "Отбиваться" нужно при предъявлении конкретных требований, о которых нет информации в вашем вопросе.
3.    Позиция проверяемого субъекта должна строиться на нормативных актах, к которым не относятся письма Фонда.
По Закону ИП является плательщиком взносов сам за себя, так как осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе управляя организацией по договору. Указание на то, что организация платит за гражданина, исполняющего обязанности руководителя, не относится к вашей ситуации, поскольку у нас нет отношений гражданина и ООО, и законодательством не предусмотрена возможность управлять ООО как учредитель.
Такое право предусмотрено для УП, ПрКооп, КФХ, где доход получает учредитель (участник), обязанным по уплате взносов лицом является учредитель, а взносы удерживаются у источника выплаты, у организации, как это и предусмотрено указом № 40.
В ООО, чтобы стать исполнительным органом как гражданин и учредитель, нужно заключить трудовой договор и стать наемным работником за зарплату. Заключение договора с ИП в данном случае порождает отношения предпринимательской деятельности, где ИП по закону должен платить сам за себя.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как правильно сформировать отпускную цену ИП при производстве декоративных изделий из металла и как рассчитать калькуляцию, а также существуют ли ограничения по рентабельности? Заранее благодарна. Наталья.

Ответ:
1.    С одной стороны, цена на ваш товар является свободной, вы не обязаны составлять калькуляцию и прейскурант, в размере рентабельности вы по закону ничем не ограничены.
2.    С другой стороны, если ваш товар относится к потребительским, т.е. предназначен для непосредственного потребления гражданами, не связанного с предпринимательской деятельностью, и при производстве товара вы применяете самостоятельно закупаемые из-за рубежа материалы и комплектующие, то временно вам надлежит руководствоваться постановлением Совмина № 1207 от 19.12.2014, фактически запретившим повышать цены относительно уровня начала декабря 2014 года, и письмом Минторга и Минэкономики от 15.01.2015, которое определило порядок включения в цену материалов, закупаемых по импорту. При этом вам разрешается применять плановую рентабельность в объеме не более фактической рентабельности, рассчитанной за период с января по сентябрь 2014 года.
3.    Тем не менее введенный временный порядок ограничения роста цен не заставляет вас формировать калькуляции, прейскуранты и иные документы, составляемые при формировании и применении регулируемых цен и тарифов. Калькулирование цены товаров достаточно в объеме "для себя", чтобы не работать в убыток и иметь представление о собственной прибыльности. Калькуляция включает в себя основные статьи затрат на производство: 1 – материальные затраты, 2 – трудовые затраты, включая налоги с включаемых в себестоимость доходов работников, 3 – общие расходы, 4 – прочие затраты. При желании вы можете сформировать свой собственный порядок формирования цен, законодательством это не запрещено.

Вопрос: Я являюсь ИП, работаю по УСН (5%), оказываю услуги (ОКЭД 74850). Разъясните, пожалуйста, как рассчитывать налоговую базу при поступлении дохода в валюте от нерезидентов, какие курсовые разницы и каким образом необходимо учитывать (если можно, на примере).

Ответ:
1.    Налоговая база вами определяется путем пересчета поступившей суммы валюты по курсу НБРБ на дату поступления средств.
2.    В налоговую базу при применении УСН включаются выручки и внереализационные доходы. При этом в состав внереализационных доходов при применении УСН не включаются возникающие при переоценке обязательств положительные или отрицательные курсовые разницы, следовательно, учет курсовых разниц в этой части не ведется, в налогообложении они не участвуют. При продаже же валюты вы продаете валюту не в день ее поступления, т.е. фактически получаете доход в белорусских рублях на дату продажи валютных средств, таким образом возникает курсовая разница, закладываемая в доход для целей исчисления налога (в ходе эфира была допущена техническая ошибка при озвучивании ответов, приносим свои извинения).

Вопрос: Я - ИП. Весной хочу поставить в городе (на проходимой улице города) аттракцион (это может быть силомер, электромашины для детей).
Ответьте, пожалуйста, на стоящие передо мной вопросы:
1) имею ли я право найма сотрудников (не родственники)?
2) Нужен ли кассовый аппарат или можно в конце дня оформлять приходный кассовый ордер?
3) Нужно ли согласовывать место размещения аттракциона с администрацией города? Если да, то в чьей это компетенции и каков порядок согласования.

Ответ:
1.    Да, вы можете нанять не более трех лиц независимо от степени родства.
2.    Кассовый аппарат не требуется, если эксплуатируемые вами устройства будут оборудованы купюроприемниками, оформляете приходный кассовый ордер в конце дня. Вы будете уплачивать единый налог. Ставка налога неизвестна, так как вы не указали, в каком городе будет устанавливаться оборудование.
3.    Ваша деятельность относится к оказанию бытовых услуг, поэтому вам требуется включение в реестр бытовых услуг согласно указу президента от 24 июля 2014 г. № 371. Делается это через исполком по месту регистрации. Вопрос согласования размещения вам нужно уточнить в администрации по месту регистрации. Дать точную информацию не можем, так как вы не указали, в каком городе проживаете.

Вопрос: Здравствуйте, интересует такой вопрос. В связи с не самой лучшей ситуацией в экономике нашей страны и экономике соседних стран, которым пророчат отрицательные показатели роста экономики, стоит ли начинать свой бизнес сейчас? Есть ли смысл начинать открытие своего дела в нынешних условиях, или лучше переждать критический момент? И когда, по вашему мнению, наиболее благоприятное время для открытия своего дела? Какими факторами определяется благоприятная среда для выхода на рынок?

Ответ: Ответ на ваш вопрос по объему тянет примерно на докторскую диссертацию по экономике, не меньше. Все основное зависит не от обстоятельств и экономики, а от вас.

Вопрос: Я хочу запилить сайт для ставок... Мне надо регистрироваться как?  Что для этого надо иметь... и сколько?
1) Про лицензии я знаю, а что будет, если я запилю сайт, не имея никакого ИП, и не буду уплачивать никакие налоги?
2) Если данный сайт является рекламным сайтом, то бишь я выручку никакую не буду иметь, а лишь процент от посещения сайта пользователями, в таком случае как?
А то я везде спрашиваю, и никто не может дать четкий ответ, как  будто у нас даже на юристов не учат.

Ответ:
1.    Буду рад, если вы будете выражаться по-русски, так как я не понимаю, что значит "запилить сайт" в контексте вашего вопроса. Да и информации вы дали слишком мало, непонятно как, каким способом, методом и с кого вы намереваетесь получать деньги.
2.    Если вы не будете регистрироваться как ИП и платить налоги – вас ждет сначала административное дело, потом уголовное. В зависимости от того, что именно вы делали и сколько с этого получили – за уголовным делом может последовать и тюрьма. Ну а ответы на остальные вопросы при вашем отношении к гражданскому долгу уже теряют смысл.

Вопрос: Остается ли право коммерческой организации на заключение договоров аренды в долларах и евро сегодня, а также на исполнение договоров, заключенных в 2014 году, которое автоматически повлекло значительное повышение арендной платы?

Ответ:
1.    Да, такое право никто не отнимал, заключение договоров аренды с установлением валютного эквивалента цены законно и возможно, кроме объектов государственной собственности, там есть свой отдельный порядок.
2.    Исполнение договоров, заключенных ранее, производится на условиях, ими определенных. Значительное повышение в рублевом эквиваленте действительно имеет место, хотя ваш арендодатель точно так же может сказать, что "как было 300 долларов, так и осталось", все относительно. Помните, что изменение цены аренды возможно по соглашению сторон.

Вопрос: Интересует такой вопрос: под какой вид деятельности подпадает оказание услуг населению: покос травы, пилка-колка дров, помощь по хозяйству, услуги разнорабочего (в основном для физлиц, без привлечения других лиц) – единый?

Ответ:
1.    Поскольку в вопросе не указано иное, полагаем, что вы осуществляете деятельность как индивидуальный предприниматель.
2.    Единый – это не вид деятельности, а налог.
3.    Вид деятельности, скорее всего, 74870 – "Предоставление прочих услуг потребителям" как прочая деятельность, не включенная в другие группировки.
4.    Данный вид деятельности (как по сущности, так и по наименованию) не подпадает под единый налог, следовательно, вы будете плательщиком либо подоходного налога, либо налога при УСН. Но для полной уверенности я бы направил предварительно запрос в Министерство по налогам и сборам с описанием деятельности, которую вы планируете осуществлять, и вопросом, подпадает ли она под уплату единого налога с ИП. Если ответят "нет", то вы сами будете выбирать – УСН или подоходный.

Вопрос: Это правда, что ФСЗН платить необязательно? Налоги, это понятно, платятся во всех странах мира. А сильно грамотные люди уверяют, что взносы в ФСЗН в нашей стране на самом деле это добровольные платежи. И запугивание штрафами и т. д. - это только фарс. Хотелось бы узнать ваше авторитетное мнение... Спасибо!

Ответ: Уплата взносов в ФСЗН – обязанность, а не право. Право платить взносы есть только у тех, у кого есть льготы по уплате взносов. Льгота означает отсутствие обязанности, но по собственному желанию льготники имеют право уплачивать взносы добровольно. Льготы предоставлены индивидуальным предпринимателям, если они являются: пенсионерами, получателями государственных пособий, постоянно проживающимм в РБ иностранными гражданами, студентами, либо если они параллельно с предпринимательской деятельностью работают по трудовому договору, где за них нанимателем уплачиваются взносы в ФСЗН. Все это есть в п. 7 Положения о порядке начисления и уплаты взносов, утвержденного указом президента № 40 от 16.01.2009.

Вопрос: В дополнениях к Налоговому кодексу на 2015 год вроде предлагалось с этого года закрывать ИП без проверки. Приняли это или нет? Я - ИП с 90-х, лет 10 уже не работаю как  ИП, а являюсь наемным работником. В ФСЗН я как ИП "в стадии ликвидации", а на Свободы, 8 - действующий ИП. Хочу закрыться в этом году и уйти на пенсию по возрасту. Или исполком  должен меня закрыть своим решением по декрету президента № 1 от 16.01.2009, на основании неосуществления деятельности более 12 месяцев (п. 3.3 Положения о ликвидации...)? С чего мне начать?

Ответ: Ваш статус в ФСЗН не имеет никакого отношения к делу. Если по данным исполнительного комитета (а они берутся из единого регистра ЮЛ и ИП), вы действующий ИП, то вам нужно подать заявление о прекращении деятельности с приложением соответствующих документов именно на пл. Свободы, 8. После этого вы публикуете объявление о прекращении деятельности и после получения исполкомом документов от налоговой, фонда, таможни и статистики об отсутствии к вам претензий исполком выносит решение. Весь процесс описан в соответствующем приложении к Декрету № 1 от 16.01.2009.

Вопрос: Частное предприятие, в котором я был учредителем и директором, по решению хозяйственного суда было признано банкротом с ликвидацией. 
В процессе ликвидационного производства часть требований кредиторов не была удовлетворена по причине отсутствия у предприятия денежных средств и другого имущества.
Суд утвердил отчет управляющего в производстве по делу о банкротстве и признал итоги ликвидационного производства действительными.
В соответствии со ст. 147 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, не удовлетворенные в связи с отсутствием денежных средств и другого имущества у должника, были признаны погашенными.
Расчеты по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды произведены в полном объеме.
После завершения ликвидационного производства предприятие было исключено из ЕГР 09.01.2014.
Есть ли в сложившейся ситуации какие-либо ограничения, не позволяющие мне быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь или быть директором УП или ООО по контракту?

Ответ:
1.    Да. (п. 19 Положения о регистрации) В течение одного года с момента исключения вашего предприятия из ЕГР вы не имеете права становиться учредителем организаций или регистрироваться в качестве предпринимателя, а если в процедуре банкротства задолженность организации была признана безнадежным долгом и списана – то в течение трех лет.
2.    Директором организации по трудовому договору или контракту вам быть не возбраняется.

Вопрос: Помогите разобраться с ценообразованием для импортеров и розничной торговли (в том числе интернет-магазин). Совершенно запутался с постановлениями Минторга.
Есть товар, который импортировался из РФ и ЕС, условно-розничная цена формировалась по формуле: Х (цена закупки) х на курс Нацбанка + 10% (цена логистики) + 30% (маржинальнасть предприятия).
По какой формуле необходимо формировать цены на сегодняшний день с учетом всех запретов Минторга?

Ответ:
1. Нет, письмо Минторга и Минэкономики говорит не о формировании цены, а о порядке ее повышения. То есть:
- если вы ввезли товар до 18 декабря 2014 года, то цену на него повышать нельзя;
- если вы ввезли товар после 18 декабря, то расчет цены вы делаете такой же, но при изменении курса валюты, в которой оплачивается импортный товар, вы рассчитываете процент изменения курса с даты оприходования товара по текущий день, отнимаете 5 процентных пунктов, и если конечная величина является положительной величиной, то именно на этот процент вы вправе увеличить цену, но при условии рентабельности продаж не более трех процентов.
2. Прекрасно понимаю, что рассчитать это со 100%-й вероятностью попадания невозможно, особенно "наперед" фактическую рентабельность, но такой порядок следует из письма.

Вопрос: В РБ запрещено указывать цены в валюте. Соответствует ли законодательству пункт в договоре аренды нежилого помещения, в котором написано следующее: "аренда вносится в белорусских рублях в размере 600 евро по курсу НБ РБ на день оплаты"? Если можно, то со ссылкой на НПА. Спасибо!

Ответ:
1.    Не совсем верно. Цены в валюте нельзя устанавливать в части розничной торговли и потребительских товаров, а также при сдаче в аренду объектов недвижимости, являющихся государственной собственностью.
2.    Цена во всех прочих случаях, говоря точными формулировками, не может устанавливаться в валюте, она может устанавливаться в сумме белорусских рублей, эквивалентной сумме в иностранной валюте по курсу Нацбанка или иному, определенному сторонами.
3.    Что касается договоров аренды, то они не относятся к категориям товаров, работ или услуг, это - самостоятельный вид обязательств, и если объект является частной собственностью, то нет никаких препятствий в установлении цены в валютном коэффициенте.
4.    Ссылка на НПА – ст. 298 ГК РБ.

Вопрос: Во время онлайн-консультации хотелось бы получить ответы на следующие вопросы.
1) В частном унитарном предприятии собственник принимает на работу в качестве директора работника, который уже трудится на другом предприятии главным бухгалтером. Может ли такой работник быть руководителем ЧУП по совместительству, оставаясь главным бухгалтером другого юрлица при условии, что его занятость в качестве директора составит 0,25 ставки? Может ли указанный сотрудник, уволившись с основного места работы, перейти из разряда совместителей в основные работники в должности директора ЧУП, сохраняя при этом неполную занятость, т.е. быть нанятым на те же 0,25 ставки? Других работников в штате ЧУП пока нет и деятельность только начинается.
2) Частное унитарное предприятие, которое находится на территории малого городского поселения, планирует осуществлять деятельность, связанную с оказанием полиграфических услуг (печать этикеток, визиток и пр.). Необходимое оборудование будет передано предприятию от физического лица, не являющегося ни учредителем, ни сотрудником предприятия, в безвозмездное пользование на неопределенный срок на основании соответствующего договора.
На  балансе ЧУП  данное оборудование значиться не будет. Должно ли предприятие отражать у себя в учете какие-либо доходы (полученные выгоды) от эксплуатации безвозмездно используемого оборудования? Обязано ли ЧУП, например, отражать  ежемесячно  доходы от пользования этим имуществом,  исходя из рыночной стоимости аренды такого имущества, или нет?
Может ли ЧУП применять по этому виду деятельности льготу по налогу на прибыль согласно  Декрету №6 от 07.05.2012, т.е. не уплачивать налог с прибыли, полученной от выполнения полиграфических заказов с участием безвозмездно используемого оборудования.

Ответ:
1.    Может.
2.    Никакого дохода в этом случае не усматривается. Договор ссуды (б.п.) – самостоятельный договор, в нем нет "освобождения от платы", так как ее никто не начисляет и не списывает, договор изначально носит безвозмездный характер.
3.    Льготу по налогу – да, может применять, но помните, что для этого потребуется получение сертификата БелТПП на продукцию собственного производства.

Вопрос: 1. Подскажите, пожалуйста, ответ на  вопрос.... По переводу долга (трехстороннем договоре). ИП (А) на УСН 5%, которое оказывает услуги по организации грузоперевозок, получил на счет 10 млн (выручка 1 млн и уплатил УСН), из которых 9 млн надо было оплатить перевозчику, но по каким-то причинами не оплачивает. Если этот ИП (А) заключает с другим ИП (Б) на УСН (тот же вид деятельности) и этим перевозчиком договор перевода долга.... Необходимо ли ИП (А) оплатить налог с суммы 9 млн (она снята была как личный доход), которая у него осталась? Какой налог?  И в какой статье можно в этом разобраться?
2. ИП на УСН 5%, которое оказывает услуги по организации грузоперевозок, получил на счет 5 млн, дата 01.01.15 (выставлял счет по курсу на день оплаты в размере 500 у.е., курс на день оплаты был, соответственно, 10 000 руб.). Оплатил перевозчику 4,4 млн, дата 10.01.15 (по выставленному счету 400 у.е., курс был 11 000. Даты составления счета для моего заказчика и от моего перевозчика ко мне одинаковые. Как тут считать свою выручку? Как считать выручку и платить УСН за квартал, когда уже была оплата для меня и если еще неизвестно, какой курс будет на день оплаты перевозчику?

Ответ:
1.    Договор ПД заключается между первоначальным и новым должником и является двусторонним. Кредитор лишь дает свое согласие на перевод долга, но это не делает его стороной по этому договору.
2.    В вашей ситуации ДПД заключить можно, но первоначальный должник будет обязан выплатить новому должнику компенсацию суммы переведенного долга. Относительно включения суммы 9 млн в выручку – нужно знать, что написано в договоре и по каким основаниям получены деньги, возможно что сумма включается в выручку. Но если договор составлен по аналогии с договором комиссии или поручения, то ИП включает в выручку лишь ту часть, что причитается ему. Факт снятия денег из этой суммы как личного дохода ничего не решает, так как выплата контрагентам может производиться и из других поступивших на счет сумм.
3.    Ваша выручка, если я правильно понимаю содержание вашего договора, есть разница между полученной вами суммой и суммой, оплаченной перевозчику. Все учитывается на день поступления и списания денег. Изменение курсов здесь не имеет никакой роли, так как расчеты производятся в рублях, а не в валюте. Увеличение курса просто уменьшает вашу выручку и доход, а может и сформировать убыток. Это – предпринимательский риск.

Вопрос: Меня зовут  Анна. Недавно окончила вуз, по образованию агроном, специальность "плодоовощевод" со специализацией "декоративное садоводство". Теперь занимаюсь продажей выращенных саженцев и цветов на рынке, для этого есть справка о наличии зем. участка, и плачу единый налог. Хочу развития своему бизнесу, хотелось бы узнать, какие привилегии мне даст оформление ИП и какие налоги мне придется платить? Спасибо за ответ!

Ответ:
1.    Пока вы продаете свою продукцию на рынке при наличии справки – вы не платите с этих доходов никаких налогов.
2.    Как только вы станете ИП – вы станете платить налоги независимо от наличия собственного участка и справки + взносы в ФСЗН.
3.    Какой налог и в какой сумме будете платить – зависит от того, где и кому вы будете продавать свою продукцию, а также в зависимости от выбранной системы налогообложения. При продаже гражданам – единый налог, при продаже организациям – налог при УСН или подоходный налог. Так что, можно сказать, что статус ИП вас скорее лишит привилегий, чем даст их.

Вопрос: Хочу открыть точку питания в грузовом прицепе по типу "Купава". Однако я хочу продавать только в утреннее время, подскажите, существуют ли какие-либо возможности по уменьшению уплаты аренды и тому подобного, в связи с тем, что точка должна работать всего пару часов в день?

Ответ:
1.    Помимо согласования с исполкомом мест, где может стоять ваш прицеп, у вас еще будет огромная пачка санитарно-гигиенических требований, обязательных к соблюдению.
2.    Арендная плата начисляется за тот период, в котором имущество передано вам во владение и пользование. То, что вы реально используете его гораздо меньше, не лишает вас права пользования, поэтому это не уменьшает сумму аренды. Ведь если так рассуждать, то получается, что можно не платить аренду за ночное время, когда в офисе никого нет, верно?

Вопрос: Хочу производить торты и сладости под заказ. Интересуют такие вопросы.

Ответ:  Вы не указали, как вы собираетесь это делать. По определению нужно регистрироваться как предприниматель, частным образом заниматься такой деятельностью  незаконно.

Вопрос: Могу ли я арендовать кухню кафе или предприятия для изготовления тортов (на пару часов, при получении заказов). Какой договор я должна составить, что прописать? Могу ли я самостоятельно закупать продукты для изготовления тортов?

Ответ: Как ИП – можете. Суть договора может быть разной – от почасовой аренды помещения до оказания вам предприятием услуг по приготовлению кулинарных изделий.

Вопрос: Если я арендую кухню у кафе, получается, мне уже не нужно получать разрешения СанПиН? Какие разрешения я должна получить и какие документы оформить для производства?

Ответ: СанПин – это не орган. Орган, дающий разрешения, – санэпидемстанция. Согласование санстанцией дается на помещение, в котором осуществляется деятельность, поэтому получать что-то на себя при этом необязательно, если изготовление кулинарных изделий разрешено в арендованном вами помещении.

Вопрос: Должна ли я по каждому торту утверждать рецептуру? Если да, то могу ли я отдельно утвердить рецептуру на бисквит и начинки и потом комбинировать?

Ответ: Должны при серийном производстве. Еще многое зависит от вашей системы налогообложения, если будете платить подоходный налог (а он платится с разницы между выручкой и расходами), то лучше иметь рецептуру и списывать затраты по нормам расхода. Если будете применять УСН, то на налоги ваш уровень затрат никак не влияет.

Вопрос: Куда я должна обратиться в самом начале? С чего начать?

Ответ: С расчетов, где, как и что вы будете делать, с определения системы налогообложения, а уже потом – с регистрации в качестве ИП.

Вопрос: Для открытия небольшого кафе где можно искать помещение?

Ответ: Где угодно, главное, чтобы целевое назначение помещения было "помещение общественного питания".

Вопрос: В исполкоме мне должны предоставлять информацию об открытии бизнеса или куда я должна обратиться?

Ответ: Нет, не должны, хотя и могут. Но информации в интернете много, вы также можете обратиться с этим вопросом к юристам.

Вопрос: Какие документы нужны для открытия лотка в парке и продаже товаров собственного производства?

Ответ: Как минимум – регистрация ИП, включение вас в торговый реестр, согласование размещения лотка (как пункта розничной торговли и общественного питания) в местном исполкоме, согласование с санстанцией.

Вопрос: Какую отчетность я должна вести при производстве тортов под заказ?

Ответ: Все зависит от вашего статуса и применяемой системы налогообложения.

Вопрос: Обязательно ли наличие диплома повара, кондитера для производства тортов?

Ответ: Как предпринимателю – полагаю, что нет. Вы ведь можете и нанимать работников для осуществления деятельности.

Вопрос: Какие существуют особенности в налогообложении интернет-магазина?
С какими нормативными документами стоит ознакомится, прежде чем запускать интернет-магазин?

Ответ: Нет особенностей налогообложения интернет-магазинов, так как платит налоги не магазин, а субъект хозяйствования, который через него продает товары. Поэтому есть особенности налогообложения предпринимателей и юридических лиц в зависимости от применяемой системы налогообложения. Нормативных документов – десятки.

Вопрос: У меня ИП, услуги строительства, занимаюсь установкой памятников и благоустройством. Регистрировался по месту прописки в Несвижском районе. Но живу в Минске (снимаю квартиру) и работаю в основном на территории Минска, Минского района, иногда и по всей Беларуси, как заказы бывают.
Плачу единый налог.
1) Вопрос, на который мне не совсем ясный дали ответ в налоговой: по каким тарифам я должен платить единый налог (ставка по Несвижскому району или Минску, но я и по всей РБ работаю)? Ведь ставки отличаются.
Предыдущий год платил ЕН по Несвижу, какой сказали в налоговой, потому как сами были не уверены, какой нужен. Верно ли это?
2) И второй вопрос. Работа у меня сезонная. И зимой деятельность прекращается. Должен ли я уведомлять, писать заявление в налоговую о том, что какое-то время не буду работать и, соответственно, не буду платить ЕН?

Ответ:
1.    Проживание без регистрации в Минске – это нарушение, а в вашем случае еще и может быть расценено как уклонение от налогообложения, так как ставка налога в Минске выше, поэтому рекомендую как следует подумать над тем, чтобы легализоваться в Минске хотя бы с временной регистрацией и платить налоги соответственно.
2.    Да, для вашего вида деятельности действительно не установлен порядок определения территории, определяющей ставку налога, поэтому предполагается, что применяется ставка налога по месту регистрации.
3.    При неосуществлении деятельности (не сезон) необходимо в своей налоговой написать заявление о периоде неосуществления деятельности, и налог за этот период уплачиваться не будет.

Вопрос: Работаю ИП, с 2015 года перешел на УСН. У меня две точки. Товар для розничной торговли закупаю на оптовых фирмах в РБ по документам (ТТН), кассирами у меня работают жена и брат, я им полностью доверяю. Подскажите, нужно ли вести кассовые книги, книгу кассира и др.? И какие из них может потребовать один из проверяющих органов РБ?

Ответ:
1.    Вопрос наличия кассовой книги и книги кассира-операциониста не имеет ничего общего с доверием к работникам. Данные книги у вас должны быть, потому что государство вам не доверяет и, соответственно, заставляет отчитываться о каждом полученном рубле, который вы можете утаить от налогообложения.
2.    В ходе проверки у вас имеют право потребовать любые документы, в том числе кассовые книги, Z-отчеты, приходные и расходные кассовые ордеры, приходные накладные, сертификаты и др.

Вопрос: 
1. Подскажите, пожалуйста, как вывести с расчетного счета (доллары) валюту для личного использования? Банк рекомендует стандартную процедуру продажи (банку или на бирже, в зависимости от суммы) и всё. Но при этом теряются деньги за саму продажу, обналичку и покупку заново.
У юрлиц можно оформлять корпоративные карты и, например, пользоваться в командировках. Можно ли это ИП? И какие документы нужны? Или есть ли еще какие способы?
2. Какой штраф за отсутствие учета у ИП? И что понимается под учетом? Книга учета? Наличие договоров? Или и то и другое?
И какой штраф, если книга есть, но в нее что-то не внесено/неправильно внесено (в случае, если налоги все рассчитаны верно, т.е. речь именно об учете, а не о налогах)?

Ответ:
1.    Снять с текущего валютного счета иностранную валюту невозможно. Вы можете ее только продать, снять со счета белорусские рубли и на них, как гражданин, в кассе банка купить валюту. Валютное законодательство не позволяет сделать иначе. Точно так же вы не можете личную валюту положить себе на валютный счет для его пополнения, поскольку это неразрешенная валютная операция.
2.    Корпоративная карточка дает право использования средств только для целей предпринимательской деятельности и только в определенных случаях, поэтому ее наличие вашу проблему никак не снимает. Снятие с корпоративной карточки наличной валюты для личных целей – это незаконная валютная операция.
3.    Под учетом понимается наличие книг учета доходов и расходов, учета кредиторской и дебиторской задолженности, первичных учетных документов (накладных, актов) на приобретаемые и реализуемые товары, работы и услуги. Договоры к элементам учета не относятся.
4.    Ответственность за отсутствие учета или элементов учета – штрафы разные, в зависимости от ситуации. Смотрите статью 12.1. Кодекса об административных правонарушениях.

Вопрос: 1) Обязан ли индивидуальный предприниматель, работающий по упрощенной схеме налогообложения, уплачивать взносы в ФСЗН (или куда-то еще)? 2) Какие основные нормативно-правовые акты регулируют деятельность ИП?

Ответ:
1.    Да, обязан. Налоговый кодекс, ст. 286, п. 3.11. Также – указ № 40 от 16.01.2009, утвержденное им положение о порядке исчисления и уплаты взносов в ФСЗН, п. 7.
2.    Регулирование деятельности ИП – это сотни нормативных актов. Все зависит от того, чем вы занимаетесь. Но основа основ – это Декрет № 1 от 16.01.2009 о регистрации, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс.

Вопрос: Я работаю ИП по упрощенной системе налогообложения в сфере мелкооптовых продаж непродовольственными товарами. Нужно ли мне подавать в органы статистической отчетности какую-либо статистику за 2014 год? Если да, то какие именно формы (бланки) отчетности?

Ответ: По общему правилу ИП не представляют статистической отчетности. Но ввиду постоянного обновления и невообразимого разнообразия форм и отчетов лучше спросить непосредственно в территориальном управлении статистики. А лучше написать им туда запрос.

Вопрос: Наша микроорганизация занимается транспортно-экспедиционной деятельностью. Применяем упрощенную систему налогообложения. Специально для нашего вида деятельности в Налоговом кодексе РБ есть уточнение, что налогооблагаемой базой (выручкой) является величина комиссии и дополнительной выгоды, полученной между оплатой заказчиком нам и оплатой перевозчику нами. Довольно часто оплата наших услуг производится в иностранной валюте, и в то же время мы платим перевозчикам также в иностранной валюте. Причем между оплатой нам и платежом перевозчику от нас есть отсрочка по времени. В книге учета доходов и расходов суммы в иностранной валюте отражаются на дату оплаты по курсу НБ РБ.
Собственно вопрос: сумма оплаты перевозчику в иностранной валюте привязывается к курсу НБ РБ на дату оплаты нам или на дату оплаты перевозчику? Во втором случае (если курс НБ РБ значительно изменяется) возможна как ситуация работы с отрицательной выручкой в белорусских рублях, так и со значительной прибылью в белорусских рублях. При этом комиссия, выраженная в иностранной валюте остается постоянной.

Ответ: Изменение курса валют при получении и совершении вами платежей в валюте не имеет никакого значения. У вас есть вознаграждение, и у него есть конкретный размер в валюте. Вот эта сумма по курсу Нацбанка на день получения и есть ваш доход для исчисления налога. То, что при изменении курса рубля к иностранной валюте приводит к ситуации, когда в белорусских рублях по курсу вы перевозчику заплатили больше, чем получили сами, не имеет никакого значения для исчисления налогов, так как ваше вознаграждение изначально определяется в валюте.

Вопрос: 1. Правильно ли я понимаю, что для начала работы я должен согласовать с исполкомом время работы и ассортимент для внесения в Торговый реестр? Розничная торговля не является сейчас лицензируемой деятельностью, если не торговать алкоголем и сигаретами?
2. Заключения от каких служб необходимы для регистрации торгового объекта?
Согласование санстанции? На выполнение требования постановления МЗ РБ № 183
31 октября 2008 г. ? МЧС? Или эти разрешения получаются до начала работы, но необязательно их предоставлять?
3. Сколько стоит услуга юридического оформления такого объекта под ключ, сколько она занимает времени, можете ли порекомендовать кого-то?

Ответ:
1.    Верно. И не лицензируется.
2.    Перечень служб зависит в том числе от того, чем именно вы собираетесь торговать и где. Кроме санстанции это может быть МЧС, милиция.
3.    Рекомендации мы давать не будем, поисковик тутбай вам с радостью выдаст десяток-другой претендентов.

Вопрос: Постановление СМ РБ от 19 декабря 2014 г. № 1207 и письмо-разъяснение к нему от 15 января 2015 г. № 03-20/55/05/390 касается и производителей, и импортеров, и оптовиков, и розницы. А вот каких товаров касается? Только потребительских и прописанных в указе от 25 февраля 2011 г. № 72 или всех без исключения? Спасибо.

Ответ: Поскольку постановление Совмина № 1207 касается только потребительских товаров, то и письмо Минторга и Минэкономики от 15 января также касается только потребительских товаров, не более.

Вопрос: Наша фирма является производителем древесного угля. В связи с выраженным сезонным характером спроса на нашу продукцию в зимний период вынуждены привлекать заемные средства для поддержания производства и создания резервного объема продукции для торговли летом. До деноминации банк прокредитовал нас под 28% годовых, исходя из чего нами были закуплены сырье и упаковка для производства угля и рассчитана цена на дальнейшую его поставку в торговые сети. С нового года банк увеличил ставку по кредиту вдвое в одностороннем порядке, при этом цена на гсм выросла на 4,5%. Тендеры с торговыми сетями прошли в 2014-м, и протоколы согласования цен подписаны. По постановлению Минторговли магазины и поставщики не могут поднимать цену на товары белорусского производства. Хотели как-то решить вопрос с банком, ответ один - возвращайте деньги, если не можете платить новые проценты. Но как вернуть кредит, который вложен в производство, не продав произведенный товар? При этом даже продав товар с такими процентами по кредиту, не изменяя цен продаж, невозможно рассчитаться с долгом. Как быть? Где же это так называемая поддержка белорусского производителя в этот так называемый кризис? К кому обращаться за помощью?

Ответ: Увы, мы ничем не сможем вам помочь. Цены, действительно, вы поднять без согласия торговых сетей не сможете, а кредит отдавать нужно. Поэтому – только работать с убытком и минимизировать его, насколько это возможно. Вопрос о поддержке производителя – скорее риторический, помогать вам никто не станет, любой скажет, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Возможно, вам поможет консультация грамотного управляющего в процедуре банкротства, так как перспективы у вас далеко не радужные.

Вопрос: Я - ИП. Александр. Занимаюсь созданием видеороликов. ОКЭД 92110. Собираюсь подрабатывать фрилансером.
Заказчики в основном могут платить на PayPal, "Яндекс-деньги", картсчет VISA. Как мне грамотно отчитаться по налогам?
Ведь ни сайты об объявлениях по фрилансу, ни сами заказчики не дают ни договоров, ни актов выполненных работ.
У кого ни спроси - все по разному отвечают. Но в основном ничего никто не платит, поскольку невозможно "по-белому" работать. Никто нам не даст никаких документов о выполненной работе.
Как быть, на что ссылаться, как работать?

Ответ:
1.    Для "грамотного" отчета по полученным средствам они должны поступить на ваш расчетный счет либо на счет в электронных деньгах, открытый вами официально в белорусском банке. Учитывайте, что в последнее время наметилась явная тенденция к усилению контроля за оборотом "электронных денег", поэтому лучше, чтобы деньги приходили все же на ваши официальные счета. Как вариант – подумайте над сотрудничеством с агрегатором, который примет электронные деньги от заказчика и перечислит вам обыкновенные деньги на счет. Конечно же, это комиссии и потери, но это будет законно.
2.    Относительно документов – да, проблема такая есть, белорусское налоговое законодательство требует чтобы документы были. Но учитывайте, что ИП признает выручку по оплате, то есть вы можете уплачивать налоги от суммы поступивших средств, не учитывая наличие или отсутствие акта на данные работы. При проверке, скорее всего, будет штраф, но если вы обоснуете невозможность составления актов, скорее всего, он будет минимальным. Ориентировочно это будут 4 базовые величины.

Вопрос: Я  индивидуальный предприниматель, который периодически выполняет письменные переводы по договорам с российскими контрагентами.
Зарегистрировалась 2 года назад, знаю, что рано или поздно меня ждет налоговая проверка. Какие документы у меня должны быть, чтобы пройти проверку? И еще вопрос: как мне будет сообщено о проверке? Я не проживаю по адресу, по которому зарегистрирована как ИП.

Ответ:
1.    У вас должна быть книга учета доходов и расходов, акты сдачи-приемки оказанных услуг и выполненных работ, выписки по счетам по датам поступления выручки от нерезидентов.
2.    О проверке налоговая сообщает заранее, письменно и по адресу вашей регистрации. Присылается уведомление о проверке и чек-лист вопросов, подлежащих проверке, поэтому позаботьтесь о том, чтобы присылаемая туда корреспонденция оперативно попадала к вам в руки. О том, планируется ли у вас проверка, вы можете узнать из координационного плана проверок на сайте Комитета госконтроля.

ВопросОблагаются ли налогами переводы из за границы по "Вестерн Юнион"? Если облагаются, то каким образом оплатить?

Ответ: Система "Вестерн Юнион" предназначена для осуществления переводов, не связанных с предпринимательской деятельностью. Поэтому полученные вами средства, скорее всего, будут признаны доходом и обложены подоходным налогом. Вам нужно будет подать в налоговую соответствующую декларацию. Точную информацию вам обязаны сообщить в вашей налоговой инспекции, где есть управление по контролю за налогообложением физических лиц.

 

 

 

 

-30%
-8%
-45%
-25%
-99%
-10%
-10%
-10%
-15%
-15%
-30%