151 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Рабочая неделя будет теплой, зато на выходных выпадет снег
  2. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  3. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  4. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  5. Биолог рассказал, как сделать рассаду крепкой. Нужно выполнить всего пять простых пунктов
  6. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  7. МИД о возобновлении санкций: Беларусь предпримет все усилия, чтобы защититься от деструктивных мер США
  8. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  9. «Глубоко разочарован ее действиями». Глава федерации баскетбола прошелся по Снытиной
  10. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  11. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  12. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  13. Суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской: одного из обвиняемых удалили с процесса
  14. В Браславе в костеле обвенчалась пара — жениху и невесте по 91 году
  15. За сутки в стране 888 случаев COVID-19. Заразившихся на 146 человек больше, чем выздоровевших
  16. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  17. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  18. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  19. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  20. Для въехавшего в колонну силовиков водителя BMW прокурор запросил 12 лет колонии
  21. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  22. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  23. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  24. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  25. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  26. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
  27. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  28. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  29. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  30. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги


Сегодня многие вспоминают кризис 1998 года в России. Я тоже помню. Мы с коллегой Сергеем Ивлевым как раз в августе 1998 года были в Москве, работали на традиционном Московском автосалоне в интересах МАЗа.

В первый день приезда, стоя у обменного пункта валют, размышляли, сразу менять все доллары на российские рубли, чтобы лишний раз не ходить в обменник, или только чтобы хватило за гостиницу заплатить за все дни вперед. Остановились на втором варианте. Как же нам "повезло"! На следующий день курс рубля начал своё ралли. Мы приходили вечером в гостиничный номер, включали телевизор и смотрели деловые новости. Удивлению нашему не было предела. Каждое заявление руководства Центробанка вечером делало очевидным дальнейшее падение российской валюты завтра утром.

В течение нескольких дней лопались банки, а вместе с ними и их клиенты теряли надежду сохранить свой бизнес. Дилеры приходили на стенд МАЗа, чтобы рассказать об убытках текущего дня.

Но был в той ситуации момент, который не казался очень уж важным. Речь - о том, что на российском рынке грузовиков в те годы ситуацию определяли отечественные производители. Иностранцы чувствовали себя уверенно только в сегменте седельных тягачей для международных перевозок. О том, что они могут появиться и в сегментах самосвалов и спецтехники даже мысли не возникало. Слишком дорогими они были для российских и белорусских потребителей. Девальвация российского рубля только закрепляла позиции отечественных производителей на внутреннем рынке.

По данным ОАО "АСМ-Холдинг" доля новых грузовых автомобилей иностранного производства в продажах в 2001 году составляла менее 8%. Вместе с подержанными их доля не была более 20%. Тогда казалось, что ничто не может изменить сложившееся статус-кво. Мы ведь тоже не лаптем щи хлебаем!

Но к 2012 году ситуация существенно изменилась. По итогам года продажи новых грузовиков иностранных брендов в России составили уже 50,1% рынка, а если учесть еще и подержанные грузовики, то 55,2%. Эти годы как раз характеризовались относительной стабильностью российского рубля и ростом нефтяных доходов.

Сейчас все мы уже хорошо понимаем, что девальвация национальной валюты повышает конкурентоспособность по цене для отечественных производителей.

Если говорить о МАЗе, то он считается условно "отечественным" на российском рынке. Его перемещение по условиям доступа на рынок в разряд иностранцев было особенно заметно в последние годы.

Но и для него идущая сейчас буквально по часам девальвация российского рубля создает новые возможности для увеличения доли на российском рынке. Это "чистые экспортеры" продукции из Беларуси в Россию несут огромные потери, а МАЗ он не совсем такой.

Дело в том, что для производства машин МАЗ многое покупает в России. А значит, его потери от экспорта частично компенсируются удешевлением импорта узлов и агрегатов, сырья и материалов. В России МАЗ традиционно покупает дизельные двигатели, металл, шины, краски и многое другое. Доля российских комплектующих изделий в стоимости МАЗа может доходить до 60-70%. Один только мотор может занимать в стоимости 25-30%.

Это означает, что девальвация российского рубля к доллару и евро в 2-2,5 раза не означает такого же удорожания белорусских грузовиков на российском рынке. Чего не скажешь о грузовиках иностранных. МАЗ может оказаться на 20-25% дешевле. А это уже некий психологический барьер для покупателя, который заставляет его закрыть глаза на "отдельные недостатки" отечественного грузовика.

Как бы ни было тяжело в кризисные времена, но жизнь совсем не остановится в России. Все равно что-то будут покупать. Да, не европейское. Похуже качеством. Когда прижмет, найдут повод и на экологические параметры посмотреть по-другому. Смотришь, и распродаст МАЗ свои запасы на складах. 

Комментировать этот пост на блоге автора >>>
 
***
Валентин Лопан - директор ООО "Агентство деловых связей", с 1991 года занимается маркетингом и PR, создатель и руководитель ЦОС "МАЗ" в 1996-2007 гг.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора блога может не совпадать с мнением редакции TUT.BY
-40%
-23%
-40%
-10%
-50%
-50%
-23%
-10%
-15%
-35%
-10%
-40%