Мария Шаппо, Исследовательский центр ИПМ

В экономике Беларуси в последнее время намечаются тревожные тенденции: рост ВВП существенно замедлился, а промышленное производство сокращается довольно продолжительное время. Это связано как с внутренними проблемами, так и с ухудшением ситуации на внешних рынках. Поэтому экономисты говорят о необходимости структурного реформирования экономики. На наш взгляд, один из краеугольных камней этих реформ – выработка новой эффективной промышленной политики.
 
Статья написана в рамках подготовки конференции "Глобальный контекст, локальные решения: потенциал частного сектора Беларуси", которая состоится 5 ноября в рамках Кастрычніцкага эканамічнга форума.
Под промышленной политикой обычно понимаются меры, направленные на поддержку экспорта, привлечение прямых иностранных инвестиций и развитие новых отраслей экономики. Сегодня в большинстве развитых стран промышленная политика является важной составляющей государственного воздействия на экономику.
 
Существуют две концепции, которые объясняют необходимость государственного вмешательства в эту сферу. Во-первых, некоторые отрасли должны достичь определенного размера, чтобы стать эффективными. В такой ситуации государственное вмешательство необходимо, чтобы поддержать отрасль до тех пор, когда она окрепнет достаточно, чтобы конкурировать на мировом рынке. Во-вторых, сегодняшнее положение дел в экономике зачастую может идти вразрез с долгосрочными целями. К примеру, в Беларуси в условиях макроэкономической нестабильности предприятия предпочитают не делать вложений в долгосрочные проекты, стремясь получить прибыль прежде, чем она обесценится. В такой ситуации задачей государства является поддержка новых отраслей, которые будут способствовать росту конкурентоспособности экономики в будущем.
Важнейшие положения белорусской промышленной политики представлены в Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года. К сожалению, в данном документе существует ряд расхождений с выработанными в мировой практике принципами построения промышленной политики.
 
К примеру, в белорусской правительственной программе серьезное внимание уделяется модернизации отраслей и предприятий, существующих уже длительное время. Современная наука считает перспективным стимулирование новых отраслей: если мы хотим наращивать свою конкурентоспособность, необходимо диверсифицировать экономику и инвестировать в перспективу. Причем приоритетными должны становиться те сферы, развитие которых способно повлечь за собой позитивные изменения в других отраслях, а впоследствии - и в экономике в целом. Модернизация отраслей, которые уже давно отстали от мировых тенденций, является крайне неэффективным использованием средств.
 
Помимо этого, белорусская промышленная политика делает явный акцент на поддержку госпредприятий и систему управления государственной промышленностью. Однако частный бизнес в среднем работает значительно эффективнее государственного – это показали исследования Всемирного банка. Поэтому куда более рациональным решением проблем промышленной политики во всем мире считается создание условий для развития частного бизнеса, поддержка новых частных предприятий. В случае Беларуси такими условиями могли бы стать обеспечение макроэкономической стабильности и доступности финансирования, меры по повышению качества человеческого капитала, поддержка инноваций.
 
В странах, которые достигли наибольших успехов в построении промышленной политики, устанавливаются четкие критерии провала и успеха принимаемых мер. Это позволяет контролировать потоки средств и не допускать расходования ресурсов на неэффективные мероприятия. В случае, если мера оказалась неэффективной или в какой-то момент перестала быть эффективной, должна быть возможность быстро ее свернуть. В Беларуси такие механизмы, к сожалению, отсутствуют. Критерии эффективности политики фактически не разработаны, не прописаны инструменты ее мониторинга, как и возможность сворачивания определенных мер в случае их неэффективности. Директивное управление и планирование неспособно обеспечить необходимую гибкость, а система господдержки является очень сложной и непрозрачной.
 
Согласно лучшим мировым практикам, промышленная политика должна быть прозрачной и подотчетной, а ответственность за ее эффективность должна быть возложена на те госорганы, которые обладают достаточной компетентностью для ее осуществления. В случае Беларуси реализация мер политики часто возложена на госорганы с пересекающимися функциями, нет строгой системы подотчетности. В белорусскую программу развития промышленного комплекса заложено создание единого органа, ответственного за промышленную политику, однако такой орган до сих пор не был создан.
 
Еще одним важным моментом является минимизация не столько риска провала промышленной политики, сколько издержек, связанных с возможными ошибками. Они будут случаться неизбежно, и задача состоит в том, как пережить их с минимальными последствиями. Именно поэтому надо направлять серьезные усилия на исследования и относиться ответственно к "дизайну" промышленной политики.
 
На сегодняшний день промышленная политика Беларуси по-прежнему сконцентрирована не на создании условий для развития перспективных отраслей экономики, а на прямых инструментах, налоговых льготах, импортозамещении и протекционистских мерах. Большое внимание уделено валовым показателям, например, росту ("наращиванию") объемов производства. Возможно, некоторые валовые показатели и будут достигнуты, однако цена этого будет высока: серьезные искажения в работе рынков и потеря эффективности вследствие нерационального распределения ресурсов. В связи с этим разумным шагом представляется скорректировать принципы промышленной политики с учетом мирового опыта и современных тенденций в науке. Это может стать важнейшим шагом для белорусской экономики на пути реформ.
 
Партнеры рубрики "Экономика live" – Исследовательский центр ИПМ, Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр BEROC и Бизнес-школа ИПМ.
 
 
-52%
-20%
-20%
-16%
-10%
-40%
-55%
0066856