опубликовано: 
обновлено: 
/ Павел Свердлов,

В очередной программе Сергея Чалого "Экономика на пальцах" мы подробно разобрали первую ласточку перехода белорусской экономики на мобилизационные рельсы - , после которого, вероятно, вернуться к обычной практике экономические власти не захотят.

Была надежда, что предложение президента тихо умрет в недрах ведомств. Так бы произошло и в этот раз, но ситуация в экономике не оставляет поля для маневра, и в ход пошли самые непопулярные меры. А ведь в белорусской конституции говорится о праве на труд, а не обязанности, как было записано в советской конституции.

Этот негативный сценарий поверхностно . К сожалению, пришло время для его глубокого изучения и анализа. Чем это грозит нам в будущем? Стоит ли ждать новых непопулярных решений? Сергей Чалый и журналист Павел Свердлов разбирались в этом вопросе.

Оставляйте ваши комментарии и мнения в Twitter @tutby с хештегом #ЭнП. Как вы считаете, штраф за тунеядство - это установление социальной справедливости или же переход к мобилизационной экономике?

Краткое резюме программы:

Окончательно решено вместо структурных реформ заняться закручиваем гаек и другими антирыночными вещами. Признать, что модернизация провалилась, означает признать, что модели и стратегии нет. Приходится упорствовать в своих ошибках.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (47.25 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (347.87 МБ)

Автомобили Uz-Daewoo по праву считаются самыми доступными на рынке новых автомобилей. В линейке представлены Daewoo Matiz – от $6500, Daewoo Nexia – от$7850, Daewoo Gentra – от $11 750.
На совещании по вопросам занятости и миграции в стране начиналось все безобидно: "Численность трудоспособного населения составляет почти 60% от общего количества жителей". Этот процент падает, что означает, что мы, как любое развитое общество, стареем. "Если в 2010 году на одного человека было 2,7 человека в трудоспособном возрасте, то сейчас этот показатель стремится к двум. Значит, будет ухудшаться ситуация на рынке труда, нарастать дефицит рабочей силы, наиболее востребованных рабочих специальностей". Есть неудовлетворенная потребность в рабочих специальностях. В то же самое время на многих государственных предприятиях избыточная занятость. Отсюда делается вывод: "У нас нет эффективного механизма межотраслевого и межрегионального перераспределения рабочей силы, слабое влияние на распределение производительных сил".

Главный вред нашей экономике наносит извращенный механизм распределения ресурсов, в том числе материальных. Судя по исследованиям, из всех рыночных факторов производства рынок труда более-менее в нормальном положении. То есть, признавая неэффективность работы рынка ресурсов, обращают внимание на ту сферу, где проблем меньше. Может, потому что страшнее подобраться к первопричине.

Если предприятие получает господдержку, это означает, что оно имеет право держать избыточный штат.

Люди производят то, что не востребовано рынком. "Многие специалисты, обучаемые за счет бюджета, оказываются невостребованными. Увеличивается количество белорусских граждан, работающих за границей".

Я не уверен, что это так. Особую остроту эта проблема приобрела в 2011 году, когда за границей зарплата стала в три раза больше, чем в Беларуси. Притом что к концу 2013 года по большинству отраслей, которые наиболее пострадали от этого оттока, дифференциал в зарплатах был довольно быстро ликвидирован. Важно, что это не было сделано административно, просто у частных компаний не было другого способа.

Наши придумали аргументы против российских рекрутеров и заговорили о стоимости жизни у нас и там. Они указывают на разницу стоимости аренды жилья, транспорта, проживания и действительно располагаемых доходов. Государство может говорить только об официально зарегистрированных гражданах, работающих за границей. Несомненно, их число увеличивается хотя бы потому, что большее количество людей предпочитают легализоваться. Но значит ли это, что увеличивается общее количество людей, работающих за границей? Доля трудящихся легально увеличивается за счет уменьшения доли нелегалов. Моя базовая гипотеза заключается в том, что и общее количество работников там тоже становится меньше.

Снова активизируются страшилки 2011 года, даже несмотря на то, что фактически они уже не так актуальны, как тогда.

"Как мне докладывают, около 500 тыс. наших граждан не задействованы в экономике страны. Но пусть 100 тыс. – домохозяйки и работающие на собственном подворье. А 400 тыс. чем занимаются? За чей счет они живут? Меня поражает часто факт, который я слышу: у нас есть обязанные, как их называет милиция. Как они работают? Вы их отправляете в систему ЖКХ. А работники ЖКХ мучаются и постоянно жалуются: они на работу не ходят, приходится милиции их за руку водить. Почему дальше не делаем шаги? Если он трудоустроен, обязан работать и не работает, почему мы не принимаем дальнейшие меры? Что мы с ними возимся? Да не возимся, мы просто бросили их им же на откуп и довольны. Причем они пользуются всеми благами государства: получают бесплатное образование, медицинское обслуживание, оплачивают услуги ЖКХ по дотируемым государством тарифам. Эти 400 тыс., о которых я сказал. А потом еще требуют достойную пенсию. Так кто будет работать на эту пенсию? Пора прекращать это иждивенчество. Кобяков с Межуевым ответственные за внесение предложений на эту тему. 400 тыс. должны быть вовлечены именем революции в работу".

Первые ростки идей о борьбе с тунеядцами


Во-первых, это не разговорная речь. Президент перекладывал текст, это подготовленные ремарки. Оговорка о домохозяйках была заранее подготовлена. Можно повторить огромное количество аргументов, которые были еще с момента появления этой идеи. Хронологически она возникла летом 2012 года на заседании Совета министров. Уже летом 2013 года Мясникович говорил о возможном введении в Беларуси налога с неработающих граждан. Тогда называлась цифра 445 тыс. человек трудоспособного возраста, которые нигде не работают и пользуются социальными благами.

Число 400 тыс. я слышу уже на протяжении 10 лет от сотрудников Министерства труда и социальной защиты. Никто эту цифру не перепроверял с тех пор. Дальше актуализируется проблема, и она действительно есть. Доля официальных работников увеличивается, и они не попадают в эти 400 тыс., потому что у них есть работа. Нельзя предъявить им то, что они не платят налоги, потому что они платят налоги в другой стране, с которой у нас есть соглашение об избегании двойного налогообложения.

Однако уплаты подоходного налога и отчислений в ФСЗН не происходит. Это проблема социального государства: хотите зарплату 1,5-2 тыс. – будете за все платить, а не хотите платить, такие будут и зарплаты. Но тут же оказывается, что есть люди, которые не хотят ни платить, ни работать. В нашем понимании социальное государство – это когда сначала со всех собираются деньги, а потом условно всем предоставляются условно бесплатные блага. Тут оказывается, что несправедливость не только в наполнении, но и в пользовании. У кого больше квартира, тот будет больше платить за отопление. А в данном случае большую долю субсидий получают те, кому она меньше нужна. Большую долю дотируемых услуг получают те, кто больше ими пользуется. Любая модель социального государства хорошо работает в равенстве и нищете. Тогда нет существенного расслоения в доходах и моделях потребления.

Проблема кроется не только в наполнении, но и в пользовании. В ситуации, когда те, кто больше и лучше работают, получают больше, и наоборот, эта модель социальной справедливости не очень справедлива. Тозик предлагал брать абонентскую плату за посещение поликлиник, потому что если что-то бесплатно, то это обязательно будет переиспользовано. Это означает, что для тех, кому это будет особенно важно, он будет доступен в меньшей степени. Если бы существовал рынок, можно было бы ввести очереди, в которых стояли бы бабушки и продавали бы свои места. Но тогда это и было бы платой за посещение поликлиники. И платили бы больше те, кому больше нужно и кто чаще ходит.

В поликлиниках пытаются решить эту проблему, и если ты в течение года уже сдавал анализ мочи, могут не выдать направление на еще один.

Если ты придешь не в свою поликлинику, все услуги оказываются платными, даже если она дежурная. Например, рентгеновский снимок, если у тебя ушиб или перелом, а потом тебя направляют в твою поликлинику.

Меры по борьбе с тунеядством, которые предлагают власти


Оказывается, была создана специальная рабочая группа, которая разработала ряд предложений. Но мы о ней ничего не слышали, хотя слышали о других. Кто ее возглавлял? Внезапно выясняется, что секретная рабочая группа трудилась с начала года. Девять месяцев работать для того, чтобы вернуться к тому, что обсуждали с 2012 по 2013 год. Лукашенко пожелал услышать, как работают лица, обязанные возмещать государству средства на воспитание и содержание своих детей, и как будут трудоустроены граждане, не задействованные в экономике страны. Анатолий Тозик доложил о предложениях и сказал, что начата работа по обеспечению необходимой мобильности рабочей силы. В связи с этим правительство считает целесообразным продолжить сокращение строительства жилья с господдержкой.

А как связаны эти вещи?

Я тоже долго думал над этим. Президент актуализирует важный вопрос – плохо работающий рынок труда, и правительство говорит, что надо повышать мобильность. А решение – вы будете меньше есть. Сокращение строительства жилья с господдержкой влечет за собой увеличение строительства арендного жилья. Но как это поможет мобильности?

Рынок арендного жилья у нас один из самых рыночных рынков, которые только есть в стране. Меньше всего его трогает руками государство, и он работает очень эффективно.

По мнению вице-премьера, чтобы население лучше работало, необходимо создать экономические стимулы, скорректировать социальную политику и уточнить государственные социальные стандарты, пересмотреть нормы труда. Обратите внимание, как происходит смена тезисов: "мобильность", а дальше "чтобы лучше работало". Не чтобы распределение труда было эффективнее, а чтобы те, кто уже сидят на местах, работали лучше.

Пересмотр норм труда означает: "вы будете работать больше, а есть меньше". "Реализация этих мер позволила бы повысить номинальную заработную плату в стране, выровняв ее показатели с сопредельными странами". Коррекция социальной политики, уточнение стандартов и пересмотр норм никак не связаны с зарплатой. Что мешает людям и сейчас работать больше и больше получать? В чем здесь предложение правительства?

Увеличение пенсионного возраста


"Для максимально возможного привлечения уклоняющихся от работы граждан к труду, а также для создания дополнительных стимулов к добросовестному труду правительство подготовило проект нормативного акта, которым предусмотрен ряд мер. В частности, увеличение минимального трудового стажа с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН для назначения трудовых пенсий с 10 до 15 лет". Предлагается также при расчете пенсий брать за основу последние 20 лет стажа.

Это скрытое повышение пенсионного возраста. "При отсутствии требуемого общего и страхового стажа работы повысить возраст для обращения за социальной пенсией на 5 лет. До 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. А возможно, и одинаковый порог возраста – 65 лет".

Если ты не накопил 20 лет стажа, надо ждать еще 5 лет.

Это делается для максимально возможного привлечения уклоняющихся от работы граждан.

Но 65 лет – больше, чем средняя продолжительность жизни мужчины в нашей стране. Это как-то нехорошо.

Это ожидаемая средняя продолжительность, которая учитывает и детскую смертность, и аномально большое количество самоубийств среди мужчин в трудоспособном возрасте. Те, кто доживают, живут дольше 65 лет.

По словам Тозика, для тех, кто не платит подоходный налог и отчисления в ФСЗН, следует определить перечень минимальной помощи, которую они могут бесплатно получить от государства.

Голос форума

nevajnokto 23 октября 2014 в 15:10 из Беларуси

Самый главный вопрос: как быть с людьми, которые живут на процент от своего честно заработанного капитала, с которого были уплачены все возможные налоги, немало тех, у кого сотни тысяч у.е. в облигациях того же правительства на счетах в банках - с этих денег по закону не нужно платить налог, как быть с ними, или их тоже душить начнут , так сбегут самые толковые с деньгами, что делать будем.

Ирина_Овчаренко 23 октября 2014 в 14:00 из Беларуси

основная часть "тунеядцев" зарабатывает например в интернете (копирайтеры, те кто играют в казино и т.д.) и уплачивают налоги в виде НДС и акцизов, которые в свою очередь и составляют основную доходную часть бюджета. большинство фрилансеров привносят деньги, заработанные в других странах и тратят их здесь. и с другой стороны, многие добросовестные работники изымают своей заработной платой и отчислениями доходы бюджета, работая в убыточных организациях, коих в этом году огромное количество. вот и задумайтесь кто платит налоги в казну, а кто нет!

Платеж, который превратился в штраф


В конце декабря прошлого года предлагался налог на тунеядство: "Прорабатывается вариант такого платежа как некой формы компенсации расходов государства на предоставление социальных услуг населению. В бюджет 2014 года данный платеж не попал. Услуги образования, здравоохранения, ЖКХ, транспорта – только по части себестоимости. Если работающий компенсирует через налоги, которые платит в бюджет и ФСЗН, то неработающий не платит, но пользуется наравне со всеми".

Минфин посчитал, сколько в среднем с одного работающего приходится в год отчислений. Чтобы тебе было столько же льгот, плати столько же, сколько в среднем рабочий. Получалось 8,3 млн руб. в год. Если среднюю заработную плату 6,7 млн умножить на 12 месяцев, это будет в 10 раз больше, чем эти отчисления. На самом деле подоходный налог уже больше 10%. Сразу возникает вопрос, где обман. Если на формирование пакета услуг с одного человека идет всего 10% от дохода, то зачем нужно еще больше?

Возникал вопрос, как назвать взимаемую сумму с тунеядцев. Налог платится за право заниматься какой-то деятельностью. Но здесь по определению нет деятельности, есть бездеятельность. Налог с неосуществляемой деятельности сам по себе абсурден.

Амарин сказал, что этот вопрос будет решаться не в плоскости налогообложения граждан, а, вероятнее всего, это будет делаться с помощью социальных карт. Уходим от термина "социальные карты" и выдаем решение Минфина как результат 9 месяцев работы анонимной комиссии.

Кого считать тунеядцем?


В 2014 году не было принято никакого решения, потому что все эксперты говорили, что крайне сложно определить категории: кто может считаться тунеядцем? Является ли домохозяйка иждивенцем или нет? Студент, ищущий работу? Есть люди, которые не работают, но активно ищут работу. По западным методологиям, эти люди не считаются безработными. По логике президента, эти люди включены в те 400 тыс. В большинстве случаев неработающие и не платящие налоги – это люди, которые оказывают услуги, не зарегистрировавшись как ИП.

Голос форума

shura.27 25 октября 2014 в 10:51 из Беларуси

Интересно будут ли привлекать алкашей которые стоят каждый день под магазином и негде не работают.Ведь они тоже попадают под этот закон.Но с них ведь нечего взять.Что будут сажать?Так опять расходы лягут на государство,где смысл?Поэтому будут штрафовать нормальных кто зарабатывает в другой стране.А ведь зарабатывают они там а валюту везут и тратят здесь.
Мы начинаем с того, что рынок работает неэффективно, что есть люди, которые не заняты сейчас. Решение в виде налога и платежа не годится. Хотя МВД предлагает ввести термин "тунеядство" в Кодекс об административных правонарушениях. Тогда появится возможность штрафовать. Это будет не постоянный платеж, а надо будет платить, как поймают. Сразу решается вопрос о выявлении всех тунеядцев. Достаточно штрафовать тех, кого проще найти.

Тозик предлагает штрафовать совершеннолетних трудоспособных, постоянно проживающих на территории Беларуси граждан, которые более 6 месяцев в течение года уклоняются от финансирования государственных расходов. То есть туда будут входить и те, кто должен быть исключен. Возникла идея наделить сотрудников налоговых органов правом составления протоколов административного правонарушения.

Тунеядцы – источник криминогенной опасности?


МВД заходит с другой стороны: львиная доля криминогенной опасности исходит именно от бомжей, асоциальных элементов. Отсюда вопрос: оттого что вы будете штрафовать, криминогенность снизится?

Вот пример, как постепенно контрабандой продвигаются интересные идеи. Все логично: должна быть социальная справедливость, нужно сделать так, чтобы люди, которые работают нелегально, работали легально. Во многих профессиях этот вопрос решили: с программистами, фрилансерами, дизайнерами. Создали условия для их выхода в легальную зону. Мы понимаем, что имеется в виду теневая занятость, но в качестве аргументации нам предлагают снижение криминогенности.

Это подмена понятий, потому что штрафами тут не поможешь. Речь идет о неблагополучных гражданах, алкоголиках и тунеядцах, чьи дети находятся в детских домах. Государство тратит средства на содержание этих детей, значит, они должны компенсировать расходы. А поскольку в большинстве случаев взять с них нечего, они должны отработать. Принудительный труд.

Голос форума

variety 24 октября 2014 в 09:59 из Беларуси

Если уж устанавливать "социальную справедливость" по потреблению оплачиваемых из налогов социальных благ, то давайте не останавливаться на полпути и начнем учитывать все. Например, возьмем бездетного гражданина, купившего или построившего "однушку" не как "нуждающийся", а по рыночной цене. И семейного гражданина с двумя детьми, купившего треху на условиях "нуждающегося". Первый пользуется бюджетными средствами намного меньше по сравнению со вторым: - субсидии по строительству/покупке жилья он не получал; - по коммунальным расходам владелец однухи субсидируется заметно меньше, чем владелец трехи; - расходы на оплату декретного отпуска жены, детсада, школы, детского здравоохранения, включая детские "больничные" родителей, государство не несет в отношении бездетного нельготника. И еще вопрос, станут ли в будущем эти дети налогоплательщиками нашего государства: после получения образования они могут уехать из страны. Или могут стать (ТТТ) пьяницами, наркоманами, преступниками, и государство вместо получения от них дохода и отчислений, в т.ч. и на содержание пенсионеров, получит дополнительные расходы. Можно еще сравнить удаленность работы граждан. Допустим, первый работает близко от дома и ходит на работу пешком (либо вообще работает на дому). Второму для того, чтобы добраться на работу-с работы требуется сменить три вида транспорта и проехать через весь город. Соответственно, удельное пользование общественным "субсидируемым" транспортом и дорогами у первого меньше. Первый гражданин за последние 5 лет был в поликлинике несколько раз, чтобы получить пару справок. Второй за это же время лежал в больнице несколько раз, ему делали серьезную операцию и выписывали льготируемые препараты, оплачивали "больничный". Соответственно, расходы по статье "здравоохранение" государство понесло в отношении первого гражданина в разы меньшие, чем в отношении второго. Первый гражданин зарабатывает 10 миллионов руб., второй - 5. Соответственно, отчисления первого в бюджет в два раза больше, чем второго. И хде тут соблюдение "социальной справедливости"? Почему один получает от государства меньше, а платит больше второго? А ведь, согласитесь, такая картина у нас не редкость.
МВД говорит об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях, что позволяет привлекать к ответственности штрафом, в том числе к принудительному трудоустройству граждан, которые в определенный период времени умышленно не работают. Выражение "умышленно не работают" уже само по себе вызывает улыбку.

Попробуй докажи умысел.

Назад в 30-е


Смотри, как аккуратно, через Кодекс об административных правонарушениях, появилось принудительное трудоустройство. Лукашенко поддержал это предложение: "Хотите вернуть понятие "тунеядство" – возвращайте. Это будет понятнее для народа. Не надо ничего доброго, что было в советские времена сделано, отбрасывать, в том числе терминологию". Доброго. В советские времена.

Вспоминается суд над Бродским.

Это первое, что приходит на ум. Тогда это было под страхом тюремного заключения. Откуда бралось поколение дворников и сторожей, как пел БГ. Для президента это доброе, что было в советское время. "Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать. До 1 января принять меры и заставить всех работать".

На минуточку, у нас с СССР разная конституция. В Советском Союзе была обязанность трудиться, а у нас – право. Все обсуждения в прошлом году велись вокруг вопроса социальной справедливости. Действительно, в Конституции написано, что все граждане обязаны участвовать в наполнении бюджета. У нас в Конституции есть принудительный труд. Но он может применяться только по отношению к людям, которые поражены в правах в силу того, что они несут наказание за совершенные преступления.

По нашему законодательству (не по Конституции), асоциальные личности, которые не могут заботиться о своих детях, обязаны возмещать траты бюджету. Президент сказал, что их невозможно заставить работать, милиции приходится водить их чуть ли не за руку, и попросил заставить их работать. И эта норма переносится на 400 тыс.

Мы начинали с бюджета, с необходимости найти механизм возмещения трат. Но теперь платеж подменяется штрафом. Но это совсем не то. К тому же штраф распределяется неравномерно: кто попался, тот и заплатил. Теперь сложная задача выявлять этих людей ляжет на участковых, которые и так загружены.

Принципиальный барьер невозможности преодолевается контрабандным способом: "вроде как по отношению к ним можно", затрагивая тех, кого обществу будет не жалко. Как против евреев в 30-е годы: не жалко, можно. Потом остановиться очень трудно: начинали с евреев, чтобы потом можно было и своих сажать в концлагеря. Как контрабандой ввести принудительный труд, который в принципе невозможен по нашей Конституции? Давайте введем его по отношению к тем, для кого он вроде бы логичен: бомжам, асоциальным личностям, людям, которые не платят налоги. И случайно 400 тыс. человек попадают в ту же законодательную зону.

Связь принудительного труда и модернизации


Если посмотреть чуть шире – на историю употребления слов "потребление" и "иждивенчество". Формулировка "именем революции" наверняка вырвалась подсознательно, но она означает выход из правового поля. Идея принудительного труда витала в воздухе давно. Самым вопиющим способом ее пытались внедрить на предприятиях, подлежащих модернизации, - пресловутый скандальный декрет №9. Наскоком эта проблема не решилась, положения декрета были таковы, что нарушались даже международные нормы. В случае правоприменения все закончилось бы разбирательством Международной организации труда.

Послание президента парламенту и правительству в апреле 2014 года: сельское хозяйство, диктатура технологий, дисциплина… Тогда предлагалось, чтобы кадровые вопросы не решались без местных чиновников. Тогда эта мера была протянута вместе с темой нерадивых чиновников, которые наделали вреда, а потом пересели на теплое место.

Соответственно, именем революции надо сделать так, чтобы у них не было такой возможности. Но по факту я не слышал о случаях, когда это помешало бы чиновникам. А вводится норма про всех. Вот где начинает появляться крепостное право.

Сначала речь идет об оптимизации социальных стандартов, льгот. Дальше идет фраза "необоснованные льготы", а в последние месяцы все чаще начинает звучать слово "иждивенчество" не по отношению к неработающим людям, а в контексте "у нас бюджет не резиновый". Население уже иждивенцы, вот откуда эти странные фразы: "будем строить меньше жилья", "повысим нормы выработки", "пересмотрим социальные стандарты". Если сложить все вместе, то стоит задаться вопросом, почему возникает идея принудительного труда. Она возникает через модернизацию.

Модернизация – последняя надежда предложить стратегическое видение, что экономические власти делают со страной после краха уникальной белорусской экономической модели в 2011 году. Структурной перестройкой и промышленной политикой власти не захотели заниматься, а захотели – модернизацией, которая понимается как технологическая модернизация.

В силу того, что это неправильный ответ на правильный вопрос, было очевидно, что сама модернизация потерпит крах. Признать, что модернизация провалилась, означает признать, что модели и стратегии нет. А 2015 год – выборный. Приходится упорствовать в своих ошибках.

Дальше выясняется, что модернизация не идет без важного элемента. Если она понимается как первичная индустриализация, она не проходит без методов первичной модернизации: без трудовых армий, диктатуры технологий и принудительного труда. Всего того, что было в 30-е годы.

Логика неверного пути в ситуации, когда приходится упорствовать в своей ошибке, заставляет испить чашу до дна. Ветер все больше начинает дуть в сторону неприятных решений в экономике. Принудительный труд – это мобилизационная модель экономики, 30-е годы в нацистской Германии и СССР.

Следующий шаг – появление трудовых лагерей.

Сейчас идет попытка сделать китайскую стену права слегка проницаемой. А дальше пойдет легче.

Мнение автора программы может не совпадать с мнением редакции портала.
-40%
-20%
-30%
-20%
-20%
-20%
-60%
-17%
-10%
0066856