Фото: kapitalist.tv
Фото: kapitalist.tv
Нормативная правовая база прямо запрещает ввод дополнительных условий взаимного оборота товаров, услуг и капитала, говорится в заявлении министра по экономике и финансовой политике ЕЭК.
 
Идея ограничения ввоза физическими лицами алкоголя пятью литрами на территорию РФ из Казахстана и Беларуси противоречит положениям Таможенного союза и Единого экономического пространства. Такую позицию министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова распространила пресс-служба комиссии.
 
"Нормативная правовая база ТС и ЕЭП, а также договор о ЕАЭС прямо запрещают ввод дополнительных условий взаимного оборота товаров, услуг и капитала. Единство таможенной территории, в рамках которой обеспечивается свободное, беспрепятственное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, - это абсолют, одно из неоспоримых преимуществ, появившихся с созданием Таможенного союза, Единого экономического пространства и будущего Евразийского экономического союза", - подчеркнул Сулейменов.
 
При этом он предупредил, что если одна сторона союза введет такие ограничения, то это может вызвать в последующем аналогичные шаги со стороны остальных государств-участников в отношении других товаров. В итоге будет нивелирован достигнутый эффект единства таможенной территории. "Предлагаемый вариант установления лимита в 5 л российской стороной на ввоз алкогольной продукции для физических лиц не может являться решением проблемы", - уверен министр ТС.
 
Ранее глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что правительство России рассматривает возможность введения ограничения оборота алкоголя внутри Таможенного союза. Речь идет о предложениях Росалкогольрегулирования (РАР). В августе 2014 года ведомство разработало соответствующий проект поправок в профильный отраслевой закон "О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции" и КоАП. Ведомство предложило штрафовать на 3-5 тыс. рублей за провоз из государств - членов Таможенного союза в РФ одним физическим лицом более 5 литров алкогольной продукции.
 

Отсутствие согласованной политики

Аналогичная норма уже действует при ввозе алкогольной продукции на единую таможенную территорию Таможенного союза. Такая мера призвана защитить российский рынок от дешевой и контрафактной алкогольной продукции казахстанского производства и ее нелегальной реализации. Она ввозится в Россию якобы для личного использования, но фактически в объемах, сопоставимых с коммерческими партиями.
 
Проблема связана с отсутствием согласованной акцизной политики в государствах - членах ТС, считают в РАР и в Минфине РФ. На сегодняшний день ставка акциза на водку в РФ составляет 500 рублей (10,3 евро) за один литр безводного спирта, в то время как в Республике Казахстан (РК) такой акциз составляет 196 рублей (4 евро). При этом сырье в Казахстане дешевое, и в результате цена такой водки в среднем в 2,5 раза ниже цены российской водки.
 
Проблема приводит не только к потерям доходов бюджета и снижению конкурентоспособности российской алкогольной продукции, но и представляет опасность для жизни граждан.
 
 
Экспертиза показала, говорят в РАР, что основная часть изъятой продукции, попавшей из Казахстана в РФ, не производится легальными производителями в РК, а является фальсификатом, поступающим из зарубежных стран, прежде всего из Китая.
 
Однако ЕЭК, по словам Сулейменова, разработала несколько сценариев по гармонизации ставок акцизов в государствах - членах ТС и ЕЭП. "Во главу угла поставлена задача постепенного выравнивания ставок акцизов, а не их резкое повышение", - заверил министр комиссии.
 
В случае, если РФ продлит действие текущей ставки акциза на крепкий алкоголь на ближайшие 2-3 года, а Казахстан установит темп прироста акциза на алкоголь в размере 33% и более, то разница в ставках в 20-30% уже к 2017 году резко снизит экономическую выгоду нелегального ввоза подакцизной продукции и, соответственно, мотивацию совершать противоправные действия, уверены в ЕЭК.  
-12%
-10%
-20%
-20%
-10%
-50%
-58%
-15%
-20%
-30%
0072263