Беларусь, мягко говоря, удивила своих внешнеторговых партнеров серией постановлений правительства в апреле-мае 2014 года - о лицензировании импорта пива, макаронных, кондитерских изделий и сырья для их производства, цемента, листового стекла и стеклотары из-за пределов Таможенного союза (ТС). Появился сложный, забюрократизированный механизм, который дал чиновникам отраслевых министерств и ведомств право в ручном режиме определять поставщиков и минимальные контрактные цены, а все поставки стали возможными лишь в рамках разовой лицензии.
Нововведения не были направлены непосредственно против украинских поставщиков, но именно им в силу устоявшихся каналов поставок досталось больше всего.
 
После двух месяцев бесплодных разговоров Киев решился на ответные меры – в середине июля Межведомственная комиссия по международной торговле Украины приняла решение о введении спецпошлин на импорт ряда белорусских товаров. На молочные продукты, кондитерские изделия, удобрения и электрические лампы накаливания спецпошлины составили 55,29% от таможенной стоимости. На холодильники и холодильное оборудование – от 55,29 до 60,05% в зависимости от объема камер. Для шин, покрышек и солодового пива – 60,05%.
 
После этого переговоры между двумя странами пошли значительно быстрее, а главное – продуктивнее. Через неделю Совмин Беларуси постановлением от 24.07.2014 года № 719 внес изменения в правила лицензирования импорта, выведя из-под их действия товары производителей стран СНГ, а Украина с 19 августа отменила действие спецпошлин. "Война" закончилась.
Однако остается вопрос: почему такое произошло? Почему авторы новых правил лицензирования изначально распространили его на производителей из стран СНГ? Ведь между членами Содружества действует Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 года, согласно которому стороны не вправе применять какие-либо запреты или ограничения на торговлю товарами, кроме тех, что разрешаются правилами ВТО. Лицензирование импорта или что-то подобное в рамках ВТО не практикуется. Кстати, Постановление №719 скорректировало порядок контроля за импортом как раз со ссылкой на нормы Договора от 18.10.2011 года.
 
Причины поспешных и не совсем продуманных решений очевидны: многие белорусские производители столкнулись с системной проблемой неконкурентоспособности, из-за чего у них возникают сложности не только с продвижением продукции на экспорт, они начинают терять даже внутренний рынок, уступая его иностранным компаниям.
 
Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала "Дело", главная тема которого – "Транспорт и логистика".

-30%
-21%
-45%
-16%
-70%
-10%
-50%
-20%
-10%
-10%
0066856