Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Фото: bymedia.net
Фото: bymedia.net
На текущей неделе концерн Белнефтехим объявил о привязке стоимости литра бензина АИ-92-К5-Евро к курсу доллара. Однако одна неясность остается до сих пор: как будет происходить механизм корректировки ввиду того, что курс доллара меняется едва ли не ежедневно. Как удалось выяснить TUT.BY, окончательного решения на сей счет еще не принято. При этом не исключен вариант, что все будет происходить как и прежде, с помощью ручного госрегулирования.

По словам источников, перейти на прозрачный и довольно рыночный механизм ценообразования правительство подтолкнули постоянные жалобы нефтепереработчиков и нездоровая реакция общества на каждое повышение цен на топливо на 5-10%. "Доводы НПЗ очень простые – надо активнее проводить модернизацию. А денег не хватает. Если мы в ближайшие годы не оснастим заводы современным оборудованием, не увеличим глубину переработки нефти, то с течением времени они будут просто грудой металлолома, окажутся неконкурентоспособными. НПЗ уже давно просили, чтобы цену на бензин привязали к доллару, чтобы поставки на внутренний рынок были минимально рентабельными", - cказал TUT.BY представитель белорусской нефтянки в кулуарах международной отраслевой конференции в Минске, организованной "Белоруснефтью".

В результате в правительстве сказали, что "хорошо, привязывайте цены к доллару, но чтобы это было нормально воспринято народом, не вызвало напряжения в обществе. Как это будет - вы продумайте сами". "Есть несколько вариантов развития событий, но окончательного решения, насколько я знаю, еще не принято", - сказал собеседник.

Еще один участник рынка нефтепродуктов сказал, что "власти увидели, что плавная девальвация рубля на 30-40 рублей в неделю нормально воспринимается в обществе". "Поэтому согласились с аргументами нефтяников по поводу плавного роста цен на топливо, которое производится из российской нефти, за которую мы рассчитываемся в долларах", - подчеркнул он.

Источник в профильном ведомстве подтвердил TUT.BY, что "пока было принято лишь принципиальное решение по этому вопросу", но механизм, в соответствии с которым будут пересматриваться цены, до конца не согласован. По его словам, такие изменения могут производиться "с периодичностью раз или несколько раз в месяц, или же с определенным шагом курса". Собеседник также подчеркнул, что государственное регулирование в той или иной форме сохранится. По его словам, пока все АЗС, даже не входящие в систему концерна, придерживаются единой с "Белнефтехимом" системы ценообразования. "Если будут сигналы, то концерн будет пытаться с ними договариваться", - отметил источник.

Эксперты рынка утверждают, что некоторые дочерние структуры российских ТНК делают скидки для корпоративных клиентов в пределах 3-5%. "Они, конечно, могут позволить это себе ввиду наличия своего сырья. Но концерн этим сильно недоволен. Цена должна быть единая для всех – считают в руководстве Беларуси", - сказал он.

Согласно информации TUT.BY, привязку к доллару одобрили не все ведомства. Поскольку это пример действия, которое поспособствует большей реальной долларизации экономики. "И в целом проблема реальной долларизации (номинирование цен и зарплат в иностранной валюте) весьма актуальна в Беларуси, а такие шаги лишь расширяют ее масштаб. Кроме того, реальная долларизация способствует, в том числе, и финансовой долларизации (номинированию финансовых контрактов (кредитов и депозитов) в иностранной валюте). Последнее оказывает крайне негативное влияние на национальную экономику", - сказал TUT.BY экономист BEROC Дмитрий Крук.

Резкое повышение цен на топливо также приведет к скачку инфляции, которая и так уже вышла за прогнозируемые правительством пределы. "Если будут сдерживать инфляцию - дорожать будет нечасто. Отпустят - будем пересчитывать и пересчитывать", - сказала эксперт топливного рынка Татьяна Маненок. "Поставлена задача обуздать инфляцию. Поэтому цена на бензин резко в гору не пойдет", - сказал источник в госорганах. "По крайней мере до конца текущего года. А там уже и [президентские] выборы – поэтому тоже маловероятно", - добавил он.

Самый лучший вариант для нефтяников - стоимость бензина привязать к курсу доллара в прямом смысле слова и ежедневно устанавливать новые цены на топливо. "Это самый простой и идеальный вариант, но так не будет", - уверил нас информированный источник.

Экономист центра Мизеса Ярослав Романчук задается другим вопросам: "А если цена на нефть для Беларуси упадет, если нефтяной интеграционный грант от России, как в 2015 году, вырастет, то нам следует ожидать падения цен?". Романчуку в это верится с трудом.