Новое законодательство предусматривает, что бухотчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в Беларуси будут предоставлять общественно-значимые организации, включая банки, страховые компании, крупные АО, обладающие дочерними предприятиями. Заинтересованы ли они в этом? Какие преимущества дает переход на МСФО? Позволит ли переход компаний на МСФО, например, привлечь дополнительные иностранные инвестиции? Об этом мы побеседовали с заместителем генерального директора компании "Делойт" Ольгой Степанеевой.



Что дает переход на международные стандарты финансовой отчетности? Позволит ли переход компаний на МСФО, например, привлечь дополнительные иностранные инвестиции?

С точки зрения инвестора МСФО отчетность это понятность и прозрачность финансовой информации, именно с этого момента компания начинает говорить на одном языке с иностранными внешними пользователями (западными инвесторами, инвестиционными банкирами и т.д). Однако надо понимать, что сам факт наличия отчетности – это только начало диалога, а не гарант положительного решения от инвестора о представлении инвестиций. Поэтому бизнес должен разбираться, что стоит за цифрами в МСФО отчетности, на каких принципах она была составлена, как транзакции бизнеса нашли отражение в цифрах, которые вы представляете инвестору. Есть специализированные интенсивные программы обучения для высшего руководства, где без углубленной детализации мы помогаем руководству разобраться в основных принципах МСФО, чтобы быть готовым представлять свои интересы.

Отчетность, составленная в соответствии с МСФО, снижает неопределенность и обеспечивает комфорт иностранному инвестору при принятии решения о предоставлении финансовых ресурсов белорусскому заемщику, позволяет повысить вероятность реализации такой сделки. Такой комфорт в оценке инвестора снижает риск сделки и тем самым умеряет его ожидание по ее доходности. Некоторые западные банки и фонды действительно готовы кредитовать белорусский бизнес напрямую при наличии отчетности, составленной по МСФО.

Прямые кредиты от западных финансовых институтов, при прочих равных, должны быть дешевле кредитов, предоставляемых ими же опосредовано, через белорусские банки, которые закладывают в ставку свою маржу. Точно оценить эффект экономии ввиду меньшей процентной ставки прямых заемных ресурсов, предоставляемых при наличии МСФО отчетности, довольно сложно. Тем не менее, исходя из наших наблюдений можно оценить некий среднестатистический размер маржи, которую закладывает белорусский банк в таких сделках. Он составляет 1,5 -3,5 процентных пункта.

Какие главные недостатки национальной отчетности? По какой причине ее не жалуют иностранные инвесторы?


Думаю, что неправильно критиковать существующую систему национальной отчетности, Министерство финансов Беларуси работает на сближение с МСФО, процесс этот сложный и требует системного подхода. Иностранные инвесторы требуют МСФО-отчетность потому, что иностранным финансистам не ясны принципы признания, оценки, последующего учета и раскрытия, на основании которых составлена национальная отчетность, ее сложно сравнивать с другими компаниями аналогичной отрасли, которые ведут учет по МСФО.

Правда ли, что бывают случаи, когда компании показывают хорошие результаты по нацстандартам, но возникают убытки по МСФО?

Как говорится, случаи бывают разные. За свой более чем 10-летний опыт работы мне довелось наблюдать разные вариации результатов по национальным правилам и МСФО. Были случаи, когда прибыль по МСФО была намного больше, чем по национальным правилам.

В 2013 году Палата представителей рассмотрела законопроект "О бухгалтерском учете и отчетности". Каковы его главные особенности?


Если говорить кратко, то новым законом о бухгалтерском учете и отчетности впервые вводится требование обязательного применения в Беларуси МСФО общественно значимыми организациями. Впервые такая отчетность должна быть составлена за 2016 год. Вместе с аудиторским заключением отчетность должна быть представлена в Министерство финансов не позднее 30 июня 2017 года. Закон устанавливает требования к главному бухгалтеру общественно значимой организации: наличие сертификата профессионального бухгалтера, отсутствие судимости за экономические преступления. Это, пожалуй, самые громкие новшества.

Закон предусматривает, что бухотчетность по МСФО в Беларуси будут предоставлять общественно-значимые организации, включая банки, страховые компании, крупные АО, обладающие дочерними предприятиями. Заинтересованы ли они в этом?


Прежде всего, не для всех вышеперечисленных организаций требование по составлению МСФО-отчетности является новшеством. Например, банки готовят отчетность по МСФО уже не первый год, также есть небольшой процент общественно-значимых предприятий, которые прибегают к помощи консультантов в подготовке МСФО-отчетности ввиду возникшей потребности (привлечение кредитов и представление МСФО отчетности, расчет финансовых ковенантов на основании МСФО-отчетности и т.д). Необходимость в МСФО-отчетности кристаллизуется в результате роста предприятия и расширения контактов с иностранными контрагентами. Более чем 15-летний опыт работы Deloitte в Беларуси дает нам основания говорить, что все больше наблюдается понимание значимости и потребности в такой отчетности со стороны ключевого руководства. Безусловно, подготовка первой МСФО-отчетности требует много усилий как со стороны компании (это отвлечение бухгалтерии, финансового руководства и других подразделений, на которых ложится бремя подготовки детализированной аналитики для расчета МСФО-корректировок), так и со стороны аудиторов (слаженная работа команды, гибкость и мобильность в решении сложных задач, опыт и знание индустрии клиента, индивидуальный подход и доступность). Как показывает практика, эта проблема "первого применения МСФО", когда необходимо подготовить полноценную МСФО  - финансовую отчетность, которая должна охватывать несколько отчетных периодов.

Какие трудности могут возникнуть в связи с переходом реального сектора на международные стандарты? Как избежать трудностей?

Действительно, процесс перехода сопряжен с чередой сложных вопросов, о которых надо задуматься сегодня.

1. Какая сравнительная информация должна быть включена в первую МСФО-отчетность за 2016 год?

В Законе сказано, что общественно значимая организация должна подготовить годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО за 2016 год.

Если следовать требованиям МСФО, то полноценная годовая консолидированная отчетность за 2016 год должна включать консолидированный отчет о финансовом положении на 3 даты (31/12/ 2016, 31/12/2015 годов и 1/01/ 2015 года), а также соответствующие отчеты о совокупном доходе, изменении денежных средств и капитала за 2 года (2015 и 2016 годы). Для подготовки такой отчетности требуется довольно большой период времени в зависимости от объема и наличия достаточной детализации необходимой финансовой информации.

Следовательно, требуются четкие инструкции по методике перехода на МСФО со стороны регулирующих органов, чтобы предприятия могли качественно подготовиться без спешки и суеты.

2. Сложности в применении отдельных концепций МСФО к особенностям деятельности компаний/Групп и экономическим условиям, в которых они осуществляют свою деятельность. Примерами таких концепций являются консолидация, применение требований по гиперинфляции и прочие.

Поясню более детально. Консолидированная отчетность подразумевает включение в себя по определенным правилам финансовой информации всех дочерних компаний. Одним из последних изменений в МСФО с 1 января 2013 года было введение в действие пяти новых и пересмотренных стандартов по учету консолидации. Одним из новшеств введенных стандартов является новое определение контроля. Для того чтобы руководству понимать, какие предприятия должны быть консолидированы, необходимо проделать работу по анализу контроля и оценке периметра консолидации, опять же для этого нужно время и грамотный подход. При этом Группа зачастую включает в себя дочерние компании, которые являются резидентами других стран, не подвержены гиперинфляции и не применяют требования стандарта МСБУ 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции", в отличие от нас. Это накладывает свои технические сложности при проведении корректировок по консолидации.

3. Необходимость в привлечении специалистов по отдельным вопросам:


• Привлечение оценщиков - при проведении оценки основных средств на дату перехода на МСФО и тестирование на наличие обесценения активов предприятия, определение справедливой стоимости биологических активов для сельскохозяйственных предприятий;

• Привлечение актуариев для расчета сложных корректировок, таких как: расчет обязательств по выплатам долгосрочного характера, которые подпадают под требования стандарта 19 "Вознаграждения работникам" - это могут быть выплаты при выходе на пенсию, либо премии к юбилеям и т.д. В страховой отрасли основные МСФО-корректировки базируются на актуарных расчетах, такие как, оценка резерва заявленных, но не урегулированных убытков и резерва произошедших, но незаявленных убытков, и т.д.;

Вот несколько практических советов, как избежать этих трудностей:

• Планировать подготовку МСФО-отчетности уже сегодня. Как и для каждого нового проекта, необходимо разработать детальные шаги: определить, с кем вы его будете реализовать и в какие временные сроки, каких специалистов вам необходимо будет привлекать помимо аудиторов.

• Сформировать группу (или выделить одного специалиста) по подготовке МСФО-отчетности. Опыт подсказывает, что формирование группы специалистов либо определение одного-двух специалистов, основной задачей которых будет являться подготовка МСФО-отчетности, на этапе принятия решения о применении МСФО является грамотным и эффективным решением руководства. Своевременное формирование МСФО-функции позволит снизить нагрузку на бухгалтерию во время работы с аудиторами по подготовке или аудиту МСФО-отчетности.

Компания Deloitte вырастила отделы по МСФО у многих наших клиентов в Беларуси, и есть глубокое убеждение, что эффект достигается, когда специалисты полностью вовлечены в процесс подготовки МСФО-отчетности, плотно общаются с нами во время проведения аудита. Мы разъясняем необходимость в запрошенной информации, а также параллельно обучаем таких специалистов сначала основам МСФО, а затем практике расчета МСФО-корректировок. Даем возможность попрактиковаться в этих расчетах, затем проверяем представленные нам расчеты и даем детальный перечень рекомендаций по улучшению и доработке выявленных недостатков.

Процесс обучения специалистов с нуля до полноценной самостоятельной подготовки качественной МСФО-отчетности занимает минимум два-три года.

• Обучение МСФО

Как упоминалось мною ранее, чтобы верно учесть все концепции МСФО в условиях конкретной организации или международной Группы, необходимо обладать мощным фундаментом теоретических знаний МСФО, многолетним практическим опытом работы и отраслевыми знаниями. Сегодня рынок предлагает несколько видов продуктов. Готовые образовательные курсы - это стандартизированный продукт, рассчитанный в основе своей на предоставление теоретических знаний и практики, достаточной для получения определенного вида диплома. Такого образования явно недостаточно для того, чтобы обучить специалистов самостоятельной подготовке МСФО-отчетности впервые. Специализированные образовательные продукты – это более подходящий вид образования, так как позволяет получить не только теоретические основы, достаточные для международной сертификации на русском языке, но и содержат практическую часть, которая основывается на применении МСФО в условиях конкретной организации. Например, в составе таких курсов мы предлагаем еще и разработку электронной модели трансформации отчетности в формате Excel, которая разрабатывается в индивидуальном порядке, и строим практическую часть на обучении работы с этой моделью. К выбору обучения нужно подойти с большой ответственностью, чтобы получить необходимый результат.

Несмотря на все сложности, с которыми придется встретиться, мы движемся в правильном направлении.

Deloitte был первым консультантом, аккредитованным Европейский банком реконструкции и развития в качестве профессионального консультанта для реализации проектов по улучшению систем бухгалтерского и управленческого учета в Беларуси. В чем суть консультационных программ Группы поддержки малого бизнеса ЕБРР? Какие их основные преимущества?

Консультационные программы ЕБРР являются эффективным инструментом в руках малого и среднего бизнеса, который позволяет значительно повысить эффективность и конкурентоспособность местных предприятий, в том числе улучшить качество существующих систем бухгалтерского и управленческого учета на предприятии. ЕБРР позволяет бизнесу познакомиться с услугами профессиональных консультантов по широкому перечню вопросов и представляет возможность получения финансирования части стоимости таких услуг и, таким образом, поддержать начинания бизнеса по улучшению своей деятельности.

В список поддерживаемых ЕБРР консультационных проектов, также входят профессиональные консультации по следующим областям:
1. Составление финансовой отчетности (например, составленной в соответствии с МСФО) и управленческой отчетности (система бюджетирования и иные формы внутренней отчетности;
2. Внедрение автоматизированных систем бухгалтерского и управленческого учета;
3. Обучение персонала как теоретическим аспектам МСФО, так и практике самостоятельной подготовки МСФО-отчетности.

Какие предварительные итоги
реализации этого проекта можно подвести?

В качестве пилотного проекта выступила группа компаний TUT.BY, в рамках которого Deloitte оказывал услуги по подготовке комбинированной финансовой отчетности и обучению персонала самостоятельной подготовке такой отчетности на периодической основе. Такие программы позволяют существенно улучшить качество представляемой информации внешним инвесторам и раскрывают бизнесу большие возможности для привлечения инвестиций по рациональной цене.

В рамках проекта был предоставлен комплекс услуг: обучение персонала теоретическим основам МСФО и практическим аспектам расчета рекомендуемых МСФО-корректировок к белорусской отчетности. Мы предложили компании электронную модель расчета корректировок в соответствии с МСФО и обучили принципам ее работы, за этим последовал этап самостоятельной подготовки отчетности при помощи разработанных нами инструментов. По завершении этого этапа можно будет оценить успешность реализации проекта, то есть как компания справилась с самостоятельной подготовкой отчетности в соответствии с МСФО, какие аспекты необходимо доработать и улучшить.

Насколько заинтересованы представители частного бизнеса в МСФО?


Заинтересованность диктуется потребностями бизнеса: это могут быть обязательные требования представления отчетности в рамках работы бизнеса с иностранными контрагентами/банками, либо потребность в привлечении иностранных инвестиций и кредитов.

Возьмем средний бизнес, который находится в стадии развития и требует инвестиций для расширения и дальнейшего роста. Зачастую на этой стадии развития управленческий учет требует доработок, МСФО-функция отсутствует, а существующая система автоматизации учета уже не обеспечивает необходимый функционал в виду увеличивающегося объема обрабатываемой информации, доступности и своевременности требуемой информации для принятия эффективных управленческих решений. Таким образом, это своего рода пиковая нагрузка на бизнес, которую управленцы пытаются решить разными способами, как показывает практика, не всегда эффективными. Например, наспех подготовленная отчетность по МСФО с привлечением неопытных специалистов может привести к отказу в выдаче кредита, либо получению ресурсов по менее выгодной ставке, к менее выгодной продаже предприятия или доли в нем. Несвоевременно полученная информация ввиду отсутствия автоматизированного учета может привести к неправильному управленческому решению. Эти задачи интересны бизнесу и консультационные программы ЕБРР позволяют решить их качественно с помощью профессиональных консультантов.
-20%
-35%
-50%
-50%
-15%
-10%
-51%
-34%
-22%
-50%
-55%
0066856