Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Российские дистрибьюторы продолжают конфликтовать с основным акционером "Милавицы" Томасом Тоолом и уверяют, что известная белорусская фабрика может в скором времени быть закрыта. На "Милавице" это опровергают и заявляют, что фабрика работает прибыльно, переносить производство за границу не планируется, а сокращать планируется только пенсионеров.

Фото Дениса Свириденко
Фото Дениса Свириденко

Основными рынками сбыта продукции "Милавицы" являются Беларусь (23%), Россия (62%), Украина и другие страны СНГ (14%) и дальнее зарубежье (1%). Для оптимизации процесса продаж на основных рынках сбыта (Беларусь, Россия, Украина) были созданы еще при прежнем руководстве торговые представительства, так называемые торговые компании "Милавица", которые выполняли роль генеральных дистрибьюторов продукции фабрики. Вот как, например, работала московская "Столичная торговая компания "Милавица" (СТК). Она, как утверждают дилеры в своем письме, получала от фабрики продукцию со скидкой 18% и отсрочкой до 89 дней, а российским дистрибьюторам предоставляла скидки до 11% и отсрочку до 60 дней. "Разница в 7 процентных пунктов шла на продвижение марки "Милавица" на российском рынке, на выплату дистрибьюторам бонусов за объемы, за открытие новых магазинов, за проведение рекламных и маркетинговых акций, ну и конечно, на содержание самого СТК. Оставшаяся прибыль шла в распоряжение учредителя – СП ЗАО Милавица", - говорит директор "Столичного торгового дома "Милавица" Алексей Прагер.

Все изменилось в этом году после смены руководства фабрики и перехода управления полностью к Томасу Тоолу. Небезызвестным письмом от 4 апреля российским дистрибьюторам было объявлено об отмене всех заключенных на 2014 год договоров. Им предлагали заключить новые договоры на новых условиях не с СТК, а с компанией "Сильвано Фешн", которой "Милавица" представила скидку в 22% по всем своим торговым маркам. Кроме того, были упразднены все действующие договоры поставки, системы скидок, бонусов и все отсрочки платежа. При этом прилагался новый валютный прайс-лист с увеличенными ценами. Тут еще надо отметить, что с начала года цены для российских покупателей и так уже выросли в связи с ростом курса евро, хотя валютная составляющая в цене продукции фабрики (то сырье, которое покупается за валюту), по данным дилеров, не превышает 30% (на "Милавице" называют более высокую цифру - 54%). "В итоге скидка дистрибьюторов в 11% аннулируется, скидка от фабрики увеличивается, и все 22% остаются в "Сильвано Фешн", которое на 100% принадлежит совсем не фабрике "Милавица", как было раньше с СТК, а непосредственно эстонской Silvano Fashion group. И туда-то вся возникшая так мгновенно разница в ценах отправляется для выплаты дивидендов основному акционеру – Томасу Тоолу", - сказано в новом письме российских дистрибьюторов. "Неважно, что финансовый отдел фабрики переживает, что отгрузочные цены уже сравнялись с себестоимостью, и неважно, что дистрибьюторы переживают, что по возросшим ценам невозможно продать продукцию – главное, побольше денег выкачать на счета в SFG", - сказано в письме. По их оценкам, в итоге таких изменений в "Сильвано Фешн" в России и Украине должно просто оседать около 19 млн евро.

У генерального директора СП ЗАО "Милавица" Нормундса Озолинша есть свои объяснения данной ситуации. По его словам, у "Милавицы" с 2005 года в России существовали 2 собственных основных дистрибьюторских компании: СТК "Милавица" и "Линрет".

"Линрет" была создана для развития собственной розничной сети "Обличие", в 2007 году учредитель в лице "Сильвано Фешн Групп" инвестировали в ее развитие 18 миллионов евро.

Также официальный источник в "Милавице" заявляет, что с момента включения "Милавицы" в "Сильвано Фешн Групп" собственник ни разу не забирал дивиденды с прибыли по российскому рынку, "вся прибыль направлялась на развитие собственной розничной сети "Милавицы".
 
Однако проект с магазинами "Обличие" провалился. На "Линрете" появился убыток. Поэтому было решено и через эту компанию продавать "Милавицу", чтобы покрыть убытки и платить меньше налога на прибыль, рассказали несколько источников.

У "Милавицы", помимо корсетных изделий "Милавица", в торговом портфеле большое число разных брендов: "Ализее", "Авелин", "Хидальго" и другие. "Мировой опыт диктует правило не привязывать название компании к одному из брендов, поэтому в 2014 году "Линрет" был переименован в "Сильвано Фэшн" – по названию учредителя компании. Это соответствует правилам цивилизованной фирменной розницы и обеспечит выход на новые рынки", - уверяет Озолинш.

Гендиректор "Милавицы" утверждает, что уже найден общий язык со многими российскими дилерами. "Мы постоянно общаемся с нашими партнерами лично по всем возникающим вопросам. Сегодня около 80 процентов наших российских дилеров заключили новые договоры, и мы уверены в дальнейшем взаимовыгодном партнерстве. На этой неделе ожидаем заключения новых договоров", - сказал Озолинш. Один из российских дистрибьюторов назвал цифру в 80% "сильно завышенной", но при этом признал, что "Томас [Тоол] прилетел в Россию, чтобы начать переговоры". "Поэтому пока можно сказать, что попытке диалога положено начало", - пояснил Алексей Прагер.

Нормундс Озолинш утверждает, что "это неправда, что отгрузочные цены уже сравнялись с себестоимостью". "Компания "Милавица" была и остается рентабельной, зарабатывая прибыль и выплачивая налоги. Мы ожидаем, что средняя цена отгрузки продукции не изменится по сравнению с прошлым годом, тогда как себестоимость должна снизиться. В настоящее время в компании реализуется комплекс мероприятий, направленный на снижение затрат во всех областях деятельности", - сказано в письменном ответе гендиректора минской фабрики.

Топ-менеджер также сказал, что "перенос производства "Милавица" в другие страны сегодня не рассматривается". "Более 99% продукции компании традиционно изготавливается в Беларуси. Летом 2013 года экспериментально были открыты операции в приграничной территории в Украине, сегодня они стабильны и составляют не более 1%. Каждая третья единица продукта компании пошита в собственных цехах, остальной продукт пошит в цехах наших предприятий-партнеров. Такая структура держится постоянной последние 4 года и существенных изменений в ней не планируется. В первом полугодии текущего года мы действительно снизили объемы заказов у некоторых наших подрядчиков. Это связано с мониторингом процессов производства продукции и является плановой мерой", - сказал он, комментируя информацию якобы об отказе от кооперации на других швейных фабриках в Беларуси.

Стоит отметить, что за 2 года с "Милавицы" ушли 430 человек. За 4 месяца 2014 года компанию покинули еще 78 человек. Впрочем, такой отток кадров не выходит за рамки обычной текучки. Среднесписочная численность работников предприятия с 2009 года колебалась незначительно, в пределах 1700-1800 человек с тенденцией к некоторому снижению в последние годы. 

Ходят слухи, что фабрика намерена больше сокращать персонал. "В текущем году мы расстанемся и поблагодарим за длительную работу с нами часть работников пенсионного возраста. Сокращение числа работников является плановым", - заверил Нормундс Озолинш.