/

До 5 мая крупнейший белорусский производитель женского белья компания "Милавица" ушла на каникулы. По официальной информации – из-за большого количества выходных дней. Неофициально – из-за падения отгрузок на основной рынок сбыта, российский. К этому привел конфликт между основным акционером компании и российскими дистрибьюторами. До этого "Милавицу" покинули несколько ключевых топ-менеджеров.

Ежегодный оборот "Милавицы" составляет около 100 миллионов евро. Экспорт за 2013 год составил 68 млн евро, из них 53 млн евро – в Россию. За год "Милавица" получила 7,5 млн евро прибыли. На начало года "Милавица" была представлена 581 официальным магазином. Среднесписочная численность сотрудников СП ЗАО "Милавица" 1 625 человек. Средняя зарплата по предприятию на 31 марта 2014 года составила 7,35 млн рублей, средняя зарплата рабочего персонала - 6,19 млн рублей.

Напомним, что минское предприятие было акционировано в 1992 году. Его директором стала бывшая заместитель министра легкой промышленности БССР Зинаида Валеха. С течением времени 80% акций "Милавицы" перешли под контроль холдингу Silvano Fashion Group эстонского бизнесмена Томаса Тоола.

На прошлой неделе семнадцать дистрибьюторов "Милавицы" выступили с обращением по поводу действий нового руководства минской фабрики, которое, по их мнению, может довести предприятие до банкротства. В Россию "Милавица" поставляет 70% своей продукции, из этого количества примерно 80% продают подписавшие письмо дистрибьюторы. По словам российских дистрибьюторов, "своим письмом с 15 апреля он (Томас Тоол. - TUT.BY) расторг договоры поставки продукции, заключенные на 2014 год, и предложил подписать новые договоры на совершенно нереальных условиях, которые должны привести к росту цен на продукцию "Милавицы" на 20%". "Учитывая тот факт, что в связи с ростом курса евро с начала 2014 года Томас Тоол уже поднял цены на 10% в российских рублях, новое повышение цен, ничем не обоснованное, приведет к практически полной остановке продаж продукции "Милавицы", сказано в письме. По этой причине большинство российских дистрибьюторов отказались подписывать новые договоры, и в ответ с 15 апреля фабрика "Милавица" прекратила отгрузки своей продукции в их адрес, несмотря на то, что предзаказы от дистрибьюторов были размещены и согласованы заранее вплоть до конца 2014 года.

Российские дистрибьюторы выражают обеспокоенность по поводу того, что дистрибьюторская сеть "Милавицы" в РФ разрушится, что повлечет "реализацию белорусского бренда через нецивилизованную розницу". Они полагают, что "Милавица" в скором времени может свернуть производство в Беларуси, а без работы останутся почти 2 тысячи швей. "Уже сейчас компанию готовы покинуть ведущие дизайнеры, конструкторы и технологи. Заработная плата сотрудников СП ЗАО "Милавица" не была ни разу проиндексирована, однако валютные цены на продукцию "Милавица" постоянно повышались. По имеющейся у нас информации, основной целью господина Тоола является получение максимальной прибыли в краткосрочной перспективе любой ценой, даже за счет разрушения предприятия", сказано в письме.

Один из белорусских источников, знакомых с работой фабрики, сказал, что "действительно такая проблема есть". "Для России повысили в очередной раз цены, отменили скидки за лояльность, что, конечно, влечет рост розничных цен на белье на 15-20%. Таким образом товар становится неконкурентоспособным, его сложно продать", - отметил эксперт. Он также не исключил, что оптимизация, затеянная Тоолом, может привести к отказу от кооперации с рядом белорусских швейных предприятий, которые выкраивают более 50% продукции "Милавицы".

Представитель акционера, технический директор "Милавицы" Елена Ткаченко, комментируя по просьбе TUT.BY заявление российских дистрибьюторов о расторжении контрактов, заявила следующее: "Мы ежедневно общаемся со всеми нашими партнерами. Все решения обсуждаются напрямую и персонально. У "Милавицы" сегодня более 60 действующих контрактов в различных регионах России, 8 в Украине, 2 в Казахстане, 28 в других странах мира. Мы открыты для диалога со всеми партнерами, включая новые предложения. Все решения принимаются только руководствуясь пользой для развития предприятия".

Несколько источников, знакомых с ситуацией, уверяют, что произошел личный конфликт Тоола с российскими дистрибьюторами. "О личном конфликте нам ничего не известно, говорить об этом считаем некорректным", - написала Ткаченко в своем письменном ответе TUT.BY.

Еще один источник, знакомый с работой "Милавицы", сообщил, что "до 5 мая фабрика не работает. Формально – из-за больших выходных, на самом деле из-за падения отгрузок в Россию". У Елены Ткаченко иное мнение: "Изменения в рабочий график сотрудников были внесены в связи с праздничными днями. С 5 мая фабрика будет работать в обычном производственном режиме".

Российский дистрибьютор уверяет, что "проблемы с новыми акционерами были с самого начала, Томас всю прибыль выводил с фабрики, тормозилось развитие производства и продвижение марки". "Раньше таких конфликтов не было. Была сила, которая могла что-то этому противопоставить. Сейчас такой силы нет. Все решения принимает один человек", - утверждает источник на фабрике.


Корпоративный конфликт

Противовес – это бывший гендиректор "Милавицы" Дмитрий Дичковский и его команда, которая друг за другом осенью прошлого года покинула компанию. "Решение об уходе Дмитрий Дичковский принял сам. Как он неоднократно говорил в интервью и лично сотрудникам, "человеку надо периодически что-то менять в своей жизни, иначе нет прогресса в развитии". Как и предыдущие директора "Милавицы", Дмитрий Дичковский многое сделал для развития предприятия. Но сейчас наступил очередной цикл развития, нацеленный на усиление экспортных позиций и развитие производственных возможностей. Уход генерального директора, как правило, сопряжен с изменениями в команде – это обычная практика. "Милавица" не оказалась исключением", - сказала Ткаченко.

Дмитрий Дичковский руководил предприятием с 2001 года. За это время компания более чем в 3 раза увеличила объемы продаж, вывела на рынок новые торговые марки, освоила новые рынки (компания продает свою продукцию более чем в 30 странах мира), внедрила успешную франчайзинговую модель, а также сформировала современный логистический центр и успешно развивает аутсорсинг, сказано в релизе компании (о других своих достижениях Дичковский рассказывал недавно тут).

Однако ранее с приходом Томаса Тоола белорусы потеряли все места в руководящих органах Silvano Fashion Group. В 2010 году из руководства вышли Дмитрий Дичковский и его заместитель Сергей Кусонский. В конце июня 2013 года акционеры SFG не продлили полномочия члена наблюдательного совета холдинга Павла Данейко

Несколько источников уверяют, что в настоящее время Дмитрий Дичковский занял выжидательную позицию: вернулся в бизнес-школу ИПМ и занимается общественной работой в бизнес-союзах.

Дичковский сказал TUT.BY, что о ситуации на фабрике "знает из интернета", конфликта с Тоолом у него не было, потому что "мы мало контактировали". Он утверждает, что ушел с "Милавицы", потому что "время уже пришло", и убежден, что "назад дороги нет".

Несколько не связанных друг с другом источников утверждают, что белорусские топ-менеджеры якобы пытались убедить правительство Беларуси в необходимости национализации фабрики, но "Мясникович отказался идти на конфликт с зарубежными акционерами, поскольку фабрика нормально работала, приносила в страну валюту, исправно платила зарплату, никого не увольняли". "Это бред [c национализацией]!" - категоричен Дичковский. Павел Данейко говорит, что "я точно идеи о национализации не озвучивал". Премьер-министр Михаил Мясникович сказал, что в правительстве вопрос о национализации даже не обсуждался, поскольку "это частное предприятие". "Они [конфликтующие стороны] сами у себя должны разобраться. И я думаю, что они разберутся", - после паузы добавил премьер-министр, отвечая на вопрос корреспондента TUT.BY о слухах по поводу национализации фабрики.

Как Томас Тоол оказался в SFG?

Томас Тоол сделал карьеру в период распада СССР. Был одним из немногих, кто торговал финской одеждой в Советском Союзе, организовывал перевозки, когда загибалось "Совтрансавто". Кроме того, участвовал в поставках скандинавской техники после иракской войны в Кувейт.

Нынче Томас Тоол и его жена Мари владеют большим количеством недвижимости по всей Эстонии. Однако он имеет на родине неоднозначную репутацию. В прошлом году криминальная коллегия Госсуда оставила в силе обвинение бизнесмена в манипулировании на рынке ценных бумаг и приговорила к денежному штрафу в размере 500 тысяч евро.



Тоол получил основной пакет акций SFG в 2010 году за долги у своего бывшего партнера Индрека Рахумаа. В качестве обеспечения кредита были заложены акции Silvano Fashion Group. Несколько источников говорят, что судьбоносным стал провал с запуском магазинов Oblicie.

Руководители SFG планировали к 2010 году создать сеть из 400 мультибрендовых магазинов. В них планировалось продавать как родственную для SFG бельевую группу ("Милавица" и Lauma), так и одежду (PTA). Финансирование проекта проходило за счет средств иностранных инвесторов, в частности, инвестфонда, принадлежащего Silvano Fashion Group, который в 2007 г. привлек на Варшавской фондовой бирже 10 млн евро на цели строительства сети магазинов в России и Украине. "Идея этой сети: есть продукт, есть родственные марки, которые хотели бы быть в альянсе, но нет мест продажи. Мы решили, что если объединить эти марки в формате привлекательного магазина, то будет свой эффект. В результате поставлена цель: к 2010 г иметь 400 магазинов", - говорил Дичковский в 2008 году. Однако глобальный кризис и непродуманная стратегия руководства компании не позволили планам осуществиться.

Получить комментарий в SFG не удалось.

"Тоол – талантливый и жесткий руководитель. Но он больше специализируется на реструктуризации и оптимизации предприятий, - считает Павел Данейко. - Тоол сразу взял контроль за предприятием на себя. Еще не будучи членом наблюдательного совета ни "Сильвано", ни "Милавицы", он участвовал в их работе, полностью контролируя все решения". По словам Данейко, "у человека подход: выжимать сразу и все по максимуму. Эта модель также имеет право на существование. Можно и таким способом зарабатывать деньги". "Мы же строили долгосрочную стратегию развития "Милавицы". Это разные модели управления бизнесом. Поэтому я и покинул набсовет "Милавицы", в который входил с 1992 года и отвечал за разработку стратегии компании", - отметил гендиректор бизнес-школы ИПМ.

Комментируя нынешнюю конфликтную ситуацию, Павел Данейко говорит, что "просто столкнулись две модели ведения бизнеса". "Ему, наверное, предстоит демонтировать нашу модель, чтобы иметь успех. Но во что это выльется в итоге, я не берусь предсказывать", - резюмировал бывший член набсовета SFG.
-30%
-10%
-10%
-10%
-10%
-10%
-6%
-10%
-50%
-50%
0071430