1. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  2. «Не доводите ногти до такого». Эти специалисты работают со стопами и показывают видео не для слабонервных
  3. Как белорусские сигареты оказываются в опломбированных вагонах с удобрениями? Попытались найти ответ
  4. Lada Vesta больше не лидер продаж, Rapid тоже нашли замену: какие машины сейчас покупают белорусы
  5. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  6. До +26°С! Прогноз погоды на длинные выходные
  7. В какие страны пустят белорусов, привившихся непризнанными ЕС «Спутником V» или вакциной от китайской Sinopharm
  8. Нацбанк не аттестовал двух топ-менеджеров Альфа-Банка, в том числе председателя правления. Что говорят в банке
  9. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  10. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  11. «Новые отношения меня не пугают». Одно утро с Юлией Курьян
  12. «Среди покупателей есть и обычные пенсионеры». В Минске переоткрылась ремесленная пекарня Lёn
  13. «Он меня слышит, реагирует на голос». Что сейчас с Ромой, который вынес из огня брата
  14. Лукашенко о заявлении на него в прокуратуру Германии: Не наследникам фашизма меня судить
  15. «Вы звоните в такое горячее время». Так получат ветераны ВОВ единовременные выплаты к 9 Мая или нет?
  16. 22 года назад пропал бывший глава МВД и оппозиционный политик Юрий Захаренко
  17. Старинные усадьбы и парки, храмы и марсианские пейзажи. Маршрут на длинные выходные
  18. Участников канала «Армия с народом» приговорили к большим тюремным срокам
  19. Лукашенко запретил продажу жилья через облигации. И что теперь будет с ценами на квартиры?
  20. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  21. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  22. Лукашенко пообещал «ягодки» по «делу о госперевороте» и вспомнил «убийства друзей-президентов»
  23. Главный скандал «фигурки»: россияне выиграли золото Игр, но через 5 дней его вручили и канадцам. Как так?
  24. Привьют всех желающих. Стало известно, когда в ТЦ «Экспобел» откроется пункт вакцинации
  25. В Польше задержали самую крупную в истории партию контрабандных сигарет из Беларуси
  26. Гинеколог объясняет, почему может пропасть менструация и какие симптомы должны особенно насторожить
  27. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  28. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  29. Нарколог рассказала, почему стоит обращать внимание на состав алкоголя
  30. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать


На днях будет представлен вариант проекта, объединяющего интересы Беларуси, Украины и Латвии. Об этом концерн "Белнефтехим", латвийский нефтетранспортный оператор ООО "ЛатРосТранс", Министерство сообщения Латвии, ОАО "Укртранснафта" и киевское ОАО "Институт транспорта нефти" договорились в конце апреля в Минске.

Проектом предусматривается создание нефтетранспортного коридора Одесса — Броды — Мозырь — Полоцк — Вентспилс. По новому маршруту нефтяное сырье будет поступать на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, а дальше транзитом — в Латвию. Пока обсуждается возможность поставок по новой схеме 10 млн тонн нефти.

Для реализации проекта сначала нужно перекачать нефть от украинского города Броды в Львовской области до Мозыря, где находится нефтеперерабатывающий завод. В принципе, говорят белорусские нефтяники, этот вариант возможен. Трубопровод Мозырь — Броды состоит из двух ниток, и они пока полностью не загружены. Если предположить, что весь объем транзита российской нефти может быть переведен на одну нитку трубопровода, то вторую можно использовать в реверсном направлении для прокачки сырья из Бродов на Мозырский НПЗ.

Безусловно, эта схема потребует детальной технической проработки. (Ожидается, что в будущем году заработает проект "Дружба" — Адрия, а значит увеличится и загрузка трубопровода Мозырь — Броды.) Потом предстоит найти решение относительно продолжения трубопроводной системы до Вентспилсского порта. Теоретически и эта проблема решаема — нужно построить "трубу" от гомельской "Дружбы" до новополоцкой, расстояние между которыми 220-230 километров.

Интерес Украины вполне понятен. Украинский нефтепровод Одесса — Броды (пропускная способность — 9-14,5 млн тонн, а в перспективе — до 40-45 млн тонн нефти в год), рассчитанный на транзитные поставки каспийской нефти в европейском направлении, второй год остается незагруженным. Правительство Украины приложило большие усилия для реализации проекта Одесса — Броды, но пока он не заработал.

Заинтересованность Латвии тоже несложно объяснить. Из-за отсутствия поставок от российской "Транснефти" порт Вентспилс практически прекратил перевалку нефти еще 1 января 2003 года. На Вентспилс проложены трубопроводы для нефти и нефтепродуктов из Полоцка. В 2002 году Россия стала снижать экспортные поставки по этому нефтепроводу, в прошлом году они прекратились вовсе и вряд ли возобновятся в нынешнем.

Определенные дивиденды проект сулит и Беларуси. Прежде всего, Минск получит дополнительные доходы от транзита и диверсифицирует поставки стратегического сырья. Однако официальные представители белорусской стороны пока очень сдержанны в оценках. Первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко в интервью ПРАЙМ-ТАСС отметил, что интерес Белоруссии к украинско-польскому проекту развития нефтепровода Одесса — Броды на данном этапе не связан с возможностью диверсификации поставок нефти. По его словам, "в перспективе, когда, может быть, Россия на внутреннем рынке и для Белоруссии начнет применять мировые цены, тогда этот нефтепровод может быть альтернативой". Пока же, полагает Семашко, эта перспектива не очень близка. "Но мы интересуемся этим проектом, поскольку не можем не придавать значения тому, что происходит рядом с нами", — дипломатично заметил Семашко.

Реализация проекта Одесса — Броды — Вентспилс будет означать воплощение в жизнь идеи Черноморско-Балтийского коллектора, выдвинутой белорусской оппозицией в 1992 году для избавления от энергетической зависимости от России. Тогда Беларусь, Украина, страны Балтии и Польша обсуждали возможность выхода на рынок нефти на Черном и Балтийском морях. Предполагалось создать соответствующую инфраструктуру, которая бы позволяла получать нефть из России, Балтии и Черного моря. Однако в то время идею похоронили в угоду политической конъюнктуре. Будет ли она реализована теперь, пока неясно. Одно из самых уязвимых мест проекта — привлечение финансовых ресурсов для его реализации. Во сколько обойдется строительство нового маршрута, официально не сообщили. Финансовую сторону вопроса поручено проработать Латвии.

-10%
-30%
-30%
-20%
-20%
-30%
-20%
-15%
-50%
-41%
-5%
0068422