Совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС в декабре 2013 года отложил выделение Беларуси очередных 440 млн долларов, шестого транша кредита на 3 млрд долларов, из-за невыполнения 10 из 14 показателей стабилизационной программы, в том числе пяти контрольных. На днях АКФ опубликовала оценку усилий Минфина по выполнению условий шестого транша, обратив внимание на "высокие риски полной утраты позитивных результатов стабилизационной программы, которые были достигнуты в первый год реализации кредита АКФ".
 
По оценке АКФ, смягчение экономической политики в Беларуси с весны 2012 года привело к нарастанию внешних дисбалансов. Дефицит счета текущих операций значительно расширился (9,4% ВВП по итогам 9 месяцев, против профицита 0,1% ВВП в 2012 г.), международные резервы сократились до 1,9 месяца импорта, госдолг растет быстрыми темпами (+12% с начала года 2013 года). Валовой внешний долг увеличился с 33,8 млрд долларов на начало 2013 г. до 36,6 млрд на 1 октября 2013 г. Девальвационные ожидания высоки.
 
Существенное влияние на ухудшение внешнеторгового сальдо, по оценке экспертов АКФ, оказали прекращение экспорта химических продуктов из российского сырья (это увеличило дефицит на 2 млрд долларов), а также ухудшение ситуации на мировых рынках калийных удобрений (минус 0,5 млрд) и замедление темпов роста в РФ. Проблемы усугубило отсутствие корректировочных мер экономической политики в ответ на снижение доходов от экспорта. Чрезмерное стимулирование внутреннего спроса снизило конкурентоспособность белорусского экспорта, повысило спрос на импорт. Влияние внутренних факторов на расширение торгового дефицита АКФ оценил на уровне 1,3 млрд долларов.
 
Продолжение кредитной экспансии эксперты фонда назвали причиной дальнейшего расширения дисбалансов. Темпы роста требований банков к экономике по итогам 9 месяцев прошлого года (+22,5% с начала года) значительно превышали контрольный показатель шестого транша (+15%). Рост кредитования поддерживался мягкой кредитной политикой, нацеленной, в первую очередь, на выполнение планов по госпрограммам. 
 
Большой объем кредитов в рамках госпрограмм, поддерживающих в основном неторгуемые и низкорентабельные секторы (село, жилищное строительство), в АКФ называют одним из ключевых факторов давления на платежный баланс и резервы.
 
Увеличение реальной зарплаты в 2012-2013 гг. темпами, значительно превышающими прирост производительности труда, практически свело на нет конкурентные преимущества девальвации 2011 г., констатировали эксперты. При этом выросшие доходы населения увеличили спрос на импортные товары и валюту.
 
В АКФ констатировали, что мер, предусмотренных октябрьским совместным планом Совмина и Нацбанка, недостаточно для устранения фундаментальных причин ухудшения экономической ситуации в стране и снижения накопленных дисбалансов.
 
"Как минимум должны быть приняты следующие меры: прекращение нового финансирования государственных программ; ограничение суммарного роста кредитов экономике (включая Банк развития) одним процентом в месяц; ограничение роста номинальных заработных плат в экономике ростом инфляции; обеспечение сбалансированности бюджета. Эти меры должны осуществляться до момента достижения страной устойчивого дефицита счета текущих операций, оцениваемого на уровне не выше 4% ВВП", - констатировали в АКФ.
 

10 из 14

 
1. Количественный контрольный показатель: уровень валовых международных резервов составляет не менее 2,1 месяца импорта - не выполнен.
 
ВМР составили 7,4 млрд долларов, или 1,9 месяца импорта.
 
2. Количественный контрольный показатель: уровень чистых международных резервов по программному курсу не ниже уровня 1 марта 2013 года - не выполнен.
 
3. Количественный контрольный показатель: объем чистых внутренних активов по программному курсу составляет не более 25,4 трлн рублей - не выполнен.
 
Уровень ЧВА составил 27,4 трлн рублей.
 
4. Индикативный показатель: объем резервных денег по программному курсу составляет 34,0 трлн рублей - выполнен.
 
Резервные деньги составили 31,7 трлн рублей. Выполнению показателя способствовали интервенции Нацбанка на валютном рынке.
 
5. Количественный контрольный показатель: прирост общего объема кредитов банков экономике по программному курсу составляет не более 15% - не выполнен.
 
Рост кредитов достиг 22,5%, что превышает не только пороговое значение 6-го транша, но и значение, установленное на конец 2013 года (19%).
 
6. Количественный контрольный показатель: уменьшение обязательств Нацбанка перед комбанками на 1636,7 млн долларов по сравнению с 1 мая 2011 года - выполнен.
 
Задолженность Нацбанка перед коммерческими банками погашается с опережением графика; на контрольную дату погашено 2209,6 млн.
 
7. Индикативный показатель: регулярный пересмотр уровня ставки рефинансирования для обеспечения ее положительного значения в реальном выражении - не выполнен.
 
Учитывая значительный госконтроль над ценами и политику по поддержанию стабильности курса рубля путем масштабных заимствований и значительных интервенций на валютном рынке, критерием выполнения этого показателя в фонде считают не уровень инфляции, а оптимальный темп прироста кредитов экономике. Поскольку чрезмерное кредитование имело место не только на протяжении реализации программы АКФ, но и в предыдущие годы и существует высокая вероятность продолжения такой политики после завершения программы АКФ, этот показатель сочли невыполненным.
 
8. Количественный контрольный показатель: бюджет сектора госуправления за январь-сентябрь выполнен с нулевым дефицитом - выполнен.
 
По итогам 9 месяцев 2013 года бюджет сектора госуправления сложился с профицитом 1,4% ВВП.
 
9. Структурный контрольный показатель: рост фонда зарплаты консолидированного бюджета составляет не более 25% в номинальном выражении - не выполнен.
 
Уровень фактических расходов на заработную плату по итогам 9 месяцев превышал уровень 2012 года на 28,8%. Реальный рост фонда зарплаты составил 7,9% при увеличении общей производительности труда в экономике за этот период 2,2%.
 
10. Индикативный показатель: уровень тарифов на услуги ЖКХ обеспечивает покрытие за счет населения не менее 40% затрат на оказание таких услуг - не выполнен.
 
Уровень покрытия затрат на ЖКХ на контрольную дату составил 26%.
 
11. Индикативный показатель: уровень тарифов на услуги транспорта обеспечивает покрытие за счет населения не менее 90% затрат на оказание таких услуг - не выполнен.
 
На контрольную дату уровень возмещения в среднем составил 43%.
 
12. Индикативный показатель: ставки акцизов на крепкий алкоголь установлены на уровне 95-97% к уровню ставок, действующих в России. Ставки акцизов на табачные изделия среднего и премиум класса - 85-90% к российским - не выполнен.
 
По состоянию на 1 октября ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки составили 93,1% от российских, на сигареты - в среднем 83,3%.
 
13. Индикативный показатель: доходы от приватизации госсобственности составляют не менее 1,2 млрд долларов - не выполнен.
 
Доходы от реализации госимущества (включая акции) составили всего 52,7 млн долларов.
 
14. Количественный контрольный показатель: чистое кредитование госпрограмм за счет ресурсов правительства составляет не более 5,5 трлн рублей - выполнен.
 
По итогам 9 месяцев, из депозитов правительства профинансировано государственных программ на сумму 4,54 трлн рублей.
 
Вопрос о выделении Беларуси шестого транша Совет АКФ повторно рассмотрит в третьем квартале нынешнего года.
 
-25%
-40%
-12%
-5%
-10%
-40%
-30%
-15%
-50%
0071926