/

Доля импортного пива на белорусском рынке достигает 30%. Данный показатель многим не нравится. Властям это не нравится из-за того, что валюта утекает из страны, местным пивоварам – из-за недополучения прибыли. 2014 год может стать в этом плане переломным.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

В 2013 году пивной рынок Беларуси продолжил стагнировать. Согласно последним оперативным данным Белстата, производство пива в стране в январе-ноябре снизилось на 15,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года до 39 млн декалитров. Поставки пива на реализацию на внутренний рынок сократились на 3,3% до 32,14 млн декалитров.

При этом белорусские производители продолжают проигрывать борьбу импортному пиву. В январе-октябре импорт увеличился на 22% по сравнению с январем-октябрем 2012 года до 12,2 млн декалитров. В стоимостном выражении он составил 76,8 млн долларов (+27%). Хотя для всех рынков пива Восточной Европы характерно преобладание локальных брендов. В России импорт составляет 4%, Украине - 1,3%, Польше - не больше 2%.

В 2014 году доля импортного пива может как увеличиться, так и сократиться. Увеличение произойдет, если ситуация в Беларуси не изменится, а рынки России и Украины, откуда поставляется 90% импортной продукции, продолжат сокращаться. Поэтому часть продукции хлынет в Беларусь, где может оказаться более конкурентоспособной, чем у локальных производителей.

По словам экспертов, белорусские пивовары сегодня законодательно ограничены в возможностях продвижения своей продукции, что сдерживает темпы роста продаж пива. На реализации также сказывается рост цен, что происходит в том числе из-за роста акцизов. К слову, в 2014 году предлагается увеличить ставки акцизов на пиво в среднем на 20% (в первом полугодии — на 13-15%, во втором — на 6-7%). Негативно на деятельности производителей пива также сказывается девальвация белорусского рубля. При этом покупательная способность населения страны ниже среднеевропейской.

Сокращение доли импортного пива может произойти по нескольким причинам. Одна из них административная – в Беларуси вновь вынашивается план по ценовому регулированию поставок украинского пива. Могут приложить руку к сокращению импорта и сами белорусские пивзаводы, которые собираются наладить выпуск импортозамещающих брендов.

"Оливария", которая будет в 2014 году праздновать 150-летие пивзавода, готовится к производству "знаковой импортозамещающей продукции". По мнению экспертов рынка, ожидается более активная кооперация "Оливарии" и "Балтики", которыми владеет датский Carlsberg Group. С 1 ноября у "Оливарии" сменился гендиректор. Новым руководителем назначили Дениса Шерстенникова, который сменил на этом посту Михаила Чеченева, управлявшего компанией на протяжении шести лет. Хотя операционная прибыль "Оливарии" за это время увеличилась более чем в 8 раз, в то время как акциз на пиво вырос в 5,3 раза. В самой компании данную перестановку назвали плановой, цель которой увеличить долю рынка и нарастить прибыль. Мощности "Оливарии" сейчас загружены на 95%, но инвестиций в строительство нового производства на текущий год не предполагается. "Балтика" сегодня серьезный игрок на белорусском рынке, занимает приличную долю. Предполагаю, что "Оливария" может заняться не только дистрибуцией российского напитка, но и розливом", - сказал один из экспертов рынка. В пользу этой версии говорит и прошлое нового гендира "Оливарии". Денис Шерстенников занимал позицию вице-президента по маркетингу "Балтики". "Вектор в производстве в ближайшем будущем будет направлен в сторону импортозамещения. "Оливария" может варить здесь почти любое пиво из портфеля Carlsberg", - сказал Шерстенников, отвечая на вопрос по поводу нового лицензионного производства в целом и розлива "Балтики" в частности. В портфеле компании пока только одна "лицензия" – Holsten.

В ближайших планах ОАО "Лидское пиво", которое по итогам работы за 9 месяцев получило рекордную прибыль в размере 109 млрд рублей, также значится лицензионное производство. Причем не из портфеля своей головной компании - финского концерна Olvi. "Это будет немецкое пиво. В первом квартале планируем реализовать проект", - сказал гендиректор компании Аудриус Микшис, отказавшись уточнить детали. Olvi утвердил на 2014-2017 годы план, в соответствии с которым на увеличение мощности белорусского предприятия на 93% будут направлены инвестиции в размере более 30 млн евро. Как пояснил Микшис, "компания планирует ежегодно инвестировать по 10 млн евро, если ситуация в белорусской экономике и на рынке будет стабильной". В 2009-2013 годах Olvi направил в развитие "Лидского пива" 45 млн евро.

Эксперты рынка говорят, что импортозамещающие сюрпризы готовят и "Пивоварни Хайнекен". В декабре компания предложила рынку пиво Amstel. "Запуск производства пива Amstel на пивоварне в Бобруйске в данный момент не планируется, пиво поставляется из Heineken в России, - утверждают в компании. - Фокус внимания в 2014 году будет сосредоточен в первую очередь на укреплении позиций наших брендов на рынке и на росте продаж соответственно".

Впрочем, в настоящее время голландцы заняты более насущными делами. В частности, улучшением финансового положения. По данным за первое полугодие, компания имела убыток в 22,1 млрд рублей. В конце лета Heineken, владеющий в Беларуси двумя производственными площадками, принял решение сконцентрировать производство пива и кваса в Бобруйске, а в Речице оставить солодовню, склад и дистрибуционный центр. Данные изменения привели к сокращению числа рабочих мест на предприятии в Речице со 160 до 90 человек. Управляющий директор Heineken в Беларуси Василен Цанов подчеркнул, что "всегда очень сложно принимать решения, которые затрагивают людей, но мы должны сделать все возможное, чтобы обеспечить условия для устойчивого развития нашего бизнеса и заботиться о благополучии остальных 800 сотрудников Heineken в Беларуси". Планировалось, что внедрение изменений начнется в сентябре 2013 и будет завершено к концу этого года. "На данный момент проект по оптимизации производственных мощностей еще находится на стадии реализации. Однако уже сейчас мы можем отметить снижение издержек производства, рост операционной эффективности, улучшение контроля за качеством продукции", - говорится в сообщении компании от 24 декабря. 

Эксперты полагают, что серьезная перекройка рынка может произойти после продажи государственных пивзаводов - "Крынiца" и "Брестское пиво". То, что власти обеспокоены сложной финансовой ситуацией на этих предприятиях, ни для кого не секрет. Осенью в Лиде прошло совещание Комитета госконтроля по проблемам пивоваренной отрасли. Как сообщил начальник Главного управления потребительского рынка и сферы услуг КГК Владимир Каленик, в 2012 году поступления в бюджет республики только от акцизного налога по пиву составили триллион рублей, за 6 месяцев 2013 года - 700 миллиардов рублей. По его словам, в большинстве развитых стран мира обороты по реализации пива являются существенным источником пополнения налоговых доходов бюджета. Поэтому эффективное развитие этой отрасли имеет для государства немаловажное значение.

Согласно данным Минфина, за 9 месяцев текущего года "Крынiца" получила убыток в размере 39,2 млрд рублей, "Брестское пиво" — 19,2 млрд рублей. Ухудшение финансовых показателей - с одной стороны, и жесткая конкуренция со стороны именитых пивоваров - с другой, заставляют государство задуматься о будущем своих пивных активов. Чтобы придать госпредприятиям новый импульс для развития, туда необходимо привлекать инвесторов. Инвесторы проявляют интерес к обоим заводам, но государство пока не желает с ними расставаться. В 2014 году один завод могут все же продать, полагают участники рынка.

Ранее интерес к "Брестскому пиву" проявляла российская "Оазис групп", которой в Беларуси принадлежит соковый завод "Старая крепость". Ранее акционеры Oasis (до переименования - Detroit Investmеnts) создавали пивной завод "Сябар" в Бобруйске, который позже перешел под контроль "Хайнекен". В конце 2012 года председатель совета директоров "Оазис групп" Евгений Кашпер в интервью TUT.BY заявил о желании в течение нескольких лет инвестировать в белорусскую пивоваренную отрасль от 70 до 80 млн долларов. Владельцы Oasis занимаются лицензионным производством на "Крыніце” немецкого пива Oettinger и дистрибуцией пива, которое производит Московская пивоваренная компания (в частности, "Жигули", "Хамовники"). В ОАО "Брестское пиво" сказали, что "завод никому не продавали, он принадлежит государству". В "Оазис групп" лишь отметили, что "у компании есть большие планы по работе на пивном рынке Беларуси". К слову сказать, в декабре в кресло руководителя "Брестского пива" вернулся прежний многолетний директор Олег Кисель. Последний год он проработал в компании "Старая крепость"…

Способствовать увеличению розлива мировых марок на белорусских пивзаводах может сложившаяся ситуация в России. Недавно российские пивовары стали угрожать правительству страны вывести российское производство мировых марок пива в Беларусь и Казахстан, если в России не смягчат требования к сырью. В конце ноября представители Росалкогольрегулирования предложили ввести в техрегламент Таможенного союза "О безопасности алкогольной продукции" положение, по которому каждая страна сможет сохранить в рамках ТС национальные требования к сырью для пива. Таким образом, даже после принятия наднационального закона пивом будет называться продукция с содержанием 80% солода, все остальные сорта останутся пивными напитками. Сейчас в России пивными напитками, а не пивом являются такие известные марки, как Guinness Original, Miller Genuine Draft, Hoegarden, Corona Extra и Velkopopovicky Kozel Dark, отмечает газета "Известия". Они производятся по европейским лицензиям и стандартной рецептуре и имеют 50% солода в составе. Глава Российского союза пивоваров Исаак Шепс заявил, что статус "пивной напиток", который получат многие торговые марки в случае ужесточения требований к сырью, наносит значительный удар по репутации продукта. В Беларуси и Казахстане требования к пивному сырью на текущий момент более мягкие, чем в России. Они тоже предполагают 50% солода и 50% несоложеного сырья для пива. Понятия "пивные напитки" в законодательствах Беларуси и Казахстана нет. "Учитывая наличие подразделений крупнейших пивоваренных компаний во всех странах Таможенного союза, можно ожидать, что производство наиболее дискриминируемых российским законодательством лицензионных сортов пива будет перенесено из России в соседние страны", — заявил Шепс. По оценкам экспертов, речь может идти о потенциальном выводе в Беларусь и Казахстан производства 10 млн декалитров пивной продукции, в том числе премиальных марок.
-25%
-20%
-20%
-10%
-20%
-50%
-10%
-20%
0066856