Алексей Орешко,

Для ожидаемого в ближайшие годы роста грузопотока автотранспортом белорусские власти должны осуществить ряд изменений в законодательстве о транзите. По сведениям БелаПАН, к такому выводу пришли эксперты Центра социально-экономических исследований CASE Belarus в рамках исследования "Транзит грузов автомобильным транспортом через Беларусь: состояние и перспективы до 2025 года".

Согласно экспертным оценкам, поток грузоперевозок автомобильным транспортом между Россией и ЕС в сравнении с 2010 годом возрастет к 2025 году примерно в 2,5 раза. Однако для достижения данного объема транзита грузов белорусские власти должны осуществить ряд изменений в законодательстве, касающемся транзита.

"В случае если никакие из предложенных мер не будут реализованы (негативный сценарий), возможности транзитной сети Беларуси будут ухудшаться и она потеряет свою привлекательность", — подчеркивают эксперты.

Авторы исследования отмечают, что вопросы транзита в настоящее время находятся на повестке дня белорусского правительства и принимаются серьезные усилия, чтобы повысить транзитный потенциал страны. Тем не менее для дальнейшего расширения транзитных возможностей страны в политике властей должны быть реализованы некоторые изменения.

Белорусское правительство, считают эксперты, должно способствовать интеграции страны в мировые и региональные экономические и политические блоки, такие как ВТО и ЕС. Любой вид соглашений о свободной торговле со странами региона, по их мнению, следует рассматривать как имеющий чрезвычайно позитивное влияние на торговлю, транзит и, следовательно, экономическое благосостояние. Визовые соглашения с ЕС, как те, что существуют у Украины и Грузии, будут играть важную роль в повышении транзитного потенциала Беларуси.

Подчеркивается, что сближение белорусского законодательства с законодательством ЕС в сфере транспортировки грузов должно стать одной из главных целей парламента, правительства и Министерства транспорта Беларуси. Основное внимание должно быть уделено техническим стандартам (в равной мере для транспортных средств и инфраструктуры), перевозке опасных грузов и методам фитосанитарного контроля.

"Устаревшие требования, являющиеся препятствием для транзита, должны быть немедленно устранены. В первую очередь это касается обязательного конвоирования отдельных товаров, которое следует отменить в кратчайшие сроки. Другие специфические требования к транзитным перевозкам грузов также нуждаются в пересмотре. Те из них, которые не соответствуют международной практике, должны быть доработаны либо отменены", — уверены авторы исследования.

Они также считают необходимым дальнейшее совершенствование таможенных правил. Приоритет должен быть отдан упрощению процедур, снижению объема бумажной работы, ускорению обработки информации (в том числе с использованием любых возможных ИТ-решений). "Настал подходящий момент для внедрения лучших мировых практик в национальные таможенные правила, особенно тех, которые касаются проверки таможенной стоимости импортируемых товаров", — полагают эксперты.

"Также следует отметить, что возможности увеличения объемов транзита зависят не только от нацеленности белорусского правительства на совершенствование нормативно-правовой базы. Необходимо принимать во внимание физические препятствия для транзита грузов, такие как пропускная способность пограничных пунктов и особенности инфраструктуры", — говорится в исследовании.

Центр социально-экономических исследований CASE Belarus — это неправительственная некоммерческая исследовательская организация, созданная в 2007 году. Деятельность центра сосредоточена на развитии рыночной экономики и гражданского общества в Беларуси.
-20%
-30%
-30%
-40%
-5%
-40%
-30%
-10%
-25%