Беларусь - одна из лучших стран в мире с точки зрения подготовки IT-специалистов, им свойственно креативное мышление, и это серьезная база, на которой можно основывать рост. Но получение обратной связи о самом продукте, который вы производите, важно, а также обеспечение его маркетинга и успешных продаж. Важность этого в Беларуси недооценена.


 
С такими наблюдениями о белорусских бизнесменах в студии TUT.-BY-ТВ выступил бывший коммерческий директор Yahoo! Марвин Ляо. В рамках программы "Экспертиза с Юрием Зиссером" речь также шла о застенчивости белорусских бизнесменов, стоимости Snapсhat, факторах успеха для стартапов, фрагментации СМИ и их смерти.

Английская аудиоверсия программы

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (12.15 МБ)

Версия с программы с переводом на русский язык

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (12.15 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (85.67 МБ)

Марвин, каковы ваши первые впечатления от Всемирной недели предпринимательства в Беларуси? Что вы можете сказать о программе и участниках?
 
Первое, что я могу сказать о Всемирной неделе предпринимательства: мне понравилась ее энергетика. Это очень позитивная энергетика. Мне понравилось то приятное возбуждение и ожидания, которые я увидел в глазах посетителей, молодежи. Что же касается содержания… Знаете, я езжу на много конференций и выступаю на многих конференциях, и содержание и дискуссии везде примерно одинаковые: как вы устроили или управляли клоном Кремниевой долины в своем регионе. Мне понравилось происходящее: большая позитивная энергетика в кулуарах, дух предпринимательства, который я увидел здесь, в Беларуси. Это было очень интересно.
 
Белорусы обычно сильно стесняются своего бизнеса, того, как он развит в стране, и это ощущается в разговорах с иностранцами. Вы ощутили это у белорусских бизнесменов и показалось ли вам это правдой?
 
Очень хороший вопрос. Только я здесь всего полтора дня и не говорю по-русски, так что мне сложно судить.  Но мне не показалось, что местные бизнесмены застенчивы. Быть может, им не хватает уверенности в себе. А для приобретения уверенности есть множество способов, например, обучение, получение опыта. Кроме того, есть много успешных белорусских компаний. Например, World of Tanks, Viber пользуется очень, очень большим успехом. Какие еще компании из этого региона можно упомянуть? Основатель EPAM Systems, насколько я понимаю, тоже белорус.
 
Да, компания с 7000 сотрудников.
 
Видите, есть реальные истории успеха. Надо почаще напоминать себе о них, повышать уровень своего образования, учиться на лучшем опыте соотечественников и лучших зарубежных компаний. В этом большая ценность интернета: можно получить доступ к знаниям и образованию и тем самым повысить свою уверенность в себе.
 
Сегодня уровень проникновения интернета в Беларуси – 62% для аудитории 15 лет и старше. Кажется, что это почти предельная цифра. Рост аудитории почти остановился. Кто и как, по-вашему, может повысить эту цифру?
 
Я много говорю об этом. Иногда небольшое отставание, подчеркну, что именно небольшое отставание от уровня развития событий в Китае или, скажем, в Южной Корее, или в Швеции, где тоже очень высокий уровень проникновения интернета, или в США, где уровень проникновения 80-85%, позволяет учиться на чужом опыте и примерах. Можно посмотреть на динамику роста в таких странах. Рост то замедляется, то восстанавливается, то идет быстрее. Иногда начинается быстрый рост, когда правительство инвестирует в широкополосный доступ или начинает сотрудничество с местным бизнесом. Или делаются большие инвестиции со стороны местных телекоммуникационных компаний. 

Положительно влияют на рост снижение тарифов, расширение доступа, различные кампании на рынке. И у нас много подобных примеров. Посмотрите на историю роста аудитории во многих странах. Долгое время идет рост, затем он замедляется на уровне в 50-60%, а затем делаются инвестиции или начинается сотрудничество с более крупными игроками рынка или с местными телеком-компаниями – и тогда начинается вторая волна роста. Поэтому, мне кажется, у вас большие возможности: посмотреть, что делалось в этой области в других странах, например, в Южной Корее. Сотрудничество с правительством тоже бывает очень полезно.


 
Чем отличается бум интернет-проектов - 2013 от предыдущего ралли 1999 года? 
 
Я переехал в Сан-Франциско 3 января 1999 года, так что я оказался в самом начале, на главной волне этого бума. Мне кажется, главное отличие того бума и сегодняшнего – уровень проникновения интернета. В мировом масштабе он в те годы был очень невелик, в мире было всего 200-250 миллионов человек онлайн, в то время как сейчас – 2,5-3 миллиарда. Это очень большая разница. Второй фактор – скорость доступа, выросшая в 20-30 раз. Это два важнейших фактора.
 
Мы очень многому научились на первом обвале рынка. Можно много спорить о применявшихся и впервые разработанных тогда бизнес-моделях, но это был испытательный забег для сегодняшнего бума.
 
Есть и другие факторы – например, рост населения. Нынешний бум основан на большом количестве факторов, в то время как предыдущий был, наверное, несколько преждевременным. Но мы на нем многому научились. И мне кажется, что сегодняшний бум – действительно настоящий бум, и хотя он слегка замедляет движение, тренды намного более долговременные, результаты намного стабильнее, и он будет продолжаться намного дольше.
 
Стоит ли Snapсhat 3 миллиарда долларов? 
 
Понятия не имею. Но вы видите, что он продолжает расти и развиваться. И показателем является то, что даже такой серьезный игрок, как facebook, принял решение инвестировать в него. У меня многие друзья инвестировали в этот проект, очень грамотные люди. Так что в нем что-то есть. Стоит ли  он три миллиарда? Узнаем через два года. Мне кажется, сейчас очень рано оценивать, но все же мне кажется, что что-то в нем есть. И то, что посещаемость растет значительными темпами за последние год-два, тоже показывает, что что-то в нем есть.
 
Что сегодня требуется от интернет-стартапов для преуспевания? В какие стартапы вы инвестируете и по какому принципу их отбираете?
 
Да, первый вопрос: что требуется от стартапа для успеха. Я думаю, что условие номер один – команда. Второе – идея и достаточно большой рынок. И третий  – некоторая скромность, здравая самооценка. Потому что начинать дело всегда сложно, это требует обучения, изучения опыта. А если ты думаешь, что знаешь все, ты просто не будешь учиться. 
 
Еще одно важное условие, мне кажется, одно из самых важных – хорошо сбалансированная команда. Важно иметь хорошего технического специалиста, хорошего дизайнера, а также специалиста по маркетингу и продажам. С моей точки зрения, все эти специалисты критически важны для хорошего стартапа.
 
Я серьезно инвестировал в пять или шесть компаний. Ужасно, что я забываю точную цифру. Официально или неофициально участвовал во многих стартапах. И я инвестировал все-таки, кажется, в пять компаний. Я не профессиональный инвестор и занимаюсь этим просто так. Компании, в которые я инвестирую, обычно работают в областях, которые я очень хорошо знаю: рекламные технологии, цифровые СМИ, е-коммерция, разработка мобильных приложений. Основным критерием для меня является то, нравятся ли мне люди. Приятно ли общаться с командой, кажутся ли они толковыми, работают ли они в области, которую хорошо знают. 
 
Вы упоминали важность команды трижды. У меня сложилось впечатление, что для вас важность команды критична.

Критична? Ну, очень редко можно найти предпринимателя, который знает все, или знает и умеет очень и очень многое. А время стартапа – действительно очень сложное время, и нужно иметь возможность полностью полагаться на других. Давление очень велико, а сам не можешь знать и уметь все, поэтому команда так важна. 
 
Смогли ли вы заметить какие-то ноу-хау белорусских стартапов, которые сможете предложить в других странах, и наоборот, какие-то уникальные белорусские ошибки, от которых надо срочно избавиться?
 
Как и Россия, Украина, Беларусь тоже в области технической экспертизы просто великолепна. Наверное, одна из лучших в мире. Это что касается науки, математики, понимания процессов, креативности мышления людей. Это – серьезная база, на которой можно основывать рост. И я уже упоминал такие компании, как World of Tanks и Viber. Viber вообще играет большую роль на местном рынке, и для этого есть причины. EPAM и другие компании. Еще одна компания, которая раньше играла очень важную роль на рынке разработки ПО, IPONWEB, компания, расположенная в России, но для которой ваша страна предоставила большое количество разработчиков.
 
Что касается слабых сторон, то это касается не только Беларуси, но и многих стран вне США: это слабые знания, недооценка искусства продаж и маркетинга. Производство продукта очень важно, но получение обратной связи о самом продукте, а также обеспечение его маркетинга и успешных продаж – важность этого здесь недооценена. Это основная проблема для этого региона. Не только для Беларуси, а для всего региона.
 
В чем залог успеха зрелых интернет-компаний?
 
Я думаю, очень важно, чтобы организация постоянно училась, была в курсе последних трендов. Но важны и вопросы управления, осведомленность о новых угрозах. Я знаю многие очень успешные компании. Возьмем китайские Baidu или Tencent. Эти компании очень агрессивны. Видя многообещающий стартап в своем сегменте, они обязательно предпримут какие-то действия: или раздавят его, или выкупят.
 
Так что необходим определенный уровень голода и агрессивности, которого уже, кажется, немного осталось у Google, а у Yahoo! не было вообще. Итого два важных фактора: обучаемость бизнеса и голод с агрессивностью. Они очень важны.

Какими вы видите медиа через несколько лет, в эпоху социальных сетей и мобильных агрегаторов?
 
Очень хороший вопрос. Характерно, что СМИ фрагментируются с ходом времени, они не консолидируются. Посмотрите, как возникли и развивались телевидение и радио. Сперва появляются одна-две-три радиостанции. А потом через некоторое время появляются специализированные радиостанции, телестанции. Например, сейчас, в США, где я живу, работают сотни станций. То же самое происходит в мире онлайн-СМИ. Посмотрите, вы начинаете с порталов, а сейчас уже развиваются специализированные онлайн-СМИ. Так что общий тренд всех средств массовой информации – фрагментация. И это – определенный вызов. Что касается мобильных приложений, то здесь можно заметить некоторый небольшой уровень консолидации, происходящий при помощи мобильных порталов. Однако время не стоит на месте, и фрагментация, о которой я говорил, произойдет и в сфере мобильных коммуникаций. 
 
Ответ на ваш вопрос таков: в будущем мы увидим фрагментацию после консолидации в области онлайн и мобильных СМИ. После консолидации наступит время фрагментации в электронных СМИ.

А что случится с печатными СМИ?
 
О, печатные СМИ умерли! (Как объект инвестиций. - Прим. ред.). Это не тот бизнес, в который кому-то захочется инвестировать сейчас. Этот бизнес будет очень сложным в ближайшие годы. Он был очень сложным в последние пять лет, и ситуация в нем станет еще хуже.
 
А что насчет глянцевых изданий?
 
Место для печатных СМИ всегда найдется. Как я уже говорил, СМИ не консолидируются, а фрагментируются. И для разных сегментов есть свои вызовы и возможности. Например, можно быть очень большим, ну или очень специализированным и гламурным, как Elle. Эти издания очень фокусированы. Для них, я думаю, место всегда найдется, хотя, конечно и у них будут свои сложности. Им, наверное, придется создать что-то вроде кросс-медийной платформы. Я имел в виду, что "глянец" не читают, а просматривают в очередях.
 
Я все же уверен, что и для них место будет. Все то же самое можно читать и пролистывать с устройств. Но человек устроен так… Ну, например, я читаю с помощью устройства Kindle. Я много читаю. Но иногда мне хочется полистать или купить обычную книгу. Да, количество обычных книг, которые я покупаю, сильно уменьшилось, но это не значит, что я совсем перестал покупать книги. Просто я покупаю их намного меньше. То же касается и журналов. Я по-прежнему покупаю журналы, хотя многие из них стал читать с технических устройств.
 
Разделяете ли вы мнение многих СМИ, что Yahoo! переживает глубокий кризис?
 
Я ушел из Yahoo! больше двух лет тому назад и сейчас буду говорить как внешний наблюдатель, хотя у меня там все еще работает много друзей. Yahoo! сейчас по-прежнему испытывает много проблем. Не то чтобы мне не нравился этот проект. Напротив, я провел там много чудесного времени, у меня там много друзей, мне нравится сам бренд и проект. Но если напомнить о том, что я говорил о СМИ сейчас, все это применимо и к Yahoo!. Он останется на рынке, но его влияние будет падать.
 
Здесь применимо то же самое, что я говорил и о печатных СМИ. Для Yahoo! всегда будет место на рынке. Может, он больше сконцентрируется на таких областях, как коммуникационные инструменты, вертикальные новостные ленты, например, по финансам, спорту и т.д. Но все же влияние и важность в области новостей будут перемещаться к более мелким и специализированным ресурсам. Так что перед Yahoo! стоят серьезные вызовы. Он не будет доминирующим игроком, как прежде. Да, пожалуй, этого от него уже и не ждут. Но место для него на рынке будет всегда.

Но ведь пока их доходы не падают.
 
Да, им удалось стабилизировать ситуацию после некоторого падения. Мне кажется, пик был в годы моей работы там, когда мы делали что-то около 6,5 миллиардов долларов в год. Сейчас, кажется, они делают 4–4,5, быть может, 5 миллиардов. Серьезные вызовы перед ними есть и будут. 
 
Важный вопрос для них – вопрос структуры и организации, а также расходы на это. У них все еще слишком большой персонал, 11 тысяч человек. Мне кажется, что правильнее было бы иметь 5-6 тысяч человек. Это та же проблема, которая стоит сейчас перед газетами: стоимость их структуры сейчас слишком высока для того бизнеса, которым они занимаются. Если удастся найти возможность привести затраты в соответствие с возможностями рынка, можно занять гораздо лучшую позицию на этом рынке.
 
Есть еще возможность войти на рынок мобильных предложений, это очень агрессивный и активный рынок. Мне кажется, там все еще есть для них место.


 
Какие ошибки были допущены в прошлом, и какие новшества принесла в компанию новый руководитель Марисса Мейер?

Yahoo! совершил множество ошибок. Я мог бы днями говорить о тех ошибках, которые были совершены, мы бы надолго заняли студию. 
 
Но ключевыми ошибками было недостаточное инвестирование в исследования. Ну и вообще было много ошибок. Мне кажется, был период, когда Yahoo! стал просто безразличным и ленивым. Это, наверное, в конце прошлого десятилетия. Мне еще кажется, что мы никогда серьезно не инвестировали в создание backend-платформ.
 
Если говорить о Марисcе Мейер, то у нее будет много проблем и вызовов, и ей придется много поработать. Она пытается сейчас привнести много подходов из опыта Google, но тут есть одна проблема: не обязательно то, что работало в Google, хорошо для Yahoo!. Она проделала великолепную работу, однако глобальные тренды – против таких компаний, как Yahoo!, потому ей в ближайшие годы придется очень и очень непросто.
 
Почему Yahoo! не популярен на постсоветском пространстве?
 
Я занимался EMEA-регионом, куда входят Европа, Ближний Восток и Африка, и должен сказать, что у нас здесь были серьезные проблемы. Причин несколько. Во-первых, существует несколько больших, основных интернет-потоков. Первый – англоязычный. Англо- и романоязычный интернет. Мы очень хорошо были представлены в этом потоке и добились хороших результатов.
 
Есть еще китайский интернет, и там мы были не очень успешны.
 
Наконец, кириллический интернет. И здесь, наверное, языковая идиосинкразия не позволила нам сыграть хорошо, мы не смогли здесь хорошо выступить. С другой стороны, тут у нас оказались серьезные конкуренты – "Яндекс", например. Я с большим уважением отношусь к этой компании. Им удалось удовлетворить местные потребности гораздо лучше, чем это смогли сделать мы.
 
Так что если посмотреть с той точки зрения, что есть три интернет-потока, то очень сложно с языковой и культурной точки зрения удовлетворять нужды на других рынках. Это первое.
 
Второе: я работал на этот рынок. У меня в команде было 40-50 человек, в то время как команда "Яндекса" составила 2-3 тысячи. Это намного больше. Очень сложно конкурировать в такой ситуации. 
 
А почему тогда Yahoo! так успешен в Японии?
В Японии было совместное предприятие с местным игроком. Они инвестировали в развитие, были люди, понимающие потребности местного рынка. И кроме того, проект был начат достаточно рано и достаточно агрессивно. Да, Yahoo! в Японии оказался большим успехом.
 
Что нужно локальным игрокам для успешной конкуренции с мировыми гигантами на своих рынках?
 
Этот вопрос важен и для стартапов, и для больших компаний. Его мне часто задают. Что вы можете делать такого, что не могут другие? Мне кажется, преимущество – в большем местном опыте. Большие глобальные игроки оперируют на таком количестве рынков, что им очень сложно удовлетворять местные потребности, одновременно соответствуя мировым стандартам. Еще большая сложность – обеспечивать это на протяжении долгого периода времени. В этом состоит преимущество местных игроков: сфокусироваться и сконцентрироваться именно на потребностях местного рынка, адаптировать свой продукт. Это как раз то, что сложно для глобальных игроков.
 
Я сталкивался с этой проблемой на многих рынках. На некоторых у нас хорошо получалось, на других – не очень.  Очень важно понимать местную аудиторию, ее нужды и потребности, знать, чего хотят рекламодатели, и строить свой продукт так, как это не сможет сделать глобальный игрок. Например, Yahoo! и моей команде было бы очень трудно в Беларуси, это вопрос вдохновения и местного опыта.
 
Не секрет, что в медиа существует нечто вроде "кассового разрыва"…
 
Помню, как ребята из газет говорили мне: "Нам тяжело, потому что сейчас в рекламе мы обменяли аналоговые доллары на цифровые пенни". Это огромная проблема, с которой столкнулись многие, кого я знал в свое время.
 
Доходы от рекламы в печатных СМИ падают, а растущие доходы от онлайн-рекламы никогда не покроют разницу. В этой ситуации пришлось серьезно сокращать расходы. Я не думаю, что есть способ решения этой проблемы.
 
Есть еще один вызов – со стороны мобильных компаний. Google, например, сталкивается и столкнется с проблемой оттока рекламы в мобильный сектор, эту проблему им придется в будущем решать.
 
И Google, и Yahoo!, и даже facebook сталкиваются с этим: как управлять своими расходами и структурой, если доходы от рекламы идут волнами и размываются между разными сегментами рынков?
 
На эти вопросы нет простого ответа. Основное решение – в управлении структурой расходов. Есть множество подходов, таких как гибкий фонд зарплаты, создание филиалов и филиальных сетей, электронная коммерция. Есть множество областей и идей, в которых, как мне кажется, люди еще не были достаточно креативны и изобретательны для получения больших доходов. Я не думаю, что электронные медиа тоже были достаточно креативны и изобретательны в этой области.
 
Что вы думаете о пользовательском контенте?
 
Это обещающее направление, но я все же отношусь скептически, потому что туда пришло сразу очень большое количество людей. Многие из них непрофессиональны, многие просто неинтересны. А вот когда известная личность начинает свой инфобизнес – это очень хорошая стартовая платформа, совсем другое дело. Между тем качество в бренде приобретает все большее значение. Еще есть случаи, когда вы создаете что-то уникальное. Или фокусируетесь на какой-то особенной области, на которую раньше никто не обращал внимания.
 
Сейчас же это больше похоже на болтовню в толпе. Качество таких ресурсов продолжит падение. Разве что уже известные или профессиональные авторы начнут использовать эти платформы, вытесняя прежних авторов. Я крайне скептически отношусь к возможности больших прорывов в этой области.
 
Марвин, последний вопрос: с какими впечатлениями о Беларуси вы вернетесь на родину? (Запись интервью состоялась до в одном из минских клубов. - Прим. ред.) 
 
Я здесь пробыл примерено полтора дня и, думаю, что получил очень интересный опыт. Мне кажется, что ваши люди очень приятны в общении. Они общительны и открыты, легко начинают беседу. Что очень хорошо. Я был в более чем 60 странах, и всегда есть вещи в любой стране, которые мне нравятся или нет. Здесь, наверное, будет трудно найти вещи, которые мне не понравились бы. Люди действительно приятные и открытые, это чудесно. Такой хороший опыт всего за один день! Я пробуду здесь до конца недели, и мне не терпится узнать о стране побольше. Но пока мне очень понравилось, и мое пребывание пока было очень приятным.
-10%
-50%
-50%
-50%
-30%
-20%
0061173