Дмитрий ЗАЯЦ,

На этой неделе срок пребывания Михаила Мясниковича на посту премьер-министра Беларуси перевалил за 1000 суток. За это время команда Мясниковича выполняла разношерстные задачи: боролась с кризисом, обеспечивала финансовую стабильность и готовила почву для экономического роста. Однако вместо запланированного роста в экономике появилось немало проблем, которые могут привести к радикальным кадровым перестановкам в правительстве. 
 

Фантастика и быль

Нынешний состав правительства президент назначал для выполнения задач на пятилетку, поставленных четвертым Всебелорусским народным собранием. Цели были амбициозными, напомним о главной: обеспечить рост ВВП более чем на 10% в год (или на 62-68% за пять лет). Мясникович, еще до назначения премьер-министром, называл задачи на пятилетку беспрецедентными.
 
"Никогда в своей истории Беларусь не ставила столь трудную задачу, как сегодня - обеспечить за пять лет прирост экономики на две трети", - констатировал будущий глава правительства, выступая в декабре 2010-го на Всебелорусском народном собрании.
 
В первые месяцы 2011-го беспрецедентная задача, казалось, может быть достижимой. За январь-май 2011-го рост ВВП составил 12,5%. "Это фантастика, в Китае этого нет!", - восклицал первый вице-премьер Владимир Семашко. Однако темпы роста ВВП вскоре стали снижаться, а директивное кредитование экономики, обусловившее высокие показатели, обернулась в позапрошлом году "фантастической" девальвацией, которая ранее наблюдалась только в Зимбабве.
 
Резкой девальвации в позапрошлом году удалось бы избежать, если бы своевременно перестали накачивать экономику рублями, убежден директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
 
"Директивное кредитование госпрограмм было первопричиной дисбалансов в экономике, которые и привели к девальвации. Продолжение директивного кредитования в позапрошлом году привело к тому, что обесценение рубля было резким", - отмечает Чубрик.
 
Валютный кризис 2011 года имел и одно позитивное последствие: в стенах правительства активизировались разговоры о необходимости структурных реформ в экономике.
"В позапрошлом году правительство впервые за многие годы подготовило проект прогноза социально-экономического развития, который предусматривал структурные изменения в экономике", - вспоминает Александр Чубрик.
 
Рыночные устремления правительства были громко и публично озвучены 8 ноября 2011 года на заседании правительства. Сторонником рыночных реформ выступал тогдашний вице-премьер Сергей Румас, которого поддержал Михаил Мясникович. Однако спустя несколько дней выяснилось, что категорически против "экономики Мясниковича-Румаса" выступает президент, и после этого рыночные устремления правительства закончились.
 
В начале 2012 года темпы экономического роста начали вновь быстро расти, однако после сворачивания растворительного бизнеса белорусский ВВП стал постоянно снижаться. Тем не менее правительство, наученное горьким опытом 2011-го, не стало бросать административный ресурс на выполнение годового прогноза по росту ВВП, а пыталось удержать хрупкую стабильность на финансовом рынке. Готовность принести в жертву прогнозные показатели в 2012 году эксперты относят к заслугам нынешнего состава правительства и Нацбанка. 
 

Уйдут в обнимку?

Правда, на 2013 год правительство вновь подготовило прогноз, отталкиваясь не от возможностей экономики, а от амбициозных задач на пятилетку, утвержденных четвертым Всебелорусским собранием. Как следствие, экономический прогноз правительства на текущий год, предусматривавший рост ВВП на 8,5%, получился нереалистичным и невыполнимым.
 
"Планы на текущий год не были адекватно проанализированы с учетом имеющихся финансовых, производственных, трудовых ресурсов. Фактически план на текущий год был голой декларацией", - говорит заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
 
Действительность оказалась очень далека от плана. Рост ВВП за январь-август составил всего лишь 1,1%, ведущие промышленные предприятия на фоне снижения внешнего спроса значительно увеличили свои складские запасы. Как следствие, финансовые показатели предприятий, мягко говоря, не радуют. К слову, чистая прибыль промышленных предприятий Минска в январе-июле составила 3,1 трлн рублей и сократилась в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
 
Неблагоприятная ситуация в экономике вызывает недовольство у Александра Лукашенко, который требует от правительства в считанные месяцы устранить накопившиеся дисбалансы. В частности, в первой декаде сентября за невыполнение к 1 января заданий по разгрузке складов президент пригрозил отставкой правительству и директорам предприятий.
 
"Если вы не выйдете на то, что обещали, ни Семашко, ни директоров в этих должностях не будет. И еще оценку дадим премьер-министру, может быть, он вместе с вами в обнимку уйдет", - заявил Лукашенко 6 сентября.
 
Надо сказать, что белорусский президент и ранее грозил правительству отставкой, однако в начале 2014 года серьезные кадровые перестановки в Совмине реально могут произойти, считают эксперты.
 
"Вероятность отставки правительства в начале будущего года составляет более 50%", - полагает Георгий Гриц. По мнению эксперта, кадровые перестановки могут произойти и ранее, если рубль начнет быстро обесцениваться. "Если будет резкая девальвация рубля, это событие может ускориться", - считает Гриц.
 
По мнению наблюдателей, отставка правительства в начале будущего года может произойти не только по экономическим, но и по политическим причинам.
 
"Объективные факторы свидетельствуют в пользу того, что президент поменяет правительство, и формальным поводом для этого может быть невыполнение прогнозных показателей в 2013 году", - говорит старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов.
 
С политтехнологической точки зрения отставка правительства в начале будущего года была бы рациональна, считает политолог.
 
"Накануне президентской кампании для Александра Лукашенко будет важно отмежеваться от ошибок в экономике, которые якобы сделало правительство, и отправить его в отставку. Новое правительство будет выполнять функции по подготовке к очередным президентским выборам, которые запланированы на 2015 год", - считает Денис Мельянцов.
 
Однако большой "скамейки запасных" нет. "Кадровый резерв минимален: либералы - "пятая колонна", а советские "зубры" уже заканчиваются", - полагает экономист Леонид Злотников. Поэтому даже в случае смены правительства серьезных изменений в экономической политике эксперт не ожидает, тем более что люди, приходящие в Совмин, самостоятельными не являются.
 
"Персоналии в правительстве погоду не делают, все ключевые решения принимаются в Администрации президента, а там рыночного духа и близко не видно", - резюмировал Злотников.
-80%
-25%
-20%
-10%
-20%
-25%
-10%
-12%
-30%
0068422