/ фото: Вадим Замировский,

Бобруйский зефир – один из тех продуктов, которые известны всем внутри страны и широко востребованы в качестве презента из Беларуси. "Тут санаторий поблизости – россияне, уезжая, коробами нашу продукцию берут", - рассказывает директор "Красного пищевика" Николай Числов. Более того, для белорусского зефира, похоже, удалось выбить место на полках крупной российской сети гипермаркетов. Но и проблем предприятия директор не скрывает. Как и из чего делают зефир, сколько стоит продвижение его на полки известных сетей и чем закончилась эпопея с контрольным пакетом акций предприятия, на который претендовало государство и частная компания, читайте в репортаже TUT.BY.
 
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 

Конкуренция цен и экономика указаний

 
Зефирная специализация у предприятия сложилась еще в 1932 году, и продукция эта до сих пор самая востребованная – дешевая, что особенно важно для пенсионеров, и разрешенная для детского питания. Зефир занимает более половины от общего объема производства предприятия, мармелад – 25%, халва – 15%. Около 90% продукции продается на внутреннем рынке, 10% составляет экспорт (60% - Россия и 40% - дальнее зарубежье, в основном – ностальгирующие соотечественники).
 
"Российский рынок по зефиру сегодня очень перегрет, крайне низкие цены. Продукция в "Ашане" на полке стОит 23 рубля, тогда как наша цена с НДС для собственного представительства в России составляет не менее 25 рублей - это без накрутки торговых сетей. Чтобы продвинуться сегодня на российском рынке, необходимы огромные средства", - рассказал заместитель директора "Красного пищевика" по коммерческим вопросам Сергей Трибой.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
Позволить себе такие расходы на продвижение предприятие сегодня не может, но за место под солнцем бороться пытается. Пробные 7 тонн зефира ушли в сеть "Ашан". "Это большой шаг, - констатировал Числов, - и большая мера ответственности". Сети требуют от поставщика и качество, и сроки поставки – по часам. Сейчас готовится отгрузка еще на 10 тонн белорусского зефира. "Пробный шар есть. С их слов, если все будет нормально, это будут поставки фурами…" - продолжает директор, уточняя, что одна фура – это 10-11 тонн. 

Как рассказал Сергей Трибой, проект с "Ашаном" - не единственный. Идут переговоры и с сетями X5 Retail по производству частной торговой марки. Пока все упирается в цену. "Мы настаиваем на своем предложении – ниже мы получим отрицательную рентабельность. Нас сети пытаются выдавить на еще более низкую цену", - объясняет замдиректора.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Традиционно в кондитерской отрасли около 50% приходится на ручной труд
  
Секреты низкой себестоимости российской продукции и более высокой – белорусской, на предприятии раскрывают неохотно. Не менее 70 процентов себестоимости – сырье. "Красный пищевик" работает по ГОСТу – содержание яблочного пюре в зефире, сделанном по традиционной технологии. – 30%. "Российские конкуренты обычно закладывают пюре только для видимости", - отмечает Трибой.
 
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Директор ОАО "Красный пищевик" Николай Числов
Как только мы перешли на белорусскую патоку – потеряли в рентабельности 4,5-5%", - констатировал директор (а рентабельность реализации у предприятия по итогам полугодия - 12,6%, так что потери - заметные). И только чтобы дать возможность выдерживать ценовую конкуренцию на российском рынке "Красному пищевику" позволяют закупать около 10% патоки в Украине.
  
Ежегодно "Красный пищевик" сам заготавливает 2,5-3 тысячи тонн яблок (и сейчас на проходной объявление о закупке – по 800 рублей за кило), сами готовят и яблочное пюре. Другие важные составляющие – яичный белок (отечественного – всего 15% от потребности, сухого белка, с которым кондитерам работать удобнее, в Беларуси почти не производят, приходится закупать в России), сахар – белорусский (600-700 тонн в месяц), желатин – голландский, пектин – французский, агар – чилийский, глазурь – российская и частично белорусская.
 
С желатином белорусским, рассказывает директор, отдельная история: уже шесть лет пытаются наладить сотрудничество с могилевским "Можелитом". "Они не могут сделать то, что нам нужно, - разводит руками Числов. – Пробную партию, килограммов 200-400, делают, вроде бы получается, а когда берешь 1,5-2 тонны…" Желатин для жевательных мармеладов производится из вытяжки из свиных шкур, в его состав входит 18 аминокислот, а с закупкой свиных шкур у "Можелита" есть вопросы, поясняют на предприятии.
 

"Здесь у нас "Веселая осень", а там – "Фруктовый рай"

 
Кроме сырья для производства конкурентоспособной продукции нужно оборудование – и не дешевое.
 
Новенькую зефирную линию нам с гордостью демонстрирует главный технолог Инна Матвейчик (показывать старую линию и глазировку зефира отказываются наотрез: говорят, процесс открытый, а сейчас эпидемия…)
 
Линию запустили в мае – приготовление зефира на ней занимает всего 40 минут, а классический зефир требует предварительной сушки и готовится 24 часа.
 
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Самые главные люди, отвечающие за качество зефира – варщики, операторы и изготовители. А начинается приготовление зефирной массы с купажирования
 
В ближайшие дни новая линия переходит на двухсменную работу, а до конца года, обещает директор, производство здесь будет идти в три смены. Годовой объем составит 1400 тонн. На вкус отличить традиционный зефир от продукции новой линии нам так и не удалось. "Молодежь, - улыбаются на предприятии. – Те, кто постарше, легко отличают".
 
Линию купили в кредит – она обошлась предприятию в 33 млн российских рублей (более 1 млн долларов).
 
Модернизацию "Красный пищевик" планирует продолжать. Следующая на очереди - линия по производству мармелада, ее покупка запланирована на конец нынешнего года. Нынешняя мармеладная линия была куплена бэушной еще в 2002 году.
 
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
"Здесь у нас "Веселая осень", а там - "Фруктовый рай", - рассказывает начальник цеха Вера Петрова.

Как рассказал Трибой, кроме традиционного желейного и жевательного мармелада на ней можно будет выпускать конфеты типа "Бешеной пчелки" (линия обойдется примерно в 25 млрд рублей).
 
Следующая на очереди – линия по производству мягкой карамели, 2014-2015-й годы. Она обойдется в 38,8 млрд рублей.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 

Контрольный пакет: государство vs частник

 
"Эту линию мы должны были смонтировать еще три года назад…" - подходит директор к вопросу, о котором TUT.BY уже писал, рассказывая, как государство стало основным акционером "Красного пищевика", хотя после приватизации в 1996 году госдоля составляла скромные 18%.
 
Основным акционером, выкупившим сперва блокпакет, а затем доведшим свою долю до 36% стала минская компания "Белтяжмаш". "Мы провели более шести собраний акционеров, - продолжает Числов. – Закупка такой линии – особо крупная сделка, это возможно только через собрание акционеров. И они на каждом собрании акционеров этот вопрос блокировали. Цель была одна – они готовы инвестировать при условиях допэмиссии на эту сумму и соответствующего увеличения своего пакета акций. Государство на эту сделку не шло".
 
Что не позволили сделать частнику, легко удалось самому государству, увеличившему свой пакет на сумму господдержки и реализовав предоставленное известным указом президента №107 преимущественное право на приобретение акций. Поскольку указ вступил в силу задним числом, "Белтяжмаш" лишился части акций через суд. Доля государства и в "Красном пищевике" сейчас составляет около 54%. В том числе более 20% - доля местного исполкома, за сентябрь-октябрь она, по словам директора, увеличится до блокпакета, так как работники предприятия, пенсионеры, постепенно продают свои акции. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
При этом у "Белтяжмаша" по-прежнему остается блокпакет (27,8%), так что крупные закупки оборудования снова могут быть заблокированы. "Будем бороться на уровне концерна", - говорит Числов, добавляя, что сейчас готовы привлекать инвестиции на паритетной основе – концерн, предприятие, исполком и неудобный акционер "Белтяжмаш". Директор затруднился ответить, интересна ли частному инвестору такая схема. "Когда их долю опустили, от них пока ни слова, - пояснил он. – Как они себя поведут, я затрудняюсь сказать. Но с 1996 года по 2013-й год включительно они не вложили в это предприятие ни копейки".
 
Директор признает, что инвесторы были готовы вложить средства в обмен на увеличение своей доли. В итоге по такой схеме долю увеличило государство, причем акции ему достались по номиналу – 15 тысяч рублей за штуку. А вот другим акционерам, в частности, горисполкому, акции приходится покупать по куда более высокой цене – 250 тысяч рублей за штуку.
 
На предприятии надеются, что собственники договорятся, и модернизация будет двигаться по плану. Конкуренты поджимают.  
-10%
-20%
-10%
-20%
-20%
-20%
-10%
-20%
0066856