1. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  2. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  3. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  4. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  5. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  6. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  7. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  8. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  9. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  10. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  11. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  12. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  13. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  14. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  15. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  16. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  17. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  18. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  19. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  20. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  21. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  22. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  23. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  24. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  25. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  26. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  27. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  28. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  29. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  30. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты


Мария Друк,

Ожидается, что совсем скоро диалог между властью и частными компаниями примет системный характер. Дело в том, что не за горами принятие Закона "О государственно-частном партнерстве", концепцию проекта которого Совмин одобрил еще в июне нынешнего года. Положительный эффект от него, как предвидят эксперты, будет непременно. Документ повысит привлекательность Беларуси на международном финансовом рынке и выступит своеобразной гарантией для инвесторов.

Однако чтобы эффективно применить нормы закона к нашим реалиям, необходимы опыт и знания. Потому Научно-исследовательский экономический институт Минэкономики совместно с ПРООН, Европейской экономической комиссией (ЕЭК) и представительством Европейского союза в Беларуси инициировал проект, который будет содействовать укреплению национального потенциала в области применения механизмов ГЧП в республике.
 
Финансирование проекта, который координирует министр экономики Николай Снопков, осуществляется из средств международной технической помощи ЕЭК ($ 1 млн ) и ПРООН ($ 82 тыс.). Обучать азам партнерства международные эксперты будут два года по трем направлениям: распространение знаний по ГЧП, чтобы все участники имели представление о возможностях и выгодах, совершенствование законодательной и создание институциональной базы, а также разработка механизмов выявления, отбора, проведения тендеров и реализации проектов ГЧП в области инфраструктуры.
 
"Проект направлен на инфраструктурные отрасли производственной и социальной сферы, потому что в республике, впрочем, как и в любой стране, значительный инфраструктурный дефицит. Примером могут служить те же пробки и очереди в поликлиниках, — поясняет докторант Академии управления при Президенте, руководитель проекта ООН по укреплению национального потенциала в области ГЧП в Беларуси Елена Дадеркина. — Если у государства есть один миллион, оно может построить одну дорогу. Но используя этот миллион и дополнительное финансирование, можно построить еще три дороги. Очевидно, что выгоднее привлекать партнеров и решать задачи сообща".
 
Согласно статистике, если государство реализует проект в одиночку, то в срок завершается не более 40% от запланированного. Но как только для возведения зданий или сооружений привлекается партнер из частного сектора, показатель автоматически увеличивается до 85%. То же самое и с финансированием: не всегда одновременно найдется огромная сумма для всех объектов, отчего только треть их доводится до логического завершения. При участии стороннего капитала количество готовых проектов становится больше вдвое. Если взять общеевропейскую тенденцию, то бюджетная экономия, которую получает государство в результате внедрения механизма ГЧП, колеблется в пределах 10-12%. В Германии, которая работает по принципу партнерства власти и бизнеса с 2005 года, сохраняется в казне до 10% средств. Великобритания, начав широкомасштабную реализацию проекта с 1996 года, получила бюджетную экономию порядка 12 %. Опыт России и Казахстана, перенявших инструменты ГЧП в 2005-м, тоже воодушевляет: экономия бюджетных расходов сократилась на 6% и 11% соответственно.
 
"Все будет зависеть от того, насколько высока активность госсектора по привлечению инвестиций, насколько будут созданы определенные условия, чтобы частный сектор сотрудничал в этих проектах. Потому что в итоге государство получает более качественный объект в срок, при этом не увеличивая своих затрат. Частный же партнер обязан в течение длительного периода осуществлять эксплуатацию этого объекта. Так что чем более качественно он строит, тем большую прибыль получает во время всего срока эксплуатации. Поэтому часто говорят, что ГЧП стимулирует частный сектор использовать самые последние инновационные технологии при строительстве инфраструктурных объектов", — рассуждает Елена Дадеркина.
 
Разрабатывать проекты, искать партнеров, консультировать, координировать действия, оценивать эффективность проектов государственно-частного партнерства будут специалисты Национального центра по ГЧП. Оснащение его начнется в январе 2014 года. Первоначально центр будет входить в структуру НИЭИ Минэкономики, а его штат составят пять сотрудников, которые до начала полноценной работы (через 2 года) пройдут обучение в лучших центрах ГЧП в Европе, а также в центре в Женеве, созданном при Департаменте по развитию ГЧП Еврокомиссии.
 
"Сотрудники пройдут очень большой конкурсный отбор исходя из их знаний, квалификации и опыта. Потому что на этом Национальном центре замкнется вся деятельность по развитию ГЧП в Беларуси", — подчеркнула Елена Дадеркина.

Кроме того, предполагается, что от каждого министерства, ответственного за развитие инфраструктуры в республике, а также от Минфина, Госкомитета по имуществу, Банка развития будут назначены по 2 национальных координатора в области сотрудничества государства и частного сектора. К участию в процессе будут подключены и региональные структуры, в распоряжении которых сегодня находится большая доля госсобственности, которая может быть передана бизнесу. Национальные координаторы будут обучаться на специальных тренингах как за границей, так и в Беларуси, куда будут приезжать международные эксперты. Далее избранным предстоит применять знания на практике, то есть уже непосредственно в министерствах генерировать идеи, искать заинтересованных и вести проекты.
 
Помимо этого, появится и школа национальных инструкторов из числа преподавателей вузов, которые будут заниматься просветительской и консультационной деятельностью. И, конечно, курс по ГЧП появится в программе учебных заведений экономического профиля. Сейчас такой курс и практико-ориентированную магистратуру имеет только Академия управления при Президенте. Причем магистратура была открыта задолго до того, как появился сам проект.

"Академия смогла оказаться в тренде событий и начала готовить магистров по этой специальности. У них есть все предпосылки стать национальными координаторами проекта ПРООН и ЕЭК", — считает Елена Дадеркина.
 

Кстати

Европейские эксперты провели оценку национальной готовности к активному внедрению механизмов ГЧП и определили сферы, которые, по их мнению, принесут наибольший эффект для Беларуси. Налаживать партнерские взаимоотношения лучше всего в сфере транспортных услуг и энергетики, а также ЖКХ, здравоохранения и образования (например, участвовать в капитальных ремонтах зданий, строительстве коммуникаций, больниц, поликлиник, детских садов). Однако окончательные приоритеты будут расставлены после разработки национального инфраструктурного плана. 
 

Дружба дружбой, а служба — службой

Как показывает практика, то, что построено с привлечением частного капитала, не всегда значит качественно и в срок. Как же застраховаться от неэффективных частных партнеров?
 
Специалисты поясняют: в начале проект проходит двухэтапный тендерный отбор: по качественным показателям и в процессе переговоров. Немаловажную роль при принятии решения — доверить ли строительство того или иного объекта — играет и кредитная история бизнес-компании. Далее в контракте прописываются права и обязанности сторон — право мониторинга остается за государством.
 
Все страны, реализующие у себя принципы государственно-частного партнерства, имеют систему мониторинга, которая включает в себя опросы населения. Потому что проекты ГЧП преследуют своей конечной целью улучшить условия жизни граждан. По итогам опросов оценивается степень удовлетворенности услугами, которые оказывает частный партнер. Если условия соглашения выполняются ненадлежащим образом, по отработанному механизму происходит его замена.  
-5%
-60%
-10%
-5%
-33%
-15%
-15%
-70%
-40%
-8%
-10%
0070970