1. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  2. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  3. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  4. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  5. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  6. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  7. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  8. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  9. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  10. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  11. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  12. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходило в Беларуси 28 февраля
  13. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  14. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  15. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  16. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  17. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  18. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  19. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  20. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  21. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  22. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  23. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  24. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  25. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  26. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  27. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  28. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  29. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  30. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах


Алексей ТОПОЛЬКО,

На каких инфраструктурных проектах сможет заработать Беларусь? Дополнительные денежные ресурсы для государства и частных инвесторов подсчитывает "Завтра твоей страны".



Автомобильные дороги

Платный проезд для водителей стран, не входящих в Таможенный союз, по сети белорусских дорог протяженностью 860 километров — один из первых инфраструктурных проектов, которые белорусские власти пытаются сделать источниками пополнения казны.

Водители, передвигающиеся по сети платных автодорог Беларуси, в зависимости от допустимой общей массы транспортного средства и количества осей будут платить от 0,04 до 0,12 евро за 1 километр.

Инвестиционное соглашение Беларуси с австрийской компанией Kapsh TrafficCOM AG предполагает создание сети платных дорог общей протяженностью 2074 километра, стоимость инвестиций 267 млн евро. Для сравнения: во Франции — 10 тыс. км платных автострад, в США — 9 тыс. км., в Китае — 34 тыс. километров.

Как долго будет окупаться этот проект? Специалисты считают: сравнительно быстро. До недавних пор платной была только главная трасса страны — "олимпийка" от границы России до Бреста. В 2012 году она принесла в казну около 60 млн долларов.

Аэропорт

Платные автобаны — не единственный "коммерческий проект" в инфраструктурной отрасли Беларуси, которая до недавних пор существовала за счет бюджета.

Сейчас, например, рассматривается возможность сотрудничества с российской компанией AEON Corporation по проекту развития Национального аэропорта Минск. Буквально на прошлой неделе на переговоры по этому вопросу в Минск приезжал глава холдинга Роман Троценко, который встретился с премьер-министром Михаилом Мясниковичем. Бизнесмен владеет аэропортовым холдингом "Новапорт", несколькими речными портами, пароходствами и судостроительными активами и планирует вложить в развитие минского аэропорта не менее 100 млн долларов.

Согласно сообщению пресс-службы правительства Беларуси, "во время встречи рассмотрены вопросы сотрудничества с данными компаниями, возможности привлечения инвестиций в развитие Национального аэропорта Минск, создания на его базе международного транзитного узла между городами России, стран СНГ и странами Европы".

Надо сказать, что белорусские власти уже предпринимали попытки "капитализировать" главные воздушные ворота страны. Одним из инвесторов должна была стать группа компаний с участием "Итеры" и "Внуково". Инвестировать в аэропорт планировал и белорусский бизнесмен Владимир Пефтиев ("БТ Телекоммуникации") вместе с китайским партнером. Но как выразился Александр Лукашенко на встрече с белорусскими депутатами в апреле текущего года, этот вопрос "бездарно затянули".

Порт

В текущем году Беларусь, не имеющая выхода к морю, сделала инвестицию в зарубежную портовую инфраструктуру: "Беларуськалий", собственником ста процентов акций которого является государство, выкупил 30% терминала сухих насыпных грузов "Бирю кровиню терминалас" в Клайпеде.


Впрочем, у Беларуси и раньше были попытки стать собственником портовой инфраструктуры за рубежом. В начале 1990-х годов в терминал Вентспилса инвестировал тот же "Беларуськалий" (вместе с "Уралкалием" и "Сильвинитом"). Это же солигорское предприятие инвестировало и в одну из портовых компаний в украинском Николаеве.

В конце прошлого года было заявлено, что Беларусь, возможно, привлечет инвестора для строительства крупного речного порта. Он может разместиться на Днепре в Брагинском районе, а инвестирует в него турецкая компания "ТДРМ ДЫШ Тиджарет Текстиль Санайи".

Железная дорога

Белорусская железная дорога из действующих инфраструктурных предприятий, несомненно, самая ценная отрасль. Именно поэтому она не приватизируется и не продается, несмотря на давно обозначенный интерес со стороны "Российских железных дорог".

Но белорусское руководство всегда готово поднять капитализацию и эффективность своей железной дороги в совместных проектах. Самый крупный из них — создание транспортно-логистического оператора стран Таможенного союза, "Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК)".

РЖД планируют внести в капитал ОТЛК 50% плюс две акции "Трансконтейнера" и 100% "РЖД логистики", Казахстан — акции "Казтранссервиса" и контейнерные железнодорожные терминалы на станциях Достык и Алтынколь, от Беларуси просят грузовые терминалы на станции Брест и "другие активы". По бизнес-плану РЖД будут владеть 65% ОТЛК, остальные получат по 17,5%. Партнеры российской монополии будут оплачивать свою долю за счет дивидендов от работы ОТЛК.

Водоканалы

Система водоканалов — монополист, который исправно приносит деньги в бюджет, и в еще меньшей степени, с точки зрения государственных интересов, нуждающийся в реорганизации с участием частников. Но лишние деньги не помешают — вот почему правительство и водоканалы охотно принимают участие в международных экологических программах, под которые выделяются реальные деньги.

В частности, в текущем году Беларусь получила грант на 21 млн евро для проекта "Беларусь: экологический инфраструктурный проект — первый этап". Донорами стали Экологическое партнерство Северного измерения, Шведское агентство по сотрудничеству в области международного развития и правительство Финляндии.

Планируется также, что 18,255 млн евро и 25 млн евро выделят Европейский банк реконструкции и развития и Северный инвестиционный банк на канализационные системы. 
-15%
-40%
-30%
-25%
-15%
-15%
-10%
0072356